Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дань важности женской природы

Особенность образа богини Исиды заключается, прежде всего, в том, что в нём наиболее ярко среди древних языческих религиозных систем отразилось то почтительное мистическое почтение, которым пользовалась в те времена женская составляющая окружающей действительности. Исиды была не просто богиней, сестрой и женой бога Осириса, матерью бога Гора и покровительницей отдельных практически-бытовых сторон жизни египтян. Фигура Исиды олицетворяла собой практически всю полноту позитивной стороны женской природы, воплощая собой лучшие и самые важные её черты. Исида представляла собой более пассивную, женскую сторону жизни, которая в единении с более активным, мужским элементом и делала возможным существование.

Поэтому не удивительно то, каким особым почитанием пользовалась Исида на всей территории Египта. По сути, она была одним из немногих божеств, одинаково почитаемых в разных регионах довольно пёстрой по своему религиозному составу страны: при общих мифологических и магических мотивах в различных номах (областях) Египта разные боги почитались с различной степенью интенсивности и даже обладали зачастую разными чертами и функциями. Исида же для всех египтян была своего рода божественной матерью, охранявшей их от разных бед, помогавшей в различных начинаниях и покровительствовавшей в той или иной фазе жизни и даже смерти.

Исида

У этого термина существуют и другие значения, см. Исида (значения).

Иси́да (Изи́да; егип. js.t, др.-греч. Ἶσις, лат. Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога. Она покровительствовала рабам, грешникам, ремесленникам и угнетённым, но прислушивалась и к молитвам богачей, девушек, аристократов и правителей[1]. Также она известна как защитница мёртвых и богиня-покровительница детей.



Имя «Исида» означает «трон», который является её головным убором. Как олицетворение трона, она была важным представителем власти фараона. Сам фараон рассматривался как её дитя, восседающее на троне, который она ему предоставила[2]. Её культ был очень популярен на всей территории Египта, но самые важные храмы располагались в Бехбейт эль-Хагар и, начиная с правления Нектанеба I, в Филах.

Исида — первая дочь Геба, бога земли, и Нут, богини Неба. Она вышла замуж за своего брата Осириса и зачала с ним Гора. Когда Сет убил её мужа и разбросал части его тела по Земле[3], Исида собрала их и восстановила тело своего супруга с помощью магии[4].

Этот миф играл важную роль в египетской культуре, например, считалось, что разлив реки Нил — это слёзы, которые Исида проливает о погибшем Осирисе. Поклонение Исиде было распространено во всем греко-римском мире и продолжалось до запрещения язычества в христианскую эру[

Истоки культа

Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. Вероятно, изначально она была локальным божеством Себеннита, но уже «Тексты пирамид» периода V династии указывают на ключевую роль этой богини в общеегипетском пантеоне[источник не указан 325 дней].

Во времена Древнего Царства Исида почиталась как жена или помощница умершего фараона. Из-за важной роли в похоронах, её имя упоминается в Текстах Пирамидболее восьмидесяти раз. Образ Исиды как жены фараона связывался с её ролью супруги Гора, бога-защитника фараона, а затем и с ней как с божественным олицетворением фараона[источник не указан 325 дней].

Также Исида считалась матерью «четырех сыновей Гора», божеств, сторожащих канопы. В более узком смысле она рассматривалась как покровительница Имсети, защитника канопы с печенью.[6] Роль Исиды возросла во время Среднего Царства, когда погребальные тексты начали использоваться не только членами королевской семьи — её защита распространилась на дворян и даже на простолюдинов[источник не указан 325 дней].

Ко времени Нового Царства во многих местах Исиду почитали больше, чем её супруга. Она рассматривалась как мать фараона и часто изображалась кормящей его грудью. В связи с возвышением культа Ра, он стал идентифицироваться с Гором. В некоторых регионах Хатхор считалась матерью Ра. Так как Исида ассоциировалась с Гором, а Гор идентифицировался с Ра, Исида была объединена с Хатхор. Она стала матерью и женой Гора, но позже роль матери вытеснила роль жены, и в Гелиопольской теологической системе освободилось место для её супруга. Им стал Осирис[источник не указан 325 дней].

Миф об Осирисе и Исиде[править | править вики-текст]

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха («Об Исиде и Осирисе»), богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет. Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первуюмумию. Исида вылепила фаллос из глины (единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы), освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела[7]. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Гора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

Исида — «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени».

Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Гора, ужаленного в болотах скорпионами. С тех пор, подобно богине Селкет, она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Гору, тем самым вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла Гору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Миф о Ра и Исиде[править | править вики-текст]

Исида, прослыв среди людей колдуньей, решила испытать свои силы и на богах. Для того чтобы стать госпожой небес, она решила узнать тайное имя Ра. Она заметила, что Ра к тому времени стал стар, с уголков его губ капала слюна и падала на землю. Она собрала капли слюны Ра, смешала её с пылью, слепила из неё змею, произнесла над ней свои заклинания и положила на дороге по которой ежедневно проходил солнечный бог. Спустя некоторое время змея укусила Ра, он страшно закричал, и все боги бросились к нему на помощь. Ра сказал, что несмотря на все его заклинания и его тайное имя, его укусила змея. Исида пообещала ему, что исцелит его, но он должен сказать своё тайное имя. Бог солнца сказал, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером, но это не удовлетворило Исиду. И тогда Ра сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и моё имя перейдёт из моего тела в её». После этого Ра скрылся от взора богов на своей ладье, и трон в Ладье Владыки Миллионов Лет стал свободен. Исида договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами (Солнцем и Луной). Когда Ра согласился с тем, чтобы его тайное имя стало достоянием колдуньи, а его сердце вынуто из груди, Исида сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра, Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрёт; если же яд будет жить, то умрёт Ра».[8]

Символы

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет — «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета — сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды — это, прежде всего, звезда Сопдет, или Сириус, «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников — крокодилов. Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды — богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня — запад, её ритуальные предметы — систр и священный сосуд для молока — ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Гора», покровителей каноп.

