Психология и педагогика правомерного поведения и личной безопасности 5 глава Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, дефекты речи, другие личные недостатки, затрудняющие контакт с участниками образовательного процесса.
Специальная подготовленность преподавателя — подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины. Тут опыт практика незаменим, но все же не идентичен специальной подготовленности. Ведь учебная дисциплина — не пересказ практики. Надо точно знать ее научное содержание, распределение по темам, все точно и прочно помнить, чтобы свободно излагать на занятиях, знать всю рекомендуемую литературу, иметь научную подготовленность, знать новинки практики и науки, обладать исследовательским опытом и активностью, конструктивными, научно обоснованными идеями совершенствования профессиональной деятельности. Чтобы обладать только этим, даже опытному практику потребуется как минимум год-два преподавательской работы.
Педагогическое мастерство — владение преподавателем системой педагогических и психолого-педагогических знаний, навыков
8. Психология и педагогика профессионального образования
и умений по организации образовательного процесса и его эффективному осуществлению. Помимо соответствующих знаний оно предполагает владение педагогической техникой (техникой использования речевых и неречевых средств; приемами педагогического наблюдения, анализа, воздействия, установления контакта и др.), мастерством педагогического взаимодействия, педагогическим тактом, методическим мастерством, творческими педагогическими умениями.
Культура личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от занятий время для самосовершенствования и подготовки к очередным темам. Она складывается из: культуры планирования и бережливого отношения к свободному от занятий времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; подготовки публикаций; гигиены умственного труда.
Педагог должен учить, непрерывно учась, работая над собой и это не красное словцо. Стать подлинным наставником молодежи, настоящим педагогом можно лишь упорно, постоянно, много трудясь и самосовершенствуясь в свободное от занятий время. Здесь вполне применимы слова Аристотеля, сказанные, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Нужен упорный личный труд, который за преподавателя никто не сделает. Успех каждого отдельного занятия на 80% зависит от культуры личного труда в свободное время и лишь на 20% от непосредственной подготовки к занятию накануне его проведения.
Преподаватель всегда должен помнить древние истины, многократно проверенные и подтвержденные практикой: ода ренный ученик начинается с одаренного учителя, нельзя нау чить тому, чего у тебя нет, невозможно воспитать хорошего че ловека на основе собственных недостатков. Молодой преподава- Работа преподавателя при внешней ее ин- тель и педагогический дивидуальности - всегда часть работы коллектив педагогического коллектива. Преподава-
тель пользуется продуктами его коллективного труда (программами, тематическими планами, методи-
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
ческими разработками, фондовыми лекциями, наглядными пособиями, коллективными решениями и др.). Вместе с тем он влияет на работу коллектива. Студенты воспринимают его не как одиночку, а как представителя кафедры, факультета, по нему судят о педагогических коллективах и учебной дисциплине. Его научные, педагогические и методические разработки обогащают фонд коллектива, его опыт может быть перенят другими преподавателями. Короче говоря, успехи преподавателя и педагогического коллектива, к которому он принадлежит, тесно взаимосвязаны.
Задача педагогического коллектива — помочь молодому преподавателю, а задача последнего — активно включиться в жизнь и деятельность коллектива. Начинающий преподаватель должен:
• внимательно изучить все, что наработано коллективом, присмотреться к стилю отношений и обсуждений общих вопросов;
• хорошо изучить опыт каждого преподавателя, побывав на занятиях и побеседовав с каждым;
• принять посильное участие в проведении занятий, консультаций, выполнении методических работ, взяв на себя положенную долю учебной нагрузки и, не стыдясь, консультироваться с опытными преподавателями;
• включиться в научно-исследовательскую деятельность педагогического коллектива, получить задание от руководителя, а вскоре начать размышлять о теме диссертационного исследования;
• принимать участие во всех обших мероприятиях, проводимых как в рабочее, так и в свободное время.
