Развитие интеграции рынков ценных бумаг в странах Единого экономического пространства (ЕЭП) По состоянию на май 2014 года Российская Федерация в рамках международной экономической интеграции трижды приступала к формированию Единого экономического пространства на базе единых международных договоров: первый раз - в 1999 году на основе Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (далее по тексту - Договор ЕЭП-1999), второй - в 2003 году на основе Соглашения о формировании Единого экономического пространства 2003 года (далее по тексту - Соглашение ЕЭП-2003).
Третья попытка, в результате которой было создано Единое экономическое пространство 2012 года, основывается уже на комплексе международных договоров, формирующих ЕЭП, принятых в 2010 году в соответствии с Планом действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. N 65).[32]
Одним из 17 указанных договоров является Соглашение от 09.12.2010 «О создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала».[33] В целях реализации настоящего Соглашения Стороны (Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан) осуществляют необходимые меры в банковской сфере, на валютном рынке, на рынке ценных бумаг и в сфере страхования. На рынке ценных бумаг осуществляются следующие меры:
1. организация обмена информацией между уполномоченными органами Сторон по вопросам регулирования рынка ценных бумаг и иных финансовых инструментов;
2. гармонизация законодательства Сторон в области регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
3. гармонизация требований к процедуре эмиссии (порядку выпуска) ценных бумаг эмитентов Сторон;
4. гармонизация требований законодательства Сторон к размещению и обращению ценных бумаг иностранных эмитентов на национальных рынках.
Совместные действия Сторон по обеспечению транспарентности деятельности участников финансового рынка направлены на:
· гармонизацию требований к объему, качеству и периодичности публикуемой информации;
· гармонизацию законодательства Сторон в области раскрытия информации эмитентами, противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию на рынке ценных бумаг;
· гармонизацию требований к осуществлению деятельности рейтинговых агентств в соответствии с принципами прозрачности, подотчетности и ответственности для предупреждения системных рисков;
· завершение перехода участников финансового рынка Сторон на использование международных стандартов финансовой отчетности.
В настоящее время процесс интеграции идет достаточно активно. Помимо общих предпосылок формирования ЕЭП (исторически единые корни, общие принципы построения экономических укладов, общие культурные ценности и т.п.) для формирования интегрированного финансового рынка имеется ряд специальных предпосылок, сформировавшихся в период проведения экономических реформ на территории государств СНГ. В числе таких предпосылок следует назвать, прежде всего, наличие элементов уже готовой инфраструктуры. К таким элементам, в частности, относятся следующие:
- допущение к совершению на валютном рынке ММВБ валютными правилами операций профессиональных участников государств ЕврАзЭС, подписавших Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - членов Евразийского экономического сообщества;
- использование сходного программно-технического обеспечения организациями инфраструктуры рынка, в частности биржами, что позволяет осуществлять реальное взаимодействие на уровне сотрудничества торговых систем;
- существование организационных предпосылок для сотрудничества на уровне организаторов рынка: так, по инициативе ММВБ в апреле 2000 г. была учреждена Международная ассоциация бирж стран СНГ (МАБ СНГ, http://mab.micex.ru); в рамках названной ассоциации действует, в частности, IT-Комитет, деятельность которого направлена на содействие по технологическому сотрудничеству участников рынков.
Необходимо отметить, что в соответствии с проектом программы действий Международной ассоциации бирж стран Содружества Независимых Государств на 2011 - 2015 годы предполагаются дальнейшие шаги, направленные на интеграцию рынка корпоративных ценных бумаг.
Основные направления деятельности Международной ассоциации бирж стран СНГ на 2011 - 2015 годы разработаны в развитие Программы действий МАБ СНГ на 2005 - 2010 годы с учетом новых условий взаимодействия государств - участников СНГ (далее - страны СНГ) в посткризисный период и современных тенденций глобализации мировой финансовой инфраструктуры.
Члены МАБ СНГ понимают, что формирование евразийской зоны экономического сотрудничества стран СНГ, ЕС и Азии будет способствовать развитию экономик стран СНГ, межгосударственной торговле и инвестициям. В связи с этим члены МАБ СНГ готовы объединить свои усилия в формировании общего технологического, инвестиционного пространства для развития торговли национальными валютами, ценными бумагами национальных эмитентов и биржевыми товарами.
Участники организованных финансовых рынков России и стран СНГ исходят из того, что экономическое взаимодействие наших стран будет развиваться и повлечет технологическое и финансовое сотрудничество. В условиях растущей международной конкуренции на первый план выступает задача создания интегрированного финансового пространства стран СНГ с учетом особенностей регулирования национальных рынков (Региональный финансовый центр СНГ). Для ее реализации МАБ СНГ намерена действовать в следующих направлениях для создания интегрированного фондового рынка:
- Анализ состояния национальных фондовых рынков и выработка рекомендаций по проведению скоординированной политики регулирования этих рынков странами СНГ. Участие в разработке проектов межгосударственных (межправительственных) соглашений, необходимых для обеспечения взаимодействия между странами СНГ на рынках ценных бумаг.
- Изучение возможности взаимного допуска ценных бумаг к обращению на заинтересованных биржах - членах МАБ СНГ (кросс-листинг). Подготовка предложений по вопросам взаимного признания странами СНГ государственной регистрации ценных бумаг и возможным формам допуска ценных бумаг, выпущенных в соответствии с законодательством одних стран СНГ, к обращению на территории других стран СНГ.
- Изучение возможности взаимного допуска профессиональных участников СНГ/ЕврАзЭС на национальные биржевые рынки (взаимный доступ).
- Подготовка развернутого плана-графика организационно-правовых мероприятий, обеспечивающих в перспективе взаимный доступ профессиональных участников СНГ/ЕврАзЭС на национальные биржевые рынки и кросс-листинг ценных бумаг эмитентов стран СНГ/ЕврАзЭС.
- Формирование единой системы рейтингования участников финансовых рынков СНГ/ЕврАзЭС и методологии ее использования для контроля рисков.
- Создание единого центра раскрытия корпоративной информации эмитентов СНГ/ЕврАзЭС, позволяющего владельцам ценных бумаг и потенциальным инвесторам получать оперативную информацию о корпоративных событиях эмитентов, чьи бумаги торгуются на биржах МАБ СНГ.
- Организация обмена информацией между членами МАБ СНГ в целях предотвращения рыночного манипулирования и использования инсайдерской информации. Подготовка предложений по совершенствованию механизмов рыночного надзора и мониторинга.
В этих условиях эффективное развитие интеграционных процессов требует формирования концепции общего рынка и создания в рамках ЕЭП единой правовой базы, затрагивающей вопросы развития единого финансового рынка.[34] Для формирования интегрированного финансового рынка важна последовательность действий, поступательность и неторопливость. Государства должны всемерно поощрять действия предпринимателей, как участников торговых (товарообменных) операций (физических и юридических лиц), так и профессиональных участников финансового рынка (кредитных организаций, брокеров на рынке ценных бумаг, организации инфраструктуры рынка), направленные на установление, поддержание и развитие рабочих контактов с предпринимателями других государств, участвующих в формировании ЕЭП. Такое поощрение со стороны государства (в том числе через целевые программы, предоставление грантов, иные формы финансирования) может состоять в подталкивании торгово-промышленных палат, объединений национальных участников рынков (например, СРО или им подобные организации типа АРБ), так и участников из государств региона (например, МАБ СНГ) к разработке и использованию форм взаимодействия, облегчающих сотрудничество и взаимопонимание.
|