Обратная связь
|
МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Побуждающий от проблемной ситуации диалог(Таблица 1) представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.
Таблица 2
Приемы создания проблемной ситуации
| Побуждение к осознанию противоречия
| Побуждение
к формулированию проблемы
| 1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.
| -Что вас удивило?
-Что интересного заметили? - Какие факты налицо?
|
Выбрать подходящее:
Какой возникает вопрос?
Какая будет тема урока?
| 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.
| -Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?
-Почему так получилось? Чего мы не знаем?
| 3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
| -Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие?
| Примеры:
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»
АНАЛИЗ
| УЧИТЕЛЬ
| УЧЕНИКИ
| Постановка проблемы
| Актуализация изученного
| -Прочитайте слова на доске?
| -Соль, Анна, майка, объявил
| -Объясните орфограммы
| Объясняют
| -Что это? (Читает загадку о березе)
| -Это береза!
| -Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).
| Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.
| -Что же мне делать, ребята?
| -Надо перенести.
| -А что значит перенести?
| -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.
| -Какой знак нам нужен?
| -Знак переноса.
| Задание на новый материал.
| -Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.
| Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.
| Проверка задания.
| -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).
| Видят варианты:
Бер-еза бере-за
Бе-реза берез-а
(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)
| Побуждение к осознанию
| -Задание было одно?
| -Да
| -А выполнили его как?
| -Мы выполнили по-разному.
(Осознание противоречия)
| Побуждение к проблеме
| -Почему так получилось?
Чего мы пока не знаем?
| -Как переносятся слова.
(Неточная формулировка темы)
| Тема
| -Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»
(Фиксирует тему на доске).
|
| Подводящий к теме диалог(Таблица 1)
представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо принимать даже ошибочные ответы учащихся.
Пример:
Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
АНАЛИЗ
| УЧИТЕЛЬ
| УЧЕНИКИ
| Постановка проблемы
| Подводящий к теме диалог.
| -Посмотрите на два столбика слов на доске
| На доске:
мяч дочь
шалаш печь
камыш мышь
| -Что заметили общего?
| -В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.
| -В чем различие?
| В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.
| Тема
| -Значит, какая сегодня будет тема урока?
(Фиксирует тему).
| Мягкий знак после шипящих на конце существительных .
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом.(Таблица 1)
Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.
Пример:
Урок русского языка по теме «Дательный падеж»
АНАЛИЗ
| УЧИТЕЛЬ
| УЧЕНИКИ
| Постановка проблемы
| «Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения
| -Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:
Такой падеж как …..
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
|
| -Кто догадался, о каком падеже идет речь?
| -О дательном
| Тема
| -Значит, тема нашего урока?
(Фиксирует тему на доске)
| -Дательный падеж
| МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ(Таблица 1)
Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:
Структура диалога
| Побуждение к выдвижению гипотез
| Побуждение к проверке гипотез
| устной
| практической
| Общее побуждение
| -Какие есть гипотезы?
| -Согласны с этой гипотезой? Почему?
| -Как можно проверить эту гипотезу?
| Пример:рассмотрим продолжениеурока математики по теме «Умножение на двузначное число».
АНАЛИЗ
| УЧИТЕЛЬ
| УЧЕНИКИ
| Постановка проблемы
| Материал для выдвижения гипотез
| Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?
| Разбиваются по группам, начинают работу.
| Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.
| Подходит к каждой группе:
-Какие есть гипотезы?
-С чего надо начать?
-Воспользуйтесь распределительным свойством!
| Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.
| Представление гипотез группами.
| Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.
| Представляют две гипотезы:
50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)
56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)
| Побуждение к проверке.
| -Как проверить, какой из двух способов верный?
| Молчат.
| Подсказка к плану.
| -Может быть, воспользуемся каким-то прибором?
| Можно проверить на калькуляторе!
| -Проверьте! Что получилось?
| -При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).
| Вывод
| -Значит, как надо умножать на двузначное число?
| Формулируют правило (Открытие нового знания)
| Учебник
| -Сравните свой вывод с учебником.
| -Все верно.
| Подводящий к теме диалогпредставляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование («открытие») нового знания учениками. Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Пример:
Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».
АНАЛИЗ
| УЧИТЕЛЬ
| УЧЕНИКИ
| Постановка проблемы
| Подводящий без проблемы диалог.
| -Прочитайте стихотворение по учебнику.
| Читают
| -Определите, какой частью речи является каждое слово.
| Определяют
| -Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
| -Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.
| -Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).
| -Междометия и местоимения.
| -Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).
| -В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).
| Вывод
| Части речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).
Дайте определение.
| Формулируют определение.
(Открытие нового знания)
| Учебник
| -Сверимся с учебником. Что заметили интересного?
| -Междометия не относятся к служебным частям речи.
| -Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске).
|
| Задание на формулирование темы
| -Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?
| -Самостоятельные и служебные части речи (Тема).
|
Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения: групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО. В частности, описано, какие бывают опорные сигналы, кто и в какой момент урока их создает и даже на какой части доски их лучше располагать.
Таким образом, технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов постановки и решения проблем, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения.
Заключение.
Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.
При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Проблемное обучение
• вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
• способствует развитию познавательной активности;
• осознанности знаний;
• предупреждает появление формализма, бездумности;
• обеспечивает более прочное усвоение знаний;
• делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.
Подробнее о технологии проблемного диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdo-mel.ru.
|
|