Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психология развития личности 5 глава

• по р е а л ь н о с т и существования: ре­альные и условные (выделенные по учетным данным; например, группа граждан, состоящих в списках на улучшение жилплоща­ди, группа выплачивающих алименты и др. Члены таких групп обычно не находятся вместе, не знакомы, не общаются);

• по способу возникновения: офици­альные («формальные») и неофициальные («неформальные»). Первым придается официальный статус (предприятия, учрежде­ния и пр.), вторые возникают стихийно и не регистрируются (группа друзей, земляков, собравшихся в дискотеке, на стадио­не, игроки в карты, общественные формирования и др.);

• по длительности существования: долговременно существующие, молодые, только что организо­ванные и кратковременно существующие (например, группа граждан, ожидающих на остановке автобус);


В.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



• по степени контактности (плотности общения): контактные (тесного и постоянного общения), малокон-тактные (редкого общения), практически неконтактные (пример их — условные группы, население большого города как группа);

• по роду занятий: учебные, производственные, управленческие, военные, правоохранительные, спортивные, научные и др.

Организованные, занимающиеся единой деятельностью, с высоким уровнем социально-психологического развития груп-пы, оказывающие продолжительное влияние на развитие и по­ведение своих членов, именуются коллективами.

Каждую группу можно характеризовать по комплексу основа­
ний. Например, студенческая группа в вузе: реальная, официаль­
ная, организованная, молодая, контактная, молодежная, учебная.
Каждый классификационный признак определенным образом
отражает соответствующие особенности социально-психологи­
ческих явлений в группе. Психология особенно развита и дейст­
венна в контактных, долго существующих группах, коллективах.
Причинность социаль- Социально-психологические явления -
но-психологических 'продукт социальных факторов, совместной
явлений жизни, действия социально-психологи-



ческих механизмов, отношений, взаимо­действия и общения людей. Они имеют две группы детермини­рующих факторов.

Во-первых, они, как и явления индивидуальной психики, имеют отражательную природу, т. е. их возникновение и качест­венная определенность обусловлены объективными обстоятель­ствами жизнедеятельности конкретных групп людей. Почему, например, у некоторого количества людей возникает одинако­вое мнение по какому-то вопросу? Прежде всего потому, что эти люди находятся в одинаковых условиях — политических, социальных, материальных, организационных, бытовых, терри­ториальных и иных. У них схожие социальное положение, судь­ба, прошлое и будущее, цели и желания, проблемы и пр. Поче-му люди думают, переживают, хотят одного и того же? Потому что они живут в одинаковых духовных и материальных услови-ях. Почему одна группа думает и делает одно, а другая — дру­гое? Потому что условия у этих групп разные. Почему две груп-пы людей могут находиться в наряженных взаимоотношениях (например, руководители и подчиненные, чиновники и простые


186 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

граждане, богатые и бедные, местные жители и прибывшие в регион беженцы и др.)? Потому что члены каждой группы нахо­дится в одинаковых условиях, а разных групп — в разных.

Что надо сделать, чтобы сплотить людей, снять противоре­чия между группами? Прежде всего надо создать одинаковые условия, ликвидировать очевидные различия. Что надо сделать, чтобы разложить, например, группу с антиобщественной на­правленностью, обострить противоречия внутри ее? Надо соз­дать разные условия для разных членов группы (или микро-групп), усилить различия между ними, если они уже есть, по­мочь понять различия, показать откровенно и правдиво, что кто-то (например, лидер с его ближайшими помощниками) пользуется неосведомленностью группы, действует с корыстным расчетом и обманывает других.

Условия — объективные обстоятельства, совокупность факто­ров, находящих социально-психологическое отражение и форми­рующих психологию групп. Условия бывают двух видов: микроус­ловия (ближайшее окружение и его факторы, с которыми группа и ее члены находятся в непосредственном контакте) и макроусло­вия (общественные условия, которые отражаются и на состоянии микроусловий). Психологически более действенны микроусло­вия, а макро- — в той степени, в какой и как влияют на них.