8.5. Учение и профессиональное становление студента
Студент — субъект Выдающийся педагог прошлого А. Дистервег образовательного (1790—1866) писал:
процесса Развитие и образование ни одному человеку не
могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен
8. Психология и педагогика профессионального образования
достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение.. .1.
Федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» квалифицируют обучающихся, студентов в качестве активных субъектов образо вательной деятельности, а не пассивных объек тов педагогических воздействий. Они — обучаю- А. Дистерверг щиеся, а не обучаемые. Это они пришли получить (1790—1866) образование и хотят его иметь, а не кто-то должен
двигать ими, как пешками. Это их свободный выбор и они его реализовывают. Не случайно и называют их латинским словом студент — усердно работающий, жаждущий знаний.
Учеба в профессиональном учреждении — это первая профессиональная проба: каков студент в учебе, таким скорее всего он будет (если не произойдет чуда) и профессионалом. Наивно надеяться, что ленивый студент после выпуска вдруг' станет добросовестным работником, мало знающий — тонким профессионалом, бездарный — интеллектуалом, безответственный - ответственным должностным лицом. Практика подтверждает, что студенты, которые не научились самостоятельно работать, редко становятся высококвалифицированными специалистами. Только интенсивное учение самого студента может создать полноценного профессионала. Каждый образован настолько, насколько занимался сам.
Вот почему парадоксально положение, когда все в образовательном учреждении, помогая обучающимся, стараясь в их же интересах, а не корысти ради, пытаются дать образование, а кто-то из студентов не хочет, ленится, увиливает, сопротивляется. Необходимость активно, усердно, упорно, настойчиво работать должен глубоко осознавать каждый студент и поступать соответственно. Это его забота — кем стать и каким быть, а забота педагогического коллектива — помогать ему.
Организация Организация образовательного процесса не-
и техника учения пременно должна включать оказание помощи студентам в осуществлении учения, не подменяя их собственных усилий. Начинается это с изучения только
1 Дистервег А. Собр. соч. — М.. 1961. — Т. 2. — С. 68.
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
что поступившими в институт, академию, университет спецкурсов под названиями «Введение в специальность», «Как стать профессионалом», «Организация и техника учения» и лр. Их основные задачи: познакомить молодых студентов с образовательным учреждением, его историей, сориентировать в предстоящей работе, ее целях и задачах, содержании, требованиях к ней, условиях успешности, необходимости упорного и добросовестного учения и профессионального становления. Молодых людей знакомят с моделью специалиста-выпускника — эталоном, к которому они должны стремиться, с возможностями образовательного учреждения, техникой работы на аудиторных занятиях, в библиотеках, учебных кабинетах, информационном фонде, со способами самооценки достигаемых результатов и др. Хорошо, когда занятия проводятся не только преподавателями, но и опытными практиками, известными людьми, окончившими ранее этот вуз, старшекурсниками, сопровождаются экскурсиями по образовательному учреждению, выездами на предприятия и учреждения, демонстрацией видеофильмов. Полезна раздача молодым студентам памяток и методичек с советами по личной работе.
Активная помощь в налаживании и оптимизации учения особенно уместна в течение всего первого курса. Она может проводиться в групповой и индивидуальной форме, включать усилия учебного отдела, деканатов, кафедр и всех преподавателей, работников библиотек, редакций малотиражных газет, сети внутри вузовского телевидения и радио, других обеспечивающих служб. При анализе причин испытываемых студентами трудностей следует обязательно выяснять особенности организации и техники личной работы, помогать индивидуально в устранении ее недостатков.
