Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВИДЫ НАЛОГОВ

И СПОСОБЫ ИХ ВЗИМАНИЯ

Сущность налогообложения.Любому государству ля выполнения своих функций и удовлетворения общественных потребностей необходимы денежные средства. Источниками финансовых ресурсов могут быть только средства, которые должны предоставить государству в виде налогов граждане и юридические лица. Таким образом, налогообложение выражает денежные отношения между государством, физическими и юридическими лицами при формировании государственного бюджета как материального условия существования государства. Для эти целей существует система налогообложения, т.е. обязательные налоговые платежи физических и юридических лиц в бюджет.

Законодательные основы налогообложения.Основной законодательной базы для налогообложения являются Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты представительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Налоговый кодекс РФ является основным документом в области налогового законодательства, он устанавливает права и обязанности участников налоговых отношений, обеспечивает ясность и единство терминов и понятий, устанавливает процедуры и механизмы исполнения налогового обязательства. В качестве основных налоговых платежей в НК РФ установлены налоги и сборы

Налог.Под налогом понимают обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).



Сбор.Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами или должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешения (ст. 8 НК РФ).

Способы взимания налогов.К способам взимания налогов относятся методы начисления и расчёта налогов, а также порядок их перечисления в бюджет. Используются три способа взимания налогов: кадастровый, декларационной и способ взимания налога у источника выплаты доходов.

Кадастровый способ. Кадастр представлен в виде справочника, в котором объекты налога разделены на группы по определённому признаку. Для каждой группы объектов установлена индивидуальная ставка налога, например, способ взимания земельного налога. Такой способ взимания налогов характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Декларационный способ. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и производственных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и другие данные, связанные с расчётом и уплатой налога (ст. 80 НК РФ). Декларационный способ используется, например при взимании налога на прибыль. Характерной чертой такого способа является то, что налог выплачивается после получения налогоплательщиком дохода.

Способ взимания налога у источника выплаты. При этом способе налог удерживается и перечисляется в бюджет организацией, выплачивающей доход, налогоплательщику, например, налог на доходы физических лиц. При взимании налогов этим способом налоговые платежи перечисляются в бюджет до получения дохода.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

Виды классификации налогов.Объединение налогов в систему позволяет классифицировать их по различным признакам, что даёт возможность уяснить сущность налогов и механизм их действия. Приняты три вида классификации налогов: в зависимости от уровня установления налогов, способа их переложения и источника поступления.

Классификация налогов в зависимости от уровня установления.Налоги делятся на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги. Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ (ст. 12 НК РФ). К федеральным налогам и сборам относятся (ст. 13 НК РФ):

1) налог на добавленную стоимость (НДС);

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог (ЕСН);

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) вводный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

Региональные налоги. Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ). К региональным налогам и сборам относятся (ст. 14 НК РФ):

1) налог на имущество;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Местные налоги. Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительными органами муниципальных образований и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (ст. 12 НК РФ). К местным налогам и сборам относятся (15 НК РФ):

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Классификация налогов в зависимости от способа переложения.Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от того, кто является конечным плательщиком налогов.

Прямые налоги. Плательщиком прямым налогов является тот, кто получает доход или владение имуществом.

Косвенные налоги. Плательщиком косвенных налогов является конечный потребитель товаров, работ или услуг, на которого налог перекладывается через надбавку к цене.

Классификация налогов в зависимости от источника поступления.Налоги в бюджет могут поступать от физических и юридических лиц.

Физические лица. К физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ст. 11 НК РФ).

Юридические лица. К юридическим лицам относятся организации, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством на территории РФ (ст. 11 НК РФ).

 

НАЛОГИ И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Государственный бюджет.Под государственным бюджетом понимают финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда, который образуется за счёт налоговых отчислений. Бюджет содержит доходную и расходную части.

Доходная часть. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником государственного бюджета. Доходная часть бюджета на 80-85% формируется за счёт налоговых платежей, а 15 – 20% составляют доходы от других видов деятельности.

Расходная часть бюджета. В расходной части бюджета содержится перечень отраслей и направлений деятельности, которые полностью содержаться за счёт бюджета государства или требуют бюджетной поддержки, а также распределение денежных средств по этим отраслям на год. Государство в интересах общества использует средства бюджета, в частности на оборону, здравоохранение, образование и т.д.

Консолидированный бюджет.РФ включает в себя 89 национально-государственных и административно-территориальных образований, поэтому государственный или консолидированный бюджет имеет три уровня: федеральный, региональный и местный бюджеты. Единство бюджетной системы страны и взаимодействие бюджетов разных уровней определяются налоговой политикой государства. Централизация средств в консолидированном бюджете даёт возможность осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории всей страны. Кроме того, некоторые налоговые платежи, например ЕСН, зачисляются в государственные внебюджетные фонды.

