Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей; интересов; позиций; мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация; включающая:
1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу;
2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях;
3) либо несовпадение интересов; желаний; влечений оппонентов; и пр.
Элементы конфликтной ситуации:
- стороны конфликта (субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены)
- предмет конфликта (имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами)
- образ конфликтной ситуации (Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия)
- мотивы конфликта;
- позиции сторон-конфликта (то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе)
Виды конфликтов. Стили разрешение конфликтов
По действию на функционирование группы/организации: Конструктивные; Деструктивные
По содержанию: Реалистические; Нереалистические
По характеру участников: Внутриличностные; Межличностные; Между личностью и группой; Межгрупповые; Социальные
Стили разрешение конфликтов:
Стиль конкуренции - человек активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем.
Стиль избегания - индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения, уклонятся от решения проблемы.
Стиль приспособления - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы.
Стиль сотрудничества - активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком.
Стиль компромисса - стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном.
Конфликтология как наука. Причины производственных конфликтов.
Конфликтология — дисциплина; изучающая закономерности зарождения; возникновения; развития; разрешения и завершения конфликтов любого уровня.
Решение определённого круга проблем; вызвавших зарождение конфликта; может способствовать преодолению тех трудностей; которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта; объекта и предмета конфликтологии.
Причинами производственных конфликто:
•недостатки в организации труда (перевод с одного места на другое; отсутствие четко очерченных обязанностей; неритмичная поставка материалов; неудовлетворительное обеспечение инструментом; плохая организация рабочих мест — теснота; духота и др.);
•заработная плата (несправедливая; слишком низкая);
•несправедливая оценка и распределение премий;
•отсутствие интереса руководителя к делам и проблемам подчиненных;
•высокомерие; заносчивость; грубость; недоступность руководителя.
Стадии развития конфликтов . психолого- педагогические методы разрешения конфликтных ситуаций.
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную; собственно конфликт (стадию развития конфликта); стадию разрешения конфликта; послеконфликтную стадию.
Различают два подхода в подготовке к разрешению конфликтов:
- изучение имеющегося передового педагогического опыта;
- овладение знанием закономерностей развития конфликтов и способами их предупреждения и преодоления; (путь более трудоемкий; но более эффективный; так как дать “рецепты” на всевозможные типы конфликтов невозможно).
Понятия общения. Структура общения.
Общение - это сложный процесс взаимодействия людей; который зависит от многих факторов. Результаты общения могут быть эффективными и неэффективными. Общение имеет свои виды; приемы и методы.
В структуре общения различают: 1) коммуникативную сторону (состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации) 2) интерактивную сторону (заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. обмене не только знаниями, но и действиями). 3) перцептивную сторону (означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой почве взаимопонимания).
Виды; стили и средства общения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми; порождаемый потребностями в совместной деят-сти; в получении новой информации; в познании др. людей; в самовыражении.
Виды общения: материальное, когнитивное, эмоциональное, мотивационное, деятельностное общение.
Стили общения: директивный, коллегиальный, либеральный.
Средства общения:язык, интонация, мимика, жесты, взгляды, позы.
Механизмы социального восприятия.
Социальное восприятие - восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом.
Механизмы социального восприятия
Каузальная атрибуция. В окружающих; в своем собеседнике человек; зачастую; видит то; что сам о нем надумал; приписал.
Идентификация. Человеческие характеристики других людей являются отражением их самих.
Рефлексия. Восприятие людей зависит от того; как человек относится к своим мотивам; чувствам; понимает себя.
45.коммуникативные барьеры общения. Коммуникативные барьеры в общении
Коммуникативные барьеры в общении возникают из-за внутреннего психологического препятствия и внешних явлений; стоящих на пути принятия или передачи информации между собеседниками.
Так как единой классификации коммуникативных барьеров не существует; мы рассмотрим два основных типа данного барьера:
Внешние коммуникативные барьеры – в появлении этих барьеров виноваты не только люди; но и какие-либо обстоятельства; физические условия; не зависящие от воли людей и не подвластные ведущим беседу людям. Причиной возникновения языкового барьера может быть не только сильный шум или неблагоприятные погодные условия; но и непонимание из-за того; что собеседники разговаривают на разных языках.
Внутренние коммуникативные - барьеры являются куда более сложной проблемой; бороться с которой нужно долго и усердно. Возникнуть внутренний барьер может из-за причин; мешающих объективно оценивать информацию; принимаемую от собеседника. Ими может послужить как банальное раздражение партнера на фоне его внешнего вида; так и личностная неприязнь к человеку как к личности.
Профессиональное общение руководителя. Культура общения.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения; которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся: демократизм общения руководителя с подчиненными; коллегами по работе; его доступность; внимательность; умение создать товарищескую атмосферу доверия; вежливость и корректность в обращении; точность и ответственное отношение к данному слову.
Культура общения
сложное интегральное понятие; определяющее качество и степень совершенства. К. о. является неотъемлемой частью культуры личности. К. о. характеризует ценностные ориентации и нормативные парадигмы О.; содержание и сущность нравственно-психол. качеств субъектов О.; способы; средства; правила; формы О. К. о. включает совокупность практических приемов; норм; правил О.
|