Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 7. Фирма в условиях совершенной конкуренции

7.1. Общая характеристика конкурентного рынка. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы. Правило MR=MC.

7.2. Максимизация прибыли и кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

7.3. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.

7.4. Эффективность конкурентного рынка.

 

Основные термины и понятия

Совершенно конкурентная фирма

Совершенно конкурентный рынок

Фирма-«ценополучатель»

Валовой, средний и предельный доход

Предельное условие

Оптимальный выпуск

Краткосрочная кривая предложения фирмы

Краткосрочная цена прекращения выпуска

Краткосрочная цена безубыточности

Рыночная краткосрочная кривая предложения

Долгосрочная кривая предложения фирмы

Сверхприбыль

Долгосрочная кривая предложения отрасли

Производственная эффективность

Эффективность распределения ресурсов

 

Вопросы для обсуждения

1. Является ли конкурентность рынков необходимым и достаточным условием для обеспечения эффективного равновесия по Парето экономики в целом? Объясните свой ответ.

2. Объясните, как на конкурентном рынке потребители «голосуют своими долларами» при распределении ресурсов.

3. Какую роль играют цены в действии невидимой руки на конкурентных рынках? Что произойдет, если не будет свободного колебания цен? Играет ли какую-нибудь роль то, что современная экономическая система производит тысячи товаров и услуг, имеющих свою цену? Объясните ответ.

4. Что произошло бы в конкурентной экономической системе, если бы MRS для двух товаров была выше MRT для той же пары?

 

Упражнения

1. Фирма планирует выпустить учебник. Средние издержки на производство книги составляют 4 руб. + 4000 руб./Q, где Q - количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 руб. каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности? Поясните ваше решение.



 

2. Предприятие продает свой товар в условиях совершенной конкуренции. На последующий период постоянные издержки запланированы в размере 50000 руб., а переменные издержки в зависимости от объема производства составят:

Объем реализации Q, шт. Переменные издержки VC, руб. Объем реализации Q, шт. Переменные издержки VC, руб.

 

Рыночная цена 100 руб. за штуку.

Произведите расчет TR и ТС, MR и МС и определите наиболее выгодный для предприятия объем реализации, обеспечивающий максимальную прибыль, используя для этого:

а) метод сопоставления валовых показателей (TR и ТС).

б) метод сопоставления предельных показателей (MR и МС).

 

3. Рынок черного хлеба в Москве совершенно конкурентен, а ежедневные спрос и предложение хлеба характеризуется следующими показателями:

 

Цена, руб./шт.……………………………….6
Спрос, млн.шт./день………………………10
Предложение, млн.шт./день……………….3

 

Постройте график спроса и предложения и ответьте на следующие вопросы:

1. Предположим, что из-за сильной инфляции черный хлеб стал относительно дешевым по сравнению с другими сортами и спрос на него увеличился в 1,5 раза. Что произойдет с ценами и объемами реализации черного хлеба в Москве в краткосрочной и долгосрочной перспективе при сохранении издержек на неизменном уровне путем их дотирования со стороны правительства?

2. Как изменятся цены и объем реализации хлеба, если спрос уменьшится на 50% от первоначального уровня?

 

4. Зависимость общих издержек предприятия ТС от объема производства Q характеризуется следующими данными:

 

Q, шт./день………………………….
ТС, руб. .……………………………

1) При какой цене товара предприятие прекратит его производство в долгосрочном периоде? Поясните.

2) Если цена товара равна 6 руб., то какой объем производства выберет предприятие? Поясните.

Тесты

1.Типичная фирма в совершенно конкурентной отрасли:

а) рассматривает рыночную цену продукта как данную;

б) может отчасти, но не полностью контролировать вхождение новых фирм в отрасль;

в) может продать больше продукта, только если снизит цену;

г) продает продукт, уникальный по сравнению с продуктами, которые продают другие фирмы отрасли.

 

2.Равновесный уровень выпуска конкурентной фирмы устанавливается при:

а) МС = АVС; в) МС = АТС; б) МС = Р; г) МС = АFС

 

3.Долгосрочное равновесие для совершенно конкурентной отрасли обеспечивает эффективное распределение ресурсов, что происходит при:

а) Р = LАС = МС; в) Р = МR < МС;

б) Р > LАС = МС; г) Р > МС = LAС.

