Семинар 8. Развитие экспериментальной и прикладной психологии в Англии, во Франции, в Германии, США и России на рубеже XIХ-ХХ веков. Вопросы для повторения
1.Разработка проблемы индивидуальных различий Ф. Гальтоном и А. Бинэ.
2.Первые тесты и шкалы умственного развития.
3.Исследования природы гипнотизма во французской психиатрии.
4.Концепция рекапитуляции развития психики Ст. Холла.
5.Развитие отраслей психологии в начале ХХ века.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Общая характеристика развития экспериментальной психологии в конце XIX – начале XX века.
2. Проблемы диагностики интеллектуальных способностей, развитие метода тестов.
3. Сравнительный анализ развития экспериментальной и прикладной психологии в конце XIX – начале XX века в разных странах (с опорой на подготовленную таблицу).
Темы докладов:
1. Т. Рибо и П. Жанэ о социальной обусловленности психики.
2. Разработка клинического наблюдения и использования «патологического материала» в трудах французских ученых (в конце XIX – начале XX века.).
3. Экспериментальные исследования памяти Г. Эббингауза и Г. Мюллера.
4. Экспериментальные исследования мышления (О. Кюльпе, О. Зельц, Вюрцбургская школа).
5. Первые экспериментальные психологические исследования в России (Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерев, Г.И. Челпанов).
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 3. - М., 2004.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.97-102.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 154-162, 218-223. Гл. 8
Дополнительная
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 199-202, 234-240. С. 213-222, 279-288.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 7-18, 100-109. С.25-34, 81-99, 340-347.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 254-257, 262-274, 314-321
Неделя VIII. 29.03.2016
Лекция 4.
Тема 7. Гештальтпсихология.
Предпосылки появления гештальтпсихологии. Понятие «гештальт». «Триумвират» гештальтпсихологии – М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келер. Понимание предмета, методов и задач психологии. Исследования восприятия и мышления. «Теория поля» К. Левина, экспериментальные исследования личности. Влияние гештальтпсихологии на дальнейшее развитие психологии.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.5, гл. 3. Разд.6, гл. 1-3. - М., 2004.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 291-436.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 101-182.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.100-106.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – С. 154-162, 218-223. Гл. 10,11.
Дополнительная
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 199-202, С. 213-222, 234-240, 279-288, С. 291-318, С. 318-336.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 8.– М., 1994.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 252-266, С. 326-373.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 7-18, 100-109. С.25-34, 81-99, 340-347, 45-50, 233-240.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 9.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 262-274. С. 254-257, 314-321. С. 334-352, С. 352-366.
Неделя IX. 4-5.04.2016
Семинар 9.
ТЕКУЩАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА – на семинарском занятии № 9
Аттестация проводится в форме контрольной работы. Контрольная работа состоит из двух частей: 1) тест из 10 вопросов (до 5 баллов); 2) 4 «открытых» вопроса, требующие развернутых ответов (до 10 баллов).
К аттестационной работе необходимо повторить материалы лекций, практических занятий, рекомендованной литературы, выполненные практические задания по темам 1-8 семинаров.
Неделя X. 11-12.04.2016
Семинар 10.
РАЗБОР РЕЗУЛЬТАТОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Неделя X. 12.04.2016
Лекция 5.
Тема 8. Возникновение и развитие психоанализа.
Формирование понятия «бессознательное» в истории философии и психологии. Биография З. Фрейда и его путь к созданию психоанализа. Основные понятия и методы классического психоанализа. Влияние идей З. Фрейда на развитие современной психологии. «Рассеянный» психоанализ. Индивидуальная психология А. Адлера. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Неофрейдизм (Э. Фромм, К. Хорни). Эго-психология (А. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Берн). Современный психоанализ и психоаналитически ориентированная психотерапия.
Практическое задание
1. Составить сравнительную таблицу основных психологических школ, возникших в период открытого кризиса в психологии (семинар 13) – 2-3 мая 2016г.
| Бихевиоризм
| Гештальтпсихология
| Психоанализ
| Основные представители
|
|
|
| Место и время возникновения
|
|
|
| Предмет изучения
|
|
|
| Методы исследования
|
|
|
| Новые понятия, введенные в науку
|
|
|
| Понимание сущности человека
|
|
|
| Влияние на психологическую науку и практику
|
|
|
|
2. Подготовится к дискуссии (по мини-группам) между представителями различных психологических школ, возникших в период открытого кризиса в психологии (семинар 15) – 16-17 мая 2016г.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.6, гл. 4. - М., 2004.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 260-343.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.106-109.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 13.
Дополнительная
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 338-382.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 272-324.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 110-174, 444-457, 501-512.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 14.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 366-386.
Неделя XI. 18-19.04.2016г.
Семинар 11. Открытый кризис в психологии. Основные линии развития бихевиоризма.
Вопросы для повторения
- Основные причины, содержание и последствия кризиса в психологии.
- Представления о предмете и методе психологии в классическом бихевиоризме.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Основные линии развития бихевиоризма.
2. Использование идей бихевиоризма в психотерапии, рекламе, маркетинге и др.
Темы сообщений:
1. Структура и основное содержание работы Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса».
2. Вертгеймер о продуктивном мышлении.
3. Классические эксперименты К. Левина в берлинский период.
4. Школа «групповой динамики» К. Левина.
Темы докладов:
1.Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл) как «погоня за промежуточными переменными».
2.Оперантный бихевиоризм Б. Скиннера и его влияние на психологическую теорию и практику.
3.Теории социального научения и социально-когнитивный бихевиоризм А. Бандуры.
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.6, гл. 1-2. гл. 3. - М., 2004.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 183-259. 291-436.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 101-182.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.105-112.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 10,11.
Дополнительная
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 291-336
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 8.– М., 1994.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 252-266. 326-373.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 45-50, 219-240.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 9.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 334-366.
Неделя XII. 25-26.04.2016г.
Семинар 12. Влияние гештальтпсихологии на развитие психологии.
Вопросы для повторения
1. Представления о предмете и методе психологии в гештальтпсихологии
2. Классические исследования восприятия гештальтпсихологами.
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Влияние идей гештальтпсихологии на современную психологическую науку и практику. – ВСЕМ ПОДГОТОВИТЬ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Литература
Основная
Ждан А.Н. История психологии. Разд.6, гл. 1-2. гл. 3. - М., 2004.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. – Т. 1. – М., 1983. – С. 183-259. 291-436.
История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – Екатеринбург, 1999. – С. 101-182.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 3.– М., 1994.- С.105-112.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 10,11.
Дополнительная
Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
Марцинковская Т.Д. История психологии. – М., 2003. – С. 291-336
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 8.– М., 1994.
Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. – М., 1997. – С. 252-266. 326-373.
Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2002. – С. 45-50, 219-240.
Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998. – Гл. 9.
Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1985. – С. 334-366.
Неделя XII. 26.04.2016г.
Лекция 6.
|