Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Наличие теневого капитала необходимо малому бизнесу в силу недоступности банковских кредитов, либо длительности процедуры их предоставления.

Тема № 24. Теневая экономика.

 

В России теневая экономика на сегодняшний день достигла чрезвычайных размеров. По оценкам независимых экспертов, она достигает от 25 до 40% ВВП. Специалисты МВД России оценивают ее в 45-50%. Анализ зарубежного опыта показывает, что величина 40-50% является критической – за ней стираются грани между официальной и теневой экономикой, и последняя подчиняет себе все сферы жизни общества.

Криминализация экономической жизни в России уходит своими корнями в экономическую систему СССР, имевшую в основе государственную собственность на средства производства и единую систему планового хозяйства. Значительные слои населения под воздействием неудовлетворенного спроса стали заниматься частной деятельностью с целью повысить свое благосостояние и удовлетворить растущие потребности. Такая деятельность была защищенной и попадала под действие УК.

Существование в течение длительного времени скрытой экономики привело в формированию специфического типа предпринимателя, изначально настроенного на криминальное экономическое поведение.

Теневые отношения в малом предпринимательстве получили широкое развитие с 1992 года.

Основные причины роста теневой экономики в российском предпринимательстве заключается в:

1) существовании системы неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования;

2) характере государственного вмешательства в экономику, т.к. доля экономики уходящей в тень, зависит от степени регулятивного вмешательства, уровня налогообложения и масштабов коррупции;



3) отсутствии развитой системы рынков, заставляющей полагаться на нелегальные источники ресурсообеспечения;

4) осложнении ситуации на рынке труда в условиях структурного и экономического кризиса, выражающейся в вынужденной внутренней миграции населения из депрессивных регионов и «горячих точек»;

5) открытии внешних рынков с последующим обострением конкурентной борьбы, побуждающей снижать издержки любыми способами;

6) несовершенстве системы защиты прав собственности;

7) несовершенстве уровня налогообложения и эффективности применения санкций за уклонение от уплаты налогов;

8) низкой эффективности судебной системы разрешения конфликтов;

9) существовании системы криминальных отношений, базирующихся на злоупотреблении служебным положением или корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферу.

Наличие теневой экономики в малом бизнесе предопределяется и высокими трансакционными издержками.

Причем в российской экономике присутствуют два типа таких издержек:

- явные;

- неявные.

Явные издержки это затраты связанные с входом на рынок и выходом из него (регистрация для деятельности, лицензирование, ликвидация и др.).

Скрытые, т.е. неявные издержки это издержки, связанные со взаимоотношениями с представителями властных структур, собственниками активов, арендодателями, банками, «крышами» из криминального мира и т.д. Для покрытия этих издержек, малые предприятия должны иметь неконтролируемые официальными органами средства, а необходимость обслуживания теневого оборота и ведет к их росту.

Увеличение доли теневой экономики обусловлено и социальным аспектом. Распад наукоемких отраслей и крупного промышленного производства привел к депрофессионализации высококлассных специалистов инженерно-технического профиля. Они вынуждены искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально-профессиональному статусу. Вторичная занятость в большинстве случаев предопределяет работу за «черный нал», которая со временем становится нормой экономической активности.

Значительное влияние на масштабы теневой деятельности оказывает и структура собственности. Почти 70% предпринимателей отмечают, что в организациях, возникших на базе государственного сектора в результате реорганизации, теневой оборот значительно выше, чем на вновь организованных.

Особую социальную опасность приобретает широкое распространение укрытия объемов финансовых оборотов не только от налоговых органов, но и от персонала организации и массы вкладчиков, денежные средства которых используются в обороте юридических лиц.

Это позволяет узкой группе должностных лиц, допущенных к финансовой информации держать на низком уровне систему труда наемных работников и реальные доходы формальных акционеров, не имеющих возможности осуществлять соответствующий контроль.

