Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине

«Безопасность жизнедеятельности»

 

для студентов направления

37. 03. 01 «Психология»

 

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

 

 

Тверь 2015

Пьянова Л. В.

Безопасность жизнедеятельности: Учебно-методические материалы. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2015. – 96 с.

 

Одобрено кафедрой математики и естественно-научных дисциплин, протокол № 1 от « » августа 2015.

 

 

Шифр дисциплины по РУП:

 

 

© Тверской филиал

Московского гуманитарно-экономического института, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

I Рабочая программа учебной дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины...........................................................................4

2. Место дисциплины в структуре ОПП........................................................8

 

3. Требования к результатам дисциплины........................................................9

4. Объем дисциплины и виды учебной работы..............................................10

 

5. Содержание дисциплины..............................................................................11

 

5.1. Содержание разделов дисциплины..............................................................12

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами.........................................................................19

6. Разделы дисциплины и виды занятий..........................................................20

7. План практических занятий..........................................................................22

8. Лабораторный практикум..............................................................................30

9. Тематика курсовых работ .............................................................................30

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.....30



11. Материально-техническое обеспечение дисциплины..............................31

 

12. Методические рекомендации по организации дисциплины....................35

 

13. Карта обеспеченности литературой...........................................................40

II Фонды оценочных средств

1. Матрица оценочных средств.......................................................................41

2. Типы контроля..............................................................................................41

3. Вопросы по темам лекции...........................................................................42

4. Задачи к практическим занятиям................................................................44

 

5. Вопросы для подготовки к зачету................................................................46

6. Тематическое тестирование для студентов.................................................49

 

7. Темы рефератов.............................................................................................61

 

8. Темы научных работ......................................................................................66

 

9. Варианты контрольных работ......................................................................67

 

10. Показатели кредитно-рейтинговой оценки студентов..............................69

 

11. Словарь терминов.........................................................................................70

 

12. Разработчик...................................................................................................96

 

Рабочая программа учебной дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от негативных последствий антропогенного и естественного происхождения, сохранения безопасности и здоровья в среде обитания.

Цель изучения дисциплины заключается в приобретение знаний и умений, необходимых

- для сохранения своей жизни и здоровья;

- для обеспечения безопасности человека в современных экономических и социальных условиях;

- в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях как в мирное, так и в военное время;

-для спасения людей, животных и материальных ценностей.

Основные задачи дисциплины

1. Изучение основ культуры безопасности, комплекса опасностей, действующих на человека и природу.

2. Формирование и соблюдение нормативных требований к источникам опасностей, действующих в окружающей среде.

Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека; управление безопасностью жизнедеятельности; основы физиологии труда и комфортные условия жизни; природные и техногенные опасности и защита от них; основы социальной, медицинской и пожарной безопасности; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы защиты населения и территорий; основы безопасности жизнедеятельности в городских условиях; основы личной безопасности от

преступлений террористического характера.

На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков и усвоения следующих тем: вопросы возникновения учений о безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды, вопросы современного мира опасностей и проблемы безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, вопросы защиты человека и природы от различных видов опасностей. Также формируется способность защитить себя на основе создания определенного типа сознания, которое создает потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивирует деятельность, направленную на получение дополнительной информации, определение собственного выбора в сложившейся ситуации и участие в управлении риском на уровне общества.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких, как: принципы, методы и средства обеспечения безопасности; культура безопасности человека; ноксология – наука об опасностях; возникновение и основы реализации опасностей; закон толерантности; поле опасностей; качественная квалификация (таксономия) опасностей; количественная оценка опасностей; показатели негативного влияния реализованных опасностей; естественно-техногенные, антропогенные опасности; виды взаимосвязей человека – оператора с технической системой; восприятие внешних воздействий и ошибочные реакции человека; системы стандартизации по безопасности жизнедеятельности; дисциплинарная, административная, уголовная и материальная ответственность; функции управления охраной труда; планирование работ по охране труда, виды планов по охране труда; оценка состояния охраны труда, показатели по охране труда; производственный травматизм; определение термина «несчастный случай» и «профессиональное заболевание»; несчастные случаи, происшедшие на производстве; расследование несчастных

