Потребности и ресурсы общества Е.В. Горшенина
Учебное пособие
По экономической теории
для студентов экономических специальностей
РАЗДЕЛ 1
ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по образованию в области математических методов в экономике в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 061800 «Математические методы в экономике», и другим экономическим специальностям
ТВЕРЬ 2003
УДК 330.1(075.8)
ББК У01я731-5
Г70
Рецензенты:
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории Тверского государственного университета
Петрищев В.А.
Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента и маркетинга Тверской государственной сельскохозяйственной академии
Фирсова Е.А.
Горшенина Е.В.
Г70 Учебное пособие по экономической теории. – Тверь: ТГСХА, 2003. – 40 с.
Настоящее издание представляет собой первый раздел конспекта лекций по экономической теории. Включает основные темы введения в экономику.
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, преподавателей.
ã Горшенина Е.В., 2003
ã Тверская государственная
сельскохозяйственная академия, 2003
Оглавление
ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………….
Раздел 1. Введение в экономику…………………………….
Тема 1. Предмет и метод экономической теории……………………..
Тема 2. Основные проблемы любой экономической
формации…………………………………………….…………
Тема 3. Экономическая теория товара и денег………………………..
Тема 4. Модели экономических систем……………………………….
Тема 5. Экономическая реформа в России………………….…………
Тема 6. Экономические основы рыночных отношений………………
Тема 7. Рыночная инфраструктура…………………………………….
Тема 8. Собственность: экономические и правовые
аспекты…………………………………………………………..
Тема 9. Разгосударствление и приватизация собственности…………
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………….
|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ
Учебное пособие состоит из двух частей – конспекта лекций (первая часть) и практикума (вторая часть). Первая часть базируется на лекционном курсе по экономической теории для студентов экономических специальностей, включает 29 тем и состоит из трёх разделов – «Введение в экономику», «Микроэкономика» и «Макроэкономика». Все конспекты лекций имеют планы и содержат, помимо обязательных вопросов, предусмотренных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, вопросы, наиболее актуальные для развития российской экономики.
Вторая часть – практикум издана отдельно и является логическим продолжением конспекта лекций. Все виды работ в практикуме различаются по степени сложности, но любую из них можно выполнить, освоив лекционный курс, а также учебники, приведённые в списке литературы.
При написании учебного пособия были использованы многие зарубежные и отечественные источники, указанные в списке литературы, а также многолетний опыт преподавания дисциплины автором. Многие темы построены на примерах российской действительности, учитывают реалии современной экономики, а в ряде случаев затрагивают дискуссионные вопросы.
Цель настоящего пособия – создать необходимые условия для глубокого и осмысленного изучения экономической теории, помочь студентам выработать экономический образ мышления. Автор надеется, что материалы учебного пособия также окажут помощь преподавателям при подготовке к лекционным и практическим занятиям, а также будут полезны аспирантам и всем, интересующимся экономикой.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ
Тема 1. Предмет и метод экономической теории
План
1. Определение экономики.
2. Потребности и ресурсы общества.
3. Уровни и методы анализа экономики.
Определение экономики
Термин «экономика» является производным от двух греческих слов oikos (домашнее хозяйство) и nomos (правило, закон) и дословно означает знание, свод правил ведения домашнего хозяйства.
Истоки экономической науки следует искать ещё в древнем мире. В научный оборот термин «экономия» ввёл представитель древнегреческой экономической мысли Ксенофонт (430 – 355 гг. до н.э.), написавший труд под названием «Экономия».
В настоящее время в развитии экономической науки выделяют три этапа:
1) экономия (IV век до н.э. – XV век н.э.);
2) политическая экономия, в том числе
· политическая экономия богатства (XVI – XVIII века),
· политическая экономия труда (XIX век),
· маржинализм (XX век);
3) современная экономическая теория, в том числе
· неоклассицизм,
· монетаризм,
· неолиберализм,
· кейнсианство,
· институционализм и др.
Экономика – фундамент всякого общества, на котором базируется политика, религия, наука и искусство. Человечество может существовать только благодаря непрерывному возобновлению и повторению производственных (экономических) процессов.
Экономике как учебной дисциплине всего два века. Экономическая наука является предметом академическим. Проблемы этой науки рассматриваются не с позиций отдельного человека, а с позиций общества в целом.
Экономика – фундаментальная наука, на которой базируются многие дисциплины: например, «Экономика промышленности», «Экономика труда», «Экономика международных отношений» и др.
Из всего многообразия определений экономики, выделим наиболее распространённые.
Экономика – наука о деятельности по поводу производства и обмена между людьми.
Экономика изучает, как люди выбирают способ использования земли, труда, оборудования, технических знаний для производства и распределения различных товаров.
Экономика – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Наиболее верным следует считать следующее определение:
Экономика – это наука об использовании редких ограниченных ресурсов в целях удовлетворения неограниченных потребностей человека.
Все экономические проблемы, в том числе инфляция, безработица, бедность, связаны с ограничением ресурсов. Поэтому экономику рассматривают как науку о рациональном ведении хозяйства в условиях ограниченных ресурсов.
Потребности и ресурсы общества
Из определения экономики вытекают две фундаментальные экономические аксиомы:
1) потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы;
2) ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки.
Потребности – это виды продукции, товаров, услуг, вещей, в которых нуждаются люди. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, но и предметы, вредные для здоровья, но потребляемые людьми.
Потребности подразделяются на биологические (пища, одежда, жилище) и социальные (образование, медицина, спорт и т.д.). Кроме того, различают частично насыщаемые потребности (пища, книги) и ненасыщаемые потребности, для удовлетворения которых нет чётко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Иерархия потребностей по Маслову (1993) имеет пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации только лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени.
Первый уровень – это физиологические потребности в пище, воде, сне, во всём, что необходимо для поддержания жизни. Второй уровень включает потребности в безопасности, защите, порядке, освобождении от страха. На третьем уровне находятся социальные потребности: потребности в любви, друзьях, семье, принадлежности к определённой группе. Потребности в уважении, признании окружающих (статус, престиж, слава, успех, внимание) составляют четвёртый уровень. Высший – пятый уровень: потребности в самореализации (написание романа, защита диссертации, воспитание детей и др.)
Экономические ресурсы – это источники, средства обеспечения производства. Они подразделяются на природные (полезные ископаемые, животный и растительный мир), трудовые (люди), капитальные (здания, сооружения, оборудование и т.д.), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (деньги и денежные средства).
Поскольку потребности людей безграничны, а ресурсы редки, возникает проблема выбора, так как общество не может производить и то и другое одновременно.
|