Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Гуманизм – идеология Возрождения

Становление ренессансной культуры происходит в крупных городах Италии – Флоренции, Риме, Венеции, Пизе и т. д. Это объясняется несколькими обстоятельствами. Прежде всего следует отметить, что в Италии наблюдался бурный рост экономики, связанный с расцветом ремесел и торговли, накоплением капитала. Здесь раньше, чем в других городах Европы, начинается переход от ремесленного производства к мануфактуре, складываются благоприятные условия для зарождения новых капиталистических отношений. В сфере международной торговли и финансового предпринимательства итальянские купцы и банкиры занимают лидирующие позиции, а в ряде случаев становятся монополистами. Итальянские города переживают эпоху экономического процветания. Высокий уровень благосостояния населения благоприятно сказывается на развитии образования, науки и искусства.

Вслед за изменениями экономических отношений происходит изменение городской социальной среды. Наряду с ростом численности купцов, владельцев мануфактур, банкиров, ремесленников, все больше становится наемных рабочих и людей свободных профессий – адвокатов, стряпчих, нотариусов, музыкантов, актеров, художников и т. д. Эти категории населения сильно отличались друг от друга, но общим у них было то, что все они существовали уже вне рамок традиционного феодального общества. Население городов отличалось большей свободой, активностью, предприимчивостью. Особенно наглядно это проявилось в политическом устройстве некоторых городов-государств. Уже в 1293 г., во Флоренции была принята первая, по сути, республиканская конституция в Европе, предусматривавшая разделение власти на законодательную (синьория) и исполнительную, главой которой, а также командующим ополчением было должностное лицо, именуемое «знаменосец справедливости». Все цехи избирали в синьорию равное число депутатов.



одной из важнейших предпосылок зарождения и развития ренессансной культуры в Италии была широкая система образования. К XII–XIII в. во многих городах Италии действовали школы. В XIV в. во Флоренции ежегодно от 8 до 10 тыс. детей ходили в начальную школу, 1–1,5 тыс. – в среднюю и 500–600 человек – в высшую. Таким образом, в каждом городе несколько тысяч горожан составляли реальный круг участников переворота, ведущего к Возрождению.

Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что Италия была непосредственной наследницей античной римской культуры, продолжавшей оказывать определенное влияние на ее жизнь и в средние века. Пантеон, развалины Колизея и римских форумов, триумфальные арки и виллы римских богачей, скульптура и фрески – все это, сохранившееся или разрушенное временем или людьми, неизбежно заставляло задумываться и вспоминать великую культуру прошлого. Для Италии новое отношение к античному наследию стало еще и воскрешением традиций предков.

Все перечисленное создавало благоприятные возможности для формирования новой интеллектуальной светской элиты, которая скептически относилась ко многим догматам христианской идеологии, а еще более скептически – к самой папской курии, к высшим церковным иерархам, чье отнюдь не святое поведение не было секретом для образованных слоев итальянского общества. Человеку этой поры становятся тесными рамки средневековых традиций повседневной жизни, аскетическая церковная мораль, система тотального контроля католической церкви за образом мысли и хозяйственной деятельностью. В противовес религиозной идеологии, требующей от человека отказа от всех земных интересов ради служения Богу, возникает идеология гуманизма.

Во Флоренции, которую называли Афинами эпохи Возрождения, а чуть позже и в других крупных городах Италии складываются кружки образованных людей, которых называли гуманистами. Гуманизм возникает как литературно-научное движение, направленное против средневековых взглядов. Свое название оно получило оттого, что его представители от изучения «божественного» (studia divina) обратились к изучению «человеческого» (studia humana). В связи с этим обращение гуманистов к античным духовным традициям был закономерен. Вновь, как и тогда, в центре внимания был реальный живой человек, а не бог и не святой. Человек был признан лучшим творением природы, а любовь к человеку объявлена нравственным императивом. К числу наиболее выдающихся людей, чьими трудами создавалось новое гуманистическое мировоззрение, относятся такие известные поэты и писатели, философы, ученые, политические деятели, как Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Колюччо Салютати, Леонардо Бруни, Леон Батист Альберти, Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и многие другие в Италии и за ее пределами.