Совершенно обязательны и личные инициативные усилия каждого студента по организации и осуществлению учения. Организация его предполагает:
• самомотивирование учения размышлениями над смыслом жизни, отчетливым пониманием зависимости всей жизни от того, как будут использованы годы в образовательном учреждении: стремление не упустить, а реализовать представляющиеся возможности; переживание чувства самоуважения и ответственности перед собой, родителями, народом за свой выбор отношения к учению: стремление быть в числе передовиков учебы, отличии-
8. Психология и педагогика профессионального образования
ков. участников различных конкурсов, стипендиатов; самокритичность и высокую требовательность к себе;
• внимательное изучение и осмысление цели образования, воплощенной в модели специалиста-выпускника, ее сопоставле-ние со своими особенностями, пробуждение желания овладеть всем, предусмотренным моделью;
• глубоко заинтересованное отношение к учебе, ко всем составляющим образовательного процесса, к постижению многообразия и глубины человеческой культуры, мысли, опыта;
• активное участие не только в учебном процессе, но и в жизни института, академии, университета, в научных исследованиях, в культурном досуге; прояапепие инициативы, самостоятельности, творчества;
• стремление к плановости в работе, ритмичности, установлении режима использования свободного от занятий времени, разумного и бережливого отношения к его использованию, недопущению отставания и задолженностей;
• целеустремленность, упорство, трудолюбие, добросовестность, работоспособность в преодолении трудностей получения образования и становления как профессионала высшей квалификации, умение ограничивать себя в посторонних удовольствиях, не отвлекаться зря от главной цели, дистанцирование от всего малокультурного, морально неполноценного, вредящего здоровью и будущему.
Студенты, которые решили реализовать свое право получить дополнительные дипломы «преподаватель» и «преподаватель высшей школы», обучаясь параллельно и самостоятельно, включают в организацию учения соответствующие меры.
К технологиям учения, которыми должен владеть и которые должен использовать каждый студент, относятся:
• технология самовосприятия и самооценки (рефлексии — взгляда и оценки себя со стороны). Самодовольство убивает на корню всякие мысли о самосовершенствовании. Нужно учиться приемам самоанализа и самооценки (оценивать себя по делам и достижениям; не в сравнении с тем, что было, а с тем, что долж но быть, не с худшими, а с лучшими; не по своему мнению, а по мнению других, коллектива; в сравнении с данными психологи ческого тестирования и др.);
306 Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
• технология самоуправления. Заключается она в применении приемов самоконтроля, самостимулирования, самомобилизации, саморегуляции, самопринуждения, самопоощрения, самокритики, самонаказания;
• технология работы на аудиторных занятиях, с книгой, с персональным компьютером;
• технология научной организации студенческого труда: организация рабочего места, рационализация режима труда и отдыха, техника конспектирования, собирания, систематизации и хранения учебных материалов, конспектов, выписок, заметок, организация отдыха, гигиена умственного труда.
Вопросы и задания для самопроверки и размышлений
1. Каковы требования федеральных законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к целям, задачам и содержанию образования?
2. Как соотносятся цели и задачи образования с целями и задачами самого студента?
3. Назовите общие принципы государственной политики в области образования.
4. Какие положительные моменты вы усматриваете в разных мировых педагогических школах, которые следовало бы, по вашему мнению, объединить в отечественном образовании? А что может сделать сам студент, чтобы система собственного учения приблизилась к этому идеалу?
5. Какова роль самого студента, его личности, его собственной активности в образовательном процессе и его результатах? Где и в чем они должны быть предусмотрены и прояшшться?
6. Дайте характеристику психологического портрета профессионализма специалиста — выпускника вуза.
7. Назовите компоненты педагогического портрета профессионала-специалиста, которые должны быть сформированы у каждого выпускника вуза.
8. Чем отличаются профессиональные знания от профессиональных умений? Какова роль тех и других в профессионализме специалиста?
8. Психология и педагогика профессионального образования 307
9. Что в образовательном учреждении и как сказывается на формировании личности студента как будущего высокообразованного специалиста? Попытайтесь оценить, как каждая из групп факторов, входящих в формирующий потенциал вуза, сказывается именно на вас в вашем вузе.
