Основные методы работы на практике Наблюдение– преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение в ожидании, когда интересующее исследователя явление проявится так, что его можно будет зафиксировать прямо или косвенно и описать.
Беседа - выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Выступает, как правило, в качестве вспомогательного метода.
Интервью – получение психологом информации, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования.
Анкетный опрос– метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Применяется для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, поведения, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.
Изучение документов – личных дел, биографий, автобиографий, характеристик, рекомендаций, результатов психологического исследования (тестирования, анкетирования и т.д.).
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ В ШКОЛЕ
− (по И.Ю. Кулагиной)
− 1. Успешность учебной работы
Статус в классе
| отличник
| «средний» «слабый» отстающий
|
|
| Учебные предметы, в которых достигается успех
|
| Наиболее трудные предметы
|
| − 2. Поведение на уроках
Старается
| Не старается
| на всех уроках на некоторых уроках
(каких)
| на всех уроках на некоторых урока> (каких
| в опред. дни (с чем связано)
|
|
|
| Как отвечает и выполняет письменные задания - медленно или быстро, энергично
|
|
| может ли работать в общем темпе с классом
| работает в заданном учителем темпе
| работает быстрее (не слушает до конца инструкцию и ошибается или быстро i схватывает суть)
| не успевает (отвлекается или шохо понимает, или медлителен)
|
|
|
| внимателен или часто отвлекается (на что)
|
|
| насколько ярко проявляет эмоции (какие и по каким поводам)
| г
| как часто обращается к учителю
| задает вопросы (по содержанию предмета или переспра- сообщает о затруд-шивает, прослушав, или нуж- нениях (нет ручки ны дополнительные указания или тетради, и т.п.) по организации работы)
| жалуется на одноклассников
|
|
| как часто поднимает руку - хочет ответить
|
|
| как реагирует на замечания учителя
| работает лучше качество работы и поведение не меняется
| встраивается и работает хуже
|
|
| как реагирует на низкую отметку
|
|
| как реагирует на похвалу и высокую отметку
|
| как отвечает у доски
| спокойно, спокойно -уверенно
безразлично волнуется
| пытается скрыть волнение или незнание (как)
|
|
| как реагирует на звонок с урока
| в нетерпении ждет, когда отпустит учитель, и затем срывается с места
| начинает спокойно собирать портфель
| переключается на общение с одноклассниками
| доделывает работу, слушает учителя
| |
|
|
|
|
| | | | | | | | | | | − 3. Поведение на переменах и после уроков
насколько ярко проявляет эмоции (какие)
|
| как часто обращается учителю (по каким поводам)
|
| насколько интенсивно общается с другими детьми
| успевает поговорить со многими, включается в игры
| общается, в основном, с несколькими детьми
| предпочитает одиночество на переменах (что делает)
| сразу после уроков уходит один домой
|
|
|
|
| как общается с детьми
| дружит с одноклассниками пытается лидировать проявляет арессивность со всеми доброжелателен- конфликтует в группе (из-за чего, в каких ситуациях)
|
| насколько активен и энергичен
| часто бывает инициатором игр и споров
| постоянно участвует в шумных играх, бегает, спорит
| иногда активен, иногда - нет
| пассивен, включается, если его приглашают
|
|
|
|
| имеет устойчивый эмоциональный фон эмоциональный фон значительно меняется
| в зависимости от удач (неудач) мажорный нейтральный минорный в разные дни на уроках (каких)
| − Заполняя схему наблюдений за ребенком, Вам следует ориентироваться не на свои общие впечатления (старательный - не старательный, пассивный на уроках - активный во внеурочное время, общительный - замкнутый, застенчивый), а на конкретные факты детского поведения. Их нужно фиксировать, внося в соответствующую графу схемы. Таким образом, Вы будете иметь не только общую характеристику ребенка - общий набор свойственных ему качеств - но и примеры, ее подтверждающие. Например, Вы записываете, что ребенок в целом доброжелательно относится к другим детям, и приводите характерный способ его обращения к сверстнику (чего хотел добиться, что сделал, что сказал, что получилось в результате); или что ребенок проявляет агрессивность - дерется, толкает, обзывает детей, прячет или портит их вещи - и указываете, в каких ситуациях это наблюдается. Записывайте несколько характерных вопросов, заданных ребенком на уроке; кратко описывайте типичный конфликт между детьми, в котором он принял активное участие, и т.д.
− К приведенной схеме Вы можете добавить свои дополнительные пункты.
− Оформите схемы наблюдений за каждым ребенком, с которым Вы работали. По окончании практики Вам нужно будет представить не только характеристики детей, но и схемы наблюдений, а также протоколы экспериментов.
