Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 10. (2 часа). Деятельностный подход в психологии

План

1. Принцип единства сознания и деятельности С.Л. Рубинштейна.

2. Выдвижение деятельности в самостоятельный предмет исследования. принципиальное отличие «деятельности» от «реакции» в бихевиоризме. Критерии различения соответствующих психологических феноменов. Деятельность и проблема личности.

3. Принцип единства психики и деятельности А.Н. Леонтьева. Предметность как конституирующая характеристика деятельности. Структура деятельности. Взаимопереходы между структурными элементами. Полимотивированность деятельности. Явление «сдвига мотива на цель».

4. Понятие ведущей деятельности. Значение ведущей деятельности для развития психики в онтогенезе.

5. Соотношение теории деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-исторической психологии Л.С. Выготского: преемственность и различия.

Основные понятия

деятельность, действие, операция, потребность, мотив, цель, условие, опробование цели действие, сдвиг мотива на цель.

 

Методические указания к практическим занятиям

 

Практическое занятие 1 (2 часа). Предмет и задачи психологии

Вопросы для обсуждения

1. Что означает понимание человека как биосоциального существа в подходе Б.Г. Ананьева?

2. Раскройте содержание понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность».

3. Дайте общую характеристику происхождения и содержания наук о человеке и человечестве.

4. Что означает выражение «психология как наука»? Какие задачи решает теоретическая психология? Прикладная психология? Практическая психология?

5. Является ли психология естественнонаучной или гуманитарной областью знаний?



6. Дайте характеристику основным парадигмам современной психологии.

 

Задания для самостоятельной подготовки

1. Методологический кризис в психологии в понимании Л.С. Выготского.

2. Поиск предмета и релевантного метода психологического исследования

 

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет

1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.

2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.

3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..

4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.

5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru

Темы докладов и рефератов

Доклады и рефераты не предусмотрены.

 

Практическое занятие 2 (2 часа). Программы создания психологической науки

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под научной программой? В чем необходимость ее разработки? Что входит в содержание научной программы?

2. 3Дайте характеристику первых научных программ в психологии:

- «Практической психологии» К. Морица (1792);

- «Экспериментальной психологии» В. Вундта (1862);

- «Описательной психологии» В. Дильтея (1894).

3. Как соотносятся эти программы научных исследований с основными парадигмами психологии: естественнонаучной и гуманитарной?

4. В чем отличие научных программ психологии 20 века от программ предшествующего периода? Раскройте содержание основных объяснительных принципов психологии 20 века:

- принципа детерминизма;

- принципа развития;

- принципа системности.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в современной психологии.

2. Наука и искусство. Их влияние на психологию.

3. Психология и общественные процессы.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет

1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.

2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.

3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..

4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.

5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru

Темы докладов и рефератов

Доклады и рефераты не предусмотрены.

 

Практическое занятие 3 (2 часа). Структура современной психологии. Связи со смежными науками

Вопросы для обсуждения

1. Приведете основания и дайте краткую характеристику систематикам научного знания, предложенных:

- О. Контом;

- Ж. Пиаже;

- Б.М. Кедровым.

2. Опишите структуру современной психологии и дайте краткую характеристику ее разделам и отраслям.

3. Как вы полагаете, какие из отраслей современной психологии ориентированы на естественнонаучную парадигму? На гуманитарную парадигму?

4. Как, на ваш взгляд, соотносится множество отраслей современной психологии и провозглашенный в ее научной программе принцип системности?

 

Задания для самостоятельной подготовки

1. Как соотносятся эти программы научных исследований с основными парадигмами психологии: естественнонаучной и гуманитарной?

2. В чем отличие научных программ психологии 20 века от программ предшествующего периода? Раскройте содержание основных объяснительных принципов психологии 20 века:

- принципа детерминизма;

- принципа развития;

- принципа системности.

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет

1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.

2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.

3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..

4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.

5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru

Темы докладов и рефератов

Доклады и рефераты по этой теме не предусмотрены.

 

Практическое занятие 4 (2 часа). Становление психологии как науки.

Экспериментальная психология сознания

Вопросы для обсуждения

1. Какова была историческая необходимость введения понятия «сознание» в психологию?

2. Назовите и охарактеризуйте основные принципы декартовского и локковского подхода к изучению сознания. На каком основании о подходе В. Вундта иногда говорят как о науке, изучающей «непосредственный опыт»?

3. На чем основан метод аналитической интроспекции? В чем связь этого подхода с учением Дж. Локка? В чем ограниченность этого метода? Дайте развернутую характеристику понятия «апперцепция».

4. Представьте и сопоставьте основные положения двух программ построения психологии как самостоятельной науки (В. Вундта и Ф. Брентано). Что общего и что различного в понимании сознания и путей его изучения в этих программах?

Задания для самостоятельной подготовки

1. Что понимается под «потоком сознания»? Как понимал В. Джеймс приспособительную функцию сознания?

2. Дайте развернутую характеристику личности с точки зрения психологии сознания. Что понимается компонентами эмпирического «Я»?

3. Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?

Рекомендуемая дополнительная литература

1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005.

2. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Электронные учебники по дисциплине и учебные материалы в сети Интернет

1.Крысько В.Г. Психология. Курс лекций. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/03.php.

2. Интернет журнал «Науковедение»: http://naukovedenie.ru.

3.Электронный журнал «Психологическая наука и образование»: http://psyedu.ru..

4. Электронный журнал «Психологические исследования»:http://psystudy.ru/.

5. Электронный ресурс: http://www.psychology.ru

Темы докладов и рефератов

Доклады и рефераты не предусмотрены

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.