Место и время проведения преддипломной практики Содержание
Введение. 4
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.. 4
2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5
3.Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучающегося:…………..….6
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 6
5. Формы проведения учебной практики………………………………………………...…..7
6. Место и время проведения учебной практики………………………………………....…7
7. Содержание практики ……………………………………………………………………..14
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………………………………….….……..10
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………….. 17
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплин..…….......………19
Введение
Преддипломная практика является органической частью учебного процесса, включена в структуру производственной практики и служит целям закрепления и углубления теоретических знаний, приобретения навыков и опыта самостоятельной научно-исследовательской работы обучающихся.
Организация и проведение практики регламентируются Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО),Приказом Министерства образования и науки РФ № 1383 от 27.11. 2015 года,ОП ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология и концепцией Университета РАО.
Сроки и содержание практики определяются учебными планами и программами, а также Положением о практике студентов Университета РАО. Продолжительность преддипломной практики составляет 2/3 недели и составляет 36 часов. Обучающиеся проходят практику в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса вуза в течение учебного года; студенты очной формы обучения – с отрывом от учебы, заочной формы обучения – в межсессионный период. Обучающиеся проходят преддипломную практику в качестве помощников психолога.
Виды и способы проведения учебной практики: стационарный.
Форма проведения практики – дискретная.
Преддипломная практика является обязательной и проводится для выполнения научно исследовательской работы, завершается написанием выпускной квалификационной работы и.
1. Цели и задачи дисциплины
Цели преддипломной практики:
Основной целью преддипломной практики является проведение научно-исследовательской работы и написание выпускной квалификационной работы; а также: приобретение, отработка и закрепление знаний, умений и навыков профессиональной психологической деятельности в условиях реальной психологической службы образовательного учреждения (или другого базового предприятия, организации или учреждения), полученных в ходе изучения теоретических курсов и прохождения производственной практики.
На практике будущий психолог овладеет в достаточной мере группой знаний, умений и навыков, сформирует компетенции, обеспечивающие достаточный профессионализм деятельности, способностью адекватно применять приемы и методы психологической работы в каждой конкретной ситуации, провести эмпирическое или экспериментальное исследование, положенное в основу научно-исследовательской и квалификационной работы.
Задачи преддипломной практики:
- овладение методологией организации и проведения научно-исследовательской работы в психологии;
- овладение основными методами и приемами научно-исследовательской работы;
- формирование умений и компетенций самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу.
- определить тему своей выпускной квалификационной работы.
- приобрести практические навыки психологического и профессионального консультирования в социально-педагогической (социально-экономической) сфере, оказания психологической помощи и поддержки.
- получить представление и приобрести навыки практической деятельности научно-исследовательской работы.
- отработать навыки психологической помощи в организации административной, управленческой деятельности.
- закрепить на практике теоретические знания, полученные по программе подготовки Психология.
В соответствии с ФГОС ВО преддипломная практика является обязательным видом учебных занятий основной образовательной программы по направлению Психология. Она непосредственно ориентирована на овладение бакалаврами научно-исследовательской деятельностью.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина Б2.П.2 «Преддипломная практика» включена в базовую часть дисциплин учебного плана Б2 П (производственная практика, преддипломная практика). Дисциплина «Преддипломная практика» базируется на знаниях по дисциплинам психологического и педагогического базового и вариативного цикла дисциплин: введение в научное исследование, психодиагностика, практикум по психодиагностике, общий психологический практикум, дифференциальная психологии, математические методы в психологии, психология развития и возрастная психология, социальная психология, специальная психологии, основы клинической психологии, психология семьи и семейных отношений, основы консультативной психологии, организационная психология и др. Научно-исследовательская база преддипломной практики – предшествующее написание курсовой работы.
Преддипломная практика создает базу для формирования компетентностей, необходимых для научно-исследовательской работы, написанию выпускной квалификационной работы.
НИР обучающихся реализуется в рамках производственной практики на завершающем семестре обучения и продолжается в рамках преддипломной практики.
- Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента
Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в ходе прохождения преддипломной практики, должен обладать компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:
Таблица 1
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Профессиональные компетенции
| ПК-6
| Способность к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности
| ПК-7
| способность к участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии
| ПК-8
| способность к проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии
| ПК-9
| способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей сограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях
|
Для освоения программы преддипломной практики необходимо наличие у обучающихся следующих сформированных знаний, умений и навыков:
Знать:
- методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов;
- психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики;
- базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь:
- использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач;
- обрабатывать, анализировать и представлять данные исследований с помощью математико-статистического аппарата;
- профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека;
- составлять отчет о результатах исследования, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями;
- планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.
