Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Восприятие и понимание в процессе общения

Проблема восприятия достаточно хорошо разработана в социальной психологии. Термин "социальная перцепция", т.е. социальное восприятие, впервые был введен американским психологом Лж. Брунером (р. 1915). Назвав восприятие "социальным", он обратил внимание на то, что, несмотря на все индивидуальные различия, существуют какие-то общие, вырабатываемые в обще­нии, в совместной жизни социально-психологические механиз­мы восприятия. Брунер провел целую серию экспериментов по Изучению восприятия и показал, что восприятие как предметов, так и других людей зависит не только от индивидуально-личностных, но и от социокультурных факторов. Социальная значимость или незначимость объекта может восприниматься неадекватно. Так, к примеру, дети из бедных семей воспринимали размеры монеток больше их реальных размеров, а дети из богатых семей — наоборот, меньше. 1

 
 


1См.: Брунер Дж. Психология познания: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1977. — С. 73-79.

 

Такой же деформации подвергаются и образы людей (эксперимент П. Уилсона по определению роста человека, которого последовательно представляли в разных студенческих аудиториях как лаборанта, преподавателя, Доцента, профессора. Чем выше становился его социальный статус, тем более высоким он воспринимался).

Общение определяется тем представлением о партнере, ко­торое складывается в восприятии. Под восприятием в социаль­ной психологии понимается целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

В деловом общении приходится взаимодействовать с людь­ми, которых видишь впервые, и с людьми, которые уже доста­точно хорошо знакомы.



Психологические исследования показали, что в основе вос­приятия незнакомых ранее людей и людей, с которыми уже имеется определенный опыт общения, лежат разные психологи­ческие механизмы. В первом случае восприятие осуществляется на основе психологических механизмов межгруппового обще­ния, во втором — механизмов межличностного общения.

К психологическим механизмам восприятия вмежгрупповом общении относят процесс социальной стереотипизации, суть ко­торого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Под социальным стереоти­пом обычно понимается устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Очень важно для правильного понимания роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип — это порождение и принадлежность группы людей, и отдель­ные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.

Разные социальные группы, взаимодействуя между собой, вырабатывают определенные социальные стереотипы. Наиболее известны этнические или национальные стереотипы — пред­ставления о членах одних национальных групп с точки зрения других. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов или о загадочности сла­вянской души.

Формирование образа другого человека осуществляется тоже путем стереотипизации. Вопрос о том, насколько точным явля­ется первое впечатление, совсем не прост.

С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имею­щий опыт общения, способен по внешности человека, его одеж­де, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики: психо­логические черты, возраст, социальный слой, примерную про­фессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуаци­ях. В других же ситуациях почти всегда присутствует тот или иной процент ошибок. И чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы друг в друге, тем больше веро­ятность ошибок.

Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто "воспринять" другого. Образ партнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффек­тивно в данной ситуации построить общение. Наше общение строится существенно различным образом в зависимости от то­го, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения, выбор которых определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики — это те, которые позволяют отнести Партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и вос­принимаются достаточно точно. А остальные черты и особенно просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки. Эти ошибки восприятия Обусловлены, в частности, действием некоторых факторов: пре­восходства, привлекательности и отношения к нам. 1

 
 


1 См.: Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: ЛГУ, 1990.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве парт­неров наиболее часто применяется схема восприятия, которая

.приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превос­ходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оце­ниваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, ко­торого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному пара­метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве.

Для того чтобы подействовал фактор превосходства, нам на­до это превосходство сначала оценить. Как это сделать? По ка­ким признакам мы можем судить о превосходстве человека, на­пример, в социальном положении или в интеллектуальном?

Для определения этого параметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

• одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драго­ценности, а в определенных случаях даже такая "одежда", как машина, оформление кабинета и т.д.;

• манера поведения человека (как сидит, ходит, разговари­вает, куда смотрит и т.д.).

Информация о превосходстве обычно так или иначе "закладыва­ется" в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе или его ориентации на какую-то группу.

