ПРАВИЛА МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ШИН
МАРКИРОВКА ШИН, КАМЕР, ОБОДНЫХ ЛИСТОВ
На каждой шине при изготовлении наносится маркировка:
1 Товарный знак (индекс) предприятия-изготовителя.
2 Обозначение шины – условное обозначение ее основных размеров и конструкции каркаса.
3 Модель – условное обозначение разработчика шины и порядковый номер разработки.
4 Заводской номер – условное обозначение завода-изготовителя, дату изготовления и порядковый номер.
5 Норма стоимости НС или PR, для шин легковых автомобилей – индекс грузоподъемности.
6 Обозначение стандарта, по которому изготовляется шина.
7 Штамп ОТК с указанием сорта шины.
ВОЗМОЖНЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАРКИРОВКИ
1 Государственный знак качества.
2 Балансировочная метка, нанесенная в наиболее легкой точке шины.
3 «Т» - радиальная шина с текстильной бреккером.
4 При неправильном рисунке протектора – направление вращения.
5 Radial – для радиальных шин.
6 Steel – с метоллокордом.
7 Категория скорости.
8 Tubeless – для бескамерных шин.
9 M÷S – для шин с зимнем рисунком.
10 made in USSP – обозначение страны изготовителя.
11 ДОТ - обозначение гарантии качества (стандарт №109 США).
12 Е5 (Е – соответствие шин требованиям правил №30 ЕЭКООН; 5 – проверенно по Швеции).
На каждой камере и ободной ленте при изготовлении наносятся:
1 товарный знак;
2 размер, месяц и год изготовления;
3 штамп ОТК;
4 на камере из бутилкаучука – БК.
На восстановленной шине методом наложения протектора наносится:
1 заводской номер шины;
2 наименование или товарный знак предприятия;
3 класс восстановления;
4 дата восстановления (месяц, год);
5 штамп ОТК;
6 балансировочная метка (у шин проходивших балансировку).
Пример маркировки
Шины легковых автомобилей
165/80 R13 МИ-166, Steel Radial S82
Tubeless 168Я 502311
165/80 R13 – обозначения шины
- 165 – ширина профиля, мм
- 80 – индекс серии
- R – радиальная шина (буквенное обозначение)
- 13 – посадочный диаметр, дюймы
МИ-166 – модель шины
МИ – разработчик (М – Московский шинный завод, И – химической промышленности, 166 – порядковый номер разработки).
Steel – металлокорд в бреккере
Radial – радиальная шина:
S – индекс допустимой скорости (180 км/час)
82 – индекс грузоподъемности 4660Н (475 кг)
Tubeless – бескамерная шина.
168Я 502311 – условное обозначение заводского номера
168 – дата изготовления (16 – порядковый номер недели, 8 – последняя цифра года изготовителя)
502311 – порядковый номер шины
Я – индекс предприятия (Ярославский шинный завод)
Допускается обозначение заводского номера для шин легковых автомобилей
Я IV 78 502311
Я – завод; IV – месяц изготовления
78 – год изготовления, 502311 – порядковый номер шины.
Шины грузовых автомобилей постоянного давления
260-508Р (9,00 R20) И-Н142Б НС-12
ГОСТ 5513-75 made in USRRHKXI 7711395
260-508Р (9,00 R20) условное обозначение шины (260 (9,00)) – ширина профиля
508 (20) – посадочный диаметр
Р и R – радиальная шина
И-Н142Б – модель шины (И-Н – разработчик ? промышленности, 142 – порядковый номер разработки, Б – вариант 142 разработки)
НС-12 – норма слойности
HK – индекс предприятия (Нижнекамская)
XI – месяц изготовления
77 – год изготовления
11395 – порядковый номер шины
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОМОБИЛЬНЫХ КОЛЕСАХ И ОБОДЬЯХ
Колесо расположено между ступицей и шиной состоит:
- обод;
- диск.
Колеса обозначают основными размерами ободьев – ширина профиля и номинальный диаметр обода.
Пример:
127J-330 (5J-B);
125Б-508 (6,0Б-20);
229РГ-457 (9,0РГ-18).
