Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Перечень информационных систем

Для пользования электронными изданиями рекомендуется использовать следующие информационные системы:

1. Научная библиотека Омского государственного университета путей сообщения. http://bibl.omgups.ru.

Базы данных содержат сведения обо всех видах литературы, поступающей в фонд библиотеки. Более 1400 полнотекстовых документов (учебники, учебные пособия и т.п.). Доступ – с любого компьютера, подключенного к сети «Интернет».

2. Электронная библиотечная система «Лань». http://e.lanbook.com.

Электронная библиотека издательства «Лань» — ресурс, включающий в себя как электронные версии книг издательства «Лань», так и коллекции полнотекстовых файлов других российских издательств. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к сети «Интернет».

3. «Университетская библиотека ONLINE». http://www.biblioclub.ru.

Электронно-библиотечная система. Книги, конспекты лекций, энциклопедии и словари, учебники по различным областям научных знаний, материалы по экспресс-подготовке к экзаменам. После регистрации с компьютера университета – доступ с любого компьютера, подключенного к сети «Интернет».

4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. http://elibrary.ru.

Российский информационный портал в области науки, медицины, технологии и образования. На платформе аккумулируются полные тексты и рефераты научных статей и публикаций. Доступ с любого компьютера, подключенного к сети «Интернет».

5. Поисковые интернет-системы Яндекс, Rambler, Google и др.

 

11. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ,
НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Для проведения лекционных и практических занятий, контроля самостоятельной работы используются аудитории с доской, мультимедиа аппаратурой и ПЭВМ, достаточным количеством посадочных мест.



Для проведения текущего контроля успеваемости студентов используется система голосования (тестирования) Votum 26L.

 

12. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Эффективное освоение дисциплины предполагает регулярное посещение всех видов аудиторных занятий, выполнение плана самостоятельной работы в полном объеме и прохождение аттестации в соответствии с календарным учебным графиком.

Студенту рекомендуется ознакомиться со списком основной и дополнительной литературы.

Доступ к информационным ресурсам библиотеки и информационно-справочным системам сети «Интернет» организован в читальных залах библиотеки со стационарных ПЭВМ, либо с личного ПЭВМ (ноутбука, планшетного компьютера или иного мобильного устройства) посредством беспроводного доступа при активации индивидуальной учетной записи.

Пользование информационными ресурсами расширяет возможности освоения теоретического курса, выполнения самостоятельной работы и позволяет получить информацию для реализации творческих образовательных технологий: выполнения реферата на заданную или самостоятельно выбранную тему в рамках тематики дисциплины.

Для выполнения самостоятельной работы студенту рекомендуется изучить теоретические сведения по темам, следовать рекомендациям, изложенным в учебно-методических пособиях, предоставлять преподавателю промежуточные и окончательные результаты в процессе контактной работы на занятиях КСР.

Методические указания к теме 1.

При изучении первой темы важно уяснить, что такое история как наука, что составляет содержание истории, зачем ее изучают. Ответы на эти вопросы помогут студентам увидеть в истории не хаотичный, случайный набор событий и фактов, а систему, исторический процесс. Во избежание при его изучении искажений, более того – фальсификаций, познание истории должно опираться на научную методологию, представляющую совокупность научных методов, подходов и принципов исследования. При этом важнейшим условием постижения истории как науки является отбор исторических источников, для чего необходимо знать их основные типы. Глубокое усвоение исторического курса невозможно без обращения к историографии – науке о становлении и развитии самой исторической науки, об историках, их исследовательских методах и подходах, отношении к истории и к историческим источникам.

История – наука, не исключающая альтернатив в ее познании. Знакомство с ними, использование научных подходов в изучении истории поможет студенту глубже познать себя, быстрее найти свое место в жизни.

Методические указания к теме 2.

Подготовку к практическому занятию целесообразно начинать с внимательного прочтения материала соответствующей лекции. Это не только напомнит о событиях и явлениях, изучаемых на предыдущем занятии, но и поможет обнаружить их связь с новым материалом, что позволит понять логику развития исторического процесса в целом.

