Занятие 6 «Не хочу манной каши»
Цели:
Очень важно, чтобы дети научились отстаивать свои интересы перед взрослыми. К такого рода интересам относится право выбора еды, одежды, причёски. При этом важно, чтобы дети сообщали о своих желаниях тактично, особенно если у них не очень уверенные в себе родители. Эта игра даёт возможность поучится выражать свои желания вежливо и в то же время решительно.
Инструкция:
Разделитесь на пары. Я предлагаю вам сыграть в небольшую ролевую игру. Один из вас будет мамой или папой, а другой – ребёнком. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребёнок что-нибудь поел. А ребёнок это блюдо терпеть не может. Разыграйте, пожалуйста, два варианта разговора. В одном случае пусть ребёнок по-настоящему разозлит родителей, а во втором покажите, что ребёнок говорит с родителями настолько удачно, что они готовы ему уступить.
Анализ:
Каким образом ты можешь разозлить родителей так, чтобы они ещё больше захотели всё за тебя решать?
Каким образом ты можешь так поговорить с родителями, чтобы они были готовы тебе уступить?
В каких вопросах дети должны иметь право самим принимать решение?
Тест «Круг».
Для начала проведем маленький тест. Нарисуйте в тетради круг. В любом месте нарисуйте прямую линию (черту)
Интерпретация:
1) Черта «врезалась» в круг – вы часто ссоритесь, не думаете о чувствах другого, но зато вы, может, не держите камня за пазухой.
2) Черта на некотором расстоянии от круга – вы боитесь выяснять отношения, предпочитаете терпеть или затаивать обиду, поэтому вас воспринимают как неконфликтного человека.
3) Черта касается окружности – вы тактичный собеседник, чувствующий «границы».
Вывод: многим надо учиться общаться, быть более терпимым к своим друзьям родным.
Занятие 7 «ПУЛЬС»
До начала выполнения задания необходимо научить участников измерять собственный пульс: «Найдите место на запястье, где лучше всего чувствуется биение пульса. Когда я скажу "считайте", начинайте считать число биений. Через 15 секунд я дам команду "стоп". Число биений, которое вы сосчитали, умножьте на 4 и запишите. Это и есть частота вашего пульса».
Участникам предлагается: 1) закрыть глаза и представить себе ситуацию, в которой они испытали большую радость. Через минуту ведущий предлагает измерить пульс еще раз и записать полученное число ударов; 2) представить себе ситуации, в которых они испугались, разозлились, почувствовали себя смущенными. Каждый раз замеры частоты пульса записываются. Между каждым этапом следует провести релаксационную паузу: «Расслабьтесь, вы полностью расслаблены, вы успокаиваетесь, вы спокойны». Релаксационная пауза каждый раз должна занимать не меньше минуты.
Занятие 7 «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»
У каждого из нас свое восприятие различных предметов или явлений. Например, кто-то, услышав слово «море», представляет себе пароход, а другой представляет пляж. Это называется ассоциативное восприятие. Оно зависит от опыта, от характера, от интересов.
После данного разъяснения новый термин заносится участниками в тетрадь. (Карандаши, краски или цветные фломастеры готовятся до начала занятия.)
Запишите слова, которым вам нужно будет дать ассоциативное толкование в виде рисунка. На каждый рисунок отводится одна минута: ДОМ, ВОЗМЕЗДИЕ, РАБОТА, ДРУЖБА, УЖАС, АБРАКАДАБРА, СЕМЬЯ.
Попытайтесь в рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из этих слов.
После того как рисунки закончены, ведущий дает участникам следующую инструкцию.
Поменяйтесь рисунками с соседом. Посмотрите их и сравните со своими.
Считается, что по рисункам человека можно многое сказать о его характере. Попробуем по рисункам составить психологический портрет их автора. Это очень трудное упражнение, но я вам немного подскажу.