Во-вторых, социально-психологические явления детермини­рованы связями между людьми, взаимоотношениями, общением,взаимодействием в группах в процессе совместной жизни и дея­тельности. Богатство и плотность контактов людей, обмен своими отношениями, информацией, мнениями, настроениями, намерениями, способами действий и пр., воздействие с помо­щью их друг на друга ускоряют возникновение и силу взаимных «притяжений» между людьми, социально-психологических фе­номенов, а в целом - признаков общности и обособление в группу с особой психологией.

В процессах интеграции, консолидации, группового психо­логического обособления, происходящих при контактах людей, действуют и особые социально-психологические механизмы, уско­ряющие и усиливающие эти процессы:

социального восприятия;

идентификации — психологического приобщения себя К группе, своих взглядов, отношений, интересов, целей и прочего к имеющимся у группы. Вхождение человека в группу вообше


ф.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



происходит из-за признания им се целей как значимых для себя и обеспечивающих достижение личных целей. Это инициирует возникновение чувства общности, подталкивает к сближению, приобщению к группе, способствует пониманию необходимости единообразия поведения как условия достижения и своих целей;

референтности1осознаваемой или мало осознаваемой ориентации члена группы на цели, нормы, ценности, мнения группы или одной из ее микрогрупп при выборе своего отноше­ния к какому-то событию или объекту;

заражения — неосознанной передачи мыслей, настроений и побуждений, состояния от одних членов группы другим;

внушения — некритического принятия частью членов группы информации и отношений большинства и другой части членов группы без их самостоятельного анализа, оценки, понимания;

убеждения — воздействия на сознание членов группы как мерами разъяснения, аргументации, доказательств, так и пове­дением в жизни (убеждение примером, на опыте), а также фак­том признания (принятия) отдельными членами группы пра­вильными каких-то взглядов, норм, поступков и другого, при­сущих большому числу других людей («Раз все считают так, то они, вероятно, правы, а я нет»);

подражания — осознанного или мало осознаваемого сле­дования чьему-то примеру в группе, образцу поведения. Счита­ется, что подражание выступает основным механизмом так на­зываемого научения, приобретения в опыте жизни (а не целена­правленного формирования) новых знаний, навыков, умений, привычек, форм поведения;

конформизма2 — тенденции части членов группы мало­осознанно подчинять свое поведение, мнение, оценки, выборы решений соответствующим групповым феноменам, не вступать в противоречие с ними. Людей, которые сохраняют собственное мнение в группе и занимают особую позицию, называют нон­конформистами;

группового давления -— механизм повышения силы группо­вого воздействия на отдельного человека. Если убеждает, требует Группа, то это воздействует на человека много сильнее, чем если

От лат. referens — сообщающий.

От лат. conformis - подобный, сообразный.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


бы это делал кто-то один. Такое групповое давление может быть разовым, открытым, намеренным, организованным (например обсуждение группой поступка отдельного члена группы), но оно присутствует постоянно. Индивиду психологически трудно сделать что-то, что не согласуется с существующим в группе мнением и нормой поведения. Элемент силы механизма группового давления — страх перед возможными санкциями группы (осуждение, насмеш­ки, презрение, отторжение и др.);

массовой силы (фацилитации)1способствования актив­ному проявлению своих желаний и возможностей членами группы при нахождении в составе группы. Этот механизм по­вышает (или, напротив, снижает, в зависимости от особенно­стей психологии группы) активность и производительность со­вместной деятельности, совершения поступков отдельными людьми. Учебный, трудовой или военный коллектив, охвачен­ный энтузиазмом, творит чудеса, а охваченный конфликтами, раздорами, унынием, безразличием, паникой, резко бессилен и непроизводителен. Другой факт: подростки в подавляющем большинстве случаев совершают правонарушения в составе группы и очень редко — в одиночку.

Чем более привлекательна группа для какого-то ее члена, тем сильнее проявляются по отношению к нему механизмы подражания, заражения, внушения, убеждения. Действует и не всегда отчетливо осознаваемая необходимость сохранять единст­во и прочность группы, не допускать ее развала, не быть ис­ключенным из группы.

6.2. Социальная педагогика — педагогика среды

Предмет социальной Педагогика долгое время изучала только

деятельность специальных педагогических

педагогики

учреждений — дошкольных и школьных. хотя влияние внешкольных условий и факторов понималось давно. Ныне значительно обогатились социальные факторы, ин

1 От англ. fasilite помогать, облегчать, способспюиать.


