Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные методы работы на практике

Наблюдение– преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Способ работы, при котором психолог, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение в ожидании, когда интересующее исследователя явление проявится так, что его можно будет зафиксировать прямо или косвенно и описать.

Беседа - выявление интересующих психолога связей на основе эмпирических данных, полученных в живом двустороннем общении с испытуемым. Выступает, как правило, в качестве вспомогательного метода.

Интервью – получение психологом информации, задавая интервьюируемому определенные вопросы и выслушивая ответы. Направлено на сбор информации о личности в рамках определенной темы исследования.

Анкетный опрос– метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Применяется для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, поведения, ценностных ориентаций, социальных установок и личностных черт опрашиваемого.

Изучение документов – личных дел, биографий, автобиографий, характеристик, рекомендаций, результатов психологического исследования (тестирования, анкетирования и т.д.).

 

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА НАБЛЮДЕНИЙ ЗА РЕБЕНКОМ В ШКОЛЕ

− (по И.Ю. Кулагиной)

− 1. Успешность учебной работы

Статус в классе   отличник   «средний» «слабый» отстающий  
       
Учебные предметы, в которых достигается успех      
Наиболее трудные предметы      

− 2. Поведение на уроках

Старается   Не старается  
на всех уроках на некоторых уроках (каких)   на всех уроках на некоторых урока> (каких   в опред. дни (с чем связано)  
           
Как отвечает и выполняет письменные зада­ния - медленно или быстро, энергично          
может ли работать в общем темпе с классом   работает в заданном учителем темпе   работает быстрее (не слу­шает до конца инструкцию и ошибается или быстро i схватывает суть)   не успевает (отвлекается или шохо понимает, или медлителен)  
           
внимателен или часто отвлекается (на что)          
насколько ярко проявляет эмоции (какие и по каким поводам)   г  
как часто обращается к учителю   задает вопросы (по содержа­нию предмета или переспра- сообщает о затруд-шивает, прослушав, или нуж- нениях (нет ручки ны дополнительные указания или тетради, и т.п.) по организации работы)   жалуется на одно­классников  
       
как часто поднимает руку - хочет ответить          
как реагирует на заме­чания учителя   работает лучше качество работы и поведение не меняется   встраивается и работает хуже  
       
как реагирует на низкую отметку          
как реагирует на похвалу и высокую от­метку      
как отвечает у доски   спокойно, спокойно -уверенно безразлично волнуется   пытается скрыть волнение или незнание (как)  
       
как реагирует на звонок с урока   в нетерпении ждет, когда от­пустит учитель, и затем срывается с места   начинает спокойно собирать портфель   переключается на общение с одноклассниками   доделывает работу, слушает учителя    
                     
                 

− 3. Поведение на переменах и после уроков



насколько ярко прояв­ляет эмоции (какие)      
как часто обращается учителю (по каким поводам)      
насколько интенсивно общается с другими детьми   успевает погово­рить со многими, включается в игры   общается, в ос­новном, с нес­колькими детьми   предпочитает одиночество на переменах (что делает)   сразу после уро­ков уходит один домой  
               
как общается с детьми   дружит с одноклассниками пытается лидировать проявляет арессивность со всеми доброжелателен- конфликтует в группе (из-за чего, в каких ситуациях)  
   
насколько активен и энергичен   часто бывает инициатором игр и споров   постоянно участ­вует в шумных играх, бегает, спорит   иногда активен, иногда - нет   пассивен, вклю­чается, если его приглашают  
               
имеет устойчивый эмоциональный фон эмоциональный фон значительно меняется  
в зависимости от удач (неудач) мажорный нейтральный минорный в разные дни на уроках (каких)

− Заполняя схему наблюдений за ребенком, Вам следует ориентироваться не на свои общие впечатления (старательный - не старательный, пассивный на уроках - активный во внеурочное время, общительный - замкнутый, застенчивый), а на конкретные факты детского поведения. Их нужно фиксировать, внося в соответствующую графу схемы. Таким образом, Вы будете иметь не только общую характеристику ребенка - общий набор свойственных ему качеств - но и примеры, ее под­тверждающие. Например, Вы записываете, что ребенок в целом доброжелательно относится к дру­гим детям, и приводите характерный способ его обращения к сверстнику (чего хотел добиться, что сделал, что сказал, что получилось в результате); или что ребенок проявляет агрессивность - дерется, толкает, обзывает детей, прячет или портит их вещи - и указываете, в каких ситуациях это наблюдается. Записывайте несколько характерных вопросов, заданных ребенком на уроке; кратко описывайте типичный конфликт между детьми, в котором он принял активное участие, и т.д.

− К приведенной схеме Вы можете добавить свои дополнительные пункты.

− Оформите схемы наблюдений за каждым ребенком, с которым Вы работали. По окончании практики Вам нужно будет представить не только характеристики детей, но и схемы наблюдений, а также протоколы экспериментов.

