Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Квазипространственные» (логико-грамматические) речевые конструкции.

 

Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, Р. предлагается выполнить следующие инструкции: «Встать или присесть перед, за, слева, справа, на, под предмет», «Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой» и т.п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т.д.

Упр.75. «Положи ручку...» Дайте Р. два разных предмета, например, ручку и пенал и предложите положить ручку в, на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала.

Упр.76. «Где лежит карандаш?»Положите карандаш на тетрадь и предложите Р. определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол ...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите Р. составить предложение про тетрадь и карандаш, и обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы ролями («Тетрадь лежит под карандашом»).

Когда Р. освоит задание, проделайте его заново, но на этот раз просите просто называть соответствующий предлог.

Упр.77.»Нарисуй предлог».Предложите (с Вашей помощью) Р. нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом.

 

Рис.10

 

Упр.783ашифрованное послание».Р. должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка (рис.11) и записать его прямо под картинками.



Нарисуйте несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложите Р. самому придумать и написать Вам аналогичные послания с известными ему предлогами.

Рис.11

 

Упр.79. «Теремок».Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живет над волком, улитка под волком, а выше всех - лев. Р. расселяет жильцов , потом сам дает задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

Упр.80. «Новоселье».Освоив предыдущее упражнение , Р. по представлению решает такие задачки:

а) В теремке поселились: лягушка под мышкой, зайчик - над лисичкой, а мышка - под лисичкой. Кто на каком этаже живет?

б) Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы - под Карповыми, Иванову - над Черновыми, а Карповы - под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры.

Теперь можно перейти к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

Упр.81. «Схема движения». Возьмите маленькую машинку и книгу. Попросите Р. сделать так, чтобы машинка заехала на книгу, выехала из нее, заехала под, выехала из-под, подъехала к, отъехала от, заехала за, выехала из-за книги.

Потом сами выполните те же действия и попросите его составить предложения для каждого случая. Затем - зарисовать предлоги, предварительно показав соответствующее действие с помощью машинки.

 

Рис. 12

 

Упр.82. «Придумай предложение». На основе отработанных выше навыков, предложите Р. схему, на которой двумя полосками обозначено действие. Р. надо придумать подходящее к ней предложение и записать его под рисунком Составы е подобные схемы для различных предлогов и действий, а Р. придумает к ним предложения. Предложите ему самому составить для вас такие задачи.

Упр.83.«Что, где, кто, куда?».Попросите Р. ответить на заданные вопросы применительно к его квартире, классу, улице и т.д. Затем, используя любую сюжетную картинку, попросите его проделать то же самое, интерпретируя ее, т.е. рассказывая кто (что) I де находится, куда движется и т.д.

На следующем этапе Р. овладевает ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. По аналогии можно предложить ему задачки, связанные с усвоением алфавита.

Упр.84. «Разложи.4 по порядку».Р. раскладывает любой предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: первым идет ананас, вторым - яблоко, третьей -клубника. . (до десяти изображений). Затем стрелкой слева направо анализируется направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями Р.

Упр.85. «Пронумеруем ряд». Пронумеруйте ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с Р. Найдите число «перед» (предшествующее) и число «после», или «за» ним (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяя число «за» и «перед» каким-либо, мы движемся, соответственно, по ходу стрелки (слева направо) и против нее. Точно также отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» - справа.

Упр.86.«Ряд чисел».С опорой на числовой ряд от 1 до 10 объясните , что чем число стоит левее в ряду, тем оно меньше и наоборот. Назовите первое число слева, первое число справа. «Какое из них больше?». Здесь очень поможет буквальная «маркировка» величины: выше, еще выше, ниже и т.д. В каком направлении возрастают числа в ряду? Р, сначала рисует стрелку в направлении слева направо, а затем отвечает. Прочитайте ряд в обратном порядке. «Как изменяется величина чисел в этом направлении?»

Упр.87. «Соседи» нашего числа».Назовите «соседей» любого числа. Установите, что число справа больше его, а число слева - меньше. Предложите Р. показать соседа числа слева, справа. Взрослый называет число; Р. показывает числа, стоящие слева (справа) и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

Упр.88. «Верни число на место».Дается числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «Пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит стоит справа от него. Или: оно на единицу меньше восьми, значит стоит слева от него».

 

Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

Упр.89.Синонимы и антонимы. Нанаглядном материале и в игре с мячом закрепите такие пространственные понятия, как «высокий-длинный», «большой-огромный», «близкий-далекий», «маленький-крохотный», «высокий-низкий», «широкий-узкий», «тонкий-толстый», «рядом-далеко - близко», «впереди-сзади» и т.п.

Упр.90. «Закончи предложение, ответь на вопросы».

Предложите Р. закончитьпредложения типа: «Перед тем какприйти домой ...», «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял...».

Р. отвечает на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?», «Когда день длиннее, зимой или летом?»

Упр.91. «Что было раньше?».Пусть Р. определит, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того, как подул ветер, форточка распахнулась». «Мы пошли гулять перед ужином».

Упр.92. «Кто самый-самый?»Надо ответить на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?»; «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?»; «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?»

Упр.93. «Кто старше?» «Покажи на рисунке кто кого старше, моложе и т.п.?». Здесь можно использовать любой подходящий стимульный материал. «Оля старше Сережи и моложе Кати.. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?»

Упр.94. «Расположение предметов»Предложите Р. определить и назвать расположение предметов. Задавайте вопросы: линейка под ластиком или ластик под линейкой? Что между вазой и часами? Жук справа или слева от ножа? Кто выше, ниже? И т.п. Предложите ему наглядно или на иллюстрации вставить пропущенные наречия и предлоги: справа от, и слева от, сзади от и т.п. Например: Стол от топора и от замка, лампа столом и от окна, бутылка от свечи и от зонтика.

Упр.95.«Сравни и растолкуй».Р. должен растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логикограмматические конструкции, как: «моя рука - в моей руке - моей рукой», «хозяйка куклы - кукла хозяйки», «мамина дочка - дочкина мама», «хозяин собаки - собака хозяина» и т. п.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.