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -\ 89

ституты и условия общества, которые усилили образовательное, воспитательное, обучающее, развивающее воздействие на лю­дей. Изучением педагогических влияний окружающей среды на человека, возможностей принятия их во внимание и путей усо­вершенствования при целенаправленном решении педагогиче­ских задач занимается особая отрасль педагогической науки, именуемая социальной педагогикой.

К важнейшим реальностям, образующим среду и оказывающим социально-педагогическое влияние на людей, относятся:

• государственное устройство общества, его экономическая система и их состояние;

• деятельность органов государственного и муниципального управления и их работников;

• уровень культуры, нравственности, образованности, об­щественного сознания, жизни населения и отдельных граждан, социального обеспечения и защиты;

• жизнь, деятельность, история, социально-демографические, национально-этнические и социально-психологические особенно­сти, социальные ожидания различных социальных групп населе­ния, их взаимоотношения, народные обычаи («обычай старше за­кона») и традиции (в совокупности — «народная педагогика»);

• состояние законности, правопорядка и правовая культура населения;

• особенности и деятельность различных общностей: офи­циальных (трудовые, воинские и служебные коллективы, обще­ственные организации, партии и пр.) и неофициальных (бытовые, молодежные, по интересам, криминальные и др.);

• труд, стиль и методы управления в учреждениях, органи­зациях и па производстве;

• деятельность средств массовой коммуникации, субъектов культуры и искусства;

• семья, быт, досуг;

• события и уроки жизни и др.

Классификация соци- Социально-педагогическая реальность пред-
ально-педагогических стает прежде всего в качестве совокупности
факторов социально-педагогических факторов.

По педагогической п р и -роде различают факторы:



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


собственно-педагогические: состояние системы образова-ния в городе, районе, области, где проживают ланные юноша, девушка, постановка воспитательной работы, уровень проведе­ния занятий, личные качества и мастерство учителей, пример родителей и применяемые ими методы работы с детьми, обес­печенность учебной литературой и т.п.;

педагогически значимые: экономические, материальные, жилищные, бытовые, управленческие, информационные, гео­графические, социальные, политические, этнические и другие, характерные для окружения, атмосферы, условий жизни, учебы, труда, досуга людей. Не педагогические по своей природе, они, тем не менее, сказываются на их взглядах, убеждениях, отноше­ниях, устремлениях, навыках, привычках, качествах и др.

По источнику происхождения и м а с ш табу влияния факторы делятся на:

федеральные, порожденные особенностями, присущими в целом российской жизни: это государственное устройство и дея­тельность государственных органов, тип и состояние экономи­ческих отношений, меры, предпринимаемые государством по вопросам образования, воспитания, работы с молодежью, дея­тельность основных телевизионных каналов и др.;

региональные, связанные с особенностями действия ана­логичных федеральным факторов, а также иных, но присущих отдельным регионам России (областям, республикам, районам, городам, селам): деятельность местных органов власти, эконо­мическое положение в регионе, состояние системы образования в нем, уровень культуры населения, его национальный состав и особенности образа жизни и др.;

групповые, присущие группам людей, среди которых живет, с которыми учится, трудится, проводит досуг данный человек:

межличностные — факторы, действующие в паре: учитель — ученик, отец — сын, два друга и др.

Ныне можно говорить и о международных социально-педаго­гических факторах, которые стали весьма ощутимы в жизни российских граждан, и можно ожидать дальнейшего повышения их роли. Это, в частности, обусловлено и принципом интегра­ции нашего образования в мировую систему образования, зако­нодательно признанным для отечественного образования, нали­чием международных правовых документов, подписанных и


«Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Россией (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Деклара­ция прав ребенка 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. и др.), укрепление международных связей, развитие меж-(дународных средств связи, информации, туризма, взаимного обмена, торговли, культуры, образования и др.

Иногда по признаку близости — отда­ленности к конкретному человеку, группе социатьно-педагогические факторы делятся на:

• факторы микросреды — непосредственного, ближайшего окружения. Ближайший коллектив называется первичным кол­лективом (например, студенческая группа, бригада, экипаж);

мезосреды1более отдаленной, находящейся за предела­ми непосредственного окружения, среды, которой часто бывает вторичный коллектив (например, коллектив образовательного учреждения, завода, эскадрильи);

макросреды2условия жизни в обществе, государстве, большом регионе.

