Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Мартин Лютер. Реформация в Германии

Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 г., когда монах-августинец, преподававший богословие в университете города Виттенберг в Саксонии, прикрепил листы бумаги с 95 тезисами против продажи индульгенций к дверям небольшой церкви виттенбергского замка. Профессора-монаха звали Мартин Лютер (1483–1546).

Торговля индульгенциями – церковными грамотами об отпущении грехов – велась католической церковью уже несколько веков. Первоначально она осуществлялась в натуральной форме – за «богоугодные дела», т. е. за участие в паломничествах к святым местам, в крестовых походах за освобождение Гроба Господня, за пожертвования в пользу церкви и монастырей. Позже, с развитием торговли, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали продаваться за деньги, и постепенно эта торговля приняла самые циничные формы. «Накопленный» церковью запас «святости» из добрых дел святых и праведников «обменивался» церковью на людские грехи. Был разработан специальный прейскурант, в котором расписывались мыслимые и немыслимые пороки и преступления и четко определялась денежная сумма, необходимая для их искупления. Еще позже папство ввело индульгенции и на еще не совершенные грехи!

Продажа индульгенций стала одной из важнейших статей дохода церкви. Но она же косвенным образом способствовала распространению пороков и злодеяний, которые при наличии денег уже можно было не считать грехом. В ходу была поговорка «Церковь прощает все грехи, за исключением одного – отсутствия денег»!

Проповедуя смирение, бедность и воздержанность, церковь непристойно богатела, наживаясь на всем: помимо положенной ей десятины она брала с прихожан плату за крещение, венчание, исповеди, отпевания и другие обряды. Высшие иерархи церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала. Порча поразила не только высшие эшелоны церкви – рядовые священники в условиях полной бесконтрольности и безответственности проводили службу как попало, отличались невежеством, ленью, жадностью и похотливостью. Монастыри, долженствующие быть местами чистого духовного покаяния, смирения и служения Богу, превращались в вертепы, очаги разврата и порока



Католическую церковь следует отвергнуть потому, что она безнравственна, а следовательно, безбожна! Именно этот нравственный протест против «безбожной» церкви встретил живой отклик в сердцах тысяч верующих, принадлежащих к различным сословиям.

Конец ХV – начало XVI столетия ознаменовался глубочайшим кризисом римско-католической церкви, который проявился в состоянии ее учения, культа, институтов, ее роли в жизни общества, в характере образованности и нравах духовенства Недовольство папами и их римским окружением было всеобщим. По мере того как обвинения в адрес пап звучали все чаще и становились все смелее, короли и епископы некоторых европейских стран задумывались о том, чтобы обособить свои церкви от Рима.

Попытки так или иначе защищаться от непомерных притязаний римских пап (в первую очередь – от денежных поборов) в ряде случаев оказались успешными. Самыми беззащитными оказались германские земли – раздробленная на множество княжеств Германия не была защищена от церковников сильной королевской властью, под эгидой которой можно было создать единую национальную церковь, подобную французской. Поэтому именно из Германии и доносились самые громкие проклятия в адрес римских пап. Грабеж Германии папством и его ставленниками вызывал всеобщее возмущение, обострял обстановку в стране. Она становилась все более напряженной и по причине нарастания кризисных явлений в различных областях жизни всего феодального общества, в котором католическая церковь играла структуро­образующую роль.Тот факт, что именно Германия стала родиной Реформации, закономерен.

Начав с критики торговли индульгенциями, Лютер очень скоро перешел к критике католической церкви в целом. Развивая учение своих предшественников Джона Виклифа и Яна Гуса, Лютер представлял смертельную опасность для католической церкви. Казалось, что его неминуемо ждет судьба Гуса, сожженного в 1415 г. Однако выступление Лютера получило самую широкую поддержку в Германии.

21 сентября 1520 г. была опубликована панская булла об отлучении Лютера от церкви. Он ответил на нее рядом резких статей (памфлет «Против проклятой буллы Антихриста»), а саму буллу, «Кодекс канонического права» и несколько брошюр своих противников публично сжег во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов. В следующем, 1521 г. Лютер был вызван на заседание Вормского рейхстага, где ему в присутствии императора Карла V в категорической форме было предложено отречься от своего учения. Но и на этот раз Мартин Лютер проявил завидную твердость и произнес свои знаменитые слова: «На этом я стою и не могу иначе!»