Эти элементы служат знаками групповой принадлежности и для самого носителя одежды и поведения, и для окружающих его людей. Понимание своего места в группе, в той или иной иерархии, а также положения других людей во многом опреде­ляют общение и взаимодействие. Поэтому выделение превосход­ства какими-то внешними, видимыми средствами всегда сущест­венно.

Действие фактора привлекательности при восприятии чело­века заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людь­ми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более ум­ным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоцени­вать многие его личностные характеристики.

Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки "личные дела" учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстни­ками . 1

 


1 См.: Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М.: Педагогика, 1979.

 

 

Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки да­валось одно и то же дело, но с разными фотографиями — краси­вых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высо­кую оценку своих возможностей.

Эти данные подтверждены и в эксперименте американского психолога А. Миллера, который, применив метод экспертных оценок, отобрал фотографии людей красивых, "обыкновенных" и некрасивых. Затем он показал эти фотографии испытуемым. В их оценке красивые превосходили некрасивых по всем параметрам.

Итак: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем он кажется лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время разное считалось привле­кательным, что у разных народов свои каноны красоты.

Значит, привлекательность нельзя считать только индивиду­альным впечатлением, она скорее носит социальный характер. Поэтому знаки привлекательности надо искать прежде всего не в том или ином разрезе глаз или цвете волос, а в социальном значении того или иного признака человека. Ведь есть одобряе­мые и не одобряемые обществом или конкретной социальной группой типы внешности. И привлекательность — не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который мак­симально одобряется той группой, к которой мы принадлежим. Знаком привлекательности являются усилия человека выглядеть

социально-одобряемым. Механизм формирования восприятия до этой схеме тот же, что и при факторе превосходства.

И, наконец, фактор отношения к нам. Он действует таким об-аазом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше до которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, ЧТО свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами.

Психологи, выявив мнения испытуемых по ряду вопросов, ознакомили их с мнениями по тем же вопросам, принадлежа­щим другим людям, и просили их оценить эти мнения. 1

 

 
 


1См.: Крчжанская Ю., Третьяков В. Грамматика общения — Л.: ЛГУ. 1990

 

Оказа­лось, что чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сход­ство его взглядов с собственным от него ожидали. Убежденность в этом предполагаемом "родстве души" была настолько велика, что разногласий с позицией привлекательного лица испытуемые попросту не замечали. Важно, чтобы во всем было согласие, и тогда включается схема восприятия по фактору отношения к нам.

Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное — оп­ределение вопроса о групповой принадлежности партнера.По­этому можно сказать, что первое впечатление почти всегда пра­вильно. Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку и неизвестных еще пока свойств и ка­честв, что может привести к неадекватному общению в даль­нейшем. В постоянном общении результаты первого впечатле­ния продолжают действовать. Однако постоянное и длительное общение не может удовлетворяться тем списком приписывае­мых партнеру черт и свойств, которые сформировались при пер­вом впечатлении.

В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера — его актуального эмоцио­нального состояния, намерений, его отношения к нам. Здесь восприятие и понимание партнера происходят на другой основе. Психологическими механизмами восприятия и понимания при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и рефлексия.

Наиболее простой способ понимания другого человека обес­печивается идентификацией — уподоблением себя ему. При иден­тификации человек как бы ставит себя на место другого и опреде­ляет, как бы он действовал в подобных ситуациях. Методика

Д. Карнеги (1888—1955), изложенная им в книге "Как оказывать влияние на людей", основана на механизме идентификации.

Очень близка к идентификации эмпатия, т.е. понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на про­блемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гума­нистической психологии К. Роджерс (1902—1987) определял эмпатическое понимание как "умение войти внутрь личного мира значений другого человека и увидеть правильно ли мое понима­ние" 1.

 

 


1 Роджерс К. К науке о личности//История зарубежной психологии. – М.: МГУ, 1986. - С. 209.

 

Эмпатическое понимание возможно в отношении не­многих, поскольку составляет тяжелую нагрузку для психики.

С точки зрения характеристики общения как идентифика­ция, так и эмпатия требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, другой, т.е. партнер по общению, понимать меня.

Процесс понимания друг друга опосредован процессом реф­лексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимает­ся партнером по общению 2 .

 

 

 
 


2 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: МГУ, 1975.