10. Каковы компоненты педагогической культуры преподавателя? Дайте их краткую характеристику. Если вам по окончании вуза или через некоторое время сделают предложение пойти работать преподавателем или учителем, то какие компоненты и их слагаемые вы считаете важным развить у себя? На что надо будет обратить внимание, чтобы успешно войти в педагогический коллектив?
11. Что имеют в виду, когда говорят — «Студент — субъект образовательного процесса»?
12. Как надо строить свое учение, чтобы полноценно подготовиться к будущей самостоятельной жизни и профессиональной деятельности? Что и как в психологических и педагогических характеристиках лично своего учения сказывается на этой подготовке? Проанализируйте конкретно: как то, что вы, делаете сейчас, вносит вклад в общее и профессиональное становление вашей: а) образованности, б) обученное™, в) воспитанности, г) развитости (рассмотрите а, б, в, г последовательно, конкретно, неспеша)?
Литература
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. -- М., 1980.
2. Барботько А.И. Проблемы формирования творческого потенциала личности молодого специалиста. — Курск, 1999.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
4. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования. — М., 1999.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методический анализ). — М„ 1986.
6. Закон РФ «Об образовании». — М., 1996.
7. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996.
308
Раздел III. Психология и педагогика; профессионал
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2000.
9. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателя высшей школы. — М., 1993.
10. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. — М., 1990.
11. Маркова А.И. Психология профессионализма. — М., 1996.
12. Основы педагогического мастерства/ Под ред. И.А. Зязюна. — М., 1989. - Разд. IV.
13. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. — Разд. II.
14. Сластенин В.А. Предупреждение алкоголизма, наркомании и токсикомании у учащейся молодежи. — М.. 1988.
15. Сластенин В.А. Теория и практика высшего педагогического образования. — М., 1991.
16. Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Культура уметенного труда студентов. — М., 1994.
17. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 1995.
18. Столяренко Л.Д., Самыгин СИ. Психология управления. — Ростов н/Д., 1997.
19. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 1998.
20. Теория и практика педагогического эксперимента/ Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Воробьева. — М., 1979.
21. Энциклопедия профессионального образования. В 3 т. /Рук. авт. колл., научи, и лит. ред. С.Я. Батышев. — М., 1999.
22. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994.
Глава 9
Психология и педагогика профессионального обучения
9.1. Педагогические основы обучения
Обучение в образова- Обучению принадлежит важное место в тельном процессе педагогической теории и практике. Педагогическая теория обучения именуется дидактикой1. Практически обучение обычно организовано лучше других направлений педагогической работы, а его участники (учителя, преподаватели, школьники, студенты, практики) осуществляют его почти всегда успешнее, чем воспитание и развитие. Это не означает, что тут все просто и решается без проблем. Нужно глубоко разбираться в вопросах дидактики, чтобы достигать высоких результатов.
Сущностью обучения считается формирование знаний, навыков и умений. Во взаимосвязях с образованием, воспитанием и развитием обучение не только зависимо, но и само призвано влиять на них. Поскольку его положение в функционировании образовательного учреждения ведущее, эти влияния имеют особое значение. Возможности обучения используются полно, когда кроме основной функции — обучающей, в ходе его максимально реализуются три другие — образовательная, воспитательная и развивающая. Все эти функции должны быть органически присущи всем элементам обучения — преподаванию, учению, содержанию, формам, методам и др. Надо вести обучение так, чтобы процесс приобретения профессиональных знаний, навыков и умений приносил одновременно образовательные, воспитательные и развивающие результаты. Выигрывает от этого и само обучение.
1 От греч. didaktikos - поучающий.
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
Педагогические прин- Впервые педагогические принципы обуче-ципы профессиональ ния были разработаны Я.А. Коменским,
ного обучения который трактовал дидактику как
«универсальное искусство обучения всех всему». В основу их он положил принцип природосообразности, т. е. соответствия обучения природе человека, говоря современным языком — объективным закономерностям обучения. За прошедшие четыре сотни лет его принципы частично изменились, были дополнены новыми, классифицированы, конкретизировались к специфике того или иного вида обучения.
