Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изобразительное искусство и архитектура

Для искусства раннего западноевропейская средневековья характерно сосуществование варварских традиций и того, что осталось от античной эпохи. До середины VI в., в искусстве варваров преобладал так называемый полихромный стиль: золотые предметы украшались перегородчатой эмалью или инкрустировались драгоценными камнями, преимущественно альмандинами (минерал из группы гранатов кроваво-красного цвета с фиолетовым оттенком), а иногда красным стеклом. Эти предметы из драгоценных материалов использовались в то время народами, не ведавшим денежного обмена, вместо денег.

С середины VI в. полихромный стиль сменился абстрактным звериным орнаментом, плоскостным, линейным, составленным из плетенки, в которую включались изображения отдельных частей тел животных – головы или пасти, лапы или сустава ноги. С VII в. в искусстве варваров появляются изображения человека, причем вначале это были образы не христианской, а германской мифологии. Наиболее характерными были изображения воинов, они встречаются в украшениях предметов быта в течение всего VII в.

В VII–VIII вв. высокого уровня достигла церковная культура в Италии, Ирландии и Англии Там существовали монастыри, где знали греческий язык и латынь, где переписывали и украшали миниатюрами богослужебные книги. Особенностью украшения книг стал инициал – огромная заглавная буква в виде стилизованной птицы, рыбы, фантастического животного, часто занимающая почти всю страницу. Встречаются изображения Христа или евангелистов, но они всегда имеют геометризированные формы и обрамлены все той же плетенкой. Это были первые проявления средневекового искусства. Началом художественной традиции средних веков считается конец VIII – начало IX в. В это время во Франкском государстве происходит подъем культуры, так называемое Каролингское Возрождение.



Каролингское Возрождение. В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III и стал императором. Он сознательно культивировал среди приближенной к нему знати античные формы образованности. В своих начинаниях он опирался на опыт древнего христианского Рима. В этот период возросло количество школ для подготовки образованных священников для нужд государства. Школами руководили такие известные ученые, как Алкуин, Петр Пизанский, Павел Диакон и др. При королевском дворе создавались хроники и жизнеописания, латынь очищалась от варварских примесей, становясь ближе к языку римлян. Была проведена реформа письменности, которая заключалась во введении более четкого письма – каролингского минускула. Существенно улучшилось рукописное дело. Рукописи начали украшать миниатюрами на библейские темы.

Основным образцом средневекового искусства стали памятники церковной архитектуры. Это происходило потому, что, с одной стороны, церковь была главным заказчиком художественных произведений, а с другой – так как средневековое искусство во многом формировалось под воздействием религиозного миропонимания. Главной задачей архитектора или художника было воплощение божественного начала. Из всех чувств человека предпочтение отдавалось страданию. Средневековые художники изображали картины страданий и бедствий с необычайной яркостью, поскольку, согласно христианскому учению страдание считалось огнем, очищающим душу.

в Каролингской империи активно идет монастырское строительство: в этот период было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей. В монастырских скрипториях копировались римские миниатюры с изображениями античных философов. их черты наследуют евангелисты, изображаемые в евангелиях и библиях IX в., что стало новшеством для европейского искусства.

В эпоху Карла Великого каменное строительство стало нормой. Правда, отчасти это было подражанием архитектуре Рима, хотя в церковных зданиях каролингской эпохи присутствуют и новые черты, которые не восходят к античности. Для Карла Великого строили резиденции, украшая их фресками, изображавшими деяния древних полководцев и франкских королей. Наиболее известным архитектурным строением этого времени стала центрическая дворцовая капелла в Аахене, любимой резиденции Карла Великого. Большое распространение получили крипты, предназначавшиеся для хранения реликвий и погребения знатных духовных и светских лиц.

Самым важным новшеством каролингской архитектуры являлись ранее почти не встречавшиеся в архитектуре башни, слитые с телом здания, вырастающие как по сторонам фасада, так и над средокрестием, пересечением нефа, продольной части храма, и трансепта, поперечного нефа. Их верхние части, обычно деревянные, не всегда гармонировали с каменной кладкой здания, но благодаря башням уже в то время наметился силуэт здания, который стал типичным для западноевропейского храма в романскую эпоху.

