Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Издержки и достижение прибыли в краткосрочном периоде

Как известно, несовершенная конкуренция на рынке представлена тремя типами фирм: монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. В краткосрочном периоде олигополист и монополистический конкурент подобны монополисту, поэтому рассмотрим условия получения несовершенно конкурентной фирмой прибыли на примере чистой монополии (рис. 14.10). Для этого воспользуемся принципом сопоставления предельных показателей (см. п. 2.1.2.), так как принцип сопоставления совокупных показателей (см. п. 2.1.1.) действует одинаково как в условиях совершенной, так и несовершенной конкуренции.

Приведем основные отличия монополии от совершенной конкуренции. Во-первых, кривые спроса (D) и предельного дохода (MR) для монополиста имеют отрицательный наклон (рис.14.10). Это означает, что чем больше продукции будет произведено, тем меньше будет цена реализации, и наоборот. То есть монополист контролирует и объем выпуска, и цену, а совершенный конкурент – только объем.

Во-вторых, в предельном условии, которое используется для расчета величины оптимального положительного выпуска и максимизации прибыли, для монополиста цена замещена предельным доходом, т. е. MR = MC.

В-третьих, в условиях монополии цена не является заданной величиной как при совершенной конкуренции (рис. 14.10). Это цена (Р*), при которой объём спроса равен оптимальному положительному выпуску, когда MR = MC. Однако предельный доход ниже цены (MR < P), поэтому монополист максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек. Монополист сам выбирает цену, максимизирующую его прибыль, причём он стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции.



 

P, MR,

Рис. 14.10. Производство и достижение прибыли в условиях монополии  
MC, ATC MC

 
 

 


P* A

Прибыль ATC

 

ATC*

D

MR* =MC*

 
 


Q* Q

MR

Комментарии к рис.14.10. Для объёмов, меньших Q*, MR > MC, поэтому увеличение выпуска означает рост прибыли. При объёмах, превышающих Q*, рост прибыли происходит при уменьшении выпуска. Таким образом, величина оптимального выпуска для монополии равна Q*, при котором MR* = MC*. При данном объёме выпуска (Q*) цена (P*) превышает величину средних совокупных издержек (ATC*). Общая величена монопольной прибыли равна заштрихованной площади или (P* - ATC*) × Q*.

В краткосрочном периоде монополист принимает решение об объёме выпуска в два этапа:

1) определяется объём выпуска, при котором MR = MC;

2) если цена равна или превышает средние переменные издержки (P* ³ AVC), то следует производить на этом уровне выпуска, если P* < AVC, то – прекратить производство.

 

Объём производства и достижение прибыли в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде поведение монополии и олигополии похожи, так как барьеры вхождения в отрасль высоки либо нет вхождения совсем. Монополистические конкуренты не имеют барьеров вхождения, поэтому в долгосрочном периоде их поведение трудно представить из-за возможности легкого вступления и массового выхода из отрасли. По этой же причине монополистический конкурент в долгосрочном периоде может достигать состояния равновесия, когда нет ни прибылей, ни убытков, что нехарактерно для монополии и олигополии. В целом фирма-несовершенный конкурент в долгосрочном периоде принимает решение об объёме выпуска в два этапа:

1) определяется объём выпуска, при котором MR = LMC;

2) если P* ³ LAC, то следует производить, если P* < LAC, то – уйти из отрасли.

Тема 15. Фирма как субъект экономики

План

1. Экономическая природа фирмы.

2. Альтернативные теории фирмы.

3. Основные формы деловых предприятий (фирм).

4. Классификация предприятий (фирм).

5. Общая характеристика менеджмента и маркетинга.

 

Экономическая природа фирмы

Фирма – один из субъектов рыночной экономики, её центральное звено. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью либо оказанием услуг и обладает хозяйственной самостоятельностью. Фирма объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли (возможны и другие альтернативные цели – см. п. 2.).

Существование фирмы в рыночной экономике требует научного объяснения. Как известно, рыночный механизм обладает рядом неоспоримых достоинств. Однако экономика не функционирует в виде «сплошного» стихийного рынка. На этом фоне существуют фирмы, принципиально отличающиеся от рынка в целом (табл.15.1).

