Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 11. Теория спроса и предложения

 

План

1. Спрос на товары и услуги.

2. Предложение товаров и услуг.

3. Равновесная цена и равновесное количество товара.

4. Теория цены товара.

5. Эластичность спроса и предложения по цене.

5.1 Эластичность спроса по цене.

5.2. Эластичность предложения по цене.

5.3. Перекрестная эластичность спроса.

 

Спрос на товары и услуги

Объём спроса (QD) – максимальное количество единиц товара, которое покупатели готовы приобрести в единицу времени при данных условиях. QD – количество товара, на который предъявлен спрос.

Факторы, влияющие на объём спроса:

1) цена данного и других товаров (Р, Ра, Рв, …);

2) денежный доход потребителей (I);

3) вкусы и предпочтения потребителей (Т);

4) накопленное имущество (W);

5) цены на взаимосвязанные товары (заменяющие и дополняющие);

6) инфляционные ожидания;

7) изменение численности населения.

Зависимость объёма спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса,которая имеет следующий вид:

QD = f (P, Pa, Pb,…, I, T, W). (11.1)

Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию спроса от цены:

QD = f (Р).(11.2)

Исследуем взаимоотношения количества товара, на которое предъявлен спрос (QD), и цены товара (Р) (табл. 11.1 и рис. 11.1).

Таблица 11.1

Соотношение цены 1 кг яблок и объёма спроса

Цена (Р) за 1кг яблок, денежных единиц, Объём спроса (QD) за месяц, тонн

Р

 

Рис. 11.1 Линия спроса на яблоки

5 -

4 -

3 -

2 -

1 - D

 

10 20 30 40 50 QD

Линия спроса может быть прямой (рис.11.1), выпуклой и вогнутой (рис.11.2).

Закон спроса – чем выше цена товара, тем на меньшее количество товара предъявляется спрос.Кривая спросапоказывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара.



 

 

Р

       
 
   
Рис. 11. 2. Кривые спроса
 

 

 


D1

 

 

D2

 

QD

Комментарии к рис. 11.2. D1 характеризует спрос большой массы покупателей, D2 – спрос отдельного покупателя.

Необходимо различать следующие понятия: изменение объёма спроса (рис.11.3) и изменение спроса (11.4).

 

Р

 

       
 
   
Рис. 11. 3. Изменение объёма спроса
 


Р2 А


Р1

D

Q1 Q2 QD

 

Комментарии к рис. 11.3. На спрос влияет только цена (все остальные факторы неизменны). При движении по линии вправо объём спроса увеличивается, влево – уменьшается.

Р

 
 

 


Рис.11.4. Изменение спроса

D2

D

D1 QD

Комментарии к рис. 11.4. На спрос кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например, доход. Сдвиг кривой вправо (D2) означает увеличение дохода и больший объём спроса, сдвиг влево вниз (D1) – снижение дохода и спроса

.

Предложение товаров и услуг

Объём предложения (QS) – максимальное количество товара, которое предлагает продавец на рынке в единицу времени при данных условиях.

Факторы, влияющие на объём предложения:

1) цены данного и других товаров (P, Pa, Pb, …);

2) характер применяемой технологии (К);

3) налоги и дотации (С);

4) природно-климатические условия (Z);

5) количество товаропроизводителей.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения,которая имеет следующий вид: QS = f (P, Pa, Pb, …, K, C, Z).Если все факторы остаются неизменными, за исключением одного – цены, то получаем функцию предложения от цены: QS = f (p).

Исследуем взаимоотношения количества предложенного товара (QS) и цены (Р) (табл.11.2 и рис. 11.5).

Таблица 11.2

Соотношение цены 1 кг яблок и объёма предложения

Цена (Р) за 1 кг яблок, денежных единиц Объём предложения (QS) за месяц, тонн

 

 

Р

Рис.11.5. Линия предложения на яблоки
5 S

10 20 30 40 50 QS

 

Линия предложения может быть прямой (рис.11.5), выпуклой и вогнутой (рис.11.6).

Р S1

S2

 
 
Рис.11.6. Кривые предложения

 

 


QS

Комментарии к рис. 11.6. S1 характеризует предложение большинства товаров, S2 – предложение отдельного товара.

Закон предложения – чем выше цена на товар, тем большее количество этого товара предлагается производителями на рынке. Кривая предложения показывает, какую цену нужно заплатить за единицу товара, чтобы данное количество товара было произведено, т.е. предложено на рынок.

Следует различать следующие понятия: изменение объёма предложения (рис.11.7) и изменение предложения (рис.11.8).

 
 


Р

S

Рис.11. 7. Изменение объёма предложения
P2

 
 


P1 A

       
   
 
 


Q1 Q2 QS

Комментарии к рис. 11.7. На предложение влияет только цена, остальные факторы неизменны. При движении по линии вправо и вверх объём предложения увеличивается с ростом цены. При движении по линии влево и вниз объём предложения уменьшается при снижении цены.

S2

Рис.11.8. Изменение предложения
Р S

 
 


S1

 

QS

Комментарии к рис. 11.8. На предложение кроме цены влияет ещё какой-то фактор, например количество товаропроизводителей. Сдвиг кривой вправо вниз означает, что с увеличением товаропроизводителей объём предложения возрастает. Сдвиг кривой влево вверх означает уменьшение объёма предложения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2019 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.