Хотя каролингская эпоха заложила основы будущего общественного и культурного развития Европы, после ее распада это развитие на целое столетие приостановилось. В X в. новая волна вторжений – норманнов с севера, арабов с юга и венгров с востока – опустошила бóльшую часть территорий европейских стран. Культурные центры были разорены, строительная деятельность почти замерла. В наиболее благоприятном положении оказалась в то время восточная часть Германии – Саксония, расположенная далеко от больших рек, по которым норманны пускались в свои разбойничьи набеги. Здесь с начала X в. начала править саксонская династия королей, и уже в 962 г. один из них – Оттон I получил в Риме императорскую корону.

Дальнейшее укрепление позиций церкви привело к расширению церковного строительства. Лучшими саксонскими церквями являются: монастырская церковь св. Кириака в Гернроде и церковь св. Михаила в Гильдесгейме.

Изобразительное искусство эпохи было еще более новаторским, чем архитектура. Постепенно утрачивается воздействие античных форм, и появляются специфические черты средневекового искусства – например, в бронзовых рельефах. Изображенные на них фигуры, большеголовые, неуклюжие, с едва намеченными чертами лиц и мешковатыми телами, кажутся примитивными. В этих рельефах главными средствами выразительности становятся жест, а также поза.

В немецких миниатюрах X в. появляются сцены, иллюстрирующие эпизоды Священного писания. Причем фигуры в этих сценах обладают особой выразительностью жеста, для чего даже чрезмерно удлиняются руки и пальцы персонажей, чтобы их смысл легче воспринимался зрителем. Книжную миниатюру данного периода отличает усложненность художественного языка. Фигуры, изображенные на них, полностью утрачивают объемность, унаследованную каролингской эпохой от античности. Их рисуют на непроницаемой плоскости золотого фона. В этом искусстве нет и намека на человечность, задушевность. Оно категорично и непреклонно утверждает догматы веры и свидетельствуют о духовной силе и превосходстве церкви.

В течение XI–XIII вв. в Западной Европе сменились два основных архитектурных стиля – романский и готический.

Романский стиль. Сам термин «романский» был введен в научный оборот в начале XIX в. французскими археологами, которые увидели сходство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой. Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь – основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Они располагались на возвышенных местах, господствуя над местностью. Церкви украшались росписями и рельефами, в условных, экспрессивных формах выражавшими могущество Бога. Девизом архитектуры этого времени стало выражение «Замок – крепость рыцаря; церковь – крепость бога». Дух воинственности пронизывает романские храмы, восходящие к раннехристианской базилике. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: нартекс (притвор), корабли, или нефы, и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам, или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу, западная – ад и была посвящена сценам Страшного Суда, северная олицетворяла смерть, мрак, зло, а южная посвящалась Новому Завету. В то же время сам Христос говорил, что он есть «путь, истина и жизнь», и потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Интересно, что в романских соборах вход часто устраивали не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.

Композицию в средневековье понимали буквально как складывание, составление нового из готовых форм. Сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов.

Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий с каменными арками. Главной причиной этого была необходимость замены легковоспламенявшихся деревянных перекрытий зданий. Наличие каменного свода – важнейшая особенность романской архитектуры. Ее характерными признаками также являются толстые стены с маленькими окнами, призванные принимать на себя распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными и полуциркульные арки. Недаром многие современные историки архитектуры называют романский стиль стилем полукруглой арки. Наибольшую известность из памятников романской архитектуры получили соборы в Пуатье и Арле (Франция), Вормсе и Майнце (Германия), в Тулузе (Испания), Оксфорде и Винчестере (Англия) и др.

Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и использовались главным образом в храмах и монастырях. Вместе с тем полусказочные сюжеты, изображения животных и растений восходили к народному творчеству. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декора­тивная живопись храмовыми росписями, наоборот, имела сдержанный колорит.

Дошедшие до нашего времени образцы романской живописи – это укра­шения архитектурных объектов (например, роспись колонн абстрактными орнаментами), а также стен (изображения висящих тканей). Живописные композиции, в частности, повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, например, собора Св. Марка (Венеция), широко использовалась мозаика, бывшая, как и живопись, в основном византийским приемом.

Высокого развития в романском стиле получили миниатюрная живопись в священных книгах, искусство эмали, резьба по дереву и кости, ювелирное искусство, литье и чеканка по металлу. Изделия романских мастеров отличаются массивностью, суровой мощью форм, яркостью цвета.