случаев; виды причин несчастного случая; нормативная правовая база РСЧС; задачи и структура РСЧС; территориальные и функциональные подсистемы РСЧС; уровни РСЧС – федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный; силы и средства РСЧС; силы и средства наблюдения и контроля; силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций; режимы функционирования РСЧС; повседневный режим, режим повышенной готовности, чрезвычайный режим; органы управления гражданской обороной; средства коллективной и индивидуальной защиты; элементы рационального режима труда и отдыха; микроклимат; терморегуляция организма человека; гигиенические, антропометрические, физиологические и психологические показатели качества производственной среды; виды вентиляции, способы естественной вентиляции; понятие воздухообмена; нормирование искусственной освещенности помещений; стихийные бедствия геологического, метеорологического и гидрологического характера; правила поведения населения при проведении изоляционно-ограничительных мероприятий; вибрация; акустический шум; инфразвук; электромагнитные поля и излучения; лазерное излучение; электрический ток; механическое воздействие; действия населения в условиях техногенных аварий; аварии с выбросом химически опасных веществ и их последствия; пожары на промышленных предприятиях, в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия; транспортные аварии и их последствия; виды социальных опасностей проживания человека в городских условиях; виды психического воздействия на человека и защита от них; основы информационной безопасности; медицинская характеристика состояний, требующих оказания первой медицинской помощи; правила и приемы наложения повязок на раны; основные нормативные документы, регламентирующие требования пожарной безопасности; организационные противопожарные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей; меры пожарной безопасности в зданиях и помещениях с массовым пребыванием людей;

автоматические средства обнаружения, извещения и тушения пожаров; первичные средства тушения пожаров, действия при возникновении пожара; аварии на радиационно опасных, химических, гидродинамических, пожаро- и взрывоопасных объектах; аварии на транспорте, на коммунально-энергетических сетях; наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами, природные пожары; биологические чрезвычайные ситуации; космические чрезвычайные ситуации: поражающие факторы ядерного; особенности поведения людей в зонах радиоактивного заражения; отравляющие вещества раздражающего действия; пути воздействия отравляющих веществ на организм человека, способы их обнаружения, защиты и оказания первой помощи пострадавшим; поведение людей в зонах химического заражения; средства защиты от бактериологического оружия и меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила поведения населения в очагах бактериологического заражения; современные средства поражения; основные способы защиты населения; назначение и сущность специальной обработки; частичная и полная специальная обработка; санитарная обработка людей, меры безопасности; основы организации аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств; загрязнение атмосферы, гидросферы, земель, энергетические загрязнения техносферы; сферы, в которых могут происходить ошибки по вине человека; виды ошибок, допускаемых человеком на различных стадиях создания и использования технических систем; влияние параметров микроклимата на самочувствие человека; производственная среда объектов экономики; зоны чрезвычайных ситуаций; терроризм и его виды; характерные признаки взрывчатых устройств; нападение на особо опасные объекты; меры антитеррористического характера на предприятиях; техническое обеспечение антитеррористических мер.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в

зачетных единицах.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

По направлению подготовки 37. 03. 01 «Психология» дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ФГОС ВПО.

Трудоемкость данной дисциплины равна 2 зачетным единицам, что равно 72 часам.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных студентами при изучении « Основы безопасности жизнедеятельности».

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные в результате обучения в средней общепрофессиональной школе.

Данная учебная дисциплина взаимосвязана с другими дисциплинами, входящими в гуманитарный, социальный и экономический цикл для создания основы системных представлений о теории и практике безопасности жизнедеятельности как о специфической сфере профессиональной деятельности, сформировавшейся в историческом процессе технического прогресса.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» базируется на самых различных отраслях знаний и научных выводах физики, химии, инженерных дисциплин, эргономикой, физиологией труда и профессиональной гигиеной. Кроме того, курс тесно связан с вопросами законодательства, системой стандартов безопасности труда и т. д. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», студенты, обучающие по направлениям подготовки 37. 03. 01 Психология должны:

знать основные понятия и инструменты безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды;

уметь решать поставленные задачи для обеспечения безопасности человека и окружающей среды, проводить их анализ и делать соответствующие выводы;

владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Федеральными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определены требования к освоению основных образовательных программ бакалавриата:

.•восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

•просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-20).

Наименование компетенции Компетенция
Владение основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОК-9        

 

 

·

·10

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
1,2
Аудиторные занятия (всего), в том числе 36/1
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе 18/0,5
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы
Реферат - -
Работа с учебной литератиурорй
Другие виды самостоятельной работы 18/0,5
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

 

заочная форма обучения

 

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего), в том числе 36/2
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С) - -
Лабораторные работы (ЛР) - -
Самостоятельная работа (всего), в том числе 18/0,5
Курсовой проект (работа) - -
Расчетно-графические работы - -
Реферат
Другие виды самостоятельной работы 18/0,5
Под контролем преподавателя - -
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

 

5. Содержание дисциплины

1. 1. Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.