Прохождения преддипломной практики Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ»
"Утверждаю"
Зав кафедрой _________________
"_____ "________________20_ г.
ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ
Направление подготовки: 37.03.01 - «Психология»
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Казань
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Программа преддипломной практики составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 37.03.01 «Психология» (уровень бакалавриата), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 946 от 07 августа 2014г.
Преддипломная практика является обязательным разделом основной образовательной программы и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Данный вид практики направлен на приобретение обучающимися универсальных компетенций (общенаучных, инструментальных, системных) и профессиональных компетенций (научно-исследовательских; экспертно-диагностических; практических и консультативных; проектно-инновационных; педагогических и просветительских; организационно-управленческих).
Во время прохождения преддипломной практики студенты участвуют в проведении теоретических и экспериментальных исследованиях в выбранной области психологии. Осуществляют сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по темам курсовых и дипломных работ, прикладных исследовательских проектов. Участвуют в реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.
Преддипломная практика проходит в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Места проведения практики определяются на основании договоров с базовыми организациями (учреждениями).
Цели преддипломной практики
Целью преддипломной практики заключаются в решении конкретных задач дипломного проектирования в соответствии с выбранной темой на основе применения теоретических знаний, полученных в период обучения в вузе, и практических навыков, приобретенных за время прохождения предыдущих видов практики.
Задачи преддипломной практики
В ходе проведения преддипломной практики решаются следующие задачи:
- формирование навыков профессиональной коммуникации;
- создание условий для формирования профессионального сознания и мышления;
- закрепление специальных и теоретических знаний, полученных в процессе обучения и их рациональное сочетание с умением решать вопросы, возникающие в практической деятельности;
- включение в реальный трудовой коллектив с определением в нем места, соответствующего профилю получаемой квалификации.
- готовность к активной профессиональной коммуникации: включенность в научную деятельность профессионального сообщества психологов;
- углубление теоретических знаний и закрепление практических навыков проведения психологических исследований, разработки документов нормативно-методического обеспечения системы психологического консультирования, диагностики и коррекции;
- освоение навыков ведения консультативной беседы;
- развитие умений организовать и провести консультацию по результатам психодиагностического обследования, информационное консультирование по запросу, индивидуальную консультацию по проблеме клиента;
- развитие самостоятельности и ответственности при решении практических задач.
Место преддипломной практики в структуре ООП
Преддипломная практика является обязательным разделом ООП по направлению подготовки 37.03.01 - Психология.
Преддипломная практика представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на овладение основными компетенциями, позволяющими осуществлять решение теоретических задач в различных научных и научно-практических бластях профессиональной деятельности. Согласно ФГОС ВО, область профессиональной деятельности бакалавров психологии включает решение комплексных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.
Преддипломная практика базируется на освоении таких дисциплин как «Общая психология», «Психодиагностика», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психологическое консультирование», «Социальная психология», «Экспериментальная психология», «Практикум по психодиагностике», «Методологические основы психологии», Математические методы психологии» и т.д.
Организация преддипломной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
4. Формы проведения преддипломной практики
Формы проведения преддипломной практики определяются с учетом темы дипломной работы студента. Может быть как камеральной, так и полевой.
Место и время проведения преддипломной практики
Преддипломная практика может быть организована на базе коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий), учреждений системы образования, здравоохранения, управления социальной помощи населению, организаций (учреждений) с различными формами собственности, в работе которых по штату имеется практический психолог.
База практики определяется институтом по согласованию со студентом с учетом необходимости выполнения программы практики. Студенты могут самостоятельно осуществить поиск мест практики. В этом случае студенты предоставляют на кафедру не позднее, чем за три недели до начала учебной практики, ходатайство (согласие) организации о предоставлении места прохождения практики с указанием срока ее проведения. Ходатайство должно быть заверено подписью руководителя организации и печатью.
Время прохождения практики определяется учебным планом, составленным на основе ФГОС ВО с учетом теоретической подготовленности студентов и в соответствии с годовым календарным учебным графиком.
Преддипломная практика проводится в одной из организаций, определенных деканом факультета на основе договоров, заключенных с базовыми организациями.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате
прохождения преддипломной практики
В ходе прохождения преддипломной практики должны быть сформированы следующие компетенции:
-способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);
-способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
-способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
-способность к отбору и применению психодиагностических методик, адекватным целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретацией (ПК-2);
-способностью к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);
-способностью к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5);
-способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);
-способностью к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-7);
-способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-8);
-способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);
-способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);
-способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);
-способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13);
-способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-14).
В результате прохождения преддипломной практики студент должен:
Знать:
-основные требования к психодиагностическим методикам;
-этические нормы психодиагноста;
-психометрические основы психодиагностики;
-основные типы планирования эмпирического исследования;
-современные походы к организации психологического эксперимента.
Уметь:
-ориентироваться в особенностях специфики работы различных психологических служб организаций (учреждений);
-осуществлять диагностику общих и специальных способностей, индивидуальных свойств личности, интересов и склонностей, межличностных отношений, мотивационно - потребностную сферу;
-формировать психологическое заключение по результатам диагностики;
-формулировать проблемы и гипотезы, генерировать теоретический контекст конкретных исследований, определять параметры и ресурсы для психологических исследований, описывать методологию психологических исследований, планировать и проводить исследование.
Владеть:
-навыками самостоятельной работы с психологической и методической литературой, нормативными документами психолога;
-навыками заполнения отчетной документации психолога;
-навыками самостоятельной работы по обработке и интерпретации полученных данных;
-навыками составления коррекционных программ.
7. Структура и содержание преддипломной практики
Общая трудоемкость преддипломной практики составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
|