Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

В жизни, деятельности, науке

ПСИХОЛОГИЯ и ПЕДАГОГИКА

Допущено Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений


Москва • 2004

Одобрено Учебно-методическим объединением по психологии университетов России


УДК [316+37](075.8) ББК 88я73+74.00я73 С81

Одобрено и рекомендовано к изданию Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник»

Рецензенты:

д-р социол. наук, проф. В.М. Кукушин

(нач. кафедры психологии, педагогики и организации

работы с кадрами Академии управления МВД РФ);

д-р психол. наук, проф. А.И. Панкин;

заслуженный работник высшей школы РФ, д-р пед. наук, проф. ИВ. Горлинский;

кафедра психологии и педагогики в деятельности органов внутренних дел

Юридического института МВД России

(нач. кафедры д-р юрид. наук, проф. Ю.В. Наумкин)

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Столяренко А.М. С81 Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с. ISBN 5-238-00259-9

Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными образовательными требованиями (федеральный компонент) к обязатель­ному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дис­циплины» и комплексом дидактических единиц по дисциплине «Психоло­гия и педагогика».

Содержание пособия основано на современных достижениях отече­ственной и мировой психологии и педагогики. Теоретические вопросы излагаются достаточно популярно, хорошо иллюстрированы и сочетаются с раскрытием их практической значимости для жизни взрослого человека и профессиональной деятельности специалиста.



Для студентов вузов всех специальностей, а также для желающих овла­деть основами психологии и педагогики.

ББК 88я73+74.00я73

ISBN 5-238-00259-9 О A.M. Столяренко, 2001

© ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2001 Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства


Предисловие

Российское общество переживает сейчас сложный период перехода от одной общественно-экономической системы к другой. Надежды его граждан и усилия государства направляют­ся на всестороннее совершенствование жизни в соответствии с представлениями об обществе, отвечающем уровню достижений человеческой цивилизации и воплощающем в большей степени, чем прежде, идеалы добра, справедливости, свободы, защиты от беззакония и зла, обеспечивающем людям равные возможности для самореализации и достойной жизни. Этот процесс сложен, противоречив, многообусловлен. Он не может быть осуществлен директивой или по желанию кого-то «сверху». Что бы ни гово­рили пессимисты, но он зависит от всех граждан России. Не­возможно воплотить идеалы в жизнь каждого человека без его личного участия. И общество всегда таково, каковы его гражда­не и их активность. Жизнь в обществе может стать лучше, если станут лучше его граждане — образованнее, умнее, культурнее, гуманнее, демократичнее, порядочнее, справедливее, профес­сиональнее, способнее как по личным качествам, так и по пове­дению.

Все это особенно значимо для молодого поколения россиян. Будущее России и жизнь в ней принадлежит ему, и оно будет благополучнее, если станет совершеннее само поколение. Верно сказано, что человечество топталось бы на месте, если бы дети не превосходили своих родителей. Но такое совершенство не приходит само собой. Помогать молодым людям стать совер­шеннее, достигать большего призвана система образования в стране, являющаяся ускорителем социального прогресса.


 



Предисловие


Современная концепция высшего образования в России ис­ходит из того, что образованный человек должен хорошо разби­раться в жизни, людях, их отношениях. Каждый хочет быть сильным, умелым, уважаемым, успешным в жизни. Для этого ему необходимо бережно относиться к самому себе, правильно оценивать себя, полно использовать возможности для самораз­вития, умело направлять свое поведение, чтобы держать свою судьбу в собственных руках. Это возможно, если он обладает соответствующими научными знаниями в области психологии и педагогики, а не руководствуется обывательскими представле­ниями.

Психология и педагогика — науки о жизни. Это прикладные науки. Их знания — не балласт для памяти, который можно вы­бросить после сдачи зачета или экзамена. Они должны войти в систему мировосприятия, практического мышления образован­ного человека, его внутренних установок и привычек, использо­ваться как инструмент при решении проблем жизни и профес­сиональной деятельности. Именно в таком эвристическом клю­че и раскрываются они в учебном пособии.


