Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Потребности и ресурсы общества

Е.В. Горшенина

Учебное пособие

По экономической теории

для студентов экономических специальностей

РАЗДЕЛ 1

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по образованию в области математических методов в экономике в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061800 «Математические методы в экономике», и другим экономическим специальностям

ТВЕРЬ 2003

УДК 330.1(075.8)

ББК У01я731-5

Г70

Рецензенты:

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Тверского государственного университета

Петрищев В.А.

 

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Тверской государственной сельскохозяйственной академии

Фирсова Е.А.

Горшенина Е.В.

Г70 Учебное пособие по экономической теории. – Тверь: ТГСХА, 2003. – 40 с.

Настоящее издание представляет собой первый раздел конспекта лекций по экономической теории. Включает основные темы введения в экономику.

Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей.

 

 

ã Горшенина Е.В., 2003

ã Тверская государственная

сельскохозяйственная академия, 2003

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………. Раздел 1. Введение в экономику……………………………. Тема 1. Предмет и метод экономической теории…………………….. Тема 2. Основные проблемы любой экономической формации…………………………………………….………… Тема 3. Экономическая теория товара и денег……………………….. Тема 4. Модели экономических систем………………………………. Тема 5. Экономическая реформа в России………………….………… Тема 6. Экономические основы рыночных отношений……………… Тема 7. Рыночная инфраструктура……………………………………. Тема 8. Собственность: экономические и правовые аспекты………………………………………………………….. Тема 9. Разгосударствление и приватизация собственности………… СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….      

ПРЕДИСЛОВИЕ



Учебное пособие состоит из двух частей – конспекта лекций (первая часть) и практикума (вторая часть). Первая часть базируется на лекционном курсе по экономической теории для студентов экономических специальностей, включает 29 тем и состоит из трёх разделов – «Введение в экономику», «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Все конспекты лекций имеют планы и содержат, помимо обязательных вопросов, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, вопросы, наиболее актуальные для развития российской экономики.

Вторая часть – практикум издана отдельно и является логическим продолжением конспекта лекций. Все виды работ в практикуме различаются по степени сложности, но любую из них можно выполнить, освоив лекционный курс, а также учебники, приведённые в списке литературы.

При написании учебного пособия были использованы многие зарубежные и отечественные источники, указанные в списке литературы, а также многолетний опыт преподавания дисциплины автором. Многие темы построены на примерах российской действительности, учитывают реалии современной экономики, а в ряде случаев затрагивают дискуссионные вопросы.

Цель настоящего пособия – создать необходимые условия для глубокого и осмысленного изучения экономической теории, помочь студентам выработать экономический образ мышления. Автор надеется, что материалы учебного пособия также окажут помощь преподавателям при подготовке к лекционным и практическим занятиям, а также будут полезны аспирантам и всем, интересующимся экономикой.

 

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ

 

Тема 1. Предмет и метод экономической теории

 

План

1. Определение экономики.

2. Потребности и ресурсы общества.

3. Уровни и методы анализа экономики.

 

Определение экономики

Термин «экономика» является производным от двух греческих слов oikos (домашнее хозяйство) и nomos (правило, закон) и дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.

Истоки экономической науки следует искать ещё в древнем мире. В научный оборот термин «экономия» ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), написавший труд под названием «Экономия».

В настоящее время в развитии экономической науки выделяют три этапа:

1) экономия (IV век до н.э. – XV век н.э.);

2) политическая экономия, в том числе

· политическая экономия богатства (XVI – XVIII века),

· политическая экономия труда (XIX век),

· маржинализм (XX век);

3) современная экономическая теория, в том числе

· неоклассицизм,

· монетаризм,

· неолиберализм,

· кейнсианство,

· институционализм и др.

Экономика – фундамент всякого общества, на котором базируется политика, религия, наука и искусство. Человечество может существовать только благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных (экономических) процессов.

Экономике как учебной дисциплине всего два века. Экономическая наука является предметом академическим. Проблемы этой науки рассматриваются не с позиций отдельного человека, а с позиций общества в целом.

Экономика – фундаментальная наука, на которой базируются многие дисциплины: например, «Экономика промышленности», «Экономика труда», «Экономика международных отношений» и др.

Из всего многообразия определений экономики, выделим наиболее распространённые.

Экономика – наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми.

Экономика изучает, как люди выбирают способ использования земли, труда, оборудования, технических знаний для производства и распределения различных товаров.

Экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Наиболее верным следует считать следующее определение:

Экономика – это наука об использовании редких ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.

Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, связаны с ограничением ресурсов. Поэтому экономику рассматривают как науку о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов.

 

Потребности и ресурсы общества

Из определения экономики вытекают две фундаментальные экономические аксиомы:

1) потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы;

2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.

Потребности – это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, но и предметы, вредные для здоровья, но потребляемые людьми.

Потребности подразделяются на биологические (пища, одежда, жилище) и социальные (образование, медицина, спорт и т.д.). Кроме того, различают частично насыщаемые потребности (пища, книги) и ненасыщаемые потребности, для удовлетворения которых нет чётко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).

Иерархия потребностей по Маслову (1993) имеет пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации только лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени.

Первый уровень – это физиологические потребности в пище, воде, сне, во всём, что необходимо для поддержания жизни. Второй уровень включает потребности в безопасности, защите, порядке, освобождении от страха. На третьем уровне находятся социальные потребности: потребности в любви, друзьях, семье, принадлежности к определённой группе. Потребности в уважении, признании окружающих (статус, престиж, слава, успех, внимание) составляют четвёртый уровень. Высший – пятый уровень: потребности в самореализации (написание романа, защита диссертации, воспитание детей и др.)

Экономические ресурсы – это источники, средства обеспечения производства. Они подразделяются на природные (полезные ископаемые, животный и растительный мир), трудовые (люди), капитальные (здания, сооружения, оборудование и т.д.), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (деньги и денежные средства).

Поскольку потребности людей безграничны, а ресурсы редки, возникает проблема выбора, так как общество не может производить и то и другое одновременно.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.