Гуманистическое мировоззрение принципиально отличалось от мировоззрения средневековья. Для человека средневековья характерен теоцентрический (где средоточие всего – Бог) взгляд на мир. В противовес этому гуманисты выдвинули антропоцентрическую (где средоточие всего – человек) картину мира.

Мировоззрение средневековья – это прежде всего безграничная, доходящая до фанатизма вера в бога, его пророков, праведников. Отсюда – осуждение самостоятельной мысли, знания, сомнения. Земная жизнь человека рассматривается как краткий миг, период испытаний и подготовки к жизни загробной. Средневековая религиозная идеология возвеличивала жертвенность, аскетизм, страдание, так как земное страдание – самый верный путь к вечному загробному блаженству. Напротив, красота, гордыня, плотская любовь, наслаждение телесное и интеллектуальное рассматривались как нечто греховное и осуждались.

Взгляды гуманистов были совсем иными. Они возвеличивают человека до такой степени, что ставят его вровень с самим Богом. Знаменитый гуманист Пико делла Мирандола писал: «О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!» А Марсилио Фичино прямо утверждал, что «гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил».

Тезис о том, что личные качества и воля делают человека хозяином своей судьбы, стал одним из краеугольных камней нового мировоззрения. Это была подлинная революция и по отношению к христианской традиции, и по отношению к античности, поскольку, согласно античному мировоззрению, человек был игрушкой в руках непостижимой судьбы, рока. Вера в возможности человека придавала мировоззрению Ренессанса не только гуманистический, но и индивидуалистический характер. Концепция индивидуализма в философии Ренессанса отражает те изменения в жизни человека, которые связаны с развитием городской культуры. Человек вырывался за пределы сельского феодального мира, для которого были характерны и традиции общинной психологии, и каждодневная зависимость от своего сеньора.

Возвеличивание земного счастья, красоты, наслаждения стали непременными чертами гуманистической идеологии. Добровольные страдания и аскетизм были подвергнуты осмеянию и признаны противоестественными. Догматизм и авторитарность мышления были отвергнуты. Для гуманистического мышления характерны такие черты, как открытость, терпимость, плюрализм. Ренессанс возродил античный диалог, публичный обмен мнениями, обязательность сомнения.

Преодолевая средневековое мировоззрение, гуманисты временами бывали излишне категоричны. Так, вся средневековая европейская цивилизация была признана «эпохой тысячелетнего застоя», «темными веками». Средневековое искусство было названо готским, т. е. варварским и не заслуживающим ни малейшего внимания. Идеальным образцом для подражания провозглашалась классическая культура Древней Греции и Рима. Реально же куль­тура эпохи возрождения была скорее синтезом светской средневековой и античной культур, причем последняя преобладала. И конечно, ренессансная культура не была простым копированием, повторением культуры античной. Гуманисты нашли в античности опору своему стремлению построить светскую антропоцентрическую культуру. Античность и ее возрождение – скорее средство, а не высший смысл и конечная цель ренессансной культуры. При всем противоречивом многообразии и богатстве истоков культура Возрождения – явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной.

Ренессанс явился историческим периодом, породившим высочайшие образцы человеческой мысли, художественного таланта, открывшим неповторимость и уникальность личности. Однако не следует забывать, что Возрождение – это эпоха не только возникновения нового, но и одновременно глубочайшего кризиса средневекового миропонимания и социального устройства.

В отличие от средневековья, где единственной самодостаточной творческой личностью являлся Бог, творящий мир «по своему слову», в возрожденческом сознании превалирует идея приравненности человека Богу. Человек-творец, в представлении ренессансных идеологов, по своей сути является существом добрым, разумным, прекрасным и абсолютно свободным. Обретение свободы мыслилось как уничтожение всяких внешних обстоятельств, мешающих саморазвитию человеческого духа. Конечно, этот лозунг не предполагал своеволие, эгоистичность и антиобщественность поведения человека, а выражал веру в природную красоту и разумность личности.