Самым непонятным в этом мире является то, что он все-таки понятен.

А. Эйнштейн

 

Раздел 1.

Психология и педагогика:

Основы


Глава 1

Психология и педагогика

в жизни, деятельности, науке

И образовании

1.1. Учебная дисциплина

«Психология и педагогика», ее цели, задачи, функции, концепция изучения


Психология и педагогика в высшем образовании

Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому об­разованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и обра­зования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав гра­ждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать ре­шения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписа­ным законам. Учебные планы образовательных учреждений по­этому включают ряд новых обязательных для всех учебных дис­циплин, в число которых входит «Психология и педагогика». Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и со­вершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать дру­гим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь


1, Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании



житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибоч­ными представлениями.

«Государственные образовательные требования {федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню под­готовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитар­ные и социально-экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психи­ки человека, знать основные психические функции и их физио­логические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах проис­ходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формиро­вании личности; понимать значение воли, эмоций, потребно­стей имотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состоя­ния, владеть простейшими приемами психической саморегуля­ции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту иорганизованном коллективе; знать формы, средства иметоды психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определе­ния и решения педагогических задач как в семье, так и в трудо­вом коллективе. Предлагаемое учебное пособие отвечает необ­ходимости овладения студентами этим минимумом содержания и уровня подготовки по психологии и педагогике.

.. Цель изучения учебной дисциплины

Цели и задачи изучения психологии«Психология и педагогика» в высшем об-
ипедагогики разовательном учреждении: повышение об-

разованности молодых специалистов в во­просах научной психологии и педагогики, психологических и педа­гогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жиз­ни и профессиональной деятельности. Основные задачи:

• ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук, их возможностями в успешном решении проблем жизни ипрофессиональной деятельности, возникаю­щих перед каждым человеком и человеческими общностями;

• достижение научного понимания студентами основ пси­хологической и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;


Ifi


Раздел I. Психология и педагогика: основы


• раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации1 и самоутверждении2 человека;

• ознакомление студентов с психологическими и педагоги­ческими основами жизни и деятельности в условиях современ­ного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;

• психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

• содействие гуманитарному развитию студентов, их психо­логического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

• ознакомление с возможностями использования рекомен­даций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психоло­гической и педагогической техникой;

1 Каждому человеку, появившемуся на свет, которому дарована жизнь, важно
сполна использовать в ней свои потенциальные возможности. Это прежде всего
связано с возможностями стать человеком, отвечающим мировому уровню дос­
тижений человеческой цивилизации, овладевшему общечеловеческими мораль­
ными ценностями, интеллектом, образованностью, культурой, способностями,
профессион&чьной умелостью, а также благами, которые может предоставить
современное обшество. Зависит это прежде всего от самого человека, от его
работы над собой, желания достигнуть в жизни многого, целеустремленности,
упорства, от умного, умелого, морально чистоплотного и правомерного исполь­
зования им предоставляемых жизнью и обществом возможностей, прав и сво­
бод. Все это и подразумевается, когда говорят о самореализации человека.

2 Самоутверждение — важнейший продукт самореализации. Человек — это его
лела, достоинства и недостатки, воплощенные в продуктах жизни и деятельно­
сти. Человек — не то, что он думает о себе, а то, что создали его ум, руки, воля,
его мораль, упорный труд. Человек самовыражается и самоутверждается в лслах.
в том длинном шлейфе-следе, который он оставляет в жизни. Он самоутвержда­
ется во мнении людей о нем и его делах, в положении среди них, в котором он
в результате оказывается. Самоутверждение - это и объективно обоснованное
уважение его к самому себе как к достойному человеку, не замаравшему себя
ничем, человеку со спокойной совестью, которому нечего стыдиться. Самоут­
верждение в своем самосознании связано с пониманием того, что драгоценное и
неповторимое время жизни не тратилось и не тратится попусту, возможности
условий, складывавшихся обстоятельств, своих прав и свободы не «унесены вет­
ром» в безвозвратное прошлое, а использованы и используются сполна, а если
есть упущенное, то корить надо себя, а не других.


1. Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании -| -\

• формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в своей жизни и деятельности, а также интереса к продолже­нию работы по повышению своей психологической и педаго­гической подготовленности.

Она базируется на следующих основопо-
Концепция изучения лагаюших положеНиях. "
учебной дисциплины . ,-.

1. По психологии и педагогике написа-

«Психология

и педагогика» ны горы книг, знания этих наУк обширны,

они могут быть изложены в многотомных

энциклопедиях и изучаться по программам, требующим не одну сотню учебных часов. Основная задача учебного пособия, пред­назначенного для студентов высших образовательных учрежде­ний, — отобрать минимум содержания, отвечающего Государст­венным образовательным требованиям, умещающегося в огра­ниченный объем пособия, но сохраняющего научность, доста­точную полноту, целостность, логичность, системность и прак­тичность. В отличие от большинства опубликованных учебных пособий и учебников по дисциплине «Психология и педагоги­ка», в которых 70 и более процентов содержания посвящено психологии, в настоящем пособии эти науки представлены на равных правах. Дело тут не в научных амбициях, а в том, что в вузах пока не оценено должным образом значение данных и ре­комендаций педагогики для жизни и деятельности взрослого человека, а тем более, высокообразованного1.

2. Психология и педагогика — родственные, но самостоя­тельные науки. В цикле «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» они представлены в объединенной учебной дисциплине «Психология и педагогика», что свидетель­ствует о необходимости их взаимосвязанного изучения. Такой вариант имеет право на существование. Логика любой учебной дисциплины не обязана быть идентичной логике науки; изу­чаться по существу должны не науки, а научные знания о соот­ветствующей стороне действительности, соединенные с обоб-

1 Это подтверждается и опросом мнений студентов о полезное in для себя изуче­ния 12 дисциплин гуманитарного цикла. Психология занимает третье место, а педагогика — одиннадцатое (Шереги Ф.Э., Харчева В.Г., Сериков В.В. Социология образования: прикладной аспект. - М., 1997. — С. 107—108).


12___________________________________ Раздел I. Психология и педагогика: основы

щенным практическим опытом и подчиненные задачам подго­товки обучающихся в предстоящей жизни и профессиональной деятельности. Психология и педагогика имеют немало взаимо­связанных теоретических положений, а тем более — областей практического приложения, что и позволяет изучать их в еди­ной учебной дисциплине. Следует при этом избегать двух край­ностей: изучать в двух самостоятельных разделах (раздел 1 — психология, раздел 2 — педагогика) либо превращать в смешан­ное изучение «психолого-педагогического знания».

Наука требует дифференцированного подхода, практика — интегрированного. Положение учебной дисциплины как общеоб­разовательной, мировоззренческое значение включенных в нее научных психологических и педагогических знаний не допускают их смешения (уместного, возможно, на каких-то практических курсах). В то же время необходимость преодоления схоластики, отдаленности от жизни и понимания практичности требует не разведения их, а сближения. Эти противоречия разрешимы путем изучения важнейших теоретических и прикладных проблем как общих, но с соблюдением раздельного рассмотрения специфики психологического и педагогического их понимания.

Изложенный подход реализован в учебном пособии, но он позволяет варьировать планы изучения учебной дисциплины. Если в каком-то образовательном учреждении почему-то будет отдано предпочтение последовательному изучению психологии и педагогики в двух разделах, то оно легко осуществимо разне­сением по ним соответствующих параграфов в главах пособия.

3. «Психология и педагогика» изучается в системе высшего образования, включена в учебные планы подготовки специали­стов в самых различных областях профессиональной деятельно­сти. Поэтому общие положения психологической и педагогиче­ской наук разумно сочетать с изучением их профессиональных приложений, с потребностями умелого общения и сотрудниче­ства преимущественно со взрослыми людьми. Однако ошибочно сводить их профессионализацию к учительской деятельности в средней школе, как это зачастую делается.