Бюджетное регулирование.Распределение налоговых платежей между бюджетам разных уровней ежегодно определяется в Федеральном законе «О федеральном бюджете», в соответствии с которым основная часть налоговой массы собирается в федеральном бюджете, а затем путём бюджетного регулирования распределяется между нижестоящими региональными и местными бюджетами с разделением ответственности за развитие экономики и социальной сферы в регионах. Некоторые региональные налоги распределяются меду региональными и местными бюджетами. Местные налоги полностью остаются в местных бюджетах. Такое перераспределение налоговых поступлений между бюджетами трёх уровней вызвано тем, что в связи с различными природно-климатическими условиями, неравномерным размещением производительных сил и развитием инфраструктуры в экономическом развитии отдельных регионов существуют различия. Поэтому перераспределение бюджетных средств способствует выравниванию территорий по показателю бюджетного обеспечения и сбалансированном развитии всех отраслей и регионов.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Элементы налогообложения.При всех различиях между налогами существуют элементы механизма налогообложения, общие для всех них. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):

- субъекты налога;

- объект налогообложения;

- налоговая база;

- налоговый период;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога;

- налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Субъекты налога.Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы (ст. 19 НК РФ).

Объекты налогообложения.Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров, работ, услуг и имущества; прибыль или доходы; стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах связывает возникновение обязанности по уплате налогов (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база.Под налоговой базой понимают стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, на основании которой рассчитывают сумму налога (ст. 53 НК РФ).

Ставка налога.Налоговая ставка представляет собой величину налоговых отчислений на единицу измерения налоговой базы (ст. 53 НК РФ). Различают твёрдые и процентные ставки, которые в свою очередь делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Твёрдые ставки устанавливают в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, в рублях за 1 м2 при взимании земельного налога.

Пропорциональные ставки устанавливают в едином проценте к налоговой базе, например, ставка в размере 24% для налога на прибыль.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки налога по мере роста налоговой базы, например, ставки налога на наследование и дарение.

Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки налога по мере роста налоговой базы, например ставки ЕСН.

Налоговый период. Под налоговым периодом понимают календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ). Налоговый период также представляет собой срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы и окончательно определяется размер налога. В рамках налогового периода обложение может происходить по кумулятивной системе, т.е. нарастающим итогом с начала налогового периода, и некумулятивным методом, когда обложение налоговой базы происходит по частям. Следует различать также налоговый и отчётный периоды, потому что отчётность по налогам может предоставлять несколько раз за налоговый период.

Сроки уплаты налогов и сборов. Срок уплаты налога или сбора определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделям и днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершенно (ст. 55 НК РФ). Сроки уплаты налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ применительно к каждому налогу (ст. 58 НК РФ). Налоги уплачивают разовой уплатой всей суммы либо в ином порядке, предусмотренном налоговым законодательством, в частности авансовыми платежами.

Налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем размере. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. В качестве налоговых льгот применяются:

а) введение необлагаемого минимума;

б) изъятие из обложения отдельных частей объекта налогообложения;

в) освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков;

г) понижение налоговых ставок;

д) вычеты из налоговой базы определённых расходов налогоплательщика;

е) отсрочка уплаты налогов или предоставление налоговых кредитов на отсрочку налоговых платежей.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоговая политика.Под налоговой политикой понимают совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства и социальных групп общества, а также развития экономики страны в целом за счёт перераспределения денежных ресурсов. Проводя налоговую политику, государство опирается на функции, присущие налогом.

Функции налогов.Налоги в зависимости от методов налогообложения могут выполнять различные экономические значимые функции, которые определяют социально-экономическую сущность и назначение налогов. Различают три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную.

Фискальная функция. Посредством этой функции служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику с целью увеличения темпов роста экономического развития, а также воздействия на интересы людей и предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном и выгодном обществу направлении. Маневрируя налоговыми ставками, льготами, санкциями, изменяя условия налогообложения, государство создаёт условия для развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем, что проявляется в использовании стимулирующей или сдерживающей подфункций для целей регулирования экономическими и социальными процессами. Кроме того, регулирующая функция имеет выраженную социальную направленность.

Стимулирующая подфункция. Стимулирующее воздействие на экономические процессы связано с льготообразующими признаками налогов, что проявляется в снижении налогооблагаемой базы, в изменении налогов, льгот и санкций. Это приводит к стимулированию роста научно-технического прогресса, экономической активности предпринимательства. Стимулирующая подфункция способствует увеличению рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства и т.д.

Сдерживающая подфункция. В основе сдерживающей функции лежит дополнительное налогообложение, установление прогрессивного налогообложения, изменение и отмена налоговых льгот. Эта подфункция используется для ограничения негативных последствий развития рыночной экономики и предпринимательской деятельности, причиняющей вред окружающей среды, и т.д.

Социальная подфункция. Применение этой подфункции способствует сохранению социального равновесия в обществе. Её назначение проявляется в процессе перераспределения доходов между отдельными социальными группами с целью выравнивания их по финансовому обеспечению. При этом часть финансовых ресурсов направляется на содержание наименее обеспеченной части населения с целью недопущения падения доходов и уровня жизни населения.

Контрольная функция. Использование этой функции позволяет дать оценку эффективности налогового механизма, каждого налогового канала и налогового пресса в целом. На основе оценки и анализа корректируют налоговую систему и бюджетную политику. Также эта функция используется для контроля за расходованием бюджетных средств.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.