Готический стиль. К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итал. gotico – готский, по названию германского племени готов). Расцвет его относится к XII–XV вв. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период классического средневековья. Его появление было вызвано необходимостью экономить место в городах. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются стройными колоннами, как бы собранными в пучки, огромными вытянутыми вверх окнами, украшенными витражами, и непременной розой над входом в храм.

В основе своей готический храм имеет форму латинского креста. В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен и даже неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален. Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки, галереи, башни, какие-то площадки с аркадами, громадные окна – все это бесконечно сложная игра ажурных форм. Поверхность стен была покрыта резьбой по камню с множеством скульптурных изображений.

Все пространство собора обитаемо – внутри и снаружи он населен массой скульптур. Они занимают не только порталы и галереи, их можно найти также на кровле, карнизах, под сводами капелл, на винтовых лестницах, возникают они на водосточных трубах, на консолях. Собор был как бы «облеплен» скульптурой, являвшей собой зримый пересказ основных эпизодов Евангелия. Готический собор – это целый мир, который вобрал в себя мир средневекового города.

Основными типами городских построек были кафедральные соборы и ратуши, располагавшиеся на центральных городских площадях. Большинство готических соборов возводилась в ХП–ХШ вв. Это грандиозные сооружения большой высоты (до 150 м). Такими были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Для достижения такой высоты при сохранении легких колонн, резных стен и огромных окон использовались новая конструкция свода и опорные ребра (контрфорсы), укрепляющие своды.

Несколько иначе строились соборы Англии, для которых были характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок и сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери и др.

В Германии переход от романского стиля к готике был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического (гр. eklektikos – выбирающий) стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, при­вел к появлению кирпичной готики, быстро распространившейся по всей Европе ввиду ее экономичности. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. во Франции возникает стилевой вариант поздней готики - пламенеющая готика. Для неё было характерно украшение зданий каменным кружевом, - сложной формой ажурного орнамента, выглядящего как языки пламени. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбре, Амьене, Алансоне, Корби (Франция).

Готическая архитектура выдвинула новые требования к скульптуре и живописи. Для соборной живописи использовались огромные окна-витражи, зачастую высотой несколько метров. На них обычно изображались сцены из Священного Писания, городской жизни, рыцарских турниров, эпизоды из жизни страны. Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистичным, богаче палитра красок.

Готический собор возводился не одним поколением людей, постройка затягивалась иногда на столетие. К числу лучших памятников готического искусства относятся собор Парижской богоматери, Реймсский и Шартрский соборы (Франция); Лондонское Вестминстерское аббатство и собор в Линкольне (Англия); Миланский собор (Италия). Из светских построек – городская ратуша в Брюсселе, королевский замок в Амбуазе (Франция).

1.6. Средневековая литература, театр и музыка

Большинство населения средневековья было неграмотно, поэтому массовая средневековая культура – это культура бескнижная. Она опиралась на устные проповеди и увещевания и существовала, преломляясь через сознание неграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий. Тем не менее, эпоха средневековья создала богатую литературу, которая имеет следующие особенности. Во-первых, к этому времени литература практически полностью отделяется от фольклора. Во-вторых, продолжается развитие жанра героического эпоса. В-третьих, изменяется соотношение между церковной и светской литературой, формируются и процветают новые сословные направления: рыцарская и городская литература.
В-четвертых, расширяется сфера литературного употребления народных языков как в церковной, так и в городской литературе. В-пятых, возникает и успешно развивается драматургия.

В XI–XII вв. окончательно оформился и был записан на народных языках героический эпос, существовавший до этого только в устной традиции. Героями народных сказаний, которые читались нараспев певцами-сказителя­ми, обычно были воины-защитники своей страны и народа. В эпосе воспевались их храбрость, сила, воинская доблесть, верность. Возникает ряд шедевров героического эпоса средневековья: «Песнь о Роланде» (Франция, около 1100 г.), «Песнь о Сиде» (Испания, XII в.), «Песнь о Нибелунгах» (Германия, около 1200 г.).