Все попытки заставить его отречься от своих взглядов на папскую власть и авторитет потерпели неудачу, и в конце концов папа Лев Х осудил Лютера по 41 пункту (булла 15 июня 1520 г.), а в январе 1521 г. вновь отлучил его от церкви. Тем временем реформатор один за другим опубликовал три памфлета, в которых изложил программу реформирования церкви – ее учения и организации. В первом из них, «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства», он призывал германских князей и государей реформировать германскую церковь, придав ей национальный характер и преобразовав ее в церковь, свободную от господства церковной иерархии, от суеверной внешней обрядности и от законов, допускающих монашескую жизнь, безбрачие священников и другие обычаи, в которых он видел извращение подлинно христианской традиции. В трактате «О вавилонском пленении церкви» Лютер обрушился на всю систему церковных таинств, в которой церковь рассматривалась как официальная и единственная посредница между Богом и человеческой душой. В третьем памфлете, «О свободе христианина», он изложил свое основополагающее учение об оправдании только верой, которое стало краеугольным камнем в теологической системе протестантизма.

Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в центр общенародного движения против католического духовенства. В этот период имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден был признать в своем донесении в Рим: «Девять десятых Германии кричат “Лютер!”; остальная десятая – по меньшой мере – “Смерть римскому двору!”».

Сущность протестантизма

В чем же состояли основные идеи Лютера, столь сильно напугавшие католическую церковь? Основное содержание лютеровской Реформации позднее было в сжатой форме изложено его ближайшим сподвижником Филиппом Меланхтоном(1497–1560) в «Аугсбургском вероисповедании» (1530 г.).

Первым из трех важнейших тезисов реформационного движения был тезис о том, что Библия является единственным источником божественного откровения, высшим авторитетом в церковной и повседневной жизни. Такой подход существенно отличался от позиции официальной церкви. Для католической церкви Священное Писание является лишь одним из многих церковных авторитетов. Признавая авторитет Писания, она считает источником и правилами веры не только Библию, но и Предание, выраженное в постановлениях соборов, трудах отцов церкви и папских энцикликах. Для католиков только они являются законными и непогрешимыми толкователями Библии. В противовес этому Лютер утверждал, что Предание может [U3] помочь в разъяснении Писания, но его истинный, духовный смысл – в буквальном значении, а не в аллегорических толкованиях. Таким образом, Священное Предание как источник религиозной истины было отвергнуто.

Вторым является тезис о спасении личной верой. Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что «оправдание верой», т. е. «спасение» человека, происходит не с помощью строгого выполнения обрядов, не «путем добрых дел», а на основе внутреннего Божьего дара – веры.

Из вышеизложенного вытекает третий тезис Реформации – священство всех верующих. Установка католической церкви на обязательное посредничество между человеком и богом духовенства, отделенного от мирян принятием особого таинства – священства, было отвергнуто. «Оправдание личной верой» делало просто лишним не только церковь как организацию, но и все привилегированное сословие духовенства.

Из основных положений реформационного учения следовала необходимость упрощения религиозной обрядности и удешевление церкви. В тех местах, где реформационное движение одерживало верх над католицизмом, про­исходят секуляризация церковного землевладения, упразднение католической иерархии и монашества, отказ от пышной обрядности, почитания святых, икон, мощей, от соблюдения многочисленных религиозных праздников. Из семи таинств, признаваемых католической церковью, были оставлены лишь два, упомянутых в Библии, – крещение и причащение (евхаристия).

Учение Лютера стремительно вышло за рамки богословского спора и превратилось в знамя, под которым выступали самые разнообразные социальные и политические силы. С реформой церкви связываются все сколько-нибудь крупные требования политических и социальных преобразований, причем характер обновления и пути его реализации каждая из основных общественных групп трактовала на свой лад.