 

4.Предположим, что некоторая отрасль состоит из 3000 фирм, каждая из них одинаково эффек­тивна, рассчитывается по тем же ценам за факто­ры, отраслевые МС 10-й единицы в месяц равны 10 руб., МС 11-й единицы в месяц равны 12 руб., а 12-й — 16 руб. Если краткосрочные АVС за 10-ю, 11-ю и 12-ю единицы равны 15, 12 и 15 руб. соответственно, а рыночная цена за единицу — 9 руб., то отрасль предложит в месяц единиц:

а) 30 000; в) 36 000;

б) 33 000; г) 0.

 

5.На долгосрочную рыночную кривую предложения для совершенно конкурентной отрасли воздействуют:

а) число фирм в отрасли;

б) цены на факторы;

в) состояние технологии;

г) размер фирм отрасли;

д) все вышеизложенные факторы.

 

6.Какое утверждение неправильное:

а) в долгосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена ниже минимальных LАС;

б) в краткосрочном периоде конкурентная фирма не будет производить, если цена находится между АVС и АТС, поскольку будет иметь убыток

в) в краткосрочном периоде конкурента фирма не будет производить, если цена ниже AVC, так как это приводит к убытку;

г) краткосрочном периоде конкурентная фирма будет производить, если цена выше АТС.

 

7.Когда говорят, что совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем», то имеется в виду, что:

а) фирма получит максимальную прибыль или минимальный убыток, если скорректирует объем выпуска производства, а не цену;

б) фирма будет корректировать объем выпуска, и не будет заботиться об издержках производимой продукции;

в) фирма будет решать, надо ли производить и сколько на основании только издержек производства дополнительной единицы продукции;

 

8.Выпуск для конкурентной фирмы в долгосрочном периоде равен нулю, если:

а) АFСменьше цены при всех уровнях выпуска;

б) LМС и LАС равны;

в) цена и MС равны;

г) цена ниже, чем LАС, при любом объеме выпуска.

 

Тема 8. Фирма в условиях чистой монополии

8.1. Характерные черты монополии. Виды монополий. Барьеры, препятствующие входу в отрасль.

8.2. Кривые спроса и предельного дохода монополиста. Максимизация прибыли.

8.3. Естественная монополия. Ценовая дискриминация.

8.4. Общественная эффективность монополии. Коэффициент Лернера.

 

Основные термины и понятия

Несовершенная конкуренция

Монополия

Предельный доход монополии

Монопольная власть

Монопольная прибыль

Естественная монополия

Ценовая дискриминация

Общественно эффективная цена

Цена, обеспечивающая нормальную прибыль

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему понятия «монопольная прибыль» и «избыточная прибыль» используются как взаимозаменяемые? Как фирма может получать избыточную прибыль, когда предполагается, что основная цель - максимизация прибыли?

2. Что понимается под термином «ценопроизводитель»? Считаете ли вы, что такая фирма действительно устанавливает рыночную цену своей продукции? Объясните ответ.

3. Каково различие между ценой и выпуском в конкурентной отрасли и ценой и выпуском у монополиста? Считаете ли вы наличие монополии на рынке нежелательным явлением в экономике? Объясните ответ.

4. Допустим, что монополист получает нулевую избыточную прибыль и лишь нормальный доход на инвестиции. Является ли такая ситуация желательной? Объясните ответ.

 

Упражнения

1. Укажите для каждого из производителей перечисленных ниже, кем лучше их назвать: конкурентом - К, монополистом - М, монополистическим конкурентом - МК или олигополистом, вписав соответствующую букву в пробел.

А) ____ фермеры, производящие пшеницу;

Б) ____ производители автомобилей;

В) ____ продовольственные розничные магазины;

Г) ____ телефонная сеть;

Д) ____ аптеки;

Е) ____ производители алюминия;

Ж) ____ производители табака;

З) ____ местные коммунальные предприятия;

И) ____ розничные магазины по продаже женской одежды.

 

2. Рисунок иллюстрирует естественную монополию. Отрасль характеризуется снижающимися средними издержками на долгосрочном временном интервале.

а) Какую цену и величину выпуска выберет нерегулируемая монополия, максимизирующая прибыль? б) Чему равны чистые потери для общества, возникающие в результате данного решения? в) Какую прибыль будет получать в этом случае монополия?
Р

 
 

 


F J

Е I N

С R LAC

В

LMC

А M Q

MR N L DD Q

0 G К Р

 

г) Какие параметры цены и выпуска определяют общественно эффективный уровень производства?