− Анализ урока (прилагаемый материал ко второй части отчета о практике)

− В познавательную структуру урока мы включаем следующие элементы (действия учителя):

− 1. Формулирует цель урока. Раскрывает практический смысл изучаемого материала, его связь с другими темами программы и жизнью.

− 2. Побуждает учеников к осознанию целей урока, приучает их самостоятельно ставить перед собой учебные цели.

− 3. Обучает учеников общим способам и приемам работы (анализа и решения задач, запоминания и т.п.).

− 4. Сообщает знания не столько в готовом виде, сколько организует их выведение.

− 5. Побуждает класс решать задачу несколькими способами и сопоставлять их.

− 6. Чередует разные виды деятельности: репродуктивные и поисковые, трудные и легкие, индивидуальные и фронтальные.

− 7. Предлагает школьникам самостоятельно придумывать задачи, а не только дает готовые.

− 8. Включает в учебную работу задачи познавательного, развивающего характера: логические игры, головоломки, ребусы и т.п.

− 9. Использует на уроке специальную наглядность (учебные модели), нетрадиционную для данного предмета: рисунки, схемы, символы.

− 10. С сочувствием относится к ошибкам и затруднениям в ответах учеников. Стремится выяснить причины возникших трудностей.

− 11. Используя наводящие вопросы, способствует выполнению детьми устных письменных заданий.

− 12. Активизирует познавательную деятельность учащихся вне урока (через домашнее задание).

− Структура педагогического общения на уроке должна включать такие коммуникативные действия учителя (вербальные-речевые и невербальные-неречевые).

− 1. В каждом случае обращения к ученику называет его по имени. При этом смотрит ему в глаза, сдержанно улыбается и с ровной интонацией в голосе приглашает к участию в совместной работе.

− 2. В равной степени всем ученикам оказывает знаки доброжелательного отношения:

− произносит одобрительные слова, улыбается, при необходимости касается плеча ученика или его руки.

− 3. Проявляет недовольство поведением учащихся в форме "Я-высказывания". Выражение лица принимает соответствующее высказываемому эмоциональному состоянию.

− 4. Говорит ученикам комплименты, не пропуская очевидных их достоинств и успехов. Делает комплименты по разным поводам (внешности, черт характера, результатов учебного труда).

− 5. Дифференцированно применяет прием похвалы в отношении учеников с разной самооценкой и обучаемостью.

− 6. Ведет диалог с классом стоя, по необходимости передвигаясь по классной комнате. Не допускает излишнего жестикулирования.

− 7. Постоянно поддерживает визуальный контакт с отдельными учениками и всем классом. Во время разговора преодолевает желание отвести взгляд в сторону, устремить его в окно, пол или потолок.

− 8. Сочувствует ученикам, попавшим в затруднительное положение. Использует для этого форму "ты-высказывания".

− 9. Конструктивно реагирует на запросы детей о помощи, их обращения и вопросы.

− Стремится видеть каждого ученика в ходе его самостоятельной работы. Предлагает свою помощь в случае необходимости.

− 10. В общении с классом отдает предпочтение поддерживающему и одобряющему тону, Изживает осуждающий, высмеивающий, иронический, подозрительный, подгоняющий и агрессивный тон.

− III. Контрольно-оценочный компонент урока включает следующие действия учителя:

− 1. В начале урока характеризует работу класса на предыдущем уроке.

− 2. Побуждает ребят контролировать и оценивать одноклассников, отвечающих у доски во время опроса.

− 3. Осуществляет контроль за уровнем и осознанностью усвоения нового материала в ходе его объяснения.

− 4. Подробно аргументирует оценки, выставляемые ученикам за работу на уроке.

− 5. Использует в ходе опроса и закрепления различные формы взаимоконтроля (взаиморецензирование, работа в парах сменного состава и т.п.).

− 6. Добивается от учеников осознания допускаемых ими ошибок, помогая им наводящими вопросами и контрприемами.

− 7. Подводит совместно с классом итог урока, побуждая ребят высказываться о том, кто как работал и что было усвоено.

− 8. Использует при оценивании знаний учащихся дифференцированные критерии.

− 9. Стремиться найти в учениках и их действиях то, что заслуживает похвалы.

− 10.Стремиться к тому, чтобы положительные оценочные суждения преобладали над отрицательными.

12 Виды самостоятельной работы по дисциплине:

1. Самостоятельное изучение отдельных тем.

2. Работа с литературой (составление списка литературы по выбранной теме, составление аннотаций к статьям, отчетам).

3. Изучение литературы по каждой теме, выполнение практических заданий.

 

Подбор места прохождения практики для лиц с нарушением здоровья осуществляется с учетом медицинских противопоказаний и в соответствии рекомендациями МСЭК.

Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

– в печатной форме увеличенным шрифтом,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Для лиц с нарушениями слуха:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– в печатной форме,

– в форме электронного документа,

– в форме аудиофайла.

Образец дневника практики Приложение 1






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.