Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Определение понятия социального обслуживания граждан в Российской Федерации, основные принципы и виды социального обслуживания.

Министерство образования Республики Башкортостан

СФ ФГБОУ ВПО «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж СФ БашГУ

Курсовой проект

принят с оценкой____________________

«___» _________ 20 ___ г______________

(подпись преподавателя)

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ТЕМА РАБОТЫ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Студент(ка) __________________________________________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

РУКОВОДИТЕЛЬ
РАБОТЫ_____________________________________________________________________

 

 

Стерлитамак 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………………………3

Глава 1. Определение понятия и основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации……………………………………………………….……..5

1.1 Определение понятия социального обслуживания граждан в Российской Федерации, основные принципы и виды социального обслуживания………………............5

1.2 Сущность, цели и задачи социального обслуживая граждан……………………13

Глава 2.Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности……………………………..........................................…………………………..18

2.1 Учреждения социального обслуживания семьи и детей ………………………..18

2.2 Учреждения социального обслуживания одиноко проживающих и престарелых граждан………………………………………………………………………………………….23

Заключение ……………………………………………………………………………..28

Список использованной литературы …………………………………………………29

Приложения ……………………………………………………………...



 

Введение

Социальное обслуживание на сегодняшний день играет существенную роль в социальной защите граждан, поскольку направлено на удовлетворение базовых потребностей населения.

Система социального обслуживания охватывает широкий спектр услуг, в частности: медицинскую помощь, содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе, жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание, организацию досуга и т. д. В области социального обслуживания возможность реализации права на его получение часто зависит от решения компетентного органа, поскольку целый ряд социальных услуг, предоставляемых в данной сфере, всё ещё относится к числу дефицитных, негарантированных абсолютно каждому пожилому и нетрудоспособному человеку. Об этом, в частности, свидетельствует превышение числа нуждающихся в обслуживании с помещением в дома-интернаты по сравнению с общим числом мест в этих учреждениях; в социальной помощи на дому и возможностями данной службы и т. д.

Для России проблемы социального обслуживания очень актуальны, так как всё больше людей, нуждающихся в нём. Среди них также пенсионеры и инвалиды, многие из которых нуждаются в социальном обслуживании на дому, граждане, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждаются в социальном обслуживании для преодоления или предотвращения её возникновения. Поэтому развитие государственной социальной политики в современных условиях постоянно требует новых механизмов, форм и методов ее реализации, основанных на оказании населению необходимого комплекса прямых социальных услуг.

Актуальность исследования данной курсовой работы заключается в том что, социальная помощь нуждающимся в России имеет давние традиции. Буянова М.О. отметила: «Социальное обслуживание исторически присуще нашей стране, начиная с самых первых лет образования государства. Функции социальной помощи были поручены попечению и надзору духовенства в лице Патриарха и подчиненных ему церковных структур». Подобную деятельность осуществляли, прежде всего, церкви и монастыри.

Цель курсовой работы заключается в исследовании основных видов социального обслуживания граждан.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

-определить понятие социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

-выявление основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

-определение условий и задач социального обслуживая граждан в Российской Федерации;

-проведение анализа основных видов социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

- рассмотреть деятельность учреждений социального обслуживания населения: их виды и специфику деятельности;

В качестве объекта исследования выступает правоотношения в сфере социального обслуживания различных категорий граждан.

Предметом исследования является законодательство регулирующее систему социального обслуживания граждан Российской Федерации.

 

 

Глава 1 Определение понятия и основных принципов социального обслуживания граждан в Российской Федерации.

Определение понятия социального обслуживания граждан в Российской Федерации, основные принципы и виды социального обслуживания.

В научной литературе понятие "социальное обслуживание населения" используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" в ст.1 дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие "социальное обслуживание", склонны определять его как поддержку не трудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.

Такие же авторы как Тучкова Э.Г. и Захаров М.Л. справедливо считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, так как это понятие охватывает широкий круг лиц (в том числе детей). Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т.д.) и др.