Увод части операций в тень предоставляет малому бизнесу временные конкурентные преимущества и может рассматриваться как разновидность адаптационной стратегии, направленной на обеспечение деятельности дополнительными финансовыми средствами. Наряду с этим, дополнительные финансовые результаты, достигнутые в результате теневых операций, дают возможность малому бизнесу диверсифицировать свою деятельность, значительно снижая в процессе величину транзакционных издержек.

Для малого предпринимательства также характерен высокий уровень расчета наличными деньгами. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

- работой на конечного потребителя, производящего расчеты в большей степени наличными;

- требованием поставщиков, рассматривающих малый бизнес как особенно рискованного клиента в силу присущих ему черт;

- расчеты наличными средствами позволяют скрывать значительную часть оборота и перекачивать неучтенную денежную массу в тень.

Наличие теневого капитала необходимо малому бизнесу в силу недоступности банковских кредитов, либо длительности процедуры их предоставления.

По данным независимых экспертов, лишь 10% опрошенных предпринимателей отмечают, что банки оказывают им финансовое содействие. Вместе с тем 48% не получают банковской поддержки, а 42% лишь рассчитывают на нее.

Отличительной особенностью малого бизнеса, позволяющей уводить капиталы в тень, является отсутствие четких границ между собственностью организации и личным имуществом собственника. Часть этого имущества оформляется на ее «ключевых» сотрудников, вступающих в качестве учредителей. Такая форма имущественных отношений позволяет избежать в случае банкротства потери фондов и с наименьшими потерями в короткие сроки создать новую организацию.

Исходя из анализа обстановки, складывающейся в секторе малого предпринимательства, можно с уверенностью утверждать, что нейтрализация противоправных посягательств в этой области не может быть осуществлена только с использованием традиционно сложившихся методов, без серьезных сдвигов в приоритетных направлениях развития экономики. Только целостная и обоснованная система мер, реализуемая в ходе продуманной экономической политики государства, позволит преодолеть негативные тенденции в экономике.

Борьба с теневым предпринимательством предполагает комплекс взаимосвязанных мер в рамках программы борьбы с экономической преступностью. В качестве наиболее важных, можно отметить следующие направления:

1) в области процесса организации и хода производства:

- реформирование законодательства с целью обеспечения равноправия всех субъектов хозяйствования, а также формирование условий и возможностей;

- создание условий для законного проведения завершающего этапа приватизации;

- противодействие отмыванию незаконно нажитых средств путем инвестирования их в предпринимательскую деятельность, а также осуществление жесткого контроля над игровым бизнесом.

2) в области финансовых отношений:

- создание нормативной базы под процесс легализации теневых доходов и репатриации капиталов, вывезенных за рубеж;

- создание на уровне мировых единых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских документов;

- объединение усилий правоохранительных органов с финансовыми, налоговыми, контрольно-ревизионными и другими органами по согласованию деятельности в области предупреждения, выявления и предотвращения криминализации финансовой сферы и борьбы с теневыми явлениями;

- создание специальных оперативных служб с полномочиями экономико-правового анализа и непрерывного мониторинга финансовой деятельности.

В настоящее время степень криминализации отечественной экономики делает достаточно сложной целенаправленную деятельность по преодолению теневых явлений в сфере предпринимательства, как в силу сопротивления этому процессу властных структур, так и по причине отсутствия должных гарантий безопасности бизнеса, которую предпринимателям приходится обеспечивать самостоятельно, затрачивая при этом немалые средства, большую часть которых составляют теневые.

«Теневая» составляющая экономики – это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам и формальным правилам хозяйственной жизни, находясь при этом вне рамок правового поля.

«Теневики» делятся на 2 категории:

1) кто участвует в производстве товаров и услуг;

2) кто осуществляет перераспределение созданного продукта.

Мировое сообщество относит Россию к числу коррумпированных государств. По предварительным экспертным оценкам, суммарные потери от коррупции в России составляют 20-40 млрд. дол. в год.

Коррупция – в переводе с латинского означает «взятка» или «подкуп», т.е. это прямое использование должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

Рассмотрим основные последствия воздействия коррупции на различные стороны жизни:

1. Экономические последствия:

а) растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. В связи с этим, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за повышения бюджетных обязательств;

б) нарушаются конкурентные механизмы рынка, т.к. часто в выигрыше оказывается не тот, что конкурентоспособен, а тот – кто смог получить преимущества за взятку. Это приводит к снижению эффективности рынка и дискриминации идей рыночной конкуренции.

2. Социальные последствия:

а) отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис и снижается способность власти решить социальные проблемы;

б) растет имущественное неравенство. Коррупция подстегивает несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества.

3. Политические последствия:

а) происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

б) снижается доверие к власти и растете ее отчуждение от общества;

в) падает престиж страны на международной арене, а также растет угроза экономической и политической изоляции.

При рассмотрении масштабной и многогабаритной проблемы российской коррупции, специалисты различают два вида – это:

- верхушечная коррупция, которая включает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену;

- низовая коррупция, которая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан.

Все виды коррупции существуют постольку, поскольку государство вмешивается в частную и общественную жизнь. Проблема заключается в том, что государство, реализуя свое предназначение, обязано осуществлять это вмешательство эффективно и в достаточном, а не чрезмерном объеме.

Коррупция – это сигнал, указывающий на неэффективные действия государств, дающие возможность нечистым чиновникам извлекать прибыль, пользуясь своим служебным положением.

В настоящее время определены основные сферы, в которых широко распространилась верхушечная или государственная коррупция. А именно:

1) приватизация. По официальным данным – 30%. всех постановлений содержали нарушения норм действующего законодательства. К этому можно добавить оценку приватизируемых объектов по заниженным суммам, манипуляцию условиями конкурсов, а также скупку предприятий за бесценок чиновниками через доверенных лиц.

2) выдача государственных кредитов и распределение бюджетных средств. По экспертным оценкам, взяткой сопровождается почти половина Актов по выдаче и распределению государственных денег. Этому благоприятствует несовершенная налоговая система, по которой деньги, собираемые в регионах, попадают в федеральный бюджет, а затем возвращаются в регион в виде трансферта.

3) внешнеэкономическая деятельность. Российские участники внешнеэкономической деятельности при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к методу существенного занижения цен главным образом на вывозимые энергоносители и цветные металлы и, наоборот – завышают цены на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка в сумме разницы между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах в зарубежных банках иностранных партнеров. Широкие масштабы приобретают так называемые «топлинговые» операции, когда заключается экспортный контракт на поставку сырья, которое фактически за границу не вывозится и перерабатывается на месте – но уже как зарубежное давальческое сырье, и в итоге чистый конечный продукт вывозится за пределы РФ без уплаты соответствующих налогов и пошлин.

4) рынок ценных бумаг. Одним из каналов теневой экономики является практически бесконтактное приобретение за иностранную валюту по явно заниженным ценам на фондовом рынке резидентами и нерезидентами ценных бумаг российских предприятий, как правило через подставные фирмы-посредники (однодневки) с использованием депозитных расписок, что чревато переходом целых, в том числе и стратегически важных отраслей экономики под контроль мафиозных и зарубежных компаний.

В современной экономике отмывание денег представляет собой достаточно сложный и продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. В большинстве развитых стран мира в 90-е годы 20 века было принято специальное законодательство, направленное на борьбу с легализацией преступных доходов и их проникновением в легальную экономику. В России особую актуальность проблема противодействия отмыванию денег приобрела после вступления в силу с января 2000 г. ФЗ « О контроле за соответствием расходов значительных денежных средств фактически получаемым физическими лицами». В целях развития международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег Россией заключен ряд межправительственных и межведомственных соглашений.

