Формы проведения учебной практики – дискретная Содержание
Введение. 4
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины.. 4
2.Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы (ОП) 5
3.Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям обучающегося:………….….7
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 7
5. Формы проведения учебной практики………………………………………………...…10
6. Место и время проведения учебной практики………………………………………...…10
7. Содержание практики ……………………………………………………………………..13
8. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине ………………………………………………………………………….….……..15
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины………………….. 22
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплин..……...……30
Введение
Организация и проведение учебной практики регламентируются Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), Приказом Министерства образования и науки РФ № 1383 от 27.11. 2015 года, Образовательной программой высшего образования направления подготовки 37.03.01. Психология и концепцией Университета РАО.
Сроки и содержание практики определяются учебными планами и программами, а также Положением о практике студентов Университета РАО.
Обучающийся проходит учебную практику в качестве практиканта - стажера.
Тип учебной практики: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Виды и способы проведения учебной практики: стационарный.
Форма проведения практики – дискретная.
1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины
Основная цель практики - получить первичные профессиональные умения и навыки: углубить и закрепить научно-теоретические знания обучающихся, выработать навыки практической и исследовательской работы, ознакомиться с системой практической работы психолога.
Конкретные цели практики:
· закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин;
· развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;
· изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
· ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;
· изучение особенностей строения, состояния, поведения и/или функционирования конкретных технологических процессов;
· освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов. В соответствии с профилем подготовки;
· принятие участия в конкретном виде учебного или производственного процесса или исследования;
· усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;
· приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах.
Учебная практика является органической частью учебного процесса и служит целям:
- выработки навыков практической и исследовательской работы, ознакомление с системой практической работы психолога-педагога и психолога в других профессиональных сферах деятельности,
- приобретения навыков и опыта самостоятельной работы студентов,
- знакомству и освоению навыков деятельности психологов в рамках выбранной специализации,
- развитию профессионально значимых качеств личности будущего психолога, преподавателя психологии,
- получения практических навыков работы с диагностическим инструментарием,
-подготовки практического психолога широкого профиля, способного работать в социально-экономической сфере, детских учебно-воспитательных учреждениях, системе профориентации, консультировании, медико-консультационной службе.
Задачи учебной практики:
- Развитие и укрепление интереса студентов к профессии психолога.
- Закрепление, углубление и обогащение специальных знаний в процессе их использования при решении конкретных учебно-психологических задач.
- Формирование профессионально значимых качеств личности психолога, потребности в психологическом самообразовании. Уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его Я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности.
- Формирование профессиональных знаний, умений и навыков.
- Формирование творческого исследовательского подхода к профессиональной психологической деятельности.
- Ознакомление с инструментарием, методами организации и проведения психологических исследований.
- Приобретение понятий о возможностях применения психологических знаний в различных областях общественной практики.
- Усвоение профессионально-этического кодекса практического психолога.
- Получение представлений о работе практического психолога на предприятиях, в учреждениях и других организациях социально-экономической сферы.
- Получить целостное представление об образовании как особой сфере социокультурной и психолого-педагогической практики,
- Получить представление о работе в образовательных, консультационно-педагогических и иных учреждениях, реализующих программы дошкольного, начального и среднего образования.
2. Место дисциплины в структуре образовательной программы (ОП)
Дисциплина Б2.У.1 «Учебная практика» включена в базовую часть дисциплин Б2.У. Дисциплина «Учебная практика» базируется на знаниях по общим дисциплинам психологического цикла: общепсихологического практикума, введении в психологию, общей психологии, анатомии ЦНС и физиологии высшей нервной деятельности.
«Учебная практика» создает базу для освоения дисциплин диагностико-экспериментального цикла:
- Методологические основы психологии,
- Экспериментальная психология,
- Психодиагностика,
- Практикум по психодиагностике,
- Математические методы в психологии,
- Социальной психологии,
- Организационной психологии и др.
Компетентности, сформированные у студентов в процессе прохождения учебной практики, будут необходимы при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при прохождении производственной практики.
- Требования к входным знаниям, умениям, компетенциям студента:
Обучающийся, освоивший программу бакалавриата, в ходе прохождения производственной практики, должен обладать компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности:
Таблица 1
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Профессиональные компетенции
| ПК-10
| Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
| ПК-11
| Способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий
| ПК-12
| Способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества
|
Для освоения программы учебной практики необходимо наличие у обучающихся следующих сформированных знаний, умений и навыков:
Знать: методы изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики с позиций, существующих в отечественной и зарубежной науке подходов; психологические технологии, позволяющие решать типовые задачи в различных областях практики; базовые положения о методах и процедурах экспериментального психологического исследования, а также технологиях обработки, стандартного представления, качественной интерпретации и анализа данных.