Наиболее действенно педагогическое влияние непосредствен­
ного окружения человека и кроме того оно больше поддается це­
ленаправленным педагогическим усовершенствованиям силами
рамой личности и педагога, а поэтому требует особого внимания.
Характеристика соци- Социально-педагогические влияния объек-
ально-педагогических тивны, сильны и избежать их влияний не­
влияний возможно. Основной механизм их — меха­
низм научения,
т. е. непроизвольного появле­
ния педагогических результатов в опыте жизни человека под влия­
нием окружающей среды.
Выше уже отмечена широта образова­
тельных, воспитательных, обучающих и развивающих влияний
среды на него. Особенно податлива социально-педагогическим
влияниям воспитанность человека.

Сила социально-педагогических влиянии определяется их:

• постоянством, непрерывностью,

• непосредственностью, близостью к каждому человеку,

• значимостью непосредственных обстоятельств жизни и Деятельности,

От греч. mesos средний, промежуточный. От греч. makros — большой, длинный.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


действенностью убеждения на опыте,

• превращением хотя бы части их в управляемые воздейст­вия, целенаправленно используемые в педагогических целях.

Педагогическая слабость социально-педагогических влияний — в их стихийности, неуправляемости, частом несовпадении с це­ленаправленно организуемыми педагогическими воздействиями, нередко — в их антипедагогическом характере. Развитие средств массовой коммуникации, связи, информации, телевидения, ви­деотехники, музыкальной продукции, Интернета, переезды лю­дей на большие расстояния, выезды за рубеж приблизили соци­ально-педагогические факторы федерального и даже межлуна-родного уровня к каждому человеку. Произошло вторжение на­прямую этих новаций в макросреде в микросреду, в жизнь практически каждого человека с малого возраста, в каждые лом, квартиру, быт, досуг. Мы столкнулись с отчетливо выраженной исторической тенденцией, имеющей огромное социально-педагогическое значение, которая чуть ли не решающим обра­зом, как эпидемия, сказывается на воспитании и развитии це­лых поколений. Это новый педагогический феномен, требую­щий радикальных решений, но пока еще должным образом не оцененный не только у нас, но и в мире.

Задача общества, всех его структур, граждан с активной жиз­ненной позицией — взять под контроль максимум до сих пор не управляемых или мало управляемых социально-педагогических влияний, совершенствовать социально-педагогические факторы, особенно в непосредственном окружении молодого поколения, идущего на смену старшему, прежде всего максимально устра­нить или ослабить антипедагогические влияния.

6.3. Психологический и педагогический потенциалы групп и коллективов

Коллектив — высший уровень Психология группы, как и психоло-
социально-психологического гия личности, возникает, изменяет-
развития группы ся, развивается, может деформиро-

ваться, деградировать. Это относится к отдельным социально-психологическим явлениям в ней и ко всей психологии группы-


В.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



В психологической динамике группы., начиная с момента ее возникновения, обычно:

• обнаруживаются признаки взаимоотношений, мнений, на­строений и других социально-психологических явлений;

• происходит столкновение появляющихся мнений, жела­ний, намерений, действий у части членов, которое завершается выработкой обших, компромиссных взглядов и подходов либо возникновением конфликтов и противоборств, даже расколом и выходом из группы части се членов;

• выдвигаются дилеры — наиболее активные, с харизматиче­скими1 признаками личности, инициативно собирающие едино­мышленников, становящиеся центрами психологического притя­жения других. Они проявляют себя как стихийно выдвигающиеся руководители. Если в группе есть официально назначенный ру­ководитель, то между ним и лидером (лидерами) возникает либо взаимопонимание и сотрудничество, либо конкурентная борьба за влияние в группе. Если в стихийно сложившейся группе воз­никает несколько лидеров, то между ними происходит обычно психологическая борьба за руководство группой, приводящая к возникновению микрогрупп, каждая из которых идет за своим лидером;

• со временем положение в группе относительно стабилизи­руется. Страсти на время утихают, психологические столкнове­ния и конфликты приводят к выработке согласия, установлению норм отношений и повеления, появлению групповых обычаев и традиций, устоявшейся психологической атмосфере, ее жизни и функционированию;

• возникшая относительная стабильность не бесконечна. Она может быть нарушена внешними и внутренними причинами. Могут измениться окружающая группу среда, условия в общест­ве, требующие и определенных перемен в группе, которые из-за самоуспокоенности руководителей, лидеров зачастую не проис-

1 Харизматическая личность — личность с выраженными чертами необычности, привлекательности, активности, организаторских способностей, притягательно­сти для других.