На сегодняшний день в государственных властных структурах и научных учреждениях существуют разные подходы к решению проблем теневой экономики:

- первый подход – радикально-либеральный. В его основе лежит идея легализации всей теневой экономики в легальную.

- второй подход – репрессивный. Предполагает расширение и усиление соответствующих силовых подразделений для тотального контроля за расходами граждан.

Но ученые-экономисты все более склонны к разработке третьего подхода к решению проблем, т.е. либерально-репрессивного.

Теневая экономика – это комплекс социально-экономических явлений, происходящих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через различные организационно-правовые формы юридических лиц и без них по получению доходов путем совершения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых, производственных и иных операций от легальной и нелегальной деятельности.

Теневая экономика обладает следующими системными свойствами:

1) всеобщность;

2) целостность;

3) связь с внешней средой. Она проявляется в процессе взаимодействия с официальной экономикой посредством легальных хозяйствующих структур, а также с институтами государства и общества;

4) структурность. Заключается в наличие устойчивых связей и отношений внутри теневой экономики, обеспечивающих ее целостность, тождественность и иерархичность;

5) способность к самоорганизации и непрерывному развитию;

6) наличие в одном целом двух начал – т.е. конструктивного и деструктивного начала. Конструктивное – это производственный сектор, деструктивное – криминальный сектор.

Теневая экономика имеется в любых странах, независимо от их государственного и социально-экономического устройства, только степень ее распространенности и масштабы различны.

Полностью уничтожить теневую экономику никогда не удается. Речь можно вести только об уменьшении ее масштаба и уничтожении наиболее опасных форм для общества – это наркотики, бизнес на проституции, торговля людьми и человеческими органами, а также нелегальный оборот радиоактивных материалов и оружия массового поражения.

В зарубежных странах к теневой экономике тесно примыкают такие понятия, как «беловоротничковая» и «корпоративная « преступность.

В России к «беловоротничковой» преступности относят:

- злоупотребление властью;

- должностной подлог;

- коррупция»

- уклонение от уплаты налогов;

- аферы в банковской деятельности.

Основные признаки теневой экономики в России начала 21 века:

- неконтролируемость производственной, торговой и финансовой деятельности дельцов теневой экономики государственными органами, в том числе и налоговыми службами;

- незаконный характер деятельности, в т.ч. совершение преступлений повышенной общественной безопасности. Это профессиональные наркобизнес и торговля оружием, контрабанда, массовое изготовление и продажа алкогольной продукции, организация и содержание притонов;

- отмывание (легализация) незаконных доходов с целью их дальнейшего инвестирования в легальную экономику;

- направление части незаконных доходов на финансирование коррумпированного чиновничества в органах государственной власти, в том числе и в различных правоохранительных структурах.

Особенностью развития теневой экономики как системного явления является то, что она относится к классу сложных интравертных систем. Развитие ее подсистем осуществляется по своим внутренним закономерностям, что не позволяет задать четкие целевые установки функционирования государственного механизма, противодействующего теневой экономике в конкретных регионах и отраслях.

В результате криминальная трансформация привела к наличию в российской экономике криминальных анклавов, внешне похожих на добропорядочные объединения организаций, но выделенных из общего числа криминальной сутью основной массы финансово-хозяйственных операций.

Тесные связи между лидерами российских преступных группировок и руководством наиболее крупных российских предпринимательских структур – привели к почти полному их слиянию и формированию взаимовыгодных криминальных альянсов, формирующих организационную структуру теневой экономики.

В результате такой интеграции российские преступные группы получили преимущество в виде доступа к значительным объемам разного рода активам.

Таким образом, экономическая роль теневой экономики состоит в том, что она собирает под единым криминальным контролем значительные обезличенные финансовые и производственные активы.