Так, выразитель наиболее радикальных настроений крестьянства и низших слоев горожан Томас Мюнцер (1490–1525) трактовал реформацию как начало коренного переворота не только в церковных делах, но и в социальных отношениях. Ссылаясь на Евангелие, он провозглашал необходимость устранения сословных привилегий, требовал передачи всей власти христианской общине, народу, т. е., по существу, выступал за социальную революцию. Томас Мюнцер стал одним из идейных предводителей Крестьянской войны, крупного восстания, которое охватило Юго-Западную Германию в 1524–1525 гг. Причинами восстания были вековой невыносимый гнет и эксплуатация крестьян, вызывавшие время от времени кровавые мятежи. Через 10 месяцев после начала восстания был обнародован манифест (Двенадцать статей) швабских крестьян, составленный несколькими клириками, стремившимися привлечь внимание партии реформаторов к делу крестьян. С этой целью в манифест помимо крестьянских требований были включены новые пункты, за которые выступали реформаторы (например, выборы пастора общиной и использование десятины на содержание пастора и нужды общины). Все остальные требования, носившие экономический и социальный характер, подкреплялись цитатами из Библии как высшего и последнего авторитета.

Лютер обратился и к дворянам, и к крестьянам с увещеванием, укоряя первых в угнетении бедняков и призывая вторых следовать указанию апостола Павла: «Всякая душа да будет покорна высшим властям». Далее он призвал обе стороны пойти на взаимные уступки и восстановить мир. Но восстание продолжалось, и Лютер в новом обращении «Против грабительских и разбойных крестьянских орд» призвал дворян раздавить восстание: «Всякий, кто может, должен бить, душить, колоть их».

Лютер осудил радикализм «народных проповедников», выражая настроение консервативной части бюргерства. Он отказался от первоначальной идеи создания христианской церкви, независимой от светской власти, и скло­нялся теперь к мысли поставить церковь под прямой контроль государства, у которого есть сила и власть, чтобы обуздывать движения и секты, уклоняющиеся от истины, т. е. от его собственного толкования евангелия свободы.

Бюргерство и значительная часть дворянства требовали секуляризации церковных земель, отказа от пышной обрядности, упразднения католической иерархии и монашества, т. е. «дешевой церкви». Национально-политические требования выражались в стремлении к независимости церковных организаций от Рима, к богослужению на национальных языках. Князья с вожделением взирали на богатые владения монастырей, которые они присваивали под лозунгом церковной реформы. Кроме того, некоторые из них использовали реформационное движение для усиления своей политической независимости.

Развитие событий заставляло Лютера идти на сближение с князьями, связывать судьбу Реформации с их интересами, так как без влиятельного покровительства человек, бросивший вызов папе и императору, имел мало шансов уцелеть. Впервые от Вормского эдикта, направленного на пресечение деятельности Лютера, князья защитили его в 1521 г. В 1529 г. император Карл V вновь потребовал строгого соблюдения Вормского эдикта. Большинство участников рейхстага постановили повсеместно восстановить католическое богослужение. В ответ 5 князей и 14 городов заявили протест, утверж­дая, что в делах веры и совести невозможно подчиняться решению большинства. С этого времени сторонников Реформации стали называть протестантами.

После многолетней борьбы и частых войн в 1555 г. между протестантами и католиками был заключен Аугсбургский религиозный мир, согласно которому княжеский суверенитет, объявленный незыблемым, распространялся и на область религии. Провозглашен был принцип, выраженный в формуле «Чья власть, того и вера», т. е. князь определял религию своих подданных. Возникло неустойчивое равновесие: северные, северо-восточные княжества Германии и некоторые владения в центре страны приняли лютеранство, прочие же земли сохранили верность католицизму.

Начавшись в Германии, Реформация быстро вышла за ее пределы, получила широкое распространение и развитие в других государствах Европы, в первую очередь в Швейцарии и Нидерландах.

Жан Кальвин

На новом этапе реформационного движения наибольшее влияние приобрел женевский проповедник Жан Кальвин (1509–1564). Это был прекрасно образованный человек, изучавший теологию, право, знавший древние языки. В 1536 г. была опубликована его книга «Наставления в христианской вере», в которой он изложил христианское учение в виде системы. Эта книга стала основным теоретическим трудом для протестантов разных стран. Полное же собрание сочинений Кальвина составляет 59 томов.