Закономерности профессионального обучения имеют свои особенности в сравнении со школьным обучением, принципы которого широко представлены в учебниках по педагогике (фактически — школьной педагогике). Обоснованно различать закономерности общие, присущие всей педагогической системе обучения, и по группам, компонентам се. На этой основе выделяется система педагогических принципов профессионального обучения, включающая общие, содержательные, организационные и методические принципы (рис. 9.1). В дополнение к каждому принципу существуют рекомендательные положения, конкретизирующие пути его реализации и именуемые в педагогике правшами (иногда — требованиями).
К общим принципам профессионального обучения, которым подчиняются все элементы педагогической системы обучения, относятся:
• принцип природосообразности;
• принцип научности, определяющий при обучении научность не только содержания, но и осуществления, организации, методики;
• принцип педагогической комплексности, указывающий на необходимость постоянно искать пути не только обучения, но и достижения на занятиях параллельного образовательного, воспитательного и развивающего эффекта;
• принцип гуманизма;
• принцип гражданственности, требующий учить профессионалов умению за мелочами повседневных профессиональных дел усматривать задачи построения цивилизованного общества и сильного российского государства, обеспечения мира, экологии, здоровья народа. Необходимо связывать содержание, организацию и методику каждого занятия с этими вопросами, имеющими хоть какое-то отношение к его теме.
9. Психология и педагогика профессионального обучения
Содержательные
целеустремлен ности единства фундаментальности и профессиональной практичное™ единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики
Общие
нрирояосообразности научности
педагогической комплексности гуманизма тажданстведности
Организационные
единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов
преемственности и систематичности педагогической системной организованности плановости и дисциплины комплексирования
Методические
-сознательности и активности -доступности и последовательности -прочности -интенсивности -приближения условий обучения к реальным профессиональным
Рис. 9.1. Система принципов профессионального обучения
Группа содержательных принципов обученияотражает зависимости эффективного обучения от целей, задач и содержания обучения.
Принцип целеустремленности учитывает закономерную связь обучения с ответом на вопрос: какие знания, навыки и умения надо сформировать у обучающихся.
Правило реализации портрета (модели) профессионала требует подчинять цели и задачи обучения формированию у обучающихся всех компонентов профессионализма и иных, предусмотренных ею.
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
Правило актуальности (связи с жизнью) требует постоянно совершенствовать содержание обучения, приближать его к ре-альностям жизни, подготовке к решению задач профессиональной деятельности, ее трудных проблем, новому опыту, лучшим технологиям и способам действий.
Правило международной интегративности —требование учитыватьзарубежный опыт обучения и международные образовательные стандарты.
Принцип единства фундаментальности и профессиональной практичности отвечает основному предназначению обучения — подготовке высокообразованного профессионала, способною практически решать стоящие перед ним задачи на уровне мировых достижений. Его правила:
• фундаментальности -- обучать, непременно ориентируясь на формирование у обучающихся общей и профессиональной образованности;
• профессионализации — отбирать содержание, соответствующее специфике профессиональной деятельности, к которой готовятся обучающиеся;
• единства теории и практики — обеспечивать осмысленное, базирующееся на обстоятельных знаниях усвоение и применение навыков, умений, развитие профессионального мышления, профессиональной культуры и других элементов профессионализма;
• практичности — доводить все знания будущих специалистов до понимания, где, когда, для чего и как их применять, а осваиваемые профессиональные действия — до уровня навыков и умений.
Принцип единства изучения основ и мировых достижений науки, образования и практики формулирует зависимость успехов обучения от представленности в нем всего современного и лучшего в человеческом знании и опыте. Из этого вытекют правила:
• изучения научных и эмпирических основ профессиональной деятельности, специальности;
• обучения на современных достижениях науки и мировой практики:
• обучения в соответствии с реальными потребностями и запросами российской действительности.
