Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Предмет и объект исследование макроэкономики как науки.

Тема 1. Введение в макроэкономику

1. Предмет и объект исследование макроэкономики как науки.

2. Методология и основные методы исследования макроэкономики.

3. Функции макроэкономики.

4. Модель круговых потоков.

 

 

Уважаемые студенты! Позади 1-й курс и два экзамена: по «Экономической теории» и «Микроэкономике». У вас уже есть определенный задел (во всяком случае должен быть). Я поздравляю вас с тем, что вы преодолели эти преграды и стали студентами 2-го курса.

Опираясь на приобретенные знания, мы приступаем к изучению достаточно сложного курса «Макроэкономика». Нам в первую очередь предстоит определить предмет «Макроэкономики», объект макроэкономического исследования, дать общую характеристику методов познания.

Основная проблема, с которой сталкиваются студенты, изучающие макроэкономику, состоит в том, что она не является сложившейся законченной дисциплиной, а споры по ключевым вопросам макроэкономики продолжаются и сегодня. Это часто вызывает недовольство слушателей, особенно тех, кто хочет увидеть в курсе простые, ясные, законченные ответы на основные проблемы современной экономики. Изучая макроэкономику, нужно принимать во внимание то, что по некоторым запросам существует несколько теорий, которые пытаются с разных точек зрения объяснить то или иное явление. Следует также обращать внимание на предпосылки, на которых базируется та или иная теория, и оценивать адекватность этих предпосылок в каждой конкретной ситуации. Например, сложно ожидать, что модели, созданные для описания рыночной экономики, будут адекватно описывать ситуацию в странах с переходной экономикой.




 

Предмет и объект исследование макроэкономики как науки.

Краткая история макроэкономики.

Несмотря на то, что макроэкономические вопросы ставились и изучались еще в XVII – XVIII веках (например, в 1752 году вышла работа Д.Юма, посвященная изучению связей между торговым балансом, предложением денег и уровнем цен), макроэкономика как наука появилась лишь в 30-е – 40-е годы двадцатого века.

Катализатором для этого послужила великая депрессия 30-х годов, приведшая к огромному спаду производства в большинстве западных стран, породившая тем самым невиданную ранее безработицу, в результате чего значительная часть населения этих стран оказалась на гране нищеты. Демократизация, имевшая место после первой мировой войны, также сыграла немаловажную роль.

Демократические правительства были озабочены катастрофическим падением уровня жизни населения, и нуждалось в разработке экономических способов борьбы с депрессией.

Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнрада Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса.

Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «кейнсианской революцией» в экономике.

Следует также отметить еще одно обстоятельство, способствовавшее становлению макроэкономики. Это появление регулярной статистики по национальным счетам. Наличие данных позволило наблюдать и описывать динамику и взаимосвязь макроэкономических явлений, что является первым необходимым шагом для развития макроэкономической науки.

В процессе развития в экономике сложились две основные школы.

Классическая школа полагала, что свободные рынки сами приведут экономику к равновесию на рынке труда (то есть, к полной занятости) и эффективному распределению ресурсов и, соответственно, нет необходимости в государственном вмешательстве.

Кейнсианская школа исходила из наличия определенной негибкости цен и, следовательно, несостоятельности рыночного механизма с точки зрения достижения макроэкономического равновесия, в частности это относилось к наличию неравновесия на рынке труда, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. В результате несостоятельность рыночного механизма требует вмешательства государства, принимающего форму стабилизационной политики.

Мы начинаем изучение с кейнсианской экономики, предполагая наличие определенной негибкости цен в краткосрочной перспективе, а затем рассмотрим равновесие при абсолютно гибких ценах (классический подход).

Следует отметить, что кейнсианская модель достаточно адекватно описывала экономику и широко использовалась до 70-х годов двадцатого века.
В 70-х годах возникла новая проблема: сочетания стагнации с высокой инфляцией.

Многие видели причину подобной ситуации в активном вмешательстве правительства в экономику. Произошла так называемая кейнсианская контрреволюция. Ответом явился пересмотр классической парадигмы. Появились неоклассические теории: экономическая теория вернулась к идее о саморегулирующихся рынках, но при несколько иных институциональных предпосылок. Ключевую роль в экономических моделях стал играть вопрос асимметричности информации и концепции ожиданий экономических агентов.