Установка на индивидуальность, стремление выйти за рамки традиционного и даже дозволенного во многом и определила блестящие достижения возрожденческой культуры. Но этот подход мог иметь и оборотную сторону, ведь самоутверждалась не только личность высокая, творческая, но и личность аморальная. В этом случае индивидуальность превращается в явно выраженный индивидуализм, зоологическое утверждение только своих потребностей и желаний. Духовная свобода могла обернуться разгулом самых низменных страстей, самооправданием пороков и преступлений. Эпоха Возрождения была противоречива (как, впрочем, и вся история человечества) и порождала как творцов и гениев, так и злодеев. Это явление было названо обратной стороной титанизма.

Конфликт между свободой личности и интересами общества привлекал внимание многих мыслителей той эпохи. Один из создателей концепции гражданского гуманизма, Леонардо Бруни (1374–1444), решая проблему взаимоотношений индивида и общества, утверждал, что социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Однако подобная позиция часто оказалась оторванной от действительных реалий времени.

Первые ростки новой культуры начинают пробивать себе дорогу уже во второй половине XIII–XIV вв. В этот период новая культура и новое мироощущение наиболее полно были выражены в поэзии. Зарождающаяся гуманистическая идеология должна была воплотиться посредством слова.

Человеком, чье творчество непосредственно предшествует новой эпохе, является Данте Алигьери (1265–1321). Мировоззрение Данте еще не является гуманистическим, это скорее «средневековый синтез» – сочетание средневековых христианских традиций с элементами античности. Однако его поэзия заложила основы литературного итальянского языка; многие этико-философ­ские идеи Данте оказали прямое воздействие на гуманистическую мысль Италии более поздних времен.

Данте Алигьери является автором поэтического цикла «Новая жизнь» и обессмертившей его имя «Божественной комедии». В ней великий поэт изображает себя путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю. В его творчестве видно стремление выйти за рамки традиционной средневековой культуры, не порывая в то же время с христианством.

В XIV в. ведущей становится тенденция резкого противопоставления античности и средневековой культуры. Другой великий флорентинец, которого считают родоначальником гуманистической культуры Возрождения, Франческо Петрарка (1304–1374), формулирует концепцию, согласно которой светлая и просвещенная культура античности сменилась эпохой темного невежества, связанного с превращением христианства в официальную религию. Теперь, по мнению Петрарки, настало время возрождения античных идеалов. Наибольшую известность из произведений Петрарки получили большие циклы сонетов, обращенные к его возлюбленной, «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В них он воспевает любовь к земной женщине как прекрасное, а не греховное чувство, отрицая христианский аскетизм. Развивая идеи гуманизма, Петрарка призывает осмысливать не божественное, а земное, мир человеческих чувств, переживаний и страстей. Петрарка первым из гуманистов подвергает резкой критике папскую курию, называя ее «обителью злобы дикой, храмом ереси и школой заблуждений!».

Джованни Боккаччо (1313–1375), современник Петрарки, в своем сборнике новелл «Декамерон» в еще более острой форме проповедует право человека на счастье в этой жизни, которое он связывает с любовью и чувственными радостями. Боккаччо утверждает, что любовь выше сословных препятствий, что благородство человека определяется не знатностью, а личной доблестью, что каждый человек волен и обязан бороться за свое счастье.

Гуманизм оказал огромное влияние на всю культуру Возрождения, став ее идейным стержнем. Гуманистический идеал гармоничного, наделенного талантом созидания, героизированного человека с особой полнотой отразился в ренессансном искусстве, которое дополнило и обогатило этот идеал художественными средствами. Архитектура, живопись и скульптура, переживают в XIV–XV вв. небывалый взлет, который и составил основное содержание Ренессанса.