Уметь: использовать основные психологические методы для решения научных и практических задач; обрабатывать; профессионально воздействовать на уровень развития и особенности познавательной и личностной сферы с целью гармонизации психического функционирования человека; составлять отчет о результатах работы, диагностического обследовании и оказания воздействия в соответствии с общепринятыми в психологии требованиями; планировать и проводить наблюдение, беседу, анализ документов, экспериментальное исследование, а также применять технологии представления, обработки и интерпретации количественных и качественных данных.
Владеть: эмпирическими методами психологического исследования в системе целостного экспериментального исследования; необходимыми для использования основных психологических методов приемами; основными приёмами диагностики, профилактики, экспертизы, коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; приёмами подготовки и проведения лабораторно-практических занятий.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц, 216 часов.
Очная форма обучения – 4 года.
Заочная форма обучения (4,5 года)
Таблица 2
Вид учебной работы
| Всего часов
| Форма обучения
| Семестры
|
|
|
|
| Объем дисциплины в часах (всего)
|
|
|
| | | Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Зачет с оценкой
| Зачет с оценкой
| Зачет с оценкой
|
|
| Общая трудоемкость час
……………………………………………….недель
зач. ед.
|
|
|
| | |
|
|
| | |
|
|
|
|
|
4.2 Разделы дисциплин и виды занятий
Очная форма обучения, заочная форма обучения
Таблица 3
№
пп
| № раздела дисциплины
| Тематика практических занятий (семинаров)
| Трудо-емкость
(час.)
| 1.
| Раздел 1
| 1.1 Ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением,
местом и ролью психолога в данных условиях.
1.2 Установление личного и делового контакта со штатным психологом и сотрудниками учреждения.
1.3 Изучение документов, регламентирующих деятельность психолога и условий его работы на данном месте.
|
| 2.
| Раздел 2
| 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений.
2.2.Посещение 2-3 уроков или групповых занятий по психологической тематике (психологический тренинг).
2.3 Составление методического анализа уроков или занятий в тренинговой группе, на которых присутствовали.
2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам.
|
| 3.
| Раздел 3
| 3.1 Анализ и подготовка материалов практики для отчета.
3.2 Составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки в деканат университета.
|
| | | Итого:
|
|
4.3 Тема, объем и литература для прохождения учебной практики обучающихся очной-заочной формы обучения
Таблица 4
Номер раздела
| Тема СРО
| Коли-
чест-во часов
| Литература (ссылка на номер в списке лит-ры) и/или электронный источник (ссылка на номер источника)
| Формы контроля успеваемости
| Раздел 1
| 1.1 Ознакомление с общими задачами, решаемыми организацией, учреждением,
местом и ролью психолога в данных условиях.
1.2 Установление личного и делового контакта со штатным психологом и сотрудниками учреждения.
1.3 Изучение документов, регламентирующих деятельность психолога и условий его работы на данном месте.
|
| 1-3
| Дневник, отчет практики, выступление на конференции по итогам практики.
Зачет с оценкой
| Раздел 2
| 2.1 Наблюдение за работой психолога, оказание ему практической помощи в изучении, анализе психических процессов и явлений.
2.2 Участие в подведении итогов выполнения конкретной задачи и выработке предложений и рекомендаций должностным лицам.
|
| 1-3
| Дневник, отчет практики, выступление на конференции по итогам практики.
Зачет с оценкой
| Раздел 3
| 3.1 Анализ и подготовка материалов практики для отчета.
3.2 Составление письменного отчета по практике и представление его в установленные сроки в деканат университета.
|
| 1-3
| Дневник, отчет практики, выступление на итоговой конферен
ции.
Зачет с оценкой
|
| Итого
|
| |
|
Формы проведения учебной практики – дискретная
Преимущественной формой проведения учебной практики является практика, предполагающая работу в образовательном учреждении или организации. В ряде случаев производственная практика может проводиться на базе образовательной организации: Челябинского филиала Университета Российской академии образования.
Работа, выполняемая обучающимся при прохождении учебной практики, должна быть составной частью подготовки к следующим видам профессиональной деятельности:
- педагогическая,
- научно-исследовательская деятельность.
Место прохождения практики, виды и методы работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
|