−
− Анализ урока (прилагаемый материал ко второй части отчета о практике)
− В познавательную структуру урока мы включаем следующие элементы (действия учителя):
− 1. Формулирует цель урока. Раскрывает практический смысл изучаемого материала, его связь с другими темами программы и жизнью.
− 2. Побуждает учеников к осознанию целей урока, приучает их самостоятельно ставить перед собой учебные цели.
− 3. Обучает учеников общим способам и приемам работы (анализа и решения задач, запоминания и т.п.).
− 4. Сообщает знания не столько в готовом виде, сколько организует их выведение.
− 5. Побуждает класс решать задачу несколькими способами и сопоставлять их.
− 6. Чередует разные виды деятельности: репродуктивные и поисковые, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные.
− 7. Предлагает школьникам самостоятельно придумывать задачи, а не только дает готовые.
− 8. Включает в учебную работу задачи познавательного, развивающего характера: логические игры, головоломки, ребусы и т.п.
− 9. Использует на уроке специальную наглядность (учебные модели), нетрадиционную для данного предмета: рисунки, схемы, символы.
− 10. С сочувствием относится к ошибкам и затруднениям в ответах учеников. Стремится выяснить причины возникших трудностей.
− 11. Используя наводящие вопросы, способствует выполнению детьми устных письменных заданий.
− 12. Активизирует познавательную деятельность учащихся вне урока (через домашнее задание).
− Структура педагогического общения на уроке должна включать такие коммуникативные действия учителя (вербальные-речевые и невербальные-неречевые).
− 1. В каждом случае обращения к ученику называет его по имени. При этом смотрит ему в глаза, сдержанно улыбается и с ровной интонацией в голосе приглашает к участию в совместной работе.
− 2. В равной степени всем ученикам оказывает знаки доброжелательного отношения:
− произносит одобрительные слова, улыбается, при необходимости касается плеча ученика или его руки.
− 3. Проявляет недовольство поведением учащихся в форме "Я-высказывания". Выражение лица принимает соответствующее высказываемому эмоциональному состоянию.
− 4. Говорит ученикам комплименты, не пропуская очевидных их достоинств и успехов. Делает комплименты по разным поводам (внешности, черт характера, результатов учебного труда).
− 5. Дифференцированно применяет прием похвалы в отношении учеников с разной самооценкой и обучаемостью.
− 6. Ведет диалог с классом стоя, по необходимости передвигаясь по классной комнате. Не допускает излишнего жестикулирования.
− 7. Постоянно поддерживает визуальный контакт с отдельными учениками и всем классом. Во время разговора преодолевает желание отвести взгляд в сторону, устремить его в окно, пол или потолок.
− 8. Сочувствует ученикам, попавшим в затруднительное положение. Использует для этого форму "ты-высказывания".
− 9. Конструктивно реагирует на запросы детей о помощи, их обращения и вопросы.
− Стремится видеть каждого ученика в ходе его самостоятельной работы. Предлагает свою помощь в случае необходимости.
− 10. В общении с классом отдает предпочтение поддерживающему и одобряющему тону, Изживает осуждающий, высмеивающий, иронический, подозрительный, подгоняющий и агрессивный тон.
− III. Контрольно-оценочный компонент урока включает следующие действия учителя:
− 1. В начале урока характеризует работу класса на предыдущем уроке.
− 2. Побуждает ребят контролировать и оценивать одноклассников, отвечающих у доски во время опроса.
− 3. Осуществляет контроль за уровнем и осознанностью усвоения нового материала в ходе его объяснения.
− 4. Подробно аргументирует оценки, выставляемые ученикам за работу на уроке.
− 5. Использует в ходе опроса и закрепления различные формы взаимоконтроля (взаиморецензирование, работа в парах сменного состава и т.п.).
− 6. Добивается от учеников осознания допускаемых ими ошибок, помогая им наводящими вопросами и контрприемами.
− 7. Подводит совместно с классом итог урока, побуждая ребят высказываться о том, кто как работал и что было усвоено.
− 8. Использует при оценивании знаний учащихся дифференцированные критерии.
− 9. Стремиться найти в учениках и их действиях то, что заслуживает похвалы.
− 10.Стремиться к тому, чтобы положительные оценочные суждения преобладали над отрицательными.
12 Виды самостоятельной работы по дисциплине:
1. Самостоятельное изучение отдельных тем.
2. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям, отчетам).
3. Изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.
Подбор места прохождения практики для лиц с нарушением здоровья осуществляется с учетом медицинских противопоказаний и в соответствии рекомендациями МСЭК.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Образец дневника практики Приложение 1
|