Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Основные виды расходов и доходов государственного бюджета.

Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства, основной финансовый план страны.

В зависимости от целей расходы государства можно разделить на следующие виды:

1. расходы на политические цели, к ним относятся расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности (т. е. содержание армии, полиции, судов и т. п.), на содержание аппарата управления государством;

2. расходы на экономические цели, в том числе расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, помощь (субсидирование) частному сектору экономики;

3. расходы на социальные цели, такие как социальное обеспечение (выплата пенсий, стипендий, пособий), образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрана окружