Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ

 

Побуждающий от проблемной ситуации диалог(Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.

Таблица 2

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. -Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо?   Выбрать подходящее:   Какой возникает вопрос?     Какая будет тема урока?
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили? -Почему так получилось? Чего мы не знаем?
3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?

Примеры:

Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Актуализация изученного -Прочитайте слова на доске? -Соль, Анна, майка, объявил
-Объясните орфограммы Объясняют
-Что это? (Читает загадку о березе) -Это береза!
-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись). Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
-Что же мне делать, ребята? -Надо перенести.
-А что значит перенести? -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
-Какой знак нам нужен? -Знак переноса.
Задание на новый материал. -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах. Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.
Проверка задания. -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят варианты: Бер-еза бере-за Бе-реза берез-а (ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
Побуждение к осознанию -Задание было одно? -Да
-А выполнили его как? -Мы выполнили по-разному. (Осознание противоречия)
Побуждение к проблеме -Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? -Как переносятся слова. (Неточная формулировка темы)
Тема -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов» (Фиксирует тему на доске).  

Подводящий к теме диалог(Таблица 1)



представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.

Пример:

Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Подводящий к теме диалог. -Посмотрите на два столбика слов на доске На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь
-Что заметили общего? -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
-В чем различие? В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
Тема -Значит, какая сегодня будет тема урока? (Фиксирует тему). Мягкий знак после шипящих на конце существительных .

 

Сообщение темы с мотивирующим приемом.(Таблица 1)

Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Пример:

Урок русского языка по теме «Дательный падеж»

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так: Такой падеж как ….. Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.  
-Кто догадался, о каком падеже идет речь? -О дательном
Тема -Значит, тема нашего урока? (Фиксирует тему на доске) -Дательный падеж

МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ(Таблица 1)

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез
устной практической
Общее побуждение -Какие есть гипотезы? -Согласны с этой гипотезой? Почему? -Как можно проверить эту гипотезу?

Пример:рассмотрим продолжениеурока математики по теме «Умножение на двузначное число».

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Материал для выдвижения гипотез Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Разбиваются по группам, начинают работу.
Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе. Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? -С чего надо начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
Представление гипотез группами. Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
Побуждение к проверке. -Как проверить, какой из двух способов верный? Молчат.
Подсказка к плану. -Может быть, воспользуемся каким-то прибором? Можно проверить на калькуляторе!
-Проверьте! Что получилось? -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
Вывод -Значит, как надо умножать на двузначное число? Формулируют правило (Открытие нового знания)
Учебник -Сравните свой вывод с учебником. -Все верно.

Подводящий к теме диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.

Пример:

Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ
Постановка проблемы Подводящий без проблемы диалог. -Прочитайте стихотворение по учебнику. Читают
-Определите, какой частью речи является каждое слово. Определяют
-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). -Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске). -Междометия и местоимения.
-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам). -В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).
Вывод Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске). Дайте определение. Формулируют определение. (Открытие нового знания)
Учебник -Сверимся с учебником. Что заметили интересного? -Междометия не относятся к служебным частям речи.
-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).  
Задание на формулирование темы -Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять? -Самостоятельные и служебные части речи (Тема).

 

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.

Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.

 

Заключение.

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:

1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);

2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);

3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).

Проблемное обучение

• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;

• способствует развитию познавательной активности;

• осознанности знаний;

• предупреждает появление формализма, бездумности;

• обеспечивает более прочное усвоение знаний;

• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.

Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.