Параллельно развивалось и альтернативное неокейнсианское направление, но теперь на основе соответствующих микроэкономических поведенческих моделей, рассматривающих негибкость цен в краткосрочном периоде, как ответ рациональных экономических агентов на некие внешние условия.

Изучив простейшую кейнсианскую постановку модели и рассмотрев долгосрочный (классический) подход, мы обсудим современные модификации этих подходов, базирующиеся на основе как неоклассических, так и неокейнсианских идей. Вторая часть курса будет посвящена микроэкономическим основам макроэкономики, а затем мы рассмотрим вопросы долгосрочного экономического роста.

Объект «Макроэкономики»

Приступая к изучению курса макроэкономики, прежде всего необходимо выяснить, что собой представляет макроэкономика.

«Макроэкономика» - наука о функционировании (изучающая функционирование) национальной экономики (как единого целого) в целом и ее взаимосвязи с внешним миром. Ее объектом является экономика в национальных границах определенного государства.

Предметом «Макроэкономики» выступает совместное экономическое поведение хохяйствующих субъектов в условиях государственного устройства.

Конкретизация предмета и объекта исследования экономической теории в разрезе ее составных частей можно проиллюстрировать таблицей 1 «Конкретизация объекта и предмета экономической теории в разрезе ее составных частей»:


 

Таблица 1. Конкретизация объекта и предмета экономической теории в разрезе ее составных частей.

Разделы фундаментальной экономики Объект исследования Предмет исследования Основная проблема
Основы экономической теории (вводный курс) Экономический человек Экономическое поведение человека. Основы экономической системы Ограниченность ресурсов
Микроэкономика Хозяйствующий субъект Экономическое поведение хозяйствующего субъекта. Экономическая ответственность Рыночный механизм ценообразования
Макроэкономика Национальная экономическая система Совместное или ассоциативное экономическое поведение хозяйствующих субъектов. Поведение экономики: ее подъемы, спады, проблемы инфляции, безработицы. Устойчивость и стабильность процессов национального производства

 

Макроэкономика имеет свои особенности:

Во первых, она анализирует процессы и явления более широко (по сравнению с микроэкономикой) – изучает совместную, взаимозависимую и взаимосвязанную деятельность всех экономических субъектов и во всех сферах.

Во вторых, оперирует специфическими (другими) показателями и измерителями – агрегатами, т.е. совокупными величинами (ВВП, НД, совокупный спрос, совокупное предложение, совокупное потребление, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, гос.бюджет, гос.долг и др.).

В третьих, учитывает внешних субъектов (других государств) и их экономических воздействий (например, форме импорта и экспорта).

Основными вопросами макроэкономического исследования и регулирования является:

1. Экономический рост и его темпы (достижение устойчивого экономического роста);

2. Экономическая свобода (цель);

3. Экономический цикл и его причины;

4. Уровень занятости и его причины;

5. Общий (стабильный) уровень цен и проблема инфляции;

6. Уровень ставки % и проблемы денежного обращения;

7. Состояние государственного бюджета;

8. Проблема финансирования бюджетного дефицита и проблема государственного долга;

9. Справедливое распределение доходов (цель);

10. Состояние платежного баланса и проблемы валютного курса;

11. Решение экологических проблем (цель);

12. Проблемы макроэкономической политики (достижение эффективной макроэкономической политики государства);

Основная цель «Макроэкономики» - устойчивость и стабильность процессов национального производства.

Все эти вопросы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, т.е. с уровня отдельного потребителя, отдельной фирмы и даже отдельной отрасли. Именно потому, что существует целый ряд таких общих проблем появляется необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории, самостоятельной дисциплины – макроэкономики.

На основании вышеизложенного можно дать более широкое определение макроэкономике.

«Макроэкономика» есть особый раздел фундаментальной экономической теории, где изучаются закономерности функционирования национальной экономической системы, предпосылки обеспечения устойчивого экономического роста и полно занятости населения, рационального использования национальных факторов производства в условиях государственного устройства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.