Раннее Возрождение

В эпохе итальянского Возрождения принято выделять несколько периодов: раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV – первые десятилетия XVI в.), позднее Возрождение (последние две трети XVI в.). Однако первые ростки новой культуры начинают пробиваться чуть раньше, в период так называемого проторенессанса (буквально – предвозрождение, вторая половина XIII–XIV вв.). Для культуры этой поры характерно еще преобладание средневековых готических и византийских традиций.

У истоков живописи проторенессанса стоит Джотто ди Бондоне (1266–1337) – самый выдающийся итальянский художник XIV в., предтеча ренессансной живописи. Его самые знаменитые произведения – фрески на темы Нового завета, жизни Марии и Христа в капелле дель Арена в Падуе и фрески в церкви Санта-Кроче (Святого Креста) во Флоренции. Джотто стремился изображать живых, реальных людей, а не создавать идеальные образы святых. В своих работах он сделал попытку отойти от традиционной плоскостной манеры письма, характерной для средневековой иконописи, и передать трехмерность пространства.

Несколько раньше, чем в живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре. Примером поиска новых выразительных форм является творчество отца и сына Никколо и Джованни Пизано. Никколо Пизано – создатель нескольких замечательных скульптурных кафедр, из которых наиболее выдающейся является кафедра баптистерия в Пизе, законченная им в 1260 г. Он стремится, с одной стороны, вернуть скульптуре утерянную спокойную гармонию, а с другой – вдохнуть в нее земную реальную жизнь, которой сознательно были лишены выразительнейшие скульптуры готики. Пизанская кафедра – произведение, поражающее своей пропорциональностью, своей почти античной гармонией.

С 1265 по 1269 г. Никколо Пизано при помощи своего сына Джованни создал кафедру для Сиенского собора. Джованни Пизано продолжает дело отца, но в некоторых отношениях изменяет выдвинутым им принципам. Его композиции и фигуры более жизненны, эмоционально насыщены, выразительны, но эта выразительность нередко напоминает преувеличенную экспрессию готических скульптур. Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков и мадонн.

После Джотто и Пизано в развитии искусства наступает период застоя и даже отступления назад под влиянием широко распространенного в это время в других странах увлечения готикой. Но уже в XV в. в период раннего Возрождения начинается бурное развитие архитектуры, живописи и скульптуры.

Период раннего Возрождения в Италии охватывает время с 1420 по 1500 г. В течение этих 80 лет искусство еще не вполне отходит от традиций недавнего прошлого, но пробует добавлять к ним элементы, заимствованные из классической древности, и старается примирить их между собой. Лишь впоследствии, под влиянием все сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно отбрасывают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Родоначальником ренессансной архитектуры стал флорентинец Филип­по Брунеллески (1377–1446). Самым знаменитым его творением стал гигантский купол собора Санта-Мария дель Фьоре, имеющий диаметр у основания около 42 м. Собор был заложен в 1295 г., и готические черты в нем еще очень заметны, однако элементы готики смягчены, а влияние архитектуры Древнего Рима очевидно. Фонарь восьмигранного купола имеет пилястры античного характера с полуциркульными арками, на которые опирается перекрытие фонаря. Самим фактом своего создания в 1436 г. купол собора Санта-Мария дель Фьоре явился важнейшим этапом в развитии не только архитектуры, но и всей идеологической системы Возрождения.

Более явственно античное влияние проявилось в светской архитектуре. Примером может служить здание Воспитательного дома во Флоренции, построенного также Брунеллески, в котором галерея первого этажа, переходящая на втором этаже в гладкую стену с карнизом и окнами, послужила образцом для всей архитектуры Ренессанса. В этот период складывается и образ светского городского дворца (палаццо), как правило, трехэтажного, напо­минающего крепость благодаря кладке из грубо отесанных камней, особо подчеркивающих первый этаж, но вместе с тем ясного и четкого в своей конструкции. Таковы палаццо Питти и палаццо Руччеллаи, созданные по проекту Леона Баттисты Альберти (1404–1472), еще одного выдающегося архитектора XV в. Четкость этажного членения, рустика, большая роль пилястр, сдвоенные (парные) окна, подчеркнутый карниз – характерные черты этих дворцов. Далее этот тип строения, модифицируясь, нашел развитие на римской и венецианской почве.

Филиппо Брунеллески и Леон Баттиста Альберти прославились не только как великие архитекторы, но и как теоретики искусства. Создание в это время теории перспективы позволило правильно рисовать предмет в трех плоскостях. Это дало возможность более адекватно передавать реальный мир. Отсюда у художников позднейшего времени внимание к правильному изображению не только фигуры, но и окружающей ее среды: пейзажа, ландшафта, деревьев, травы, цветов, гор, облаков на небе, – стремление учесть особенности восприятия предметов на открытом воздухе (воздушная перспектива), когда глаз воспринимает предметы как более размытые по очертаниям и цвету.

Именно в этих направлениях развивалась живопись флорентийского художника Томмазо Мазаччо (1401–1428). Его считают первым художником раннего Возрождения. До настоящего времени сохранилась только 5 бесспорных работ Мазаччо. Наиболее известны его работы «Изгнание Адама и Евы из рая» и «Чудо со статиром». Во фреске «Чудо со статиром», написанной с учетом линейной и воздушной перспективы, фигуры Христа и апостолов переданы анатомически более правильно, пропорционально. В единой естественной композиции объединены фигуры и пейзаж.

Особое место в живописи раннего Возрождения принадлежит Сандро Боттичелли (1445–1510). Он почти всю жизнь проработал во Флоренции – за исключением периода, когда вместе с несколькими другими художниками расписывал стены Сикстинской капеллы в Риме. Его наиболее выдающиеся работы – аллегорические картины «Весна» и «Рождение Венеры». Центральная фигура картины «Рождение Венеры» – один из самых известных образов мировой живописи. В этих работах проявилось все своеобразие манеры письма Боттичелли: декоративность, нарядность, лирический и романтический характер образов, готовность ради достижения идеальной красоты поступиться реализмом. В своей живописи Сандро Боттичелли отразил мысль о том, что античная и христианская культуры неразрывно связаны друг с другом. Именно поэтому на картинах Боттичелли гармонично соседствуют образы из античной и христианской мифологии.

Основоположником современной скульптуры считают Донателло (1386–1466), родом из Флоренции, работавшего в Венеции, Риме, Падуе. В ранних работах Донателло еще прослеживается готическая стилистика, но уже в 20-е гг. XV в. античные традиции в его творчестве возобладали. В 1430 г. он создает «Давида» – первую обнаженную статую в итальянской скульптуре Возрождения. Простой пастух, победитель гиганта Голиафа, спасший жителей Иудеи от ига филистимлян и ставший потом царем, Давид стал одним из излюбленных образов искусства Возрождения. Изображая прекрасную юную фигуру, Донателло, несомненно, исходил из античных образцов, но переработал их в духе своего времени.

Донателло принадлежит и честь создания первого конного монумента эпохи Возрождения. В 1443–1453 гг. в Падуе он отливает конную статую кондотьера Гаттамелаты. Донателло создает монументальный образ военачальника, облаченного в римские доспехи, с обнаженной на римский манер головой на грузном, величественном коне.

Самый известный ученик Донателло – Андреа Верроккьо (1436-1488 гг.), бывший также и живописцем (как живописец он больше известен тем, что был учителем Леонардо да Винчи). Вероккьо вдохновлялся теми же темами, что и Донателло. Но бронзовый «Давид» Верроккьо, созданный уже в конце раннего Возрождения, более утончен, изящен, моделировка его формы предельно детализирована. Все это делает скульптуру менее монументальной, чем образ, созданный Донателло. В 1479–1488 гг. Верроккьо исполнил кон­ную статую кондотьера Коллеони. Этот величавый монумент, установленный на площади Сан Джованни в Венеции, стал образцом композиции конной статуи для искусства европейского классицизма.

Флоренция оставалась безусловным центром художественной жизни вплоть до конца XV в. Одновременно сразу в нескольких городах Италии возникают новые самостоятельные художественные школы. В Урбино работают Пьетро делла Франческа (около 1418–1492) и Джованни Санти (около 1435–1494), отец Рафаэля Санти. В Ферраре получает широкую известность Франческо дель Косса (1438–1477), в Мантуе – Андреа Мантенья (1431–1506), в Перудже – Пьетро Перуджино, в Венеции – Джованни Беллини (около 1430–1516). Все эти художники создают огромный диапазон живописных образов – от нежно-лирических до суровых и драматических.

Высокое Возрождение

Период высокого Возрождения в Италии начинается в конце XV в. и длится до конца второго десятилетия XVI в., лишь в Венеции расцвет искусства продолжается до середины века. Высокое Возрождение дало миру таких величайших гениев, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джор­джоне,Тициан.

В это время центром притяжения итальянского искусства становится Рим. Во многом это произошло благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлекшего к своему двору лучших художников, скульпторов и архитекторов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и подававшего дру­гим пример любви к искусству. В Риме создается множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся величайшими шедеврами. Античное наследие изучается и систематизируется теперь с большей тщательностью и глубиной, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью. Отголоски средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все произведения искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках самостоятельности, а вдохновляет их на новые творческие искания. В истории бывало не раз, особенно в истории искусства, что возрождение каких-то давних принципов и форм (если, конечно, возрождают люди высокоодаренные) приводит к созданию совершенно нового.

Высокий Ренессанс совпал с периодом ожесточенной борьбы итальянских городов за независимость. Искусство этого времени было пронизано гуманизмом, верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество прогресса. В искусстве на первый план выдвинулись проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, подвига, образ прекрасного, гармонично развитого, сильного духом и телом человека-героя, сумевшего подняться над уровнем повседневности.

Величайшим гением эпохи высокого Возрождения по праву считается Леонардо да Винчи (1452–1519 гг.). В истории человечества нелегко найти другую столь же разностороннюю личность. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Леонардо посвящено огромное количество исследований, его жизнь подробнейшим образом изучена. И тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Главная особенность творчества Леонардо – стремление понять мир как неразрывное целое, соединить методы науки и искусства, слить воедино научное и художественное мышление. Ставя рядом науку и искусство, особенно живопись, Леонардо, видел в художнике также и ученого. Он полагал, что живопись следует отнести к точным наукам, которая воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе. Глаз художника он считал тонким инструментом научного познания.

До наших дней дошли 15 картинЛеонардо. Наиболее известны его полотна «Мона Лиза», «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Святой Иероним», «Дама с горностаем», «Мадонна в скалах». Леонардо принадлежит знаменитая фреска «Тайная вечеря» в трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делла Грация в Милане.

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»). Все его картины являются признанными шедеврами. Но даже в этом ряду выделяется «Мона Лиза», или «Джоконда» – одна из самых знаменитых в мире картин. «Джоконда» была написана в 1503–1506 гг. во Флоренции. Небольшой, окутанный воздушной дымкой портрет молодой женщины, сидящей на фоне голубовато-зеленого скалистого пейзажа, наделен какой-то таинственной и магией. Леонардо вложил в ее завораживающий взгляд и загадочную улыбку заряд такой интеллектуальной и духовной силы, что поднял ее образ на необозримую высоту.

К великому сожалению, многие грандиозные проекты и замыслы Леонардо так и не были доведены до конца. Это объясняется и высочайшей требовательностью к своему творчеству, и неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Свыше 10 лет Леонардо да Винчи работает над монументом правителя Милана Франческо Сфорца. Но глиняная модель конной статуи в натуральную величину была разрушена при взятии Милана французами в 1500 г., сохранились лишь подготовительные наброски. Неоконченной осталась картина «Поклонение волхвов». Не были завершены и систематизированы многочисленные научные труды Леонардо, охватывающие широчайший круг вопросов в самых разнообразных областях знаний. Страсть к моделированию приводила да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху. Таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.

Вторым титаном эпохи Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475–1564) – архитектор, художник, поэт, но прежде всего скульптор. Один из первых шедевров Микеланджело – огромная скульптура Бахуса, выполненная под явным влиянием античных образцов. Она вполне могла соперничать с лучшими образцами античной скульптуры. В возрасте 25 лет Микеланджело закончил работу над мраморной композицией, известной как «Пьета» («Оплакивание Христа»). В 1504 г. она была установлена в соборе Св. Петра в Ватикане.

Вернувшись из Рима во Флоренцию, в 1504 г. Микеланджело создал огромную мраморную статую библейского героя Давида, готового к схватке с Голиафом. В ней красота внешней формы соединена с передачей внутреннего напряжения, состояния души. Статуя стала символом Флоренции, жители которой видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и ее защитника.

По поручению папы Юлия II с 1508 по 1512 г. Микеланджело расписывает потолки в Сикстинской капелле. Много дней пролежал он на спине на лесах на высоте 18 м, расписывая без помощников площадь 600 м2. На изображении насчитывается примерно 300 фигур. Нарисовано было 9 сцен из Книги Бытия: Бог отделяет свет от тьмы, сотворение Адама, сотворение Евы, искушение и падение Адама и Евы, Потоп. Все эти сцены, по сути, являются гимном человеку, заложенным в нем силам, его мощи и его красоте. Человек прекрасен, как бог, он подобен богу, а Бог – это прежде всего творец, не знающий преград на пути к созиданию, образ, близкий представлению гуманистической эпохи о творце.

Для алтарной части капеллы он выполнил самую большую фреску этой эпохи – картину Страшного Суда (1536–1541 гг.). На ней изображено, как Христос отделяет праведников от грешников и последние нисходят в ад. Трагическое напряжение сконцентрировано в центральных фигурах – Христа и Богоматери. Христос с отстраняющим жестом правой руки отворачивается от погрязшего в грехах человечества. В творении Микеланджело заложен, таким образом, глубокий философский смысл, целая религиозно-мировоззрен­ческая концепция трагичности человеческого существования. Столь не свойственная Возрождению мысль могла возникнуть только в период кризиса гуманистической идеологии и наступления реакции.

Как архитектор Микеланджело создал план реконструкции зданий капитолийского холма, придав пространству овальную форму. В центре поставлена бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, сохранившаяся с античных времен, ибо христиане приняли ее за статую императора Константина. С 1546 г. он возглавил строительство собора Св. Петра в Риме, начатое по проекту Донато Браманте, и переделал по своему проекту алтарную часть здания и купола.

Третьим титаном Возрождения называют Рафаэля Санти (1483–1520). С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. На протяжении всей жизни он стремится передать совершенство и гармонию в образе Мадонны, вновь и вновь обращаясь к этой теме.

В 1503 г. Рафаэль создает свою самую раннюю работу «Мадонна Конестабиле», а чуть позже «Обручение Марии» и «Мадонна в зелени». В 1508 г. Рафаэль был представлен папе Юлию II как лучший кандидат для исполнения росписей ватиканских Станц (комнат папского дворца). В этих роспи­сях – так называемых Станцах Рафаэля – полностью раскрылся гений молодого художника. Наиболее известная из ватиканских фресок Рафаэля – «Афи­нская школа».