Одно из центральных мест в теологии Кальвина занимает учение о божественном предопределении. Бог, утверждал Кальвин, в своем предвидении будущего предопределил одних людей к вечному блаженству, других – к вечным мукам в загробном мире. Это предопределение фатально, не зависит от субъективных действий человека, и никто не может знать, какая судьба ему уготована. Человек может лишь надеяться. И не жаловаться, не скорбеть, не сетовать на Бога! Даже тогда, когда божественная благодать осенит недостойного человека, даже тогда, когда отдавший всего себя и жизнь свою служению Богу окажется лишенным благодати. Все предопределено, все предугадано, все предначертано: кому спастись, кому оказаться праведником, кому остаться грешником без покаяния, осужденным на вечные муки. Человек не способен изменить свою судьбу, ему остается лишь смиренно молить Бога о милости.

Подобная теория абсолютного предопределения могла бы привести к фаталистической бездеятельности человека, к пассивному созерцанию, на самом же деле, наоборот, она подталкивала верующего к напряженной и самоотверженной работе. Учение Кальвина призывало человека не пытаться угадать – избран он или нет, а верить, что он является божьим избранником. Наиболее видимым знаком избранничества кальвинизм признает удачное и успешное течение дел в земной жизни, ибо все это невозможно без сильной воли, упорства, целеустремленности, сильного характера и стойкости, трудолюбия, простоты и скромности в жизни – всех тех качеств и способностей, которыми Бог отмечает избранных. Именно поэтому кальвинизм проповедовал постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства, скромность и ограничение своих потребностей, доходящую до скопидомства бережливость и отказ от земных удовольствий и праздности. Повседневный труд Кальвин и его сторонники рассматривали как благословение и одновременно поручение, возложенное на человека богом. Кальвин был убежден в том, что пренебрежение выгодами богатства есть грех, что собственность – дар божий. Он считал, что имущество дано человеку во временное пользование, за него надлежит дать ответ Небесному Господину, и всемерное приумножение этого имущества является священным долгом.

Религиозные воззрения кальвинистов совпадали с хозяйственной этикой эпохи первоначального накопления капитала. Кальвинизм освящал предпринимательскую деятельность буржуазии. Эти черты кальвинизма способствовали его широкому распространению не только в Швейцарии, но и в ряде стран Европе. В Нидерландах он получил повсеместное распространение. Кальвинистами были французские гугеноты и английские пуритане. Кальвинизм стал идеологической оболочкой требований буржуазных революций в Нидерландах и в Англии.

Религиозные войны

Ко второй половине XVI в. противоречия между католиками и реформаторами зашли столь далеко, что примирение оказалось невозможным, хотя католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на открытый разрыв с реформаторами. Тридентский церковный собор, решавший эту проб­лему, заседал почти 20 лет – с 1545 по 1563 год! В конце концов, жесткая линия победила, и все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками. Жесткая реакция католицизма на распространение протестантизма получила название контрреформации. Важнейшими инструментами католической церкви в этой борьбе стали инквизиция и созданный в 1540 г. Орден иезуитов. Раскол церкви на католиков и протестантов привел к расколу Европы и к многочисленным религиозным войнам.

Самая длительная и наиболее драматичная борьба за свободу деятельности протестантских церквей развернулась во Франции. К 1561 г. гугеноты, как там стали называть протестантов, имели более 2000 общин, объединявших более 400 000 верующих. Все попытки ограничить рост их численности потерпели неудачу. Вскоре конфликт приобрел политический характер и привел к внутренним религиозным войнам. Согласно Сен-Жерменскому договору (1570 г.), гугенотам было предоставлено право исповедовать свою религию. Но в 1572 г., после событий Варфоломеевской ночи(24 августа), ког­да, по некоторым оценкам, погибло более 30 000 гугенотов, война вспыхнула вновь и продолжалась до 1598 г. По изданному в этом году Нантскому эдикту французским протестантам были дарованы свобода исповедовать свою религию и права гражданства. Нантский эдикт был отменен в 1685 г., после чего тысячи гугенотов эмигрировали в другие страны.