В XI в. на юге Франции возникла и получила распространение светская рыцарская лирическая поэзия на народном провансальском языке. Она была представлена романами в прозе и в стихах. В романах провозглашался культ Прекрасной Дамы, служа которой, рыцарь должен был следовать правилам куртуазии. Каждый рыцарь должен был иметь возлюбленную, каждая дама – поклонника. Любовь эта носила характер платонический, дама представлялась божественным существом, источником нравственного совер­шенства. В это время появляется обычай сражаться за красоту и честь своих дам. В провансальской поэзии гимн любви сочетался с воспеванием вечно живой природы, родного края. Носителями рыцарской культуры были трубадуры (Франция), труверы (Северная Франции), менестрели и миннезин­геры (Германия). Они были профессиональными придворными поэтами и в большин­стве своем рыцарями, как Бертран де Борн, Ульрих фон Лихтенштайн и др.

Особое место в рыцарской поэзии принадлежит лэ – стихотворным повестям с любовно-приключенческим сюжетом, заимствованным главным образом из кельтских преданий и легенд (лэ зародились в кельтской Бретани). Наиболее популярной из них была история короля бриттов Артура, по преданию, жившего в V–VI вв., и его рыцарей Круглого стола. Эти легенды легли в основу стихотворных рыцарских романов так называемого бретонского цикл».

Ведущую роль в развитии куртуазного романа сыграл французский поэт Кретьен де Труа (вторая половина XII в.). Наиболее хорошо известен его роман о Тристане и Изольде. Поиски приключений (авантюры) – основная черта сюжетов рыцарских романов. Их значение заключается в том, что они открыли новый мир индивидуальных человеческих чувств и отношений. Популярными были циклы романов, основанных на легенде о поисках рыцарями святой чаши – Грааля, которая фигурировала при Тайной Вечере Христа и апостолов. Демократическими тенденциями отличаются произведение Гартмана фон дер Ауэ «Бедный Генрих» (конец XII в.) – поэтический рассказ о любви девушки-крестьянки к заболевшему проказой рыцарю. В произведении немецкой литературы начала XIII в. «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха – изображается борьба простых человеческих чувств с феодальными предрассудками. Рыцарская литература во многом способствовала обмирщению средневековой культуры.

Большую роль в развитии светских и реалистических мотивов в средневековой культуре XII–XIII вв. сыграла городская литература. Она ориентировалась на представителей так называемого третьего сословия. Наибольшей популярностью пользовались стихотворные новеллы (фаблио – во Франции, шванки – в Германии). Они носили в основном сатирический характер, прославляли ум и смекалку, здравый смысл простых людей и высмеивали корыстолюбие, спесь знати, распутство духовенства. В этот же период появляется городской сатирический эпос. Лучшие образцы этого жанра – «Роман о Лисе» (Франция, конец XII – середина XIV вв.) и аллегорическая поэма «Роман о Розе» (Франция, авторы Гийом де Морис и Жан де Мен). Фаблио и сервенты (стихотворения на политические темы) поэта Рютбефа (1230–1285 гг.) носили ярко выраженный антипапский характер, за что специальной буллой были осуждены на сожжение.

Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. Его истоки лежат в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало отмечать праздники земледельческого цикла: конец зимы, приход весны, праздники урожаев – плясками, ряжением. Бродячие актеры (жонглеры – во Франции, шпильманы – в Германии, кукеры – в Болгарии, франты – в Польше и т. п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги.

С IX в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) – инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым («Игра о святом Николае»), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии – комедии с участием масок).

В музыке средневековья особое явление представляло собой искусство кельтов. Придворными певцами кельтских королей были барды, которые исполняли героические песни – баллады, сатирические, боевые и другие песни под аккомпанемент струнного инструмента – кроты. Когда, начиная с конца XI в., на юге Франции начало распространяться музыкально-поэтическое творчество трубадуров, оно вызвало множество подражаний. Самым плодотворным подражанием стал немецкий миннезанг. Миннезингеры служили при дворах властителей, участвовали в многочисленных поэтических состязаниях, странствовали по Европе. Расцвет их творчества наступил в XII в., однако уже XIV в. их сменили мейстерзингеры (мастера пения), объединенные в профессиональные цеха. Развитие этих вокальных цехов ознаменовало собой новый этап средневекового певческого искусства. В IX в. исполнение было многоголосным, но к концу XI в. голоса становятся все более самостоятельными. С возникновением многоголосия в католических храмах необходимым становится орган. Развитию церковного профессионального многоголосия немало способствовали и многочисленные певческие школы при крупных европейских монастырях.

Если XIII в. в истории называют веком старого искусства, то искусство XIV в. принято называть новым, так как именно в это время начинает формироваться искусство Возрождения.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.