ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КШМ И ГРМ ТЕМА 2.9. Техническое обслуживание и текущий ремонт кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
1 Основные неисправности КШМ и ГРМ:
Рисунок 1 – Основные отказы, поломки, неисправности КШМ и ГРМ
Все неисправности обусловлены естественным изнашиванием или разрушением деталей.
В итоге повышается расход топлива и снижение мощности двигателя, дымной выхлоп.
Неисправности устраняются путем проведения текущих ремонтов (заменой или регулировкой).
Таблица 1 Распределение отказов по двигателю, возникающих в эксплуатации
Системы и механизмы
| Распределение неисправностей, %
| Цилиндропоршневая группа
|
| Кривошипно-шатунный механизм
|
| Газораспределительный механизм
|
| Система зажигания и системы
|
| электрооборудования
|
| Система питания
|
| Система охлаждения
|
| Система смазки
|
|
2 Основные признаки неисправности КШМ:
1 Уменьшение компрессии в цилиндрах
2 Появление шумов и стуков при работе двигателя
3 Прорыв газов в картер и появление из маслоналивной горловины голубоватого дыма с резким запахом
4 Увеличение расхода масла
5 Разжижение масла топливом
6 Забрасывание свечей зажигания маслом
Признаки неисправностей служат:
1 Вспышки в карбюраторе
2 Хлопки в глушителе
3 Шумы и стуки при работе
4 Неустойчивая работа двигателя
Таблица 2 – Основные дефекты и поломки деталей двигателя
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Продолжение таблицы 2
Окончание таблицы 2
3 Основные параметры двигателя, определяемые при их диагностике:
1 Мощность
Предельные значения диагностических параметров, измеряемых на тяговом стенде модели К 485 Б легковых автомобилей.
Таблица 3 – Предельные значения диагностических параметров
Модель автомобиля
| Время разгона
| Время выбега, сек
| Тяговая сила на колесах
| «ВАЗ-2101»
|
|
|
| «ВАЗ-2102»
|
|
|
| «ВАЗ-2103»
|
|
|
| «ВАЗ-2105»
|
|
|
| «ВАЗ-2106»
|
|
|
| «ВАЗ-2121»
|
|
|
| «Москвич-2140»
|
|
|
| «ГАЗ-3102»
|
|
|
| «ГАЗ-31029 (402)»
|
|
|
| «ГАЗ-31029 (4021)»
|
|
|
| «ЗАЗ-968»
|
|
|
| «ЗАЗ-966»
|
|
|
|
Примечание – Предельные значения параметров автомобилей приведены для режимов диагностирования:
- время разгона скорости 30 км/час до 90 км/час;
- время выбега измеряется со скорости 90 км/час до 30 км/час;
- тяговая сила на колесах измеряется при скорости 80 км/час.
2 Компрессия
Таблица 4
Марка автомобиля, двигателя
| Величина компрессии в цилиндр кгc/см2
| «ГАЗ-66»,
«ГАЗ 3307»
| 6,5 – 8,0
| «ГАЗ-31029» с двигателями
«4021»
«402»
|
6,5 – 8,0
9,0-10,0
| «ЗИЛ 431410»
| 6,5 – 8,0
| «КамАЗ-740»
| 18,0 – 24,0
| «ЯМЗ-236»
«ЯМЗ-238»
| 20,0 – 27,0
| «ВАЗ-2101-07»
| 10,0-12,0
| «ВАЗ 2108-2113»
| 10,0-12,0
|
3 Количество картерных газов
Таблица 5 – Значение параметров количества газов, прорывающихся в картер двигателя
Марка двигателя
| Номинальное значение параметра, л/мин
| Предельно-допустимое значение параметра, л/мин
| «ЗИЛ-130»
| 22-28
|
| «ЗМЗ-53»
| 22-25
|
| «ЗМЗ-402.10»
|
|
| «КамАЗ-740»
|
|
|
4 Давление масла, расход масла
5 Стуки, шумы, вибрации
6 Разряжение во впускном трубопроводе
Таблица 6 – Значение параметров разряжения во впускном трубопроводе на минимальных оборотах холостого хода двигателя
Марка двигателя
| Номинальное значение параметра, мм.рт.ст.
| Предельно-допустимое значение параметра, мм.рт.ст.
| «ЗИЛ-130»
| 560 (74,6 кПа)
|
| «ЗМЗ-53-11»
|
|
| «ЗМЗ 402.1», «402»
|
|
|
У исправного двигателя разряжение во впускном трубопроводе должно составлять 380-430 мм.рт.ст. при проворачивании двигателя стартером.