 

Таблица15.1

Сравнительная характеристика параметров фирмы и рынка

Фирма Рынок
1. Концепция средств производства 1. Обособление средств производства
2. Дифференциация власти, неравноправие экономических агентов 2. Равноправие экономических агентов
3. Прямые методы контроля 3. Косвенные методы контроля
4. Основа – единоначалие, административные формы управления, планирование 4. Основа – экономические стимулы, экономический механизм (цена и конкуренция)

 

Таким образом, фирмы принципиально отличаются от рынка и при этом составляют основу рыночной экономики. Почему это становится возможным? В экономической литературе существуют различные ответы на этот вопрос. Вот некоторые из них: фирмы – итог развития кооперации и разделения труда; фирмы – результат минимизации риска и неопределенности; фирмы – следствие необходимости минимизации издержек (затрат).

Наиболее популярное объяснение существования фирмы в рыночной экономике дает теория трансакционных затрат (transaction costs). Автор этой теории Рональд Коуз в статье «Природа фирмы» (1937 г.) объяснил эволюцию фирм через трансакционные затраты. Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма требует значительных затрат, названных трансакционными (от латинского transactio – сделка).

Трансакционные затраты отличаются от производственных и возникают в процессе налаживания отношений между рыночными аспектами. Можно выделить три категории трансакционных затрат:

1) затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг и т.д.);

2) затраты, связанные с ведением переговоров и заключением договоров, а также по контролю за их соблюдением;

3) затраты по юридической защите договора.

Наличие трансакционных издержек, естественно, подталкивает к изысканию технических и организационных средств по их сокращению. Один из способов минимизации трансакционных затрат – организация фирмы. Фирмы, по словам Коуза, возникают в ответ на дороговизну рыночной координации. В пределах фирмы сокращаются трансакционные издержки и экономические отношения приобретают устойчивость.

Однако следует помнить, что любая фирма, увеличивая свой масштаб будет также увеличивать свои трансакционные затраты. Таким образом, чем крупнее фирма, тем больше она экономит на трансакционных затратах, но в то же время трансакционные затраты нарастают по мере увеличения её масштабов. По этой причине экономика не может строиться как одна гигантская фирма, которая с увеличением трансакционных затрат теряет управляемость и функционирует неэффективно.

 

Альтернативные теории фирмы

Традиционная (маржиналистская) теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли. В соответствии с теорией максимизация прибыли достигается при равенстве предельного дохода и предельных издержек: MR = MC. Теория также предполагает, что собственники фирмы самостоятельно контролируют её деятельность и управляют ею. Однако в реальной экономике очень часто функции управления осуществляют не собственники, а профессиональные менеджеры. Эта ситуация характерна для открытых акционерных обществ, когда сотни и тысячи вкладчиков оторваны от дел корпорации. В этом случае поведение фирмы объясняется менеджериальной (управленческой) теорией,в соответствии с которой цель менеджеров состоит в максимизации продаж. Очевидно, что менеджеры стремятся к этой цели, так как их жалование и льготы зависят от величины торговой выручки. При максимизации дохода от продаж прибыль фирмы с определенного момента начинает снижаться, поэтому устанавливается уровень прибыли, ниже которого снижение недопустимо.

Менеджериальная теория фирмы, как показывает практика, имеет место в краткосрочном периоде, для долгосрочного периода более актуальна максимизация прибыли.

Теория максимизации роста основана на наличии общей цели для собственников и менеджеров, а именно увеличении объёмов производства или роста фирмы.

Для собственника предприятия рост фирмы означает личное обогащение, а для менеджера – увеличение жалования. Максимизация роста фирмы возможна либо за счет внутренних ресурсов фирмы, либо в результате внешних факторов в виде слияний и поглащений. Внутренние резервы фирмы включают собственные (нераспределенная прибыль, эмиссия ценных бумаг, амортизация) и заемные (кредиты) средства. Слияния и поглащения производятся с целью централизации производства и капитала. Слияние означает объединение двух фирм с последующим сохранением их прежних названий. В случае поглащения одна фирма приобретает другую. В результате поглащения фирма и её название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

Поведенческие (бихевиористские) теории фирмы в отличие от вышерассмотренных включают не одну цель (прибыль, объём продаж, рост), а множество. Совокупность целей учитывает интересы высшего руководства фирмы, её менеджеров, акционеров и рабочих, что соответствует представлению о фирме как о сложной системе. В настоящее время существует множество вариантов поведенческих теорий, многие из которых вполне успешно опробованы практикой.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2019 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.