127 (5), 152 (6,0), 457 (18) – ширина профиля обода;
330 (13), 508 (20), 457 (18) – посадочный диаметр обода;
J, Б, Б – тип закраин обода, имеющих унифицированные размеры;
Р – обод для шин с регулируемым давлением;
172-508 – закраины обода неунифицированной формы.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ ШИНАМИ
1 На каждом автомобиле устанавливаются шины (и запасная) одного размера, модели, конструкции (радиальные, диагональные, бескамерные и др.)
2 Доукомплектовывать разрешается автомобили шинами того же размера и модели, что установлены на данном автомобиле.
3 Шины, восстановленные по первому классу применяют без ограничений на всех осях легковых и грузовых автомобилей, прицепах и полуприцепах, автобусах (кроме междугородних (могут быть установлены на задних осях)).
4 Шины восстановленные по второму классу применяют на всех осях грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов, только на задних осях легковых автомобилей, автобусов (кроме междугородних).
5 Не рекомендуется устанавливать шины с отремонтированными местными повреждениями на передние колеса автомобилей, автобусов.
6 Перестановка ошипованных шин выполняется без перемены направления вращения колес.
Запрещается:
1 Установка на одну ось, на сдвоенные колеса шин диагональной и радиальной конструкции, шин с различным рисунком протектора.
7 Шины закрепляются за автомобилем. Передача шин с автомобиля проводится только с разрешения технического руководителя АТП с записью в карточки учета работы шин.
ПРАВИЛА МОНТАЖА И ДЕМОНТАЖА ШИН
1 Монтажу подлежат только исправные, чистые, сухие, соответствующие по размерам и типом шины, камеры и ободные ленты, ободья и их элементы.
2 Температура шин, камер, ободных лент должна быть комнатной.
3 Шины подвергаются осмотру, при обнаружении дефектов – не разрешается их монтировать.
4 Новые шины и восстановленные должны быть укомплектованы новыми камерами и ободными лентами.
5 Не допускаются и монтажу колеса при обнаружении в них деформаций, трещин, острых кромок, заусениц, ржавчины в местах контакта их с шиной, разработка крепежных отверстий более кормы.
6 Поверхность обода, обращенная к шине, должна быть покрашена лаком для металла.
7 Проводить балансировку шин и колес при То-2, а также после каждого демонтажа шины.
Запрещается:
1 Демонтаж шин, в которых давление выше атмосферного.
2 Исправление положения бортовых и замочных колец в накаченной шине.
3 Демонтаж с автомобиля колес без применения домкратов, применение кувалд при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес.
4 Заменять золотники заглушками.
8 Перед монтажом камеру, шину припудрить тальком или покрыть специальной смазкой.
9 При установке сдвоенных колес необходимо совместить окна дисков обоих колес для возможности доступа к вентилю внутреннего колеса.
10 При монтаже необходимо следить, чтобы обозначение одинарных шин и наружных сдвоенных шин находились с наружи автомобиля, обозначение внутренних шин сдвоенных колес – были обращены к главной передаче.
УХОД ЗА ШИНАМИ В АТП
1 В АТП назначается комиссия для определения пригодности шин к дальнейшей эксплуатации, ремонту, восстановлению протектора, списанию в утиль.
2 При проведении ТО-1 выполняются работы по шинам:
- осмотр шин: удаление застрявших посторонних предметов в протекторе, боковине, между сдвоенными колесами;
- проверяется исправность вентилей, золотников, наличие колпачков;
- определяется пригодность шин к эксплуатации по износу протектора и подбору шин по оси автомобиля;
- осмотр ободьев, проверка крепления колес и их элементов;
- замер давления во всех шинах (в т.ч. запасной) и доводка его до нормы.
3 При выполнении ТО-2 выполняются работы ТО-1, дополнительно производится проверка схождения и развала колес и их балансировка.
4 Перестановка колес производится при выявлении потребности основания для перестановки:
- неравномерный или интенсивный износ рисунка протектора;
- необходимость подбора шин по осям;
- необходимость установки на переднюю ось более надежных шин.
5 Запрещается выпуск на линию автомобилей, если обнаружено:
- установка шин, не рекомендованных размеров и конструкций;
- установка на одну ось радиальных и диагональных шин и шин с разным рисунком протектора;
- при несоблюдении внутреннего давления воздуха в шинах: невозможность его замера;
- износа протектора выше нормы;
- не отремонтированных местных повреждений шин;
- застрявших в боковине, протекторе, между сдвоенными шинами инородных предметов;
- отсутствия колпачков на вентилях;
- установки на легковых автомобилях бескамерных радиальных шин с накладными декоративными боковинами.