Особую роль в теневой экономике играет организованная преступность. Уголовная организованная преступность была в нашей стране с первых лет советской власти, а вот экономическая преступность – стала формироваться по мере отчуждения собственности от производителей и за счет роста бесхозяйственности в государственном секторе экономики. Экономическая организованная преступность стимулировала уголовную, когда «воры в законе» стали «трясти цеховиков», а в ряде случаев – консолидироваться с ними. В капиталистическом мире деньги дают реальную власть. В СССР реальная власть, особенно по распределению оптового и розничного дефицита, принадлежала партийной и государственной бюрократии, которая к тому же не располагала большими доходами. Именно поэтому продажная часть бюрократии и стала придатком ОПГ.

Интенсивное развитие интеграционных процессов в мировой экономике наряду с глобализацией выделило такой сравнительно новый криминальный феномен, как транснациональную организованную преступность.

Организованная преступность использует все, что ей помогает, а именно:

а) улучшение межгосударственных и международных отношений в международном сообществе. Сюда относятся:

- расширение экономических и социальных связей;

- повышение «прозрачности» границ;

- упрощение международных поездок;

- развитие международной торговли и появление новых рынков сбыта;

- увеличение международных перевозок.

б) развитие международных финансовых сетей. Это позволяет обеспечивать быстрый перевод денег электронным путем в нужное место и нужным людям с одной стороны, но в тоже время серьезно затрудняет процесс регулирования и контроля денежных потоков государством. Отсутствие контроля облегчает сокрытие денег полученных преступным путем и их отмывание в тех странах, где это законодательно возможно.

в) усиливается процесс миграции населения. В различных странах образовываются этнические диаспоры, которые создают национальные группировки. Национальная солидарность, а иногда родственные связи, языковой и культурный барьер – надежно защищает такие группировки от проникновения в них посторонних лиц, в том числе и агентов спецслужб.

г) существенное расхождение в уголовном законодательстве и правосудии различных стран. Этим умело пользуются преступные сообщества для более безопасного совершения тех или иных операций.

д) окончание «холодной войны» и ликвидация «железного занавеса» открыло возможности не только для частного, но и для преступного предпринимательства. Многие страны используются в качестве транзитных территорий и новых рынков незаконных товаров и услуг, а также как источники поставок различных контрабандных товаров, таких как химические и радиоактивные вещества.

е) образование многонациональных мегаполисов. Мегаполисы умело используются в качестве перевалочных баз для запрещенных товаров и финансовых расчетов ОПГ, проследить деятельность которых на фоне огромных товарных и денежных потоков практически невозможно.

ж) демократические преобразования. Разрешается прежняя система контроля и регулирования отношений. Медленно устанавливается демократическое регулирование и контроль с учетом суверенизации и автономизации регионов страны. Как правило, в это время происходит значительное ослабление борьбы с преступностью, тем более с транснациональной.

з) распространение психологии общества «жить одним днем». Происходит коммерциализация жизни, что способствует в странах с низким уровнем жизни распространению продажности государственных служащих, как одного из условий выживания организованной транснациональной преступности, особенно, где от чиновника зависит очень многое.

Организационно-экономической особенностью российской экономики является осуществление в различной форме объединений хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою предпринимательскую деятельность частично или полностью криминальным образом. Такое объединение, помимо чисто криминальных преимуществ, дает монопольные преимущества в легальном бизнесе, в том числе и такие возможности, как:

1) устанавливать цены, тарифы и скидки в повседневном хозяйственном обороте на региональном, отраслевом или ином уровне;

2) повышать, снижать или поддерживать цены на торгах и аукционах;

3) разделять рынок по территориальному, отраслевому или иному принципу;

4) ограничивать доступ на территориальный рынок или устранять с него других хозяйствующих субъектов.

В последнее время развитие теневой экономики фактически превратилось в форму конкурентной борьбы, при которой корпорация лучше осуществляющая криминальные операции оказывается в выигрыше и вытесняет конкурентов с экономического рынка.