Центры почитания[править | править вики-текст]

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Здесь богине, почитавшейся во многих других храмахНубии, поклонялись вплоть до VI века н. э., в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован. Святилище Исиды и Осириса на Филе оставалось вне зоны действия эдикта императора Феодосия I о запрете языческих культов 391 года в силу соглашения, достигнутого ещё Диоклетианом с правителями Нобатии, посещавшими храм в Филе как оракул. Наконец, византийский император Юстиниан I отправил военачальника Нарсеса разрушить культовые сооружения на острове и доставить их реликвии в Константинополь.

Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них — это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера, где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Гором.

Исида в классической музыкe[править | править вики-текст]

Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта, ария Зарастро «O Isis und Osiris» (О вы, Изида и Осирис).

Исида в античной традиции[править | править вики-текст]

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам[9]. Жена Осириса[10]. Её отождествляли с Деметрой[11][12]. Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Гора)[13].

Отождествляется с Ио, дочерью Инаха[14], египтяне так назвали Ио[15].

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы[16]. Поместила Сириус на голову Пса[17]. Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы, а её сыновья — Рыбами[18].

В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы» описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой[19].

Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством и митраизмом. Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии, но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны её храмы (лат. Iseum) в Библе, Афинах, Риме; неплохо сохранился храм, обнаруженный в Помпеях. Алебастровая статуя Исиды III века до н. э., обнаруженная в Охриде, изображена на македонской банкноте достоинством в 10 денаров. В позднеантичную эпоху святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства. Калигула, Веспасиан и Тит Флавий Веспасиан делали щедрые подношения святилищу Исиды в Риме. На одном из изображений на триумфальной арке Траяна в Риме император показан жертвующим вино Исиде и Гору. Император Галерий считал Исиду своей покровительницей.

Отдельные авторы XIX—XX веков усматривали в почитании «Чёрных Мадонн» в христианских храмах средневековой Франции и Германии отголоски культа Исиды[20]. Мифологическая школа считала, что имеет место иконографическое влияние образа Исиды с младенцем Гором-Гармахисом на изображение Богородицы с младенцем Иисусом, а также параллели между мотивом бегства Святого семейства в Египет от преследований Ирода и сюжетом о том, как Исида спрятала юного Гора в тростниках, опасаясь гнева Сета.

По мнению известного этнографа и религиоведа Джеймса Фрэзера, элементы культа Исиды имели сходство с католической обрядностью:

 

Меритсегер (др.-егип. «любящая безмолвие») — в древнеегипетской мифологии богиня Фиванского некрополя, покровительница кладбищ и строителей гробниц. Считалось, что Меритсегер охраняет кладбище и покой умерших. Изображалась в виде льва или женщины с головой змеи. Центр культа Меритсегер — посёлок (в районе современного Дейр-эль-Мединэ), где жили ремесленники — строители гробниц.

ак и большинство змей, Меритсегер изображается свившейся в клубок, так что ее тело лежит кольцами на земле. В силу своего зооморфного обличья и змеиной сущности Меритсегер не имеет особых атрибутов. Парик Когда богиня принимает обличье с женской головой, она носит парик, часто черного цвета, в сочетании с обручем или модием. Урей — еще одна богиня-змея древних египтян. Она защитница и око на челе Ра. Модий Меритсегер уникален: он украшен фризом из уреев. Изображения Меритсегер не очень распространены. Однако их разнообразие с лихвой искупает малое количество. Естественно, Меритсегер, будучи змеей, остается ею на всех изображениях. Чаще всего она предстает свившейся в клубок. Расскажем вкратце об иконографии богини. Ее изображения «Любящая безмолвие» (буквальный перевод имени Меритсегер) была змеей с головой женщины. Очень редко она отождествляется с Рененутет, становясь женщиной со змеиной головой. Однако египтологам известно несколько таких случаев. Также встречаются редкие изображения сфинкса со змеиной головой: это еще одно обличье нашей богини; и наконец, она может обернуться крылатой змеей с тремя головами! На голове у Меритсегер обычно традиционная повязка, но она также может носить самые разные короны, причем в выборе головного убора сложно найти какую бы то ни было логику! Так, нам известны изображения богини в модииу украшенном уреями и иногда двумя длинными перьями, с солнечным диском или без него. Также Меритсегер может быть увенчана короной атеф (которую обычно носит Осирис, владыка мира мертвых), красной короной (что еще более удивительно, ведь богиня-змея родом из Среднего Египта), хаторической короной и другими головными уборами.

© Источник: http://proegypet.ru/boginya-meritseger/

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.