Обратная связь
|
Результаты освоения программы производственной практики по профилю специальности Министерство общего и профессонального образования Свердловской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»
Утверждаю:
Директор ______Е. С. Макарова
«____»_________________2014 г.
Приказ № 571/К от 19.09. 2014 г.
ПРОГРАММА
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА»
Екатеринбург,
Программа производственной практики «Психолого-педагогическая практика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.01 Дошкольное образование (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «05» ноября 2009 г. № 535). Укрупненная группа специальностей 050000 «Образование и педагогика (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.09.2009 г. № 355 «Об утверждении Перечня специальностей среднего профессионального образования»).
Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж»
Разработчики:
Афанасьева Галина Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж», г. Екатеринбург
Медведева Татьяна Вадимовна, преподаватель, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж», г. Екатеринбург
Рецензент:
Рассмотрена на заседании Методического совета ГБПОУ СО «Свердловский областной музыкально-эстетический педагогический колледж», протокол № _________ «___» мая 2016 г.
Пояснительная записка
Производственная психолого-педагогическая практика является составной частью профессионального модуля:
ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;
Требования к содержанию практики регламентированы:
- федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения по специальности 44.02.01 Дошкольное образование;
- учебными планами специальности 44.02.01 Дошкольное образование;
По профессиональному модулю ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей учебным планом предусмотрена производственная психолого-педагогическая практика.
Производственная психолого-педагогическая практика направлена на формирование у студентов умений, приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.
Данный вид практики проводится в дошкольных образовательных организациях или в домашних условиях. Прохождение практики подтверждается отчетом.
Психолого-педагогическая практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности - воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях разного вида и в домашних условиях.
Студенты, успешно прошедшие психолого-педагогическую практику, получают «дифференцированный зачет» и допускаются к экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю.
Программа практики определяет цели и задачи, а также конкретное содержание заданий по практике, особенности организации и порядок прохождения психолого-педагогической практики, а также содержат требования к подготовке отчета по практике и образцы оформления его различных разделов.
Форма организации производственной психолого-педагогическойпрактики: концентрировано в объёме 36 часов.
Цели и задачи программы производственной практики.
Производственная психолого-педагогическая практика является составной частью образовательного процесса по специальности 44.02.01 Дошкольное образование и имеет важное значение при формировании вида профессиональной деятельности - воспитание и обучение детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях разного вида и в домашних условиях.
Цели практики: формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта практической работы по специальности:
− организации собственной деятельности, определения методов решения профессиональных задач;
− планирования исследовательской и игровой деятельности;
− участия в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
− анализа и самоанализа процесса и результата организации собственной деятельности и деятельности детей и оценка её эффективности;
− анализа планов и организации мероприятий по программам дошкольного образования детей, разработки предложений по их совершенствованию;
− ведения документации, обеспечивающей образовательный процесс.
результаты освоения программы производственной практики по профилю специальности
Результатом производственной практики является освоение обучающимися профессиональных и общих компетенций в рамках модулей ОПОП СПО
1. Формирование профессиональных компетенций (ПК)
Название ПК
| Результат должен найти отражение
| ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
| Индивидуальный и календарный план деятельности.
План реализации игровой деятельности.
| ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
| Оценочная ведомость сформированности компетенций.
Анализ и самоанализ собственной деятельности.
Отчет по практике.
Отзыв руководителя образовательной организации.
| ПК 2.4. Организовывать общение детей.
| ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование).
| ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
| Устный и письменный анализ, оценочная ведомость сформированности компетенций.
| ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
| Отчетная документация: оценочная ведомость, дневник практики, отчет по практике.
Характеристика ребенка.
| ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.
|
2. Формирование общих компетенций (ОК)
Название ОК
| Результат должен найти отражение
| ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
| Отношение к деятельности.
| ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| Организация и проведение деятельности вне занятий.
| ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
| Организация и проведение деятельности вне занятий. Анализ деятельности.
| ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
| Индивидуальный и календарный план деятельности.
Конспект занятия.
| ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
| Конспект занятия, организация и проведение занятий.
| ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
| Организация и проведение деятельности вне занятий.
| ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
| Планирование, организация и проведение занятий. Динамика учебно-профессиональных достижений.
| ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).
| Процесс взаимодействия с детьми.
| ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
| Планирование и осуществление учебно-профессиональной деятельности
|
СТРУКТУРА (ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН) И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план производственной практики.
Код
ПК
| Код и наименования ПМ,
код и наименование МДК
| Кол-во
часов
| Виды работ
| Кол-во часов по
темам
|
|
|
|
|
| ПК 2.1 – 2.5, 2.7
ПК 5.4, 5.5
ОК 1-5, 7, 9-11
| ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
|
| Участие в установочной конференции по организации и проведению производственной практики.
|
| Подготовка и организация практики
Организация и анализ деятельности:
· Проведение исследования личности ребенка дошкольного возраста;
· Организация игровой деятельности дошкольников.
|
| Самостоятельная работа по самоанализу результатов практики, подготовке и представлению отчетной документации.
