Обратная связь
|
Портфолио по предмету «Психология развития»
Портфолио предназначено для самостоятельной работы студентов по данному курсу, является зачетной работой (дополнительной к тестовым заданиям). Выполнятся студентами, пропустившими более 40% занятий и не сдавшими тестовые работы (три и более) в оговоренные учебным планом сроки. Допуск до сдачи тестовых работ получается на основании сданного портфолио.
Зачетные работы по темам курса подшиваются в портфолио и предоставляются преподавателю для оценивания.
Оценивается качество работы, полнота представленного материала, оформление, используемые источники (научная и учебная литература, электронные научные издания). За каждое задание присуждается бальная оценка.
Пять – 165-145 балла
Четыре – 144 – 110 баллов
Три – 109 – 40 баллов
Неудовлетворительно – менее 40 баллов
Содержание портфолио (перечень заданий)
№ п\п
| Задание
| Методическое пояснение
| Балл
|
| Проект собственной теории развития по пунктам
| · Основные идеи, какие теории известных авторов служат основанием.
· Что такое развитие в рамках вашей концепции
· Влияние социальных и биологических факторов согласно вашей концепции
· Ведущие понятия вашей концепции
· Ваша периодизация развития (возраст и его описание в вашей концепции)
· Какими методами изучается развитие в вашей концепции
· Выводы об основных идеях вашей концепции
| 0-20
|
| Объяснить поведение человека, используя модель психосексуального развития З.Фрейда
| - Чрезмерно пунктуального и опрятного человека
- Человека склонного к бахвальству и сквернословию
- Человека пытающегося вызвать сочувствие и жалость к себе
| 0-10
|
| Просмотрите книги, периодические издания по психологии последних лет,
выберите работу зарубежного или отечественного психолога, автор которой — приверженец психоаналитического подхода.
| — Прочитайте, обращая внимание на понятийный аппарат.
— Выделите основные исходные установки автора.
— Какие аспекты психического и личностного развития автор считает главными?
— Обозначьте те практические проблемы психического развития, образования и воспитания, которые предлагается решить в контексте психоаналитической теории.
| 0-10
|
| Приведите конкретные примеры, для анализа которых обязательно используйте основные понятия теории социального научения.
| За счет каких механизмов осуществляется влияние средств массовой информации на поведение человека?
| 0-10
|
| Привести пример
| Привести пример задач Пиаже
| 0-10
|
| Привести пример
| Привести примеры на особенности детского мышления по Пиаже
| 0-10
|
| Характеристика и развернутое размышление
| Охарактеризуйте понятие «зона ближайшего развития»; его теоретическое и практическое значение.
| 0-10
|
| Ответить развернуто на вопрос: Эссе
| Каково значение и место психологии развития в системе психологических наук?
| 0-10
|
| Составление кроссворда
| Использовать основные понятия психологии развития, специфические термины теорий развития разных авторов, фамилии авторов
| 0-10
|
| Прочитайте отрывок из книги М. Мид «Культура и мир детства». О каких аспектах психического развития заставляет задуматься приведенный пример?
| «Следующий шаг в овладении морскими навыками делается тогда, когда ребенок начинает править большими каноэ. Рано утром вид деревни оживляется плывущими каноэ, в которых взрослые спокойно сидят на средних скамьях, а малыши трех лет управляют каноэ, в три-четыре раза большими, чем они. ...Медленно, являя миру картину скорее энергичных действий, чем реального движения к цели, каноэ плывет через деревню, плывет среди других каноэ, в команде которых точно так же < состоят такие же малыши. <... > Это часть целой системы, поощряющей ребенка максимально напрягать свои силы. Отец спешит. В этот день у него много работы. Может быть, он собрался в далекое плавание или же хочет устроить важное празднество. Управлять каноэ в лагуне — совсем привычное дело для него, для него это легче, чем ходить. Но для того чтобы маленький ребенок почувствовал себя и нужным, и пригодным для условий сложной морской жизни, отец отсаживается на среднюю скамейку, а маленький лоцман ведет каноэ. И здесь снова вы не услышите резких слов, когда ребенок правит лодкой неуклюже. Отец только не обращает никакого внимания. Зато при первом удачном ударе шеста, направляющем лодку на нужный курс, обязательно последует одобрение.
Этот тип обучения можно оценить по его результатам. Дети манус чувствуют себя в воде, как дома. Они не боятся ее и не смотрят на нее как на что-то сложное и опасное. Требования, предъявляемые к ним, сделали их глаза острыми, реакции быстрыми, а тела умелыми, как у их родителей. Среди них нет пятилетнего ребенка, который не умел бы хорошо плавать. Ребенок манус, который не умел бы плавать, был бы таким же отклонением от нормы, насколько патологичным был бы американский ребенок пяти дет, не умеющий ходить» (Мид М. Культура и мир детства. С. 181-182).