 

Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.

Общение как рефлексивный процесс был описан еще в кон­це XIX в. Дж Холмсом, который, исследуя общение двух субъек­тов, показал, что в этой ситуации наличествуют не два, а шесть субъектов. Он выделил ситуацию общения неких условных Джона и Генри. Какие субъекты включены в общение? Дж. Холмс выделил три позиции Джона и три позиции Генри:

1. Джон, каков он есть сам по себе

2. Джон, каким он сам себя видит

3. Джон, каким его видит Генри.

Впоследствии Г. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуации:

4. Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри.

Соответственно у Генри тоже четыре позиции.

Общая модель рефлексии представлена в учебнике по соци­альной психологии Г. Андреевой 3 .

 

 

 
 


3 См.: Андреева Г.М. Социальная психология. — М: МГУ, 1975.

 

Есть два субъекта общения: А и Б. Между ними устанавли­ваются коммуникации:

А Б Б А

 

 

Кроме того, у А и Б есть представление о самих себе: у A—A1, У Б—Б1, а также представление о другом: у А—Б2, у Б— А2.

Взаимодействие в процессе общения осуществляется сле­дующим образом: А (в качестве А1) обращается к. Б2, Б реагирует (в качестве Б1) на А2. Насколько это близко к реальным А и Б, еще надо исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с реальностью А1, Б1, А2, Б2, и при этом между А и А2, Б и Б2 нет каналов коммуникации. Ясно, что успех об­щения будет максимальным при минимальном разрыве в линиях - A—A1—А2 и Б—Б1—Б2. Если выступающий (А) имеет неверное представление о себе (А1), о слушателях 2), и главное, о том, как его воспринимают слушатели 2), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено.

Приближение всего этого комплекса представлений друг к другу — сложный процесс, требующий специальных усилий.

Общение как коммуникация

Деловое общение — это прежде всегокоммуникация, т.е. об­мен информацией, значимой для участников общения.

Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения, что предполагает выяс­нение следующих вопросов:

каковы средства коммуникации и как правильно ими поль­зоваться в процессе общения;

как преодолеть коммуникативные барьеры непонимания и сделать коммуникацию успешной.

Все средства общения делятся на две большие группы: вер­бальные (словесные) и невербальные. На первый взгляд может по­казаться, что невербальные средства не столь важны, как сло­весные. Но это далеко не так. А. Пиз в своей книге "Язык тело­движений" 1

 

 
 


1 Пиз А. Язык телодвижений: Пер. с англ. — Н. Новгород: Ай-Кью, 1994.

 

 

приводит данные, полученные А. Мейерабианом, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) — на 38%, а за счет не­вербальных средств — на 55%.

К таким же выводам пришел и профессор Бердвиссл, кото­рый установил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невер­бальных средств. Между вербальными и невербальными средствами общения существует своеобразное разделение функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по вер­бальному — отношение к партнеру по общению.

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его пси­хическими состояниями и служит средством их выражения. В про­цессе общения невербальное поведение выступает объектом истол­кования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредст­венного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности. Люди довольно быстро научаются приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

В социально-психологических исследованиях разработаны различныеклассификации невербальных средств общения, к кото­рым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения 1.

 

 
 


1 См.: Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1985.

 


 

Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

Наиболее значимые невербальные средства — кинесические средства — зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в Мимике, позе, месте, взгляде, походке.

Особая роль в передаче информации отводитсямимике — движениям мышц лица, которую недаром называют зеркалом души. Исследования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10—15% информации.

Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шес­ти основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления и отвращения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических ко­дов эмоциональных состояний, разработанной В.А. Лабунской.

 

 

       
   
 
 

 

 


 

 


Исследования психологов1

 

 


1 См.: Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстер Л. Мозг, разум и поведение. Гл. VI. Эмоции: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988.

 

показали, что все люди независи­мо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. И хотя каждая мина является конфигурацией всего ли­ца, тем не менее основную информативную нагрузку несут бро­ви и область вокруг рта (губы). Так, испытуемым предъявлялись рисунки лиц, где варьировались только положение бровей и губ. Согласованность оценок испытуемых была очень велика — опо­знание эмоций было почти стопроцентным. Лучше всего опо­знаются эмоции радости, удивления, отвращения, гнева, слож­нее — эмоции печали и страха.