6 Не реже одного раза в квартал должна производится проверка давления во всех шинах на автомобилях, выходящих на линию. (Проверка по графику). Данные фиксируются в журнале.
7 При СО выполняется по шинам объем работ ТО-2.
ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЕЙ ПО УХОДУ ЗА ШИНАМИ
1 Водитель обязан соблюдать правила эксплуатации и ухода за шинами.
2 При получении нового автомобиля, полной или частичной замены шин водитель обязан:
- произвести подбор шин по осям;
- проверить соответствие записей в карточке учета работы шин и расписаться в ней;
- проверить давление в шинах и довести до нормы.
3 При установке запасной шины записать показания спидометра.
4 Сверять раз в месяц показания ручного манометра с показаниями стационарного манометра.
5 Перед выездом на линию обязан:
- осмотреть шины;
- довести давление до нормы при утечке воздуха из шины (±0,02 МПа – грузовые; 0,01 МПа – легковые);
- проверить крепление ободьев и колес.
6 Не реже одного раза в неделю проверить давление в шинах.
7 На линии водитель обязан:
- трогаться с места плавно;
- при уводе автомобиля в сторону немедленно остановиться и проверить давление в шинах;
- в труднопроходимых местах снижать скорость;
- не допускать резкого торможения при подъезде к местам остановки и т.д.;
- избегать резких ударов колес о выступающие предметы, не подъезжать вплотную к тротуару;
- не допускать езды с открытыми бортами кузова;
- не допускать длительного буксования колес;
- запрещается использование цепей противоскольжения на дорогах с твердым покрытием.
8 Не допускать перегрузки автомобиля.
9 По возвращению с линии:
- осмотреть шины, ободья, вентили;
- удалить посторонние предметы из протектора;
- снять шины подлежащие ремонту и т.д.
10 При установке новых ошипованных шин произвести их обкатку (0,8-1 тыс. км)
Vа < 70 км/час – легковые автомобили
Vа < 50 км/час – грузовые автомобили
11 При эксплуатации ошипованых шин Vа < 110 км/час – легковые автомобили, 80 км/час – грузовые.
12 При эксплуатации автомобилей в условиях Крайнего Севера:
- без надобности не ставить автомобиль в теплый гараж на срок менее 4 час (шины не высыхают);
- не выезжать на мороз с влажными шинами;
- при прогреве на стоянке перемещать автомобиль на > 50 см (чтобы шины не примерзали к дороге);
- после длительной стоянки на открытом воздухе Vа = 10÷15 км/час → 20-25 мин, после чего увеличивать скорость постепенно;
- не оставлять автомобиль с разогретыми шинами на дорогах с уклоном, во избежание его скатывания при образовании ледяной корки на шинах при остывании.
Запрещается:
- установка на один автомобиль морозостойких и неморозостойких шин (из-за различного времени их разогрева).
УЧЕТ РАБОТЫ ШИН
1 На каждую шину в АТП заводится карточка учета ее работ, все графы которой должны быть заполнены.
2 Шины учитываются по заводским номерам, допускается выжигание гаражных номеров на плечевом колесе шины «Электроклей мот» глубина выжигания ≤ 1мм.
3 В карточке учета работы шины указывается:
- техническое состояние шины, находящейся на автомобиле;
- предыдущий пробег;
- средняя высота протектора (графа 6) по двум диаметрально противоположным сечениям.
4 Ежемесячно в карточку вносится фактический пробег по спидометру.
5 Техник по учету шин ежеквартально должен проверять соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, закрепленных за автомобилем.
6 При снятии шины с эксплуатации (графа 7) в карточку записывается полный пробег, техническое состояние, куда направляется шина.
7 При направлении шины на восстановление или утиль карточка подписывается членами комиссии. В этом случае карточка является актом на списание шины и основанием для выплаты вознаграждения водителя за пробег свыше нормы и сдачи в ремонт.
8 На восстановлении шины заводятся новые карточки учета.
Рекламации:
1. Нормы пробега новых, восстановленных и прошедших ремонт шин гарантируются предприятием-изготовителем или шиноремонтным предприятием.
2. При выходе из эксплуатации шин ранее гарантийной нормы, комиссия АТП устанавливает причины выхода шин из строя.
|