Существуя как легальные организации, криминальные структуры теневой экономики выполняют двойственную, но неразрывно связанную функцию основного участника как законных, так и незаконных экономических процессов. При этом, именно криминализированные организации соединяют в себе организационный механизм смыкания легального и нелегального экономического механизма в единый механизм экономической деятельности, который называется теневой экономикой России.

Все эти процессы обостряются вследствие следующих факторов, когда:

- резко усиливается неравенство по степени доходности отраслевых производств. Это способствует увеличению финансовых и производственных возможностей отдельных предприятий и отраслей. Но результатами этого процесса пользуются прежде всего структуры теневой экономики;

- криминальный характер деятельности организаций способствует формированию конкретных преимуществ перед законно действующими предприятиями. Это приводит к тому, что организации с деятельностью, организованной как криминальные структуры, вытесняют законные предприятия;

- существует широкая возможность классического картельного сговора, действия которого значительно ослабляют возможность государственного воздействия на отношения, складывающиеся в российской экономике.

Серьезной проблемой и важным фактором развития теневой экономики являются наличие и активная деятельность групп уголовных элементов и криминальных предпринимателей, организованных по ярко выраженному национально-этническому принципу.

Повышенная опасность национально-этнических ОПГ, по сравнению с организованной преступностью состоит в том, что именно в национально-этнических преступных группах общественная и экономическая организованная преступность часто сливаются воедино, дополняя друг друга. В итоге, неразрывность связи вследствие национально-этнической родственности профессиональных преступников и криминальных предпринимателей, вместе с коррумпированными чиновниками – делает эти национально-этнические ОПГ наиболее опасными как для российского общества и государства, так и в международном масштабе.

Наиболее ярко проявляются эти опасные черты в случаях, когда:

1) степень организованности достигает степени преступного сообщества и приобретает ряд черт псевдогосударства, как это было в Чечне;

2) национально-этнические ОПГ имеют свое продолжение за границей, устанавливая тесные связи и интегрируясь с родственными зарубежными национально-этническими преступными группами;

3) национально-этнические ОПГ имеют опору за рубежом и тесные связи с легальными зарубежными корпорациями, в контролируемыми соответствующей национальной диаспорой;

4) интеграция криминальных и законных экономических механизмов получения доходов национально-этническими ОПГ становится значимой частью механизма жизнедеятельности отдельных российских регионов.

В ряде республик бывшего СССР сохраняются мощные национально-этнические кланы, занимающиеся как легальным бизнесом, так и организованной экономической преступной деятельностью. Кланы стоят у власти и сильно влияют на нее, вплоть до назначения и корректировки политики высших должностных лиц. В большинстве случаев, российские этнические ОПГ, контролируя российские промышленные организации, банки и коммерческие структуры – выводят за пределы России ресурсы, а также уклоняются от уплаты налогов, скрывают доходы и валютную выручку.

Анализ состояния экономики России, с точки зрения макроэкономических последствий функционирования теневой экономики, позволяет сделать следующие выводы:

1) к настоящему времени экономика страны практически утратила способность к осуществлению воспроизводства без участия криминальных капиталов и криминального бизнеса;

2) в результате общего падения объемов производства, в экономике произошло увеличение падения производства в организациях и отраслях, не относящихся к теневой экономике. Вместе с тем, удельный вес финансового и производственного вклада криминализированных корпораций в общем объеме производящейся продукции – наоборот очень сильно вырос;

3) разросшаяся теневая экономика привела к деформации развития деятельности важнейших правовых и политических институтов России.

В таких сложных условиях обострилась проблема обеспечения экономической безопасности и существование Российского государства как великой державы.

Деятельность теневой экономики создает реальные угрозы экономической безопасности России, т.к. изменяет важнейшие качественные характеристики экономической системы. Теневая экономика все более приходит в противоречие со способностью государства поддерживать нормальные условия жизнедеятельности экономики – что противоречит реализации государственных интересов и приоритетов экономического и социального развития.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.