Семинарское занятие 5. Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста Модуль 1. Введение в возрастную психологию
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и отрасли психологии развития.
Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных современным концепциям развития.
1. Понятие развития в психологии и смежных науках.
2. Практические и теоретические задачи психологии развития.
3. Место психологии развития в системе наук; отрасли психологии развития.
4. Стратегии исследования развития психики, их соотношение с состоянием науки и уровнем развития теоретических представлений.
5. Классификация методов (по Ананьеву Б.Г.)
Рекомендуемая литература
1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с. – (Серия «Мастера психологии»)
4. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374с.
6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001.– 224с.
7. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
Семинарское занятие 2. Проблема возрастного развития в психологии.
1. Биогенетические теории в психологии развития.
2. Нормативный подход к исследованию развития психики.
3. Теория трех ступеней детского развития Ш. Бюлер.
4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерн.
5. Психоаналитические теории развития.
6. Развитие личности с точки зрения теорий научения.
7. Основные идеи развития личности в гуманистической психологии.
8. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
Рекомендуемая литература
1.Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с.
2.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование).
3.Винникот Д.. Пигля: отчёт о психоаналитическом лечении маленькой девочки. – М.: Издательство Класс, 1999. – 175с.
4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.
5.Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б.Уотсон. Психология как наука о поведении. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 704с.
6.Пиаже Ж. Избранные психологические труды – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – с. 55 – 75; с.586-606.
7.Психоанализ в развитии: Сборник переводов/ Сост. А.П. Порошенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С. 59–107.
8.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2000. – 416с.
9.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
10.Сто выдающихся психологов мира. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 320с.
11.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1993. – С. 108–136.
12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
13.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ . – СПб., Издательство "Евразия". 1998. – 528с.
14.Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.
Семинарское занятие 3. Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития
Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных анализу современных концепций возрастного кризиса.
1. Законы психического развития Л.С. Выготского.
2. Проблемы возрастной периодизации в психологии.
3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.
4. Основные закономерности развития психических функций (неравномерность и гетерохронность).
Рекомендуемая литература
1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания.– СПб.: Питер, 2002. – 288с.
2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.
3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442с.
5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.
6. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: Сфера, 2002.– 128с.
7. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971.–№4.– С.7-14.
Модуль 2. Особенности психического и личностного развития на разных этапах онтогенеза
Семинарское занятие 4. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста
Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных анализу исследований особенностей развития в первый год жизни.
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования в период новорожденности, младенчества и раннего детства.
2. Общая характеристика кризиса новорожденности.
3. Сенсомоторное развитие в младенчестве.
4. Развитие речи, мышления и эмоциональной сферы в период младенчества.
5. Кризис одного года.
6. Особенности психического развития в раннем детстве.
7. Развитие речи в период раннего детства.
8. Кризис трех лет.
Рекомендуемая литература
1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М. Педагогика, 1991. – 158 с.
2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы развития./ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование)
3. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. – М.: Педагогика, 1985.– 318с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 335с.
5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. / Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 318-339
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с.(Серия «Мастера психологии»)
7. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. А.Н. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272с.
8. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии.– 1997.– № 5.– С. 118-129.
9. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии.– 1997.– № 5.– С. 118-129.
10. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.
11. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
Семинарское занятие 5. Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста
Вопросы для обсуждения:
1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования в период дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Роль игры в развитии дошкольника.
3. Особенности развития когнитивной, эмоциональной и волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрасте
4. Особенности становления личности в дошкольном и младшем школьном возрасте
5. Характеристика кризиса 7 лет.
6. Психологическая готовность к школьному обучению.
7. Характеристика подросткового кризиса.
Рекомендуемая литература
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 142с.
2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
3. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.
4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996. – 374 с.
5. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.
6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989г.- 554с.
|