Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Международные фондовые центры

Взаимосвязь финансового и фондового рынка, взаимопроникновение различных инвестиционных функций наглядно просматривается в деятельности международных финансовых центров - МФЦ. В целом ряде случаев становление МФЦ происходило вокруг биржевой инфраструктуры либо развитие различных сегментов рынка в их рамках шло параллельно. Именно в силу своей широкой функциональности международные финансовые центры смогли обеспечить условия для привлечения иностранных инвесторов. Они становятся одной из основ современной сетевой структуры мировой экономики, обеспечивающей движение финансовых потоков между крупными кластерами мирового хозяйства.

Формирование международных финансовых центров явилось следствием интернационализации экономических процессов, дальнейшей концентрации финансового капитала на современном этапе развития мирового хозяйства. Они сложились в качестве формы функционирования национального финансового рынка как части мирового финансового рынка в условиях растущих глобальных потоков капитала и существенно различаются по своим размерам, специализации и финансовым операциям. К ним в настоящее время можно отнести более 60 городов и территорий, при этом в первую «десятку» наиболее активно действующих входят Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Токио, Цюрих, Чикаго, Шанхай, Сеул, Торонто, где концентрируется широкий спектр активов под управлением. По характеру и охвату финансовых услуг МФЦ могут быть глобальными, региональными или субрегиональными, универсальными или специализированными, ориентирующимися на внутренний рынок или офшорными. Среди них есть действующие в течение нескольких веков и появившиеся в последние десятилетия.



Тем не менее, несмотря на существенные различия, они, как правило, располагают следующими базисными условиями, обеспечивающими их деятельность: стабильность национальной экономики и ее интегрированность в мировое хозяйство; благоприятное географическое положение с точки зрения специализации МФЦ; наличие диверсифицированного, конкурентного и емкого финансового рынка, развитой денежно-кредитной системы и биржевой инфраструктуры, обеспечивающих благоприятные условия для международных фондовых и валютных операций; обеспечение доступа иностранных финансовых посредников с участием международных финансовых институтов; наличие широкого спектра финансовых инструментов, соответствующего современному этапу развития глобального финансового рынка; стабильная и предсказуемая система регулирования, функционирующая по международным стандартам работы на финансовых рынках; обеспечение условий подготовки высококвалифицированного персонала для обслуживания МФЦ.

Среди ведущих финансовых центров Лондон в условиях глобализации сумел восстановить утерянные позиции по ряду ключевых показателей деятельности, в то время как лидерство Нью-Йорка перестало носить безусловный характер. Лондонский МФЦ сохраняет более гибкий характер регулирования, особенно по международным фондовым операциям, эластичные и дифференцированные системы листинга, в т.ч. в отношении включения в списки глобальных депозитарных расписок, размещения иностранных акций на Лондонской фондовой бирже. Еще одним преимуществом явилась возможность иностранных компаний при соответствии установленным стандартам быть включенными в группу индексов FTSE.

В то же время американские фондовые площадки стали менее привлекательны из-за ужесточения американского законодательства, в особенности после принятия в 2002 г. «Закона Сарбейнс-Оксли», устанавливающего жѐсткие правила финансовой отчетности не только для американские компаний, но и всех компаний. В конечном итоге эти действия подтолкнули к уходу ряд иностранных компаний с Нью-Йоркской фондовой биржи и переходу на Лондонскую и другие крупные западноевропейские площадки. Это, однако, не означает, что Нью-Йорк, сохраняющий за собой первенство по основным показателям деятельности среди мировых бирж и развитую инфраструктуру, не будет добиваться восстановления доминирующих позиций, особенно в сфере инноваций на финансовых рынках.

Используя кластерный и корреляционный анализ, компания Z/Yen Group выделила три ключевые направления, определяющие профиль финансового центра с точки зрения его конкурентоспособности: взаимодействие с другими финансовыми центрами, обеспечивающее необходимые условия для беспрепятственного движения транснациональных капиталов; диверсификация как широта набора финансовых и промышленных услуг, обеспечивающих наиболее благоприятное деловое окружение для деятельности МФЦ; специализация как степень концентрации на предоставлении услуг в таких областях как управление активами, инвестиционный банкинг, страхование, управление частным капиталом.

По мнению специалистов Z/Yen Group, сочетание этих трех факторов позволяет определить общий профиль финансовых центров и их место в мировой финансовой архитектуре, относя их в соответствии с полученными результатами к глобальным, транснациональным или локальным МФЦ, одновременно классифицируя их по степени диверсифицированности предоставляемых услуг.