В Нидерландах широкое распространение кальвинизм получил в начале 60-х гг. ХVI в. В 1566 г. протестанты начали иконоборчество, в ходе которого разгромили 5000 католических церквей. Король Испании, в то время владевшей Нидерландами, Филипп II послал для борьбы с ересью инквизицию, иезуитов, войска и вошедшего в историю своей кровожадностью наместника – герцога Альбу. Эти меры привели к восстанию всех провинций во главе с представителем местной знати Вильгельмом Оранским. Испанцы имели самую сильную армию в Европе, но кальвинисты, верившие в предопределенность судьбы, сражались мужественно и бесстрашно. В 1603 г. стороны заключили перемирие, которое, фактически, было концом войны и признанием республики, в которую вошли семь объединенных провинций севера.

События, начавшиеся как религиозный конфликт, превратились в национально-освободительную войну. В ходе войны для усиления социального единства были устранены феодальные повинности, привилегии и монархия. По сути, это были первые буржуазно-демократические преобразования в Европе.

Конфликт между католиками и протестантами стал одной из главных (хотя и не единственной) причин Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.). В войну были втянуты многие государства. Она привела к невиданным преж­де человеческим жертвам. Численность населения Германии (здесь шли основные боевые действия) сократилась на треть, в сражениях был убит каждый третий солдат.

Только после подписания Вестфальского мира в 1648 г. религиозные войны пошли на убыль. К этому времени в основном определилась религиозная карта Европы. Контрреформация победила в Испании, Италии, Польше, Чехии, части Германии, большей части Франции. В свою очередь, различные направления протестантизма одержали верх в Швейцарии, Нидерландах, Англии, Швеции, Дании и др.

Лютеранская Реформация была введена в скандинавских странах по воле их монархов. Согласно королевским указам, Швеция (1527 г.) и Норвегия (1537 г.) стали протестантскими державами. Но во многих других европейских странах, где государи сохранили верность римско-католической церкви, Реформация широко распространялась среди всех классов населения благодаря деятельности миссионеров и вопреки репрессивным мерам правительства.

Возрождение и Реформация коренным образом преобразовали облик Европы, положили начало процессу перехода от культуры средневековья к культуре Нового времени, явившейся в своей сути культурой буржуазного общества. Возрождение и Реформация изменили сознание человека, открыли перед ним новые духовные горизонты. Человек получил свободу самостоятельно мыслить, освободился от авторитарной опеки церкви и утвердился в убеждении, что только собственный разум и совесть могут диктовать ему, как следует жить. Именно в этот период начинает складываться новый буржуазный тип личности с новой культурой и новым отношением к миру.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................... 3

Глава 1. Европа в раннее и классическое средневековье.............................. 3

1.1. Феодализм как общественная система................................................. 5

1.2. Материальная жизнь и менталитет средневековья........................... 12

1.3. Роль церкви в средневековом обществе............................................ 20

1.4. Образование и наука.......................................................................... 25

1.5. Изобразительное искусство и архитектура....................................... 30

1.6. Средневековая литература, театр и музыка...................................... 36

Глава 2. Культура эпохи Возрождения....................................................... 39

2.1. Гуманизм – идеология Возрождения................................................ 39

2.2. Раннее Возрождение........................................................................... 45

2.3. Высокое Возрождение........................................................................ 49

2.4. Позднее Возрождение........................................................................ 54

2.5. Северное Возрождение...................................................................... 54

Глава 3. Реформация..................................................................................... 57

3.1. Гуманизм и Реформация.................................................................... 57

3.2. Мартин Лютер. Реформация в Германии.......................................... 58

3.3. Сущность протестантизма.................................................................. 61

3.4. Жан Кальвин....................................................................................... 64

3.5. Религиозные войны............................................................................ 66

 

Культура Западной Европы в средние века

Учебное пособие

 

Редактор Н. В. Рощина

________________________________________________________________

Подписано в печать 00.00.2008. Формат 60´84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Печ. л. 4,5.

Гарнитура «Times New Roman». Тираж 1200 экз. Заказ

________________________________________________________________

Издательство СПбГЭТУ «ЛЭТИ»

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5

 

 

[rn1]Нужно уточнить номера в библиографическом отделе библиотеки

[rn2]Этот номер я сама дам позднее

[U3]Так?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.