7 Псичотгня и педагогика



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


ходят или задерживаются, что вызывает недовольство членов группы. Нередко бывает, что в группе есть некая «психоло­гическая червоточинка» — загнанное на периферию сознания частичное несогласие, сделанная частью членов группы уступка во имя единства группы в начале ее существования. Она живет в глубине сознания, медленно, но верно подтачивает настроение сделавших уступку людей, подпитывается вольно или невольно подмечаемыми ими фактами жизни, которые подтверждают (или им кажется, что подтверждают) верность их прежнего мнения, оценок и предложений. Организация вертикали управления группой, особенно если она недемократична да еще реализуется субъектом управления с авторитарным стилем, содержит еще од­ну «психологическую червоточинку» — скрытое до поры до вре­мени недовольство членов группы неравенством положения в группе, распределением прав, обязанностей, свобод, льгот, дохо­дов. В длительно существующей группе появляются и новые чле­ны, порой не чувствующие ответственности за ранее достигнутые соглашения в группе, недовольные сложившимся положением дел и более радикально настроенные на перемены. Короче гово­ря, за внешним благополучием в сложившейся и тем более дли­тельно существующей группе любого вида и масштаба существу­ют причины, требующие постоянного слежения за ее психологи­ей и подвижками в ней, а также адекватного руководства, глав­ным образом ориентированного на предупреждение и устранение внутренних противоречий в психологии группы и недовольств ее членов, поддержание и укрепление ее сплоченности и здоровой атмосферы.

Оценка качественного состояния психологии групп, социально-психологических явлений и процессов в ней базируется на соотне­сении обнаруживаемого с идеальными (желательными) характе­ристиками, выражающими степень цивилизованности, социаль­ной благоприятности, соответствия здоровым интересам людей и потребностям их индивидуального развития и развития обще­ства. Степень соответствия различается по у р о в н ю со­циально-психологического разви-т и я психологии группы и социально-психологических явле­ний в ней. Есть три уровня:


б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



низкий — практически полное несоответствие желаемому И потребному,

средний,

высокий — совпадающее или максимально близкое к идеалу, требованию состояние психологии группы.

Каждому из них свойственны особое содержание, качество психологии коллектива и ее компонентов. Для высокого уровня социально-психологического развития группы характерны дело­вая активность и острая психологическая нацеленность на каче­ственное решение главной задачи, ради которой создана и су­ществует она сама. Группа сплочена, в ней здоровые (в соци­альном и психологическом плане) общественное мнение, на­строения, традиции и обычаи, нормы поведения, взаимоотно­шения, отношения коллективизма (в поведении реализуется по­нимание членами группы совпадения личных целей и интересов ]С целями и интересами всей группы и большинства других ее членов, за рубежом это часто называют корпоративностью), долга и ответственности перед ними, солидарности, взаимной благожелательной требовательности, сотрудничества, уважения, товарищества, поддержки, помощи. Чувство чести группы, со­блюдение чести, доброго имени, авторитета в психологии такой группы — не фикции, а действенные регуляторы поведения ее членов.

В группе низкого уровня социально-психологического развития наблюдаются разобщенность, конфликты, раздоры, склоки, факты нарушений дисциплины, моральных и даже правовых норм, работа не спорится, слабо развиты чувства групповой и личной ответствен­ности, чувство чести группы в ее психологии отсутствует.

Среднему уровню социально-психологического развития группы свойственны промежуточные между высшим и низшим уровнями характеристики, смешение явлений, присущих и пер­вому, и второму.