Изучая материал, следует обратить внимание на этническую общность славян, занимавших Восточно-Европейскую равнину, на особенности экономических и политических факторов (предпосылок), способствовавших формированию государственности в разных центрах этой территории.

Следует обратить внимание на характер политической власти в Киевской Руси, сутью которой являлась раннефеодальная монархия, на основные направления экономической жизни. Чтобы раскрыть сущность социально-экономических отношений в древнерусском обществе, рекомендуем обратиться к тексту первого общерусского свода законов – «Русской правде» Ярослава Мудрого. Необходимо разобраться в причинах принятия князем Владимиром православного христианства на Руси, в его политических и культурных последствиях, а также в причинах распада Киевской Руси.

Основные направления внешней политики Киевской Руси целесообразно рассматривать в тесном сочетании с деятельностью первых великих князей Киевской Руси, а также в контексте борьбы с кочевыми народами Востока.

Методические указания к теме 3.

Учитывая, что в современных условиях некоторые государственные и политические деятели, ученые, страдающие синдромом национализма, пытаются разорвать историческое единство восточнославянских народов, противопоставить их друг другу, важно в процессе изучения курса отечественной истории проследить общую судьбу, социокультурную преемственность народов Киевской и Московской Руси.

В ходе подготовки к практическому занятию необходимо обратить внимание на предпосылки возвышения Москвы и образования единого Русского государства, на альтернативные, иногда противоположные оценки учеными явления, получившего в истории название татаро-монгольского ига. Усвоению материала семинарского занятия будет способствовать также уяснение сущности понятия «централизованное государство», его основных признаков.

Методические указания к теме 4.

Позднее средневековье – один из самых сложных, противоречивых периодов отечественной истории, что и подтверждают события, связанные с деятельностью Ивана IV, его реформы, социально-экономические процессы, происходившие в то время в Московии. Сложность этих процессов была порождена особенностями становления молодого Российского государства. С одной стороны – еще при Иване III произошло объединение русских земель, создано централизованное государство; с другой – отсутствовала единая система государственного управления, система сбора налогов не отвечала интересам единого государства, центральной власти приходилось сталкиваться с проявлением сепаратизма отдельных князей и бояр. Учитывая столь сложную ситуацию, студенту предстоит выяснить следующее:

– какие реформы были проведены Иваном IV для укрепления царской власти, усиления централизованного характера государства;

– какие методы он использовал для решения этих задач;

– каковы позитивные и негативные итоги реформ Ивана IV;

– кто составлял социальную опору Ивана IV в борьбе против бояр.

Важно разобраться в сущности крепостничества, в причинах его утверждения в России, в росте поместного хозяйства.

Следует обратить внимание на основные направления и цели внешней политики царя, раскрыть ее успехи и неудачи, взаимосвязь внешней и внутренней политики, показать, как Россия при Иване IV превратилась в самое крупное по территории государство.

Методические указания к теме 5.

Петр I был первым царем, который не только осознал необходимость модернизации (обновления) России, но и немало сделал в этом направлении. Полагая, что без сильной власти монарха невозможна модернизация страны, он провел ряд реформ, направленных на укрепление абсолютной власти царя. Какие это реформы? Необходимо обратить внимание на реформирование центральных и местных административных и церковных органов
управления.

Важным направлением в реформаторской деятельности Петра Великого стали социально-экономические преобразования, реформы в сфере культуры и быта. При изучении этих процессов следует раскрыть роль царя в их проведении, меры, принимаемые государством по расширению налоговой базы, по развитию мануфактурного производства, культуры образования, науки.

При подготовке материала по четвертому вопросу важно увидеть неразрывное единство процессов модернизации страны с проводимой Петром I внешней политикой, с созданием сильной армии и флота, с борьбой за выход к морям.

Методические указания к теме 6.

Прежде всего, следует разобраться с понятием «просвещенный абсолютизм», его проявлением в странах Запада. Это позволит глубже усвоить политику Екатерины II, успехи и неудачи проведения в России политики «просвещенного абсолютизма». Разберитесь, что ей удалось на этом пути, а что не удалось. Чем объяснить неудачи?