С мимикой очень тесно связанывзгляд, иливизуальный кон­такт, составляющий исключительно важную часть общения. Общаясь, люди стремятся к обоюдности и испытывают диском­форт, если мимика отсутствует.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было показано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек толь­ко формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в про­странство"), когда мысль полностью готова, — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят мень­ше, когда трудность преодолевается, — больше. Вообще же тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрим на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.

Визуальный контакт свидетельствует о расположенности к общению. Можно сказать, что если на нас смотрят мало, то мы имеем все основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим и делаем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо род вызова нам, либо хорошее к нам отношение.

С помощью глаз передаются самые точные сигналы о со­стоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При постоянном освещении зрачки могут расширяться или сужаться в зависимости от на­строения. Если человек возбужден или заинтересован чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Таким образом, не только экспрессия лицевая несет инфор­мацию о человеке, но и его взгляд.

Хотя лицо, по общему мнению, является главным источником информации о психологических состояниях человека, оно 90 многих ситуациях гораздо менее информативно, чем его тело, поскольку мимические выражения лица сознательно контроли­руются во много раз лучше, чем движения тела. При определен­ных обстоятельствах, когда человек, например, хочет скрыть свои чувства или передает заведомо ложную информацию, лицо становится малоинформационным, а тело — главным источни­ком информации для партнера. Поэтому в общении важно знать, какую информацию можно получить, если перенести фо­кус наблюдения с лица человека на его тело и его движения, так как жесты, позы, стиль экспрессивного поведения содержат очень много информации. Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка.

Поза это положение человеческого тела, типичное для дан­ной культуры, элементарная единица пространственного поведе­ния человека. Общее количество различных устойчивых поло­жений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Из них в силу культурной традиции каждого народа неко­торые позы запрещаются, а другие — закрепляются. Поза на­глядно показывает, как данный человек воспринимает свой ста­тус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденные Позы, чем их подчиненные.

Одним из первых указал на роль человека как одного из не­вербальных средств общения психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении ин-Дивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это разме­щение свидетельствует либо о закрытое™, либо о расположен­ности к общению.

Показано, что "закрытые" позы (когда человек как-то пыта­ется закрыть переднюю часть тела и занять как можно меньше Места в пространстве; "наполеоновская" поза стоя: руки, скре­щенные на груди, и сидя: обе руки упираются в подбородок и т.п.) воспринимаются как позы недоверия, несогласия, противо­действия, критики. "Открытые" же позы (стоя: руки раскрыты ладонями вверх, сидя: руки раскинуты, ноги вытянуты) воспринимаются как позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Есть ясно читаемые позы раздумья (поза роденовского мыс­лителя), позы критической оценки (рука под подбородком, ука­зательный палец вытянут к виску). Известно, что если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собесед­ника и наклоняться в его сторону, если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Че­ловек, желающий заявить о себе, "поставить себя", будет стоять прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами, иногда упершись руками в бедра; человек же, которому не нуж­но подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Практически все люди умеют хорошо "читать" позы, хотя, конечно, далеко не всегда понимают, как они это делают.

Так же легко, как и поза, может быть понято и значение жестов, тех разнообразных движений руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон.