д) Если отрасль национализирована, а объем выпуска и цены соответствуют общественно эффективному уровню, то какой размер субсидии необходим этой отрасли?

е) При какой цене и величине выпуска экономическая прибыль естественной монополии равна нулю?

ж) Каковы будут чистые потери для общества, если государство законодательно установит цену для монополиста, равную средним издержкам?

 

3. На рисунке представлены кривые предельного дохода и предельных издержек монополиста.

       
   
а) Отметьте на графике объем выпуска, дающий максимум прибыли. б) Отметьте на графике цену, по которой монополист, будет продавать данный объем продукции. в) Обозначьте на графике площадь, отражающую прибыль монополии.
 
 


С Р

 

МС

АТС

 
 

 

 


МR D выпуск Q

количество

 

г) Как повлияет на поведение монополиста снижение рыночного спроса на его продукцию? Покажите на рисунке.

 

4. Если монополист сталкивается с кривой спро­са, заданной уравнением: P = 30 — (2 х Q), чему равен совокупный доход фирмы (в руб.), когда выпуск равен 10 единицам:

а) 100; в) 170;

б) 25; г) 200.

Тесты

1.Для монополиста с линейной кривой спроса при повышении совокупного дохода, MR:

а) положительный и возрастает;

б) положительный, но сокращается;

в) равен нулю;

г) отрицательный, но приближается к нулю;

д) изменяется иначе, чем сказано выше.

 

2.Монополистическая фирма максимизирует свою прибыль, когда:

а) Р = МС = АС; в) Р > МR= АС;

б) Р > МR= МС; г) Р > МС= АС.

 

3.Если рыночная цена выше АТС, а МR - выше МС, продажа монополистом дополнительной единицы продукции:

а) не оказывает влияния на общую прибыль, но уменьшает разницу между МR. и МC,

б) приводит к сокращению прибыли на сумму, равную издержкам производства дополнительной единицы продукции;

в) сокращает совокупный доход, получаемый фирмой, на сумму, равную Р - АС;

г) повышает прибыль на сумму, равную МR. - МС, и уменьшает разницу между МR и МС.

 

4.Если LАС монополиста превышают рыночную цену, фирма должна:

а) остаться в этой отрасли, так как она получает нормальный доход на свой капитал;

б) остаться в отрасли, даже если ее фиксированные издержки не покрываются;

в) выйти из отрасли и ликвидировать свои активы;

г) отказаться от производства только на время,

 

5.Монопольные, или избыточные, прибыли:

а) не являются издержками, поскольку они не представляют альтернативную стоимость ресурсов, используемых в производстве;

б) не могут быть получены монополистом в долгосрочном периоде, так как при оптимальном выпуске цена должна равняться LАС;

в) необходимы для того, чтобы обеспечить дальнейшее использование капитала в этой отрасли;

г) могут быть получены и конкурентной, и монополистической фирмой в долгосрочном периоде.

 

6.Монополист, максимизирующий прибыль:

а) не будет производить за пределами средней точки своей кривой спроса;

6) будет производить в объеме, при котором ценовая эластичность спроса больше единицы, но уменьшается;

в) не будет производить при отрицательном MR;

г) выпустит столько продукции, что Р > МС = МR

д) будет вести себя так, как сказано выше.

 

7.Что из нижеследующего верно:

а) по сравнению с конкурентной отраслью, долгосрочном равновесии монополист производит продукцию и использует ресурсы более эффективно;

б) при одинаковых спросе и издержках выпуск монополиста и цена его продукции выше, чем в конкурентной отрасли, в условиях долгосрочного равновесия;

в) при одинаковых спросе и издержках конкурентная отрасль в условиях долгосрочного равновесия производит больше продукции по более низкой цене, чем монополист;

г) ничто.

 

 

8.Когда говорят, что на рынке установлена социально оптимальная цена, то:

а) для общества ценность потребления дополнительно производимой единицы продукции выше, чем издержки ее производства;

б) на рынке нет ни избытка, ни дефицита товара;

в) для общества ценность потребления дополнительной единицы продукции равна издержкам ее производства;

г) рынок функционирует таким образом, что каждый потребитель, желающий купить дополнительную единицу продукции, может получить ее по текущей рыночной цене.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.