Важно выяснить причины многочисленных попыток реформирования страны. Это поможет понять, почему именно Александр I, стремившийся продолжить курс «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, пытался реформировать страну. Необходимо рассмотреть проекты реформирования системы власти, земельного вопроса, сферы народного образования. Что удалось реализовать, а что – не удалось? Почему?

В среде активной, наиболее просвещенной части российского общества все чаще возникали вопросы: почему Россия отстает от Запада; каков дальнейший путь России; что делать? В зависимости от ответов на эти вопросы постепенно складываются три основных идейных течения: консервативное или самодержавно-охранительное, либеральное и революционное. Какие общественные силы стояли за каждым их этих направлений? Каковы их цели, взгляды, тактика действий?

Важнейшее значение для определения основных направлений внешней политики России, ее истории были: борьба Екатерины II за выход к Черному морю; Отечественная война 1812 г.; Кавказская война 1817 – 1864 гг.; Восточная (Крымская) война 1853 – 1856 гг.

Методические указания к теме 7.

При изучении вопросов этой темы особого внимания требует вопрос об отмене крепостного права. Без знания сущности российского крепостничества, причин и условий его отмены невозможно будет понять необходимость проведения в стране в 1860 – 1870-е гг. Александром II других либеральных реформ (земской, судебной и др.), причин ускоренного развития промышленности и строительства железных дорог. Реформы С. Ю. Витте, главной целью которых стала индустриализация страны, осуществлялись также благодаря отмене крепостного права.

На этом занятии продолжается изучение общественного движения, зародившегося еще в первой половине XIX в. Во второй половине XIX в. окончательно оформляются его направления – консервативное, либеральное, революционное. Что у них общего и особенного в оценке прошлого и будущего российской истории? Учитывая усиление экстремистских тенденций в российском общественном движении, важно разобраться в причинах этого явления. Для этого необходимо изучить взгляды и деятельность революционных демократов, народников, социал-демократов.

Методические указания к теме 8.

При подготовке к данной теме практического занятия важно разобраться в причинах и целях первой российской революции, которые определили ее характер как буржуазно-демократический. Главным достижением революции стало образование парламентаризма и многопартийной системы. Именно этот факт должен быть определяющим при изучении данной темы. Необходимо тщательно разобраться в сущности и программах монархических, либеральных и революционных партий России, проследить, как они были представлены в Государственных думах первых созывов. В процессе подготовки к семинару следует учитывать, что революция 1905 – 1907 гг. так и не решила аграрного вопроса в стране. В дальнейшем он решался в ходе столыпинской реформы. Разобраться в ее сущности, методах проведения, последствиях – еще одна важная задача, стоящая перед студентом.

Методические указания к теме 9.

Такие крупные вехи мировой и отечественной истории начального периода ХХ столетия, как Первая мировая война и революционные потрясения России, продолжают волновать умы людей: уж слишком велики и тяжелы последствия этих событий, они диктуют ныне живущим извлекать уроки. Мировая война стала трагедией не только для миллионов погибших, но и ввергла Россию в пучину революционных событий 1917 г.

Период февраля – октября 1917 г. до сих пор вызывает острые дискуссии. Необходимо разграничить характер революции в ее начале – в феврале – и на ее завершающем этапе – в октябре. Следует выяснить, как решался вопрос о власти на разных этапах революции, как в стране в условиях двоевластия нарастали кризисные явления, что же произошло в конце октября 1917 г.: бунт, государственный переворот, социалистическая революция или захват власти большевиками. Для выяснения этих вопросов необходимо ознакомиться с деятельностью политических партий (целями, тактикой) и их лидеров на разных этапах революции.

Методические указания к теме 10.

В ходе подготовки к занятию необходимо определить предпосылки и причины гражданской войны в Советской России, показать расстановку классовых сил в начале и в ходе войны. Особое внимание нужно обратить на крестьянство, позиция которого предопределила итог гражданской войны. Говоря о методах борьбы противоположных сторон, следует остановиться на белом и красном терроре. Можно ли оправдать его применение? Есть ли разница в целях и оценках террора у руководителей белого движения и большевиков? Важно уяснить причины и сущность политики «военного коммунизма». Чем вызван отказ большевистского руководства от этого курса? Какие факторы привели к победе Красную Армию?