О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего важно количество жестикуляции. Как бы ни отличалиቑ蒚䆄䖀琰ַ吹䗫ᐁa␤╇֭Ѥᑋ듑ѩ遪Ӯı␢䐕彿ੰ%ѹ딜쑡╃└オ&ᓑ̲ضԶἓ蓀蚵K₯ـ⼢ر阔ᘷ↸뒣ԩⒷ찼Ѧ฼鸎蓵Ⱐ䲳䁾斩޷ᰑꅀ쬁ᒧ陡찔ᑃ됶М葁హᖽະ䙑囕ᠸᐶネ貜䴶пꐲ࠵₫䘠ᑞ芣ഔط๞ᠡ鴜ЯҰ>⑶Ь࡞䈒ø࠽ᲽҞѥⱃܽ쇱葉沒Ņ❂㱕ࡂ†ݴд簖ᢕ;Ⲉ閸౳搽ᓶ䱅一葆戠䌶킳١Aؽ졾Ⓡꑑ⑭ఇ쬮ᑘးà఺ܸ풪녠▻.搿ۄ䘹․聦躮ᱺ⊿ꀽ聣Ԩ 鐬䐹ఁ蓆䋸␁֮⤰Б䊧䐣욖␲倠怯Ԋښ㔠㐚ݳ␘ꀠㄣ₼䒸й䳞Ⓑ爙ᠸь〨拾䰕咖㓴♅ಠ尾Бр⃣ṵᒵ׀ؐᘽȸ遬±얞谑ľᐗر◠ѻ㑾⤨蘵䓁Ӻ㑼ₓギ풽뚵⡔Яⓝ໇ꁷഫ鑃悬ѩ^ੑಳ瑱胫 ċ챴벵嘷кԥ瀮ႅ>ѷ薽萺ဉ急䔆⊽䕧䙶舤Ȱ䁕董␥ห鐽ܚ峆ꁴ蘹ٻ㐿೎쑕漲ี虥䑂㰸␞搨蛈ᒲ薠ؿ蒀嘆輲ᮔʢ᠖䀡쑰ඖ耧―鑁걄␴䖺裃怿ӈᩊя摚悶ǃ
䖬šఱӭ⵰Ҳ︮а⑳쒺䁠ᠲࡡỚ敃ကఈꑵ䛪瘋ᰦ䑃у䐰Ӭث౐蹃⑞౾怸㒀ӆᑽ䐕冭쀏ܧꀴ嘺☥찋畋䙷똬⠡聀畢렴丰Ⲹⓦ霺Ш䕖ռ๘萏㤄⤡ᐸѶа屯࠾h呠峃葰䒽՘츢шºᄍと倠䐹耞�㐌ᣃઽ┺ܚu呓9䰲ት䙝ا쁠鉢蔶7Ɂ泒ࠨ貿С攩萠吰ע蓂&ᄵ┼䖂ဟ력е᥈䬪啴┥Ѡø䈄吪臞簀꘱ȕࢳ暿Ѵчᆷྵخ됍뎤倰洿ظ챨哇Ѝ␪Ⓧ쀨䈠ฮᄅХѡ搇愆㢶鶶ࡊɠᑣ㘐ܶ⒒
਽ӑ䈲杝셁Ḙ鑑鐗гꯛ瑔䅂耤䠅逡걾ᑐ腌鐳텆մӇ鰦۩虌∛ᘵ씋戡舨쀣݊Ү䜵▀ж䓊Д"ဳŖҙ䑊薴邅褸ꌠ蓂फᆽ刾聫ࢺἍ⠮౰Ԭꌺ尲萻佅ᴶ萚Թᐬ膤զ퓮耤谣쀠洢晛蓂ꕐ薖⼥䚏ຩꓰе4.╆ᐭ落ښ졫ꀢన䀢_풮䐝⠍⑋Խ鸭䒸ࡇ魹‰‶․ѩ䱃⑊呪옴ဿ肞䢱䑀䶷»戺虊ᴀн┵ꢥⴒ䴼䅷;챵ᑚꊲЬꊉ┟谽Ҵݍ耤耪Ḽᖫ⠚ѳ堩ؿ (и耠ⰴ䔑ꮭа쒂聐␹ӣ聨ȴ䅁ؐىⳊҐ①·ᔾ✮㛺㱁݃豚∠ӘĀ쳠㭮Կⲹ䠉聓鄍ゔ࠸ꐏ使摉泘ीꂔⷍꁍ؍Ê㠕鋓⵲☴с⑉Ѓ腼ࢠⲮᙏ␿⑍ైؠه逤ꐨHᔨЃ舱”鑄ᑾᒛ㱇Ⱦ萿ᐴ蔰夨Პ⑎∭Ẕ镭К␉ೂ픴ࠩÂ萶ᙐ鷝Ḳ蕺ᔳਾႡᐲ䕉⁀Ҿ蓱і灥昲İĽᑩง⥬ࠩᐢဿѠ␿♅〵ꐏ裸И⬳ᜊئ๷Ыݟቪ甽Ⱍ踢䔵쳃쑂ࠡᲾ䀩蕪ହ쒳⑋섢䐂Њ葌肈ѿ 耺_䡹ᐒ⡴ّ⧍萍虂ꐝ䘚귅䱈9쐌䰠鑂좻賧⪢(굑ּԲ⑑դЀⰅ闽ឨј瀡ꁶ膳ဉік昳鲠蔨䌴䑥ķd㒴Q엚앭ȤԲ謟БᴊҢ垅ృడ䗾萅肸がᄠ㒁숷␇ေ䔺賕〉蠖ೋ蕙ౘ౶ᢖᐵ䱻ᓰ앸洙బ⢪蔪꘨耡ئ䀣ꑁ䱊逋裢氙呃 