Владеть:
- эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования;
- необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
- навыками написания научно-исследовательских работ.
4 Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1 Объем дисциплины П2.П.2
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица, 36 часов.
Продолжительность практики – 2/3 недели.
Обучающиеся проходят преддипломную практику на 8 семестре.
Таблица 3
Вид учебной работы
| Всего часов
| Форма обучения :очная, заочная
| 4 курс
|
|
|
|
| Объем дисциплины (всего)
|
|
| | | | Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
| Зачет с оценкой
|
|
|
| Общая трудоемкость час
……………………………………………недель
ЗЕТ.
|
|
| | | | 2/3
| 2/3
| | | |
|
|
|
|
| 4.2 Разделы дисциплин и виды занятий
Очная форма обучения (4 года), заочная форма обучения (4,5 года)
Таблица 3
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
|
| 1 этап
| Анализ и подготовка эмпирических (экспериментальных) материалов, собранных в ходе предшествующей производственной практики, для написания выпускной квалификационной работы (ВКР). Написание ВКР и предоставление её в установленные сроки в деканат университета.
|
|
| | Итого:
|
|
Содержание практики
5.1 Содержание разделов дисциплины
Научно-исследовательская работа бакалавров организована в виде консультаций, проводимых научным руководителем НИР, и самостоятельной работы выпускников.. Руководитель должен ознакомить обучающихся с методологией проведения научно-исследовательской работы по направлению «Психология», сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении эмпирического исследования, дать представления о методах научного познания в психологии. Затем студенты знакомятся с актуальными темами исследований в области психологии и основными направлениями работы кафедры. Далее им предоставляется перечень тем для исследований.
Совместно с руководителем НИР выпускник составляет план работы, который впоследствии согласовывается с научным руководителем выпускной квалификационной работы и утверждается им.
Осуществление плана научно-исследовательской работы (формулировка целей и задач, обоснование НИР, реферирование научных трудов, проведение эмпирического исследования и т.д.) находится под контролем руководителя НИР и согласовывается с научным руководителем ВКР.
Содержаниепрактики устанавливается исходя из квалификационных характеристик с учетом профилизации обучаемых и в тесной связи с темой ВКР.
Виды выполнения и контроля научно-исследовательской работы:
- планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования;
- проведение научно-исследовательской работы;
- обсуждение хода работы на сопровождающем научно-исследовательскую работу семинаре, корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
- составление отчета о научно-исследовательской работе;
- публичная защита выполненной работы.
Этапы НИР в рамках преддипломной практики:
Раздел 1.Анализ и подготовка материалов практики для отчета. Составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки в деканат университета.
Раздел 2. Защита отчета практики на итоговой конференции.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы являются обоснование темы, а также обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения и защиты НИР должно проводиться широкое обсуждение ее результатов учебными структурами вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся.
Формой аттестации по преддипломной практике, включающей НИР, является дифференцированный зачет, который выставляется по результатам работы за весь период ее выполнения.
5.2 Отчетная документация студентов:
Основной отчетной документацией студентов о прохождении производственной практики являются ВКР студента-практиканта. Настоящие документы, после заполнения, утверждаются руководителем группы практики от кафедры и заверяются подписью руководителя практики от организации. Защита отчетной документации проводится на дифференцированном зачете.
Написание отчета практики: конечным этапом прохождения практики является написание отчета о практике, включающего анализ экспериментальных данных, оформленных в виде параграфа в выпускной квалификационной работе.
Место и время проведения преддипломной практики
Преддипломная практика бакалавров-психологов производится на кафедрах, в научно-исследовательских лабораториях, НИИ, предприятиях, организациях и учреждениях, профиль работы которых соответствует будущей профессиональной деятельности выпускника.
Научно-исследовательская работа в рамках преддипломной практики осуществляется на базе гуманитарного факультета Челябинского филиала НОУ ВПО УРАО или на основе договора от организации, готовой принять выпускников для реализации ими научно- исследовательских целей и задач.
При определении мест прохождения практики обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами учитываются рекомендации, содержащиеся в заключении психолого-медико-педагогической комиссии, или рекомендации медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.
При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером ограничений здоровья, а также с учетом характера труда и выполняемых трудовых функций.
Формы проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
Время проведения практики определяется утвержденным графиком учебного процесса : на очной форме обучения – стационарно, с отрывом от учебы; на заочной – стационарно- в межсессионный период.
|