Чтобы сделать изображение более эффектным, художник использовал приемы росписи, использованные Микеланджело в работе над Сикстинской капеллой: фигуры на стене довольно небольшой комнаты подчеркнуто крупные и монументальные. На ступенях храма группами расположились знаменитые философы Древней Греции: Эвклид (возможно, здесь изображен Браманте), Гераклит Эфесский (с лицом Микеланджело), Сократ, Диоген. Мыслители ведут оживленные беседы со слушателями. Среди них помещена фигура самого Рафаэля. В центре композиции находятся фигуры величественного старца Платона с портретными чертами Леонардо да Винчи и вдохновенного Аристотеля. О различии их философских доктрин свидетельствуют указующие жесты: Платона – на небо, Аристотеля – на землю. Работа над росписями заняла 8 лет (1509–1517 гг.) и принесла Рафаэлю всемирную славу.

В 1519 г. Рафаэль закончил работу над самой знаменитой мадонной в истории живописи – «Сикстинской мадонной». Именно в этой работе с наибольшей силой воплощается стремление к совершенной красоте и гармонии.

В целом, эпоха Высокого Возрождения в Италии заканчивается в конце 20-х гг. XVI в., но в Венеции традиции Ренессанса сохраняются на несколько десятилетий дольше. Здесь работали два великих мастера – Джорджоне (1477–1510) и Тициан (1477–1576).

С именем Джорджоне связано становление венецианской школы живописи. Наряду с композициями на религиозные темы («Поклонение пастухов»), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, которые в его творчестве получили преобладающее значение. Самыми известными картинами Джорджоне являются «Юдифь», «Гроза», «Три философа». В 1507–1508 гг. Джорджоне создал «Спящую Венеру» – как считается, самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения.

Тициан был последним гением Высокого Возрождения. Его творчество отличается исключительно широким и разносторонним охватом типов и жанров живописи. Он один из создателей монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Признанными шедеврами Тициана являются такие работы, как «Бегство в Египет», «Венера Урбинская», «Даная», «Введение Марии во храм», «Кающаяся Мария Магдалина» и др.

Культура Возрождения носит отчетливо выраженный художественный характер. Однако это время больших достижений и в других областях человеческой деятельности. Крупные изменения произошли в общественных науках. Одной из самых заметных фигур этой эпохи является Никколо Макиавелли (1469–1527), чьи произведения оказали существенное влияние как на современников, так и на потомков. В его работах исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Заслугой Макиавелли стали трезвые оценки особенностей политического развития разных народов, умение выявлять причинно-следственные связи важнейших событий прошлого и настоящего. Макиавелли порвал со средневековой традицией и сделал учение о государстве абсолютно светским. В своем самом известном произведении «Го­сударь» он попытался нарисовать облик идеального правителя. Причем этот облик возникал не из фантазий, а из скрупулезного анализа реального политического опыта. Учение о государстве Никколо Макиавелли превратил в науку.

Позднее Возрождение

Период позднего Возрождения отмечен рядом важных изменений в культуре. Во второй половине XVI в. в Италии нарастал упадок экономики и торговли, католицизм вступил в борьбу с гуманистической культурой, искусство переживало глубокий кризис. В нем укреплялись новые, не свойственные идеалам Возрождения, тенденции. Венецианская школа живописи дольше других сохраняла традиции Возрождения, однако и здесь постепенно происходит смена стиля. Среди наиболее выдающихся художников позднего Возрождения следует назвать Паоло Веронезе (1528–1588) и Якопо Тинторетто (1518–1594).

Многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы этого периода отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру и технику великих мастеров Возрождения. Творчество художников, которых стали называть маньеристами (от итал. маньяризмо – вычурность), приобрело изощренный, формально изысканный, вычурный характер. Маньеристы строили образ не на основе изучения натуры, а исходя из внутреннего чувства. Отсюда проистекают поиск необычной, усложненной композиции, спиралеобразные позы, необычные фантастические тона. Традиции Возрождения уходили в прошлое. Одним из ведущих представителей маньеризма является Парми­джанино (1503–1540) («Портрет знатной дамы», «Мадонна с длинной шеей» и др.).

Северное Возрождение






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.