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КШМ И ГРМ
4.1 Определение компрессии
а) Определить величину компрессии в цилиндрах карбюраторного двигателя.
Компрессии характеризует состояние цилиндропоршневой группы, а также плотность прилегания клапанов к своим седлам. Компрессию в цилиндрах двигателя проверяют при помощи КОМПРЕССОМЕТРА или КОМПРЕССОГРАФА.
Порядок проверки величины давления (компрессию) в цилиндрах двигателя:
- пустить и прогреть двигатель (до70–800С);
- проверить исправность аккумуляторной батареи;
- вывернуть все свечи зажигания;
- открыть полностью воздушную и дроссельную заслонки карбюратора;
- вставить резиновый наконечник компрессора в свечное отверстие и плотно прижать;
- провернуть коленчатый вал двигателя стартером 10-12 оборотов со скоростью 180–200 об/мин;
- записать показания и выпустить воздух из компрессора.
- таким же способом замерить компрессию в остальных цилиндрах.
Замер компрессии необходимо проделать для всех цилиндров по 3 раза и определить среднее арифметическое значение. Разница в величине компрессии по отдельным цилиндрам не должна быть более 1 кгс/см2. Для исправных двигателей компрессия должна быть (см. таблицу 6).
При определении компрессии в двигателях с бесконтактными системами зажигания датчиком «Холла» отсоединить коммутатор зажигания или датчик «Холла».
Таблица 7
Марка автомобиля, двигателя
| Величина компрессии в цилиндр кгc/см2
| «ГАЗ-66»,
«ГАЗ 3307»
| 6,5 – 8,0
| «ГАЗ-31029» с двигателями
«4021»
«402»
|
6,5 – 8,0
9,0-10,0
| «ЗИЛ 431410»
| 6,5 – 8,0
| «КамАЗ-740»
| 18,0 – 24,0
| «ЯМЗ-236»
«ЯМЗ-238»
| 20,0 – 27,0
| «ВАЗ-2101-07»
| 10,0-12,0
| «ВАЗ 2108-2113»
| 10,0-12,0
|
Предельное изменение компрессии по цилиндрам двигателя допустимо:
- для карбюраторного двигателя 1,0 кгс/см2;
- для дизельного двигателя 2,0 кгс/см2.
Для выявления причин пониженной компрессии залить в цилиндр 20–25 см свежего масла для двигателя и вновь измерить компрессию. Если величина компрессии при этом незначительно увеличится, то это указывает на неплотное прилегание клапанов к седлам, на обгорание фасок клапанов или на повреждение головки цилиндров. Если же компрессия увеличилась до нормы и выше, то это указывает на износ или пригорание поршневых колец, поршней.
б) Определить величину компрессии в цилиндрах дизельного двигателя.
Для чего:
- пустить и прогреть двигатель (до 700 – 800С);
- заглушить двигатель;
- установить компрессометр на место форсунки первого цилиндра, предварительно сняв форсунку;
- пустить двигатель и записать давление, показываемое манометром при работающем на холостом ходу двигателе (560 об/мин);
- зафиксировать показания компрессометра. Компрессия должна быть не ниже (см. таблицу 6). Таким способом замерить компрессию в остальных цилиндрах.
Разница в показаниях компрессометра по отдельным цилиндрам не должна превышать 2 кгс/см2.
При значительном понижении компрессии необходимо проверить состояние клапанов, свободно ли перемещается клапан, крепление головки цилиндров, состояние клапана, цилиндров и поршневых колец.
Недостатки этого метода:
1. Разрядка аккумуляторной батареи (карбюраторного двигателя)
2. Невозможность определения неисправности влияющей на герметичность
Кроме компрессометров можно определить компрессию с помощью компрессографа записывающим показания манометра.
|