Группу людей, занимающуюся общественно и личностно зна­чимой деятельностью, отличающуюся высоким уровнем социаль­но-психологического развития, благоприятной для решаемых задач и ее членов социально-психологической атмосферой, принято на-

7-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


зывать коллективом. В психологии коллектива реализуются все потенциальные возможности, заложенные в психологии любой группы, для успешной жизни, деятельности и личностного роста человека1. Нахождение человека в коллективе — это на­хождение в максимально благоприятной для него социально-психологической микросреде. Поэтому вся работа с группой должна быть ориентирована на психологическое превращение ее в коллектив.

Оценка уровня социально-психологического развития лю­бой группы (групп)2, в которой находится человек и которая оказывает на него влияние, имеет практическое значение. Она позволяет понять, каково это влияние, насколько оно соответ­ствует его личным потребностям в цивилизованной, полной самореализации и самоутверждения жизни. На ее основе бази­руются и решения, например, о выводе данного человека из-под влияния низко развитой группы, переключение его на дея­тельность в другой группе, выборе путей работы с данной группой по повышению уровня ее социально-психологического развития.

1 Криминальные группы, которые могут отличаться ВЫСОКОЙ организованно­
стью, сплоченностью, единством действий, тем не менее, не относятся к кол­
лективам, так как: а) они заняты не общественно полезной, а антиобщественной
деятельностью, б) воздействие их на своих членов ведет не к цивилизованному
личностному росту и самоутверждению, а к деградации, к выключению из свя­
зей гуманного, морального, демократического, правовою общества. Они на­
правлены в сторону, противоположную имеющимся возможностям и тенденци­
ям достойного развития общества и человека.

2 Нередко, особенно в разговорном языке, любые организованные группы назы­
вают коллективами: «коллектив предприятия», «коллектив учреждения»,
«коллектив школы», «коллектив класса» и др. В них действительно есть один
важный признак коллектива — общественно полезная деятельность. Однако им
часто не присущи другие психологические признаки коллектива: сплоченность.
коллективизм, здоровая морально-психологическая атмосфера И взаимоотноше­
ния, полная реализация потенциала благоприятного влияния на своих членов.
Запретить так говорить и пользоваться точно научными понятиями в массовой
разговорной практике невозможно. Но применяя слово коллектив, например, к
персоналу цеха, адвокатской конторы, научной лаборатории, фирмы и др., надо
не забывать, что в социально-психологическом смысле это далеко не всегда
подлинный коллектив. Правильнее выражаться так: «Это коллектив низкого
(среднего) уровня социально-психологического развития». «Это подлинный кол­
лектив».


к.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Работа по повышению и реализации психологического потен­циала группы и превращению ее в коллектив базируется на пол­ном учете и совершенствовании основных факторов, оказы­вающих непосредственное влияние на психологию группы (рис. 6.1).



 


Рис. 6.1. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на психологию группы


Проблема коллектива в педагогике

Если поляризовать имеющиеся в педагоги­ке подходы к пониманию главного носите­ля и источника педагогических влияний и воздействий, формирующих личность человека, то выделяются два. Первый (именуемый иногда «парной педагогикой») призна­ет в качестве такового только учителя, воспитателя и связи меж­ду ним и формирующимся человеком. Второй (именуемый в Противовес «коллективной педагогикой») считает решающими влияния жизни, среды, коллектива. Преобладают же подходы, ориентированные на сочетание того и другого.

С вступлением нашей страны на демократический путь раз­вития наметились определенный пересмотр и коррекция сло­жившихся в педагогике представлений об основных факторах Целенаправленного формирования личности. Ярые критики «антидемократизма» формирования часто критикуют и педаго-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество


гическую теорию коллектива, опирающуюся в значительной степени на опыт А.С. Макаренко1. При этом нередко использу­ются «грязные технологии», почерпнутые, вероятно, из дурных примеров политической жизни: А.С. Макаренко приписываются утверждения, которых он не делал, чтобы легче их «опровергать». Критики умалчивают, что он не создавал общей теории воспитания, применимой везде, а занимался перевоспи­танием беспризорных детей и малолетних правонарушителей. То, что его общие идеи о роли коллектива были расценены пе­дагогической общественностью как применимые и в других дет­ских и взрослых коллективах, — не его вина.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.