При составлении психологического портрета учтите, что:
У похожих людей и рисунки чем-то похожи.
Если рисунки крупные, конкретные и ясные по смыслу, то у их автора натура практичная, надежная, основательная, этот человек явно не склонен к фантазии.
Если рисунки похожи на математические символы, но конкретные и ясные по смыслу, то тот, кто их рисовал, логичен, умеет управлять собой, но может быть несколько суховат.
Если в рисунках много фантазии и оригинальности, это говорит о творческих способностях, но и трудностях в обыденной жизни. Вы ведь знаете, как трудно жить фантазерам.
Сейчас мы с вами проведем небольшой конкурс на лучший психологический портрет. Каждый из вас попробует по рисункам составить психологический портрет соседа, а тот по десятибалльной шкале будет оценивать истинность описания. 10 баллов - 100 % совпадений.
Во время выполнения задания ведущий фиксирует получаемые баллы, чтобы по окончании работы предложить тем, кто получит наивысший балл, поделиться своей системой трактовки рисунков. После того как подведены итоги, ведущий переходит к следующему этапу упражнения.
Теперь, когда у нас есть опыт составления психологического портрета, запишите новые слова: УЧЕБА, РАЗВЛЕЧЕНИЕ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, БОГ, ОТДЫХ, МЕЧТА.
Помните, что своими рисунками вы будете меняться уже с другим соседом. Далее работа по рисункам идет так, как описано выше. После завершения работы следует обсуждение:
Легко ли было составлять психологические портреты? Почему?
Что они испытывали, когда воспринимали свой портрет?
Занятие 8 «ЧТО Я ЗНАЮ О СЕБЕ»
В тетради учащиеся чертят таблицу из четырех пронумерованных столбцов.
В процессе выполнения упражнения ведущий четыре раза инструктирует участников (после каждой инструкции дается время на ее выполнение):
1. В столбике № 1 вы перечисляете все, что вы умеете, постарайтесь вспомнить все самое важное.
2. В столбике № 3 вы перечисляете все, что не умеете.
3. В столбике № 1 вы уже написали все, что умеете. Но что-то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других, и запишите в столбик № 2.
4. Напишите в столбик № 4, чему бы вы хотели научиться.
После заполнения столбика № 2 выясняется, что у большинства участников в нем получилось пунктов меньше, чем в столбике № 1. Почему? В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не всё о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить свое умение - попробовать научить «другого». В столбике № 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике № 3, .потому что и то, чего мы делать не умеем, мы тоже не всегда четко осознаем.
Естественно, у детей этот феномен проявляется очень сильно.
Перед тем как начать окончательную дискуссию по содержанию выполненной работы, ведущий может попросить участников по очереди прочитать содержание 4-го столбика, чтобы сразу выяснить, нет ли в аудитории кого-нибудь, кто мог бы поделиться своими умениями с теми, кто осознает их недостаток.
Общий вывод после выполнения упражнения формулируется в результате короткой дискуссии: «Для того чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».
«Что я знаю о себе.»(в начале работы)
Что я умею
| Что не умею
| Чему я могу научить других
| Чему я хотел бы научиться
| Рисовать
| Не могу готовить
| Рисовать
| Хорошо писать
| Разговаривать
| Хорошо писать
|
| Сдерживать себя
| Работать по дому и на огороде
|
|
| Не отвлекаться
| Люблю ругаться
|
|
| Не кричать
| Обожаю ворчать
|
|
| Не ругаться
|
«Что я знаю о себе.» (после проведения коррекционной работы)
Что я умею
| Что не умею
| Чему я могу научить других
| Чему я хотел бы научиться
| Рисовать
| Не могу готовить
| Рисовать
| Хорошо писать
| Разговаривать
| Хорошо писать
| Работать по дому и на огороде
|
| Работать по дому и на огороде
|
|
| Не отвлекаться
| Сдерживать себя
|
|
|
| Не кричать
|
|
|
|
|