Участие в итоговой конференции по учебной практике.
|
| Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета
| | | ВСЕГО часов
|
| | |
Содержание производственной практики.
Наименование
ПМ, МДК
и тем производственной практики
| Содержание
учебного материала
| Объем часов
( с указанием их распределения по семестрам)
| Уровень освоения
|
|
|
|
| ПМ.02. Организация различных видов деятельности и общения детей
| 36 часов
3 семестр
| | Тема 1.
«Особенности организации и содержание практики»
| Установочная конференция (инструктивный сбор). Знакомство с целями и задачами производственной практики в рамках требований к подготовке специалистов.
Виды деятельности студентов на практике. Обязанности практиканта.
Требования к ведению документации. Заполнение дневника практики.
Планирование деятельности на период производственной практики: составление индивидуального перспективного плана.
Работа с литературой и другими источниками информации с целью определения особенностей проведения педагогического исследования в рамках производственной практики.
|
| 1-2
| Тема 2.
«Подготовка и организация практики»
| Знакомство с особенностями организации и содержанием практики. Подбор и анализ литературы.
Подбор методик и методических приемов работы с дошкольниками для составления комплексного психолого-педагогического портрета ребенка.
Планирование деятельности. Постановка задач на очередной день практики.
Проведение учебно-исследовательской деятельности (психолого-педагогическая диагностика ребенка). Анализ выполненной деятельности. Определение задач на следующий день практики.
|
|
| Тема 3.
«Организация и анализ деятельности»
· Проведение исследования личности ребенка дошкольного возраста;
· Организация игровой деятельности дошкольников
| · ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ.
Изучение физического состояния ребенка, условий его развития
· и воспитания:
Сбор информации о физическом и социальном развитии дошкольника, условиях его развития и воспитания:
- использование диагностических методик (анкетирование, беседы, анализ продуктов деятельности – рисунков, творческих работ и пр.);
- наблюдение за ребенком в процессе его общения со сверстниками в непосредственной образовательной деятельности, деятельности в режимных моментах, самостоятельной деятельности;
- беседа с родителями и медицинским работником.
Изучение межличностных отношений ребенка:
Изучение особенностей внутригрупповых отношений:
- межличностных отношений детского сообщества; общения дошкольников: наблюдение, опрос, беседы, социометрия - («Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»; «Выбор в действии» и др.);
- место ребенка в группе детей.
Изучение эмоционально-волевой и личностной сферы:
Изучение самооценки, темперамента и личностных особенностей ребёнка: наблюдение, проективные методики, опрос – («Запомни и воспроизведи рисунок», «Выбери нужное лицо», «Какой Я?», «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Методика диагностики самооценки» /Т.В. Дембо, С.Я Рубинштейн/)
|
|
| ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ.
Изучение особенностей познавательных процессов дошкольника:
Использование методов и обработка результатов изучения познавательных процессов школьника:
1. Методы диагностики восприятия: «Чего не хватает на этих рисунках?», «Узнай, кто это?», «Какие предметы спрятаны в рисунках?», «Чем залатать коврик?».
2. Методы диагностики внимания: «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки».
3. Методы диагностики воображения: «Придумай рассказ», «Нарисуй что-нибудь», «Придумай игру».
4. Методы диагностики памяти: «Узнай фигуру», «Запомни рисунки», «Запомни цифры», «Выучи слова».
5. Методы диагностики мышления:
5.1. Методики для оценки образно-логического мышления: «Нелепицы», «Времена года», «Что здесь лишнее», «Кому чего не достает?», «Раздели на группы».
5.2. Методики для оценки наглядно-действенного мышления: «Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Воспроизведи рисунки», «Вырежь фигуры».
6. Методы диагностики речи: «Назови слова», «Расскажи по картинке».
|
| - Определение стратегии организации психолого-педагогической работы с детьми: отбор, анализ и систематизация игр и игровых упражнений, направленных на развитие психических познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка, с учетом особенностей их развития.
- Проведение игр и игровых упражнений с детьми.
- Определение динамики развития ребенка.
|
| Тема 4. «Подведение итогов практики»
| Обобщение результатов психолого-педагогической деятельности.
Подготовка отчетной документации: дневник практики, методические материалы (подбор диагностических методик, конспекты занятий, коллективных дел, творческие работы и т.п.); психолого-педагогическая характеристика школьника, отчет по практике.
Участие в итоговом "круглом столе" по итогам практики.
|
| 2-3
| | Всего
|
|
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
|
|