| 0-5
|
| Прочитайте отрывок из работы 3. Фрейда «О психоанализе», выделите в тексте специфические для психоанализа понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
| «Отношение ребенка к своим родителям далеконе свободно от сексуального возбуждения, как это показывают непосредственные наблюдения над детьми и позднейшие психоаналитические изыскания у взрослых. Ребенок рассматривает обоих родителей, особенно одного из них, как объект своих эротических желаний. Обычно ребенок следует в данном случае побуждению со стороны родителей, нежность которых имеет очень ясные, хотя и сдерживаемые в отношении своей цели проявления сексуального чувства. Отец, как правило, предпочитает дочь, мать—сына; ребенок реагирует на это, желая быть на месте отца, если это мальчик, и на месте матери, если это девочка. Чувствования, возникающие при этом между родителями и детьми, а также в зависимости от этих последних между братьями и сестрами, бывают не только положительные, нежные, но и отрицательные, враждебные. Возникающий на этом основании комплекс предопределен к скорому вытеснению, но, тем не менее он производит со стороны бессознательного очень важное и длительное действие. Мы можем высказать предположение, что этот комплекс с его производными является основным комплексом всякого невроза, и мы должны быть готовы встретить его не менее действительным и в других областях душевной жизни. Миф о царе Эдипе, который убивает своего отца и женится на своей матери, представляет собой мало измененное проявление инфантильного желания, против которого впоследствии возникает идея инцеста. В основе создания Шекспиром Гамлета лежит тот же комплекс инцеста, только лучше скрытый.
| 0-5
|
| Какие положения теории бихевиористов доказывают опыты Уотсона?
| В его опытах детям показывался кролик, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Естественно, дети испуганно бросали кролика и начинали плакать. Однако в следующий раз они снова подходили к нему и опять получали удар током, поэтому на третий— четвертый раз у большинства детей появление кролика даже в отдалении от них вызывало страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон старался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку начинали показывать его во время вкусной еды. Наличие этого важного первичного раздражителя было непременным условием формирования новой реакции. В первый момент дети прекращали кушать и начинали плакать, но так как кролик не приближался к ним, оставаясь вдалеке, в конце комнаты, а вкусная еда (например, шоколадка или мороженое) была рядом, дети быстро успокаивались и продолжали есть. После того как дети переставали реагировать плачем на появление в конце комнаты кролика, экспериментатор постепенно придвигал кролика все ближе и ближе к ним, одновременно добавляя вкусных вещей им на тарелку. Постепенно дети переставали обращать на кролика внимание и под конец спокойно реагировали, даже когда он располагался около их тарелки, его на руки и старались накормить чем-то вкусным. Эмоции являются результатом привычек и могут кардинально изменяться в зависимости обстоятельств.
| 0-5
|
| Прочитайте текст, выделите специфические для теории Пиаже понятия, ключевые положения, характерные для этого подхода, обращая внимание на их формулировки.
| «Говоря в общем виде, прогрессирующее уравновешивание между ассимиляцией и аккомодацией является примером фундаментального процесса, осуществляющегося в когнитивном развитии, который может быть представлен в терминах центрации и децентрации. Ассимиляции, характерные для сенсорных и репрезентативных стадий, систематически искажающие реальность, потому что не сопровождаются адекватными аккомодациями, означают, что субъект остается центрированным на своих собственных действиях и на своей точке зрения. С другой стороны, постепенно устанавливающееся равновесие между ассимиляцией и аккомодацией является результатом последовательных децентрации, которые дают субъекту возможность занимать позиции других людей или даже объектов. Первоначально мы упрощенно описали этот процесс с помощью понятий эгоцентризма и социализации. Но это гораздо более общая и фундаментальная особенность познания, присущая всем его формам, поскольку когнитивный процесс не сводится к ассимиляции информации: он влечет за собой процесс систематической децентрации, составляющий необходимое условие самой объективности» (Пиаже Ж. Теория Пиаже // Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. М., 2001. С. 118).
| 0-5
|
| Выскажите свое отношение к цитате, обоснуйте свое мнение
| «Человечество, несомненно, значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, болеенаучное и более совершенными методами».
| 0-10
|
| Составить таблицу «Ведущие теории развития в отечественной психологии»
| Отразить графы:
- Автор и годы жизни
- Направленность теории (например, Теория способностей)
- Основные понятия теории
- Основные идеи
- Минусы теории
| 0-15
|
| Написание реферата
Реферат должен раскрывать заявленную тему и отражать следующие аспекты:
§ Краткое обоснование актуальности вопроса
§ Исторический аспект, взгляды психологов прошлого на проблему, на характеристику возрастного развития.
§ Анализ литературы по проблеме
§ Выводы по теме
| Темы рефератов
· «Психологический аспект влияния культуры на развитие человека»
· «Проблемы периодизации психического развития и их решение (подходы психологов прошлого и современности)»
· «Теория рекапитуляции Стенли Холла»
· «История детства: взгляды на ребенка в различные эпохи»
· «Этнографические исследования детского развития»
· «Первые теории психологии развития в России»
· «Психоаналитическая теория развития»
· «Развитие в аспекте теории научения»
· Психологические взгляды на развитие человека в период Античности.
· Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б.Эльконина.
· Отечественная психология 50-60х годов 20 века (на примере нескольких представителей на выбор – А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, П.Я.Гальперин)
| 0-20
|
Примерный перечень литературы для подготовки:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. 1997
2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. 1996
3. Барулин В.С. Социально-философская антропология. М..1994
4. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.,19^Х
5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М..1994
6. Кон И.С. Психология старшеклассника. М, 1980
7. Кон И.С. Ребенок и общество. М, 1980
8. Кон И.С. В поисках себя. М, 1984
9. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие от рождение до 17 лет. СПб, 1997
11. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка, М., 1997
12. Марцинковская Т.Д. История детской психологии. М., 1998
13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996
14. Психология развития // Под ред. Т.Д.Марцинковской. 2001
15. Столяренко Л.Д. Психология, Ростов-на-Дону, Феникс, 2003
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М. - 2000
17. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студента. М, 1994
|
|