Организационные педагогические принципы обученияоснованы на закономерных связях результатов обучения с организационным порядком при его осуществлении.
9. Психология и педагогика профессионального обучения
Принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального походов в обучении отражает организационную, психолого-педагогическую и экономическую необходимость обучать группы людей и в то же время каждого из них. Обучение один на один дорого, не во всем безупречно, да просто и невозможно.
Классно-урочный подход в обучении разработан Я.А. Коменским и не нашел замены до сих пор. Суть его — обучающиеся объединяются в учебные группы, в которых проводятся занятия (уроки) в специальных учебных помещениях. В группах возникает и особые атмосфера, взаимоотношения, которые способствуют успеху обучения.
Правило дифференциации определяет целесообразность сводить в группы обучающихся по какому-то общему признаку: возрасту, уровню образованности, изучаемой специальности, интересам, успеваемости, одаренности и др. В ряде ведомств есть необходимость обучать специальные группы как единицы профессиональной деятельности (следственно-оперативные группы, экипажи самолетов и судов, отряды спасателей и др.).
Правило индивидуализации — обязательное для всех видов педагогической работы, в том числе и обучения.
Правило прогрессивного сокращения численности групп с повышением уровни, ступени образования и требований к качеству обучения каждого обучающегося.
Принцип преемственности и систематичности исходит из необходимости осваивать учебный план, программы, темы, формировать у обучающихся знания, навыки и умения в продуманно организованном системном порядке, где все обоснованно связано по содержанию, времени, структуре.
Правило преемственности, опоры на имеющийся у обучающихся уровень образованности, развитости и воспитанности требует продолжать то, чему обучались они ранее, на предшествующих ступенях и уровнях образования, двигаться вперед, а не дублировать и не топтаться на месте.
Правило психолого-педагогического комплексирования дисциплин в учебном процессе рекомендует исходить из связей между ними и профессионализмом. При практическом решении задач в сознании профессионала всплывают из памяти и используются разные знания (специальные, социальные, технические, экономические, финансовые, правовые, психологические, управленческие и др.), вспоминаются рекомендации, аналогичные случаи из практики. Возникают многочисленные ходы мысли, соображения, взвеши-
Раздел III. Психология и педагогика: профессионал
вание «за» и «против» и многое другое. Практику безразлично, к какой учебной дисциплине относятся те или иные знание, мысль, умозаключение, аргумент, аспект, норма. Что приходит на ум — зависит от решаемой задачи и того, как знания переплетены в его сознании. Образно говоря, как был «намотан клубок знаний» при обучении, так он и «разматывается».
| В учебном процессе комплексный по своей сущности профессионализм распределяется по учебным дисциплинам, целое разбивается на части. В каком порядке их изучать, как «наматывать клубок»? Бывает, что это делается малообоснованно. Видимо, полагают, что главное — «загрузить» память обучающихся, а в процессе мышления все само по себе свяжется, образуется, «разложится по полочкам». В действительности оптимальный результат получается лишь при сближенном по времени и согласованном (по возможности параллельно-ступенчатом, «перекрывающем» — рис. 9.2) изучении взаимосвязанных дисциплин и вопросов на макроуровне организации учебного процесса и на микроуровне — в методике проведения занятий.
Согласование по времени
Последовательное Параллельное Смешанное
Рис. 9.2. Схема вариантов согласования изучения разных учебных дисциплин: (Д — дисциплины, Т — темы)
| Д! - ------ ► ---- ► --- ►
Правило опоры на уровень усвоения обучающимися предшествующего учебного материала рекомендует считаться с тем, с какой глубиной и прочностью усвоен ранее изучавшийся материал.
9. Психология и педагогика профессионального обучения
|