Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Семинарское занятие 5. Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

Модуль 1. Введение в возрастную психологию

Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и отрасли психологии развития.

Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных современным концепциям развития.

1. Понятие развития в психологии и смежных науках.

2. Практические и теоретические задачи психологии развития.

3. Место психологии развития в системе наук; отрасли психологии развития.

4. Стратегии исследования развития психики, их соотношение с состоянием науки и уровнем развития теоретических представлений.

5. Классификация методов (по Ананьеву Б.Г.)

 

Рекомендуемая литература

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб.: Питер, 2001. – 272с.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с. – (Серия «Мастера психологии»)

4. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.

5. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374с.

6. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001.– 224с.

7. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

 

Семинарское занятие 2. Проблема возрастного развития в психологии.

 

1. Биогенетические теории в психологии развития.



2. Нормативный подход к исследованию развития психики.

3. Теория трех ступеней детского развития Ш. Бюлер.

4. Теория конвергенции двух факторов В. Штерн.

5. Психоаналитические теории развития.

6. Развитие личности с точки зрения теорий научения.

7. Основные идеи развития личности в гуманистической психологии.

8. Теория когнитивного развития Ж. Пиаже.

Рекомендуемая литература

1.Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с.

2.Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы развития / Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование).

3.Винникот Д.. Пигля: отчёт о психоаналитическом лечении маленькой девочки. – М.: Издательство Класс, 1999. – 175с.

4.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442 с.

5.Основные направления психологии в классических трудах. Бихевиоризм. Э. Торндайк. Принципы обучения, основанные на психологии. Джон Б.Уотсон. Психология как наука о поведении. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 704с.

6.Пиаже Ж. Избранные психологические труды – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – с. 55 – 75; с.586-606.

7.Психоанализ в развитии: Сборник переводов/ Сост. А.П. Порошенко, И.Ю. Романов. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – С. 59–107.

8.Слободчиков В.И., Исаев Е.И.Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Издательство «Школьная Пресса», 2000. – 416с.

9.Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

10.Сто выдающихся психологов мира. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 320с.

11.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М.: Изд-во «Педагогика-Пресс», 1993. – С. 108–136.

12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

13.Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ . – СПб., Издательство "Евразия". 1998. – 528с.

14.Эриксон Э. Детство и общество/Пер. с англ. – СПб.: ИТД «Летний сад», 2000. – 416с.

 

Семинарское занятие 3. Проблема периодизации психического развития. Закономерности психического развития

Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных анализу современных концепций возрастного кризиса.

1. Законы психического развития Л.С. Выготского.

2. Проблемы возрастной периодизации в психологии.

3. Природа, особенности протекания и значение возрастных кризисов в психическом развитии человека.

4. Основные закономерности развития психических функций (неравномерность и гетерохронность).

Рекомендуемая литература

1. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания.– СПб.: Питер, 2002. – 288с.

2. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008с.

3. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992с.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 442с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184с.

6. Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии. – М.: Сфера, 2002.– 128с.

7. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

8. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971.–№4.– С.7-14.

 

Модуль 2. Особенности психического и личностного развития на разных этапах онтогенеза

Семинарское занятие 4. Психическое развитие ребенка младенческого и раннего возраста

Семинар может проходить как в классической форме, так и в форме просмотра видеофильмов, посвященных анализу исследований особенностей развития в первый год жизни.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования в период новорожденности, младенчества и раннего детства.

2. Общая характеристика кризиса новорожденности.

3. Сенсомоторное развитие в младенчестве.

4. Развитие речи, мышления и эмоциональной сферы в период младенчества.

5. Кризис одного года.

6. Особенности психического развития в раннем детстве.

7. Развитие речи в период раннего детства.

8. Кризис трех лет.

 

Рекомендуемая литература

1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. – М. Педагогика, 1991. – 158 с.

2. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы развития./ Пер. с англ. – М.: «Когито-Центр», 2000. – 350 с. (Университетское психологическое образование)

3. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. – М.: Педагогика, 1985.– 318с.

4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 335с.

5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. / Собр. Соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 318-339

6. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2001. – 992с.(Серия «Мастера психологии»)

7. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. / Общ. ред. А.Н. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272с.

8. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии.– 1997.– № 5.– С. 118-129.

9. Романова В. Кросс-культурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии.– 1997.– № 5.– С. 118-129.

10. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384с.

11. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

Семинарское занятие 5. Психология ребенка дошкольного и младшего школьного возраста

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социальная ситуация, ведущая деятельность и основные новообразования в период дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Роль игры в развитии дошкольника.

3. Особенности развития когнитивной, эмоциональной и волевой сферы в дошкольном и младшем школьном возрасте

4. Особенности становления личности в дошкольном и младшем школьном возрасте

5. Характеристика кризиса 7 лет.

6. Психологическая готовность к школьному обучению.

7. Характеристика подросткового кризиса.

Рекомендуемая литература

1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до 7 лет. – М.: Просвещение, 1992. – 142с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.

3. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 176 с.

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М.: Российское педагогическое агенство, 1996. – 374 с.

5. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез / Серия «Высшее образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1989г.- 554с.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.