Создание кластеров, построенных по секторальной специализации эмитентов, является одним из ключевых факторов поддержания конкурентных позиций ведущих финансовых центров. Прежде всего можно выделить четыре основных направления специализации, способствующих притягательности Лондонской фондовой биржи и Нью- Йоркской фондовой биржи для размещения акций зарубежных компаний: кластер горнодобывающей промышленности. В настоящее время на Лондонской фондовой бирже котируются акции крупнейших компаний по добыче цветных и драгоценных металлов и их последующей обработке. Инвестиционные банки и фонды по управлению активами обеспечивают высокий уровень экспертизы при оценке акций, которая проводится высокопрофессиональным штатом в области бухгалтерского учета, консалтинга и производства, а также поддерживается лоббистскими группами, что, как правило, дает возможность ценным бумагам котироваться с премией; топливно-энергетический кластер.

Финансовые центры других стран также стремятся построить свою систему кластеров для того, чтобы занимать лидирующие позиции на рынке корпоративных ценных бумаг с более узко определенной специализацией. Так, инвестиционная база Гонконга, где развита торговля ценными бумагами иностранных компаний, включая производные инструменты, законодательство соответствует международным стандартам, ориентирована в первую очередь на обслуживание финансовой сферы КНР. Сингапур, являясь одним из крупнейших международных портов в Юго-Восточной Азии и располагая офшорной торговой зоной, расширяет позиции на международном рынке услуг по управлению рисками, страхованию, торговле недвижимостью. Торонто, являясь ведущим финансовым центром в Канаде и третьим в Северной Америке региональным лидером предоставления финансовых услуг в горнодобывающей промышленности, быстро расширяется как центр компаний средней и малой капитализации данной группы отраслей.

Для региональных и локальных МФЦ усиливается опасность перетока операций с активами на другие, более конкурентные рынки. В этих условиях более полное использование возможностей, создаваемых глобализацией, и ограничения в то же время проистекающих из неѐ рисков становятся одной из важнейших задач деятельности регулятивных органов на рынках капитала. В результате этого для многих из них совершенно необходимым является усиление международных функций действующего национального финансового рынка для обеспечения выхода на более высокий уровень конкуренции. Существенное воздействие на конфигурацию мировых финансов оказал кризис 2008-2009 гг., одним из последствий которого явилось относительное укрепление позиций развивающихся рынков, в первую очередь с точки зрения аккумулирования и перераспределения национальных капиталов.

После двух десятилетий глобализации в финансовой сфере, а также разработки и внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий промышленно развитые страны оказались в эпицентре серьезнейших экономических проблем. Впервые с 50-х годов прошлого века сфера финансовых услуг этих государств стала проявлять устойчивую тенденцию к сужению, в то время как финансовые центры в Азии сохраняли тенденцию роста. В условиях более динамичного развития экономики растущая часть капиталов в мире, привлекаемых выпусками акций, приходится на Азию и Австралию, что также непосредственно отражается на результатах биржевой деятельности. Особенно быстро растет капитализация компаний, в основном местных, на биржевых площадках континентального Китая и Гонконга. Меняется соотношение конкурентных преимуществ «старых» и «новых» финансовых центров, хотя, конечно, нельзя не учитывать возможности дальнейшего расширения спекулятивного «пузыря» в ряде азиатских стран, прежде всего в Китае, в результате чрезмерного притока ликвидных активов, недостаточно развитой системы листинга.

Одной из причин значительной глубины кризисных явлений в последнее время явился противоречивый характер процесса финансиализации экономик ведущих стран. На предкризисном этапе разбухание сферы финансовых услуг стало результатом экономической политики развитых стран с целью обеспечить благоприятную предпринимательскую среду для своих финансовых институтов в условиях происходящих изменений на «верхних этажах» в международном разделении труда и активизации деятельности офшорных центров, а также растущего спроса на ресурсы со стороны корпоративных финансов, расширения поддержки в различных формах правительствами под давлением финансового «лобби» банковских и других операций. В дальнейшем снижение активности в финансовой индустрии привело к сокращению в финансовых и смежных с ними отраслях, показав высокую эластичность рынка труда от производства финансовых услуг. Одновременно с этим продолжалось расширение фондового рынка развивающихся стран.

В условиях обострения конкурентной борьбы одним из путей усиления международных финансовых центров стало внедрение финансовых инноваций, а также введение в инфраструктуру центров специальных институтов для разработки и выпуска новых продуктов. Начавшийся в 90-х годах процесс секьюритизации активов, получил в современный период дальнейшее развитие в результате выхода на рынок таких продуктов как облигации, обеспеченные долговыми обязательствами, ценные бумаги, обеспеченные ипотечным покрытием, ценные бумаги, обеспеченные активами и рядом др. Существенное развитие получило также создание новых видов внебиржевых деривативов в дополнение к уже сложившимся ранее группам финансовым деривативов на фондовые индексы и процентные ставки, а также основанным на развитии облигационного рынка.