Основываясь на концепции системных потребностей социально - экономических структур в обществе в применении ее к решению практических и организационных задач сферы социального обслуживания граждан, можно обозначить системные функции и цели этой сферы. Это системные функции гуманности, к которым относятся:

а) помощь неимущим, слабым, больным и попавшим в трудные жизненные ситуации людям. Если человек в результате болезни или каких-либо обстоятельств попал в трудную ситуацию, то гуманное отношение к нему других членов общества со значительной вероятностью способно сохранить его жизнь и вернуть ему работоспособность. Кроме того, "общественному организму" (государство, общество, народ, нация, этнос и т.п.) могут оказаться полезными не только потенциально сильные и здоровые люди;

б) обеспечение поддержания выработки в "общественном организме" так называемых "энергетических излишков". Эта функция обусловлена тем, что потребность в ресурсах для выживания "общественного организма" может резко изменяться, например, во время войны или природных катаклизмов.

Система социального обслуживания населения может выступать как инструмент коррекции работы механизмов самоорганизации и само регуляции в обществе: одной из основных задач по удовлетворению системной потребности в корректировке работы общественных механизмов, основанных на принципе само регуляции и самоорганизации "общественных организмов", является корректировка поведения людей в соответствии с интересами включающего их "общественного организма". Функции по решению этих задач несут такие институты общества, как система образования и воспитания, религия, семья и т.д. С началом формирования и развития системы социального обслуживания коррекция работы общественных механизмов самоорганизации и само регуляции стала одной из ее важнейших задач.

Важное значение приобретает роль социального обслуживания граждан как стимулятора развития общества. Работа системы социального обслуживания населения способствует росту "уровня нормального потребления". Это обусловлено тем, что снижение уровня потребления социального неблагополучных групп населения (в результате болезни, безработицы и т.д.) обеспечивает их привыкание к более низким стандартам жизни. Поддерживая эти группы людей, система социального обслуживания населения способствует удовлетворению системной потребности "общественных организмов" в повышении "уровня нормального потребления" в обществе.

Важно заметить, что иные виды социальной помощи, кроме социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.д. В подобной специфике задач проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится "откупиться" всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь "в натуре" оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.

Кандидат экономических наук Валерий Шарин в статье "Социальное обслуживание: вектор развития" говорит о социальном обслуживании как об одном из видов социальной поддержки (бытовой, медицинской, психологической, педагогической, правовой и т.д.) гарантированной государством. Роль гарантий государства очень велика, особенно в период перехода страны к рыночным отношениям.

Отказа от гарантий, установленных на законодательном уровне, не должно происходить даже в свете интенсивного развития негосударственных форм социального обслуживания, за преобладание которых ратуют многие авторы. В качестве гарантий выступают: законы, направленные на получение прав на социальное обслуживание; подзаконные акты, обеспечивающие условия, средства, охрану такого права; сложившаяся практика работы государственных органов по обеспечению прав на социальное обслуживание и охране таких прав.

Относительно права на социальное обслуживание нужно сказать отдельно. Это право входит в состав правового статуса любого гражданина. Это право сопровождает граждан на протяжении всей их жизни. При этом не имеют значение возрастные, национальные, социальные и другие особенности граждан - все они имеют право на социальное обслуживание.

Статусное право на социальное обслуживание, закрепленное в законе, реализуется обычно при наличии трудной жизненной ситуации. Это понятие также необходимо охарактеризовать.

Не секрет, что экономические преобразования в нашей стране сопровождаются падением объема производства во всех (практически) отраслях производства, падением покупательной способности рубля (инфляция), безработицей, обнищанием значительной части населения, ухудшением состояния здоровья населения, ростом смертности и т.д. Вышеперечисленные факторы способствуют попаданию большого количества людей в так называемые трудные жизненные ситуации. Нужно отметить, что помимо факторов экономического характера, имеют место естественные причины, вследствие которых люди нуждаются в социальном обслуживании: старость, детство, сиротство, временная нетрудоспособность.

Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.

2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.

3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

7) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возни­кающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнища­ние, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и т. д.) Для оказания социальных услуг государство создает систему социальных служб, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального об­служивания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в ве­дении федеральных органов власти РФ и ее субъектов. Муниципальную систему социальных служб составляют соответствующие муниципальные предприятия, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

Виды социального обслуживания:

 

1) Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде:

-денежных средств;

-продуктов питания;

-средств санитарии и гигиены;

-средств ухода за детьми;

-одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

-топлива;

-специальных транспортных средств;

-технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

1. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

2. социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

3. Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется:

-детям-сиротам;

-детям, оставшимся без попечения родителей;

-безнадзорным несовершеннолетним;

-детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

-гражданам без определенного места жительства и определенных занятий;

-гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

-другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

4. Консультативная помощь – в учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

5. Реабилитационные услуги – социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах;

6. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания – в учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.