4. Психология и педагогика — науки, обращенные к практи­ке, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества, ищущие ответы на самые насущные их проблемы, но в созна­нии многих людей они представляются сугубо теоретическими, состоящими из трудно запоминающихся дефиниций. В этом


1 Психология и педагогика в жизни, деятельности, науке и образовании з

повинны не люди, а постановка преподавания, содержание и стиль многих учебных пособий.

Изучение психологии и педагогики, даже самых фундамен­тальных ее положений, выполнит свои функции, если будет строиться не на абстракциях для запоминания, а как глубокое и образное понимание психологических и педагогических реаль­ностей, как выводы из опыта жизни, как уроки для сегодняш­ней практики и будущего. Необходимо более практичное препо­давание их по содержанию, формам и методам.

5. Изучение учебной дисциплины «Психология и педагогика» — не простая передача студентам определенного объема знаний, но и личностный акт, призванный способствовать общим и профессио­нальным подвижкам в их личности. Это достигается реализацией в нем комплекса психологических и педагогических функций.

Образовательно-мировоззренческая функция заключается в существенном расширении знаний студентов о человеке, без понимания которого мир остается непознанным, а жизнь обще­ства представляется большой гудящей неразберихой. Житейские знания и суждения о человеке, его судьбе, возможностях, кото­рые по разным поводам приобретаются в опыте жизни каждым человеком и которые в большинстве можно отнести к заблужде­ниям, заменяются научно достоверными, систематизированны­ми знаниями, превращаются во взгляды на жизнь, в убеждения, надежные опоры на жизненном пути.

Воспитательно-мобилизующая функция выражается в мощ­ном вкладе, который вносят психология и педагогика в гумани­зацию личности, изучающей их. Осведомленные в их вопросах люди по-другому, глубже и обстоятельнее, начинают восприни­мать других людей, контакты с ними, цивилизованнее строить отношения и вести себя. Нет, наверное, такого человека, кото­рый бы, изучая психологию и педагогику, не примерял их по­ложения к себе. Начинается более достоверная оценка себя, своих достоинств и недостатков, понимание упущенных воз­можностей и побуждения к самосовершенствованию, к более цивилизованному поведению, к следованию рекомендациям этих наук. Понимание возможностей быть лучше, успешнее в жизни, знание реальных возможностей самореализации и само­утверждения вооружает оптимизмом, превращается из красивого лозунга в привлекательную и достижимую реальность, а глав­ное, зависящую от себя самого.

Жизненно-практическая функция заключается в обогащении сту­дентов знаниями и установками на использование многих конкрет-



Раздел I. Психология и педагогика: основы


ных положений и рекомендаций психологии и педагогики в своей жизни, в образовательном учреждении, в семье, среди людей, на досуге, в трудных ситуациях и пр. Они позволяют значительно уменьшить число промахов, неудач, конфликтов, связанных с ними переживаний и повысить успешность при самоутверждении.

Профессионально-прикладная функция связана с обогащением специалиста психологическими и педагогическими знаниями, на­выками и умениями, нужными для трудовой деятельности. Любой труд — это взаимоотношения и сотрудничество с людьми, и без правильного решения человеческих проблем в нем успеха не видать.

Развивающая функция имеет тоже достаточно разнообразные проявления.

Все изложенное о функциях уже свидетельствует о широком развивающем влиянии изучения психологии и педагогики на личность студента. В процессе усвоения знаний, практики их применения в образовательном процессе происходят подвижки в общем и профессиональном развитии обучающихся и такого специфического качества, как психологическое и педагогиче­ское мышление. Содержание, формы и методы преподавания учебной дисциплины предусматривают также целенаправленное профессиональное развитие отдельных качеств: наблюдательно­сти, памяти, внимания и др.

Изучение психологии и педагогики строится эффективно, если реализуются все функции.

Настоящее учебное пособие ориентировано на воплощение рассмотренных концептуальных положений.

Психология и педагогика






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.