С другой стороны, базисная модель обслуживания финансовыми центрами ведущих экономических рынков в значительной степени поддерживается и после финансового кризиса 2008-2009 гг. В частности, Лондон, Нью-Йорк, Гонконг и Сингапур, формирующие значительную долю глобальных финансовых услуг, в особенности в банковско-инвестиционной сфере, продолжают в значительной степени удерживать свои позиции в мировых финансах. До сих пор эти центры имеют существенные преимущества от концентрации капиталов и организации городской агломерации, обеспечивающих большую ликвидность рынка, развитую и стабильную рыночную инфраструктуру, систему регулирования и надзора, устойчивость транснациональных коммуникаций. Более ликвидные и зрелые рынки и отработанные системы регулирования являются обычно ключевыми факторами для участников рынка, особенно в период и после кризиса.

Для новых, быстро развивающихся международных финансовых центров создание финансовых рынков с такими базисными параметрами в ближайшее время становится одной из наиболее сложных задач из-за трудностей перестройки сложившихся глобальных финансовых связей с корпоративным сектором и государственными органами других стран, а также в связи с необходимостью крупных издержек для встраивания в эту систему. Таким образом, процесс формирования многополярной финансовой архитектуры находится на переходной стадии и не является чѐтко обозначенным.

На условия деятельности международных финансовых центров заметное влияние будет оказывать формирование «нового финансового мирового порядка», основные контуры которого складываются уже в настоящее время. Согласно продвигаемой МВФ и G20 концепции, они включают: развитие международной системы регулирования и надзора, усиление роли отдельных наднациональных организаций - G20, Форума финансовой стабильности, МВФ, Банка международных расчетов, в сочетании с ужесточением действующих правил и стандартов в рамках национальных систем; модернизацию современной архитектуры валютной системы; создание транснациональных финансовых конгломератов и целый ряд др. Они должны обеспечивать необходимые условия для развития МФЦ как многоярусного финансового рынка большей степени сложности, способного привлекать и перемещать существенные объемы внутренних и внешних инвестиций и предоставлять отечественному и зарубежному бизнесу широкий спектр финансовых услуг мирового уровня.

Следует также отметить, что возможности обеспечения лучших конкурентных позиций финансовыми центрами в дальнейшем будут также зависеть от степени адаптивности систем финансового регулирования к происходящим изменениям в банковских системах и на фондовом рынке. Кризис 2008-2009 гг. выявил серьезные недостатки в американской и английской системах финансового регулирования, в связи с чем Федеральная резервная система и Управление финансовых услуг были вынуждены в срочном порядке переформулировать базисные концепции финансового регулирования и предложить меры по их реализации через использование административных рычагов и внесение в этих целях расширительных законодательных инициатив. В то же время ряд стран с крупными развивающимися рынками - Китай, Индия, Бразилия сумели в большей степени ограничить влияние финансовых потрясений и ранее западных стран применить макропруденциальные инструменты, в т.ч. в отношении достаточности капитала финансовых институтов.

Однако, поскольку по качественным характеристикам у финансовых центров этой группы стран сохраняется разрыв с США и странами Западной Европы, большая доля участия государственных банков, ориентация на внутренний финансовый рынок с недостаточно развитой инфраструктурой, слабая роль саморегулирующихся организаций, отсутствие необходимого числа квалифицированных специалистов по международным операциям и др., существуют опасения, что они могут препятствовать инициативам по созданию новой «международной регулятивной среды», способствуя тем самым несправедливой конкуренции, основанной на менее жестких правилах деятельности институтов или «регулятивном демпинге». С этой точки зрения, США, Западной Европа и Япония, имеющие более развитую финансовую систему, основанную на широком и всестороннем законодательстве, будут заинтересованы в развитии более тесного трехстороннего сотрудничества для удержания традиционно лидирующих позиций своих международных финансовых центров.

Вместе с тем, дальнейшее развитие МФЦ США и Европы будет определяться во многом тенденциями движения финансовых ресурсов между ними и странами с развивающимися рынками, прежде всего БРИКС, которые активно используют возможности этих центров для финансирования своего экономического роста. До последнего финансового кризиса Лондонская фондовая биржа, Нью-Йоркская фондовая биржа и биржа NASDAQ были основными площадками, где размещались бумаги этих стран.

Устойчивый экономический рост в большинстве стран обеспечивает условия для повышения спроса со стороны местных компаний на иностранные инвестиционные ресурсы как для усиления своего внутриэкономического потенциала, так и для продвижения на внешние рынки. Одним из таких примеров является вторичное размещение акций «Petrobraz» Бразилия на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2014 году, где международные продажи депозитарных расписок для иностранных инвесторов составили около 8 млрд. долл. или около 12% от общей суммы выпуска. Как ожидается, масштабы этого спроса будут расширяться и в дальнейшем в связи с необходимостью финансирования ряда крупномасштабных проектов - Индия, Бразилия, приватизации компаний - Россия, крупных международных слияний и поглощений, формирования сегментированного финансового рынка. Эти процессы проходят на фоне существенного замедления эмиссионной активности в развитых странах, что указывает на возрастание доли привлекаемых на международных рынках капиталов со стороны данной группы стран.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.