Важно разобраться в вопросах формирования новой, советской государственности, для чего следует обратиться к идеям В. И. Ленина о принципах образования советского многонационального государства, показать их несовместимость с принципами, предлагаемыми И. В. Сталиным. На каких принципах был создан СССР? В чем сущность этих принципов?

Методические указания к теме 11.

Вопросы данного семинара охватывают те стороны исторического процесса 20-х – 30-х гг. ХХ в., которые В. О. Ключевский мог бы смело отнести к исторической социологии. Действительно, ключевые вопросы семинара связаны с политическими процессами, государством, властью. Даже проблема НЭПа властями рассматривалась с политических, более того, с идеологических позиций. В этом можно убедиться при выявлении причин отказа большевистского руководства от новой экономической политики, несмотря на ее успехи в промышленности и в сельском хозяйстве. Отказ от НЭПа свидетельствовал о поражении альтернатив, предлагаемых Красиным Л. Б., Троцким Л. Д. и Преображенским Е. А., Сокольниковым Г. Я., Каменевым Л. Б. и Зиновьевым Г. Е., Бухариным Н. И. Нужно дать краткие характеристики этих альтернатив, полнее – бухаринской. Что из себя представлял победивший сталинский вариант модернизации страны?

В ходе подготовки третьего вопроса семинара прежде всего необходимо выяснить в словарях, других справочных изданиях, что означают понятия «авторитаризм», «культ личности», «тоталитаризм», «тоталитарный режим». Затем следует проанализировать, как в нашей стране формировалось тоталитарное государство, выяснить сущность и роль в этих процессах культа личности И. В. Сталина. При этом важно уяснить, что государство сформировало соответствующую своему тоталитарному характеру административно-командную систему. Каковы ее основные черты?

Методические указания к теме 12.

Данная тема охватывает вопросы, ориентированные как на ознакомление студентов с основными положениями сталинского варианта социалистической модернизации страны, так и на получение ими знаний по практике его реализации.

Самым сложным, трудным вопросом индустриализации был вопрос о путях накопления средств для ее проведения, поскольку без крупных вложений средств промышленное производство индустриального типа создать невозможно. Сопоставление источников накопления средств, используемых
С. Ю. Витте и И. В. Сталиным для развития промышленности, поможет глубже понять социально-экономический и политический характер государственных систем России, действовавшие в периоды царизма и сталинизма.

Изучая практику коллективизации сельского хозяйства, ставшей важнейшей составляющей сталинского плана социалистического строительства в нашей стране, необходимо раскрыть сущность самого понятия коллективизации, показать, в чем ее отличие от крестьянской кооперации, существовавшей в дореволюционной, а затем и в нэповской России. Зачем Сталину понадобилась коллективизация, какими методами и в каких формах она проводилась? Каковы ее результаты и последствия? Учитывая, что основные идеи и смысл сталинской модернизации сельского хозяйства были заложены в постановлении ЦК ВКП(б) от 5 января 1930 г. «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству», целесообразно обратиться к этому документу.

При подготовке материала по третьему вопросу следует обратить внимание на изменение целей, содержания культурного развития и образования, усиление идеологии большевизма и гонений, особенно на церковь и интеллигенцию. Противоречивость изучаемого периода отечественной истории заключается в том, что в это же время в сфере советской культуры и образования были и успехи. Какие и в чем они проявлялись?

Методические указания к теме 13.

Усвоение материала первого вопроса требует от студента внимательного изучения соответствующих разделов учебников, лекций, научной литературы, где говорится о нарастании опасности мировой войны, раскрывается внешняя политика Германии, западноевропейских стран, США в 1930-е гг., роль пакта Риббентропа – Молотова, показан внешнеполитический курс СССР накануне и в первые годы Второй мировой войны.

В 1939 – 1940-е гг. строгим экзаменатором боеспособности Красной Армии стала советско-финская война. Каковы уроки этой войны?

Далее, определив основные этапы Великой Отечественной войны, дать характеристику каждого из них. При этом важно раскрыть причины неудач, отступления наших войск в начале войны, показать, как готовился коренной перелом в ходе войны в тылу и на фронте, как эта подготовка отразилась на ходе военных операций под Москвой, Сталинградом, Курском и в последствиях сражения по освобождению от фашизма Европы и самой Германии. Какую роль сыграли второй фронт и поставки в СССР по ленд-лизу?

Необходимо разобраться в чем источники Победы советского народа в Великой Отечественной войне. При подготовке к семинару рекомендуется использовать воспоминания участников войны, тружеников тыла, материалы о вкладе в великую Победу сибиряков, в том числе омичей, железнодорожников, сотрудников и студентов ОмГУПСа.

Методические указания к теме 14.

Победа антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне коренным образом изменила карту мира, расстановку мировых сил. Покажите, в чем конкретно выразились эти изменения. Это поможет понять, почему военное сотрудничество государств в годы войны не переросло в сотрудничество в послевоенные годы, каковы были причины «холодной войны», в чем заключается ее политическая сущность и какова роль западных и советских лидеров в ее эскалации.

При подготовке второго вопроса темы нужно обратить внимание на успехи в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, на трудности, вызванные голодом 1946 – 1947 гг., на ожидания людей лучшей доли. Оправдались ли эти надежды народа-победителя? Отвечая на этот вопрос, необходимо раскрыть сущность экономической политики сталинского руководства, курса на продолжение политических репрессий.

Послевоенная политика Сталина сменилась «оттепелью» Н. С. Хрущева. В чем ее сущность, каковы мотивы и пределы борьбы Хрущева с культом личности Сталина? Раскройте его попытки реформирования КПСС и системы управления промышленностью и сельским хозяйством, цели и важнейшие направления внешней политики.

Методические указания к теме 15.

1965 – 1991 гг. в истории нашего Отечества были насыщены прежде всего нарастанием трудностей в разных сферах советского общества. А. Н. Косыгин, возглавив после Н. С. Хрущева правительство, пытался исправить трудную ситуацию, сложившуюся в экономике. Он стал организатором реформ в области сельского хозяйства и промышленности. В чем состоял новаторский характер этих реформ? Каковы их итоги? В 1970-е – первой половине 1980-х гг. трудности в экономическом, политическом, духовном развитии советского общества нарастали. Раскрыть причины этих затруднений. Почему реформы А. Н. Косыгина не дали ожидаемых результатов?

Проблемы внутреннего развития СССР дополнялись внешнеполити-ческими. Нужно разобраться в принципах внешней политики Советского Союза периода Л. И. Брежнева, обратив особое внимание на ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан, его цели и последствия.

Важно разобраться в «перестройке», проводимой М. С. Горбачевым во второй половине 1980-х гг. Что заставило его приступить к «перестройке», в чем она состояла, почему не оправдала надежд ее вдохновителей? Ответы на эти вопросы помогут выявить причины общегосударственного кризиса начала 1990-х гг., которые привели к распаду СССР и образованию новой России.

Методические указания к теме 16.

В ходе изучения этой темы необходимо проанализировать возможные пути радикальной социально-экономической и политической модернизации, которые испытывала Россия в условиях «дикого» капитализма. Особое внимание необходимо уделить глобальным изменениям в международной обстановке при формировании новых мировых центров. Необходимо выяснить место и роль России во всемирной истории.

 

Автор рабочей программы:   Баландин С.А., зав. кафедрой, к.и.н., доцент    
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание     (подпись / дата)

13. ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ДИСЦИПЛИНЫ:

В 2016 г.

изменен титульный лист рабочей программы и ФОС в части наименования образовательной организации

 

  Автор изменений и дополнений: Баландин С.А., зав. кафедрой, к.и.н., доцент    
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии)   (подпись / дата)

В 2017 г.

   

 

Автор изменений и дополнений:      
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии)   (подпись / дата)

В 2018 г.

   

 

Автор изменений и дополнений:        
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии)   (подпись / дата)

В 2019 г.

   

 

Автор изменений и дополнений:      
Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание (при наличии)   (подпись / дата)

Приложение (обязательное)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» (ОмГУПС (ОмИИТ))

 

Кафедра «История, философия и культурология»

 

(название кафедры)

Автор Баландин Сергей Александрович, зав. кафедрой, к.и.н., доцент

(Ф. И. О. полностью, должность, ученая степень, ученое звание)

 

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

Б1.Б.01 «История»

(индекс и наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом)

 

Специальность: 38.05.02 Таможенное дело

(код, наименование направления подготовки / специальности)

Специализация: –

 

Образовательная программа: программа специалитета

 

Квалификация выпускника: специалист таможенного дела Форма обучения: очная

 

 

 


 

Общие положения

Оценивание и контроль сформированности компетенций осуществляется с помощью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые проводятся в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», обучающихся по программам высшего образования, утвержденным ректором 17.03.2014.

 

2. Паспорт фонда оценочных средств (далее – ФОС) по дисциплине и описание шкалы оценивания компетенций приведены в таблицах 1 и 2 соответственно

Таблица 1

Паспорт ФОС по дисциплине «История»

Код и формулировка компетенции: ОК-1 Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу ОК-6Способность использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности
Этапы формирования компетенции Результаты формирования компетенций Показатели оценивания результатов обучения Критерии оценивания результатов обучения Шкала оценивания результатов обучения Наименование оценочного средства
I (первая контрольная неделя) Знать – предмет курса и методы исторического познания – основные исторические и историографические источники – движущие силы, закономерности и этапы мирового исторического процесса – социально-историческое содержание эпох Античности, Средневековья и Нового времени Освоение теоретического курса Посещение лекций № 1 – 5   10 баллов (по 2 балла за посещение каждой лекции) Проверка и учет посещаемости
Ведение конспекта лекций № 1 – 5 15 баллов (по 3 балла за конспект каждой лекции) Проверка и учет ведения конспекта
Уметь – применять исторические знания для повышения своего образовательного и политического уровня, развития исторического сознания, формирования собственной гражданской позиции Выполнение плана самостоятельной работы Подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий   25 баллов   Контрольные вопросы и задания
Владетьосновополагающими историческими понятиями, категориями, методами для выявления причинно-следственных связей событий, фактов и явлений общественной жизни Выполнение плана самостоятельной работы   Подготовка доклада / написание реферата 15 баллов   Темы докладов и рефератов
    Текущий контроль по пройденным разделам дисциплины 35 баллов   Банк тестовых заданий
Итого: 100 баллов
II (вторая контрольная неделя) Знать – основное содержание и особенности исторического развития Киевской Руси – основное содержание и особенности исторического развития Московского государства – основное содержание и особенности исторического развития Российской империи Освоение теоретического курса Посещение лекций № 6 – 10   10 баллов (по 2 балла за посещение каждой лекции) Проверка и учет посещаемости
Ведение конспекта Лекций № 6 – 10 15 баллов (по 3 балла за конспект каждой лекции) Проверка и учет ведения конспекта преподавателем на контрольной неделе
  Уметь использовать знания по истории в различных сферах общественной жизни, в распространении идей патриотизма и национального единства Выполнение плана самостоятельной работы Подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий 25 баллов   Контрольные вопросы и задания
Владеть –навыками анализа и способностью объяснения политических, социальных, экономических и культурных факторов исторического развития – способами участия в современных социально-политических процессах Выполнение плана самостоятельной работы   Подготовка доклада / написание реферата 15 баллов   Темы докладов и рефератов
Текущий контроль по пройденным разделам дисциплины 35 баллов   Банк тестовых заданий
Итого: 100 баллов
III (третья контрольная неделя) Знать – основное содержание и особенности исторического развития СССР – содержание и проблемы современного этапа отечественной истории – социально-историческое содержание новейшей эпохи ведущих зарубежных стран – место и роль России во всемирной истории Освоение теоретического курса Посещение лекций № 11 – 16   12 баллов (по 2 балла за посещение каждой лекции) Проверка и учет посещаемости
Ведение конспекта Лекций № 11 – 16 18 баллов (по 3 балла за конспект каждой лекции) Проверка и учет ведения конспекта на контрольной неделе
Уметьориентироваться в мировом историческом процессе, разбираться в событиях и явлениях общественно-политической жизни внутри страны и за рубежом   Выполнение плана самостоятельной работы Подготовка ответов на контрольные вопросы и выполнение заданий 20 баллов   Контрольные вопросы и задания
Владеть – пониманием общественной значимости исторического наследия и культурных традиций – пониманием социальной значимости своей будущей профессии   Выполнение плана самостоятельной работы   Подготовка доклада / написание реферата 15 баллов   Темы докладов и рефератов
Текущий контроль по пройденным разделам дисциплины 35 баллов   Банк тестовых заданий
Итого: 100 баллов
Промежуточная аттестация (экзамен) В соответствии с табл. 2 Экзаменационные вопросы

Таблица 2

Описание шкалы оценивания компетенций по дисциплине «История»

Уровень освоения компетенции Оценка по 100-балльной шкале Оценка по 4-балльной шкале Описание
ФОС для текущего контроля успеваемости ФОС для промежуточной аттестации
высокий 93 – 100 «отлично» Обучающийся обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеет свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную литературу и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, обучающийся проявляет творческие способности в понимании, изложении и использовании
базовый 76 – 92 «хорошо» Обучающийся обнаружил полное знание учебного материала, успешно выполняет предусмотренные в программе задания, усвоил основную литературу, рекомендованную в программе.
пороговый 60 – 75 «удовлетвори- тельно» Обучающийся обнаружил знания основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляется с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, знаком с основной литературой, рекомендованной программой, допустил погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладает необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
0 – 59 «неудовлетвори-тельно» Обучающийся обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий, не может продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании образовательной организации без дополнительных занятий

3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

3.1. Типовые контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение понятия «история».

2. Назовите основные этапы всемирной истории.

3. Раскройте смысл понятия «методология познания». Каковы ее составляющие?

4. Назовите основные типы исторических источников.

5. Назовите основные функции истории как науки, раскройте их содержание.

6. Что изучает историография?

7. В чем сущность концепций исторического развития России С. М. Соловьева и В. О. Ключевского?

8. Какова роль торгового пути «из варяг в греки» в образовании Руси?

9. Какие моря соединял путь «из варяг в греки», по каким рекам он проходил? Проследите этот путь по карте.

10. Назовите племенные образования восточных славян, расселявшихся вдоль пути «из варяг в греки».

11. В чем сущность норманнской и антинорманнской теорий?

12. Назовите первых князей Киевской Руси. В чем заключался вклад каждого из них в историю Древней Руси?

13. Когда и зачем князь Владимир крестил Древнюю Русь?

14.Когда на Руси появилась система вотчинной земельной собственности? В чем ее сущность?

15. Назовите категории свободного и зависимого населения Киевской Руси.

16. Чем отличался древнерусский город от западноевропейского?

17. Как назывался первый общерусский свод законов? При каком князе он был издан?

18. Как можно охарактеризовать политический строй Киевской Руси и Новгорода в IX – XII вв.?

19. Каковы основные факторы, приведшие к распаду и гибели Киевскую Русь?

20. Каковы причины возвышения Москвы?

21. Какой московский князь превратил Москву в религиозный и идеологический центр?

22. Почему Великое Литовское княжество не выдержало соперничества Москвы в борьбе за объединение русских земель?

23. Какова роль православия в изгнании монгольских захватчиков?

24.Каково историческое значение Куликовской битвы?

25. Каковы последствия татаро-монгольского ига?

26. Назовите основные предпосылки образования единого Российского национального государства.

27. Чем объяснить упорное сопротивление присоединению Великого Новгорода к Московскому княжеству?

28. Кто из князей остался в исторической памяти объединителем русской земли? Почему?

29. Когда и кем был принят первый общерусский свод законов, заменивший «Русскую правду» Ярослава Мудрого?

30. Раскройте суть государственной идеологии – «Москва – третий Рим».

31. Назовите основные черты Российского государства, созданного в XV – начале XVI вв.

32.Какими причинами диктовалась необходимость реформирования страны к началу царствования Ивана IV?

33. Какие реформы Ивана IV были направлены непосредственно на укрепление царской власти?

34. Каковы структура и функции приказной систем






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.