Бюджетное ограничение потребителя Анализ потребительских предпочтений не показывает, какой из наборов продуктов купит покупатель. Следовательно, чтобы разобраться в этом, надо изучить покупательную способность потребителя. Для этого необходимо учитывать цены на продукты и доход потребителя.
Пусть X и Y - количество продукта, которое хотят приобрести покупатели.
o Pxи Py - цены на соответствующие продукты;
o I– номинальный доход потребителя (величина постоянная).
Тогда алгебраически бюджетное ограничение потребителя примет следующий вид:
Px×X + Py×Y = I.
На основе данного тождества построим бюджетную плоскость:
Рис. 1.37. Бюджетная плоскость.
На основе данного рисунка сделаем следующие выводы:
o заштрихованная плоскость есть бюджетное пространство (бюджетные возможности покупателя);
o все точки, лежащие внутри бюджетного пространства, показывают доступность потребителю данных продуктов (однако, приобретая их, он не полностью использует свой доход);
o наборы продуктов, лежащие за бюджетной линией предпочтительны для потребителя, но не доступны, т.к. его доход не позволяет ему их приобрести.
Бюджетная линия – линия, которая графически отражает набор продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.
Уравнение бюджетной линии:
Поведение бюджетной линии, исходя из следующих ситуаций:
o если цены на продукты Х и Y постоянны, а номинальный доход растет, то бюджетная линия переместится вверх параллельно первоначальной линии;
o если номинальный доход постоянен, а цены на продукты Х и Y упали, то бюджетная линия переместится вверх параллельно первоначальной, т.к. реальный доход вырос;
o если номинальный доход и цена на продукт Y постоянны, а цена на продукт Х падает, то спрос на продукт Y не изменится, а на продукт Х возрастёт.
2.3.5.Условие равновесия потребителя.
Дано:
1. Три кривых безразличия U1–U3.
2. Бюджетное ограничение Рх×Х + Py×Y = I,
где
I – номинальный доход (величина постоянная).
3. Наборы продуктов, соответствующие точкам A, B, C, D, E и F.
Доказать: что набор продуктов, соответствующий точке C (рис. 1.38.), отражает ситуацию потребительского равновесия, в которой рациональный потребитель достигает максимум общей полезности.
Рис. 1.38. Положение равновесия потребителя.
Доказательство:
Количественная теорияповедение кривых безразличия U1–U3объясняет с точки зрения убывающей предельной полезности (первый закон Госсена).
Порядковая теория поведение кривых безразличия U1–U3 объясняет с точки зрения снижающейся предельной нормы замещения (MRS). В любой точке кривой безразличия предельная норма замещения будет выражать следующую зависимость:
MRSxy = ǀ- dYǀ / ǀdXǀ = MUx / MUy.
Рассмотрим положение бюджетной линии и кривых безразличия U1 – U3 в бюджетной плоскости:
1. для потребителя более предпочтительны наборы из двух продуктов (X,Y), соответствующие точкам E и F (кривая безразличия U3). Однако, они ему не доступны, т.к. не хватает дохода;
2. если потребитель предпочтет наборы из двух продуктов(X,Y) кривой безразличия U1 (точка A, B и D), то он поступит нерационально. При данном уровне потребления доход используется им не полностью (заштрихованная часть бюджетного пространства);
3. рациональный потребитель увеличит степень удовлетворения своих потребностей (при том же бюджетном ограничении), перейдя с кривой безразличия U1 на U2 (точка C).
Проанализируем положение точкиC:
Точка C – точка касания кривой безразличия U2 и бюджетной линии. В данной точке тангенс угла наклона кривой безразличия равен тангенсу угла наклона бюджетной линии.
Тангес угла наклона есть производная функции или отношение противолежащего катета к прилежащему катету.
Возьмём производную в точке C:
.
Поскольку в теории потребления номинальный доход потребителя величина постоянная, то количество сэкономленных денег от недопотребления товара Y, должно соответствовать количеству денег, потраченных на приобретение товара X. Отсюда, приравняв производные:
,
получим следующее выражение:
.
Таким образом, набор из двух продуктов, соответствующий точке C отражает ситуацию потребительского равновесия, в которой рациональный потребитель достигает максимум общей полезности (второй закон Госсена). Это и требовалось доказать.
|