琮镳奀䳼☔ࡲ躾ʣᰰ౮癈刪⑵ࢌࡒ볶ᐾ°ꦵ밖ǃ쏤聱ʢ鑃ԧѰ☦⒐ꐂ葵/뀫愕㕀ᐾ䈞ภ¹꒲6鑜⒩萆Ь蒵₧฼еԖ퀦졃ᄀᐷ౽칓ѓ괠ཽЉH∨䍊舁␾瑋డ㈹и阜ꊰ䨂Njр萊굴ڕ䐳ըᔷ챺ࢹĤ❎ᘣп慻昽ꑊ홝с馡꓎И䔔䐻聑葙ᐼ☾`ѳ젞윘煮㙝ᒴà⡌怀ཌྷ䀆:ᔿШ萵욖虥␷‌्嘷蘊x逊⑷咱Ⱑڟ⑧ꊽ޺ಸ㴼àЂ䀋ⱕ詾쐠с葇޴ѿ轊䩠ծ谽ొ␺ݠ࠶贕༹Ⱉᘭ䭌(፟♾ꑠ֟ᐬ㹊ᰞᓤɼ䘝렠칷ి隫㸾఻ٽⴘډܤꂝБᐣ葛혶셪ࠌ䎾س坾蔺ᔂ䓤Ѯэѝ丮⠞Աи鑇䓄င耵֣ꑾ耀呉䐾ພ㗆豸Ⴜ㜽*䀃䀌б邎䓕ꂵ葡℞ե鑢蔔鍟N쑰ಕ㈡v䎢呹嚲鉼芊ж頪ℴ䐡൐䐻䈵ᄯ<ยЀ౽㔸≆呄д됿౗䐸౔Ѵࠟ쩯偹螚嘚ĸ萹Ӂ䤷౯C೯舦мՋ妲 䕁ɢ☵䜬擲 璠๞ဵ䤤Ӳܾ遣皽༾呲遊೅❏‸၃䀷雽䀘씲풲ጲ䄸刂䐿ഞР焾Ⓙ庥䲮ಐ䒻f༤ᕂ尼⒚䒛䐵ᠨЉಽ␻䁅Ҁ⹨ѤĢ:Ⱉ⦰⠠砯з2†ੁ뾐㲠䐰䔟㑸⻿м䄴စꉡᵒЮщ▰㺸㑂ˤ≬ᔬ‶⑓蛆䔤ु‹ೈ찾ȸؚ⁀ᐸ勏ဵ(ⁱў䀺䐰搶쉸䴻윬ᒋ౜刬⩠ї᳊యਬⓑ尵᱐荍頡蓅ᅃ㠔衳ڱᜲ豯䐰舟貶ѕֿహࢲ࣠Ѕ¿郀⒈倪റ嘝гಷ䐭脥剧铑Ғ萬鑥⅍鄦ᆟ尴в圻ำٍ䒂⋜Ф夏⟃♘ࢨ䖶۵⑾Ї౐씸のɸ虰蓟ȹԠ氋Į艨苣Ђحᘹт㜗Ե꘹ᐢᕀ蘍Ğх撼⎔氺萹䀠␨菀Ჯ챈撰ᔨᑐɻᓐᦼ㐠ⰰ酻ⓩ蛓툕ᄘ倡ɑ䐑7ఀ著䢣鰒┿픻ᣌ�ꂡя삁⻫띸逽䰺ᆬᕘЖ㱲ᐘꀔ䖨ဿᗠ璹┰Ի嘾畅ޢ身աтⲚȀӝ䔰䐬䀐ӡШ摗숰戯ⱓ葄ᴘų䑼Ѽℴ䡼ࡐങ׃䰪ဢѰธꑍ鑿♌⑸ᒾ鐥Ҳ嘔ᛂШҙ䑞蚽о䑆ᐖ搹 ⶺ䀡閙ذӇక埩ъ衮๔☣鷳ᓸ؂䉜Ⱌ఼왡챒䒟ꀠര㜥䐿蘘萶б೑⡰䐿ґӆ鐩蘁斾ℶࠅ傽찄᪮耨2⹻ђ඾谵я栀䁮䀚ኋ굾쐩,’␕䇢ꁣ儠д䖾䔻ݴᑄ猢ࢂ౯衂岰ᐷ蠰ࡂůศҽ᾽铅ڼᐹᐖд쀾䐌ۮ၅ᘩᘲ吟⑂黁ў∤䒽䷑Ⱥ⑈籁㔼⃾В谫瀡铁ᕾⰗ瓙ၣӏ地вݙ䐹ж␜Ӈꀨ軔ᔻ虧а깇ਵ⽱蓚ӘӍ¸铌吴٢ఴ┮萟␊ԟ؄䀻Aꑄ蔸ᔾ横ᗿ␼湥6萄萺հ℁蔪䁠ః䘼ُ‥ȁ⚉Ү趠ᰫ搈՜蘝ꆞꑩ◓Ҝ㐠䉨衋ቡ衦萻∗ѵᱵтᓇ橠䒍ꀠѽ恿᳼耟ᓩӈᑎ邡ꆡ٦갶ٱŊв阦၎ċ᳡Џణ஦뛑
蛃಼䑸輀젠ը᳍鬭5غ┃ᘰꑴℿᐌ䛽䁸ⓥ脮ⲋ聐蜵ꐵ♀虊ꐱ耤ḼѠ䥼딏鴰ᕷ聢Ӂᚚ♁딱䴼落耶】ഒᠪ䀖膳А咑Ҽਁѷ唽嘭倢లy䀴ᗢ睃琵耓踼浒吒и虰⒲䀃㚦НԲ伮瑂椞Ҳ䐸⹴䐔䆶Ї虈ឰՎᔒ쀑顸ѱё䒰ⴶꀀ②䐑Б䒮°萵谾쒰肩鉸蝓⑾ၲꠎ屨഼㰘ᑅᵜ䲰퓉둮㢏ɸ㔑г☁琿ᗵҧнанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят кпросодическим и экстра­лингвистическим явлениям.

Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система — это включение в речь па­уз а также различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвистическими средствами ре­гулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказы­вания, выражают эмоциональные состояния.

Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Горе, печаль, усталость обычно передают мягким и приглушен­ным голосом с понижением интонации к концу фразы.

Скорость речи также отражает чувства: быстрая речь -взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свиде­тельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Итак, нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, ско­рость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства, мысли, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему. Более того хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение совершается в момент произнесения той или иной фразы, и наоборот, наблюдая за жестами в ходе речи, можно определить, каким голосом говорит человек 1 . Поэтому не нужно забывать, что иногда жесты и движения могут проти­воречить тому, что сообщает голос. Следовательно, необходимо контролировать данный процесс и синхронизировать его.

 

 
 


1 См... Пиз А. Язык телодвижений: Пер. с англ. - Н. Новгород. Ай-Кью, 1994.

 

 

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя. Доказано, что динамические прикосновения являются биологи­чески необходимой формой стимуляции, а не просто сентимен­тальной подробностью человеческого общения. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяет­ся многими факторами. Среди них особую силу имеют статус партнеров, возраст, пол, степень их знакомства.

Рукопожатия, например, делятся на три типа: доминирую­щее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука сни­зу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Такой такесический элемент, как похлопывание по плечу, возможен при условии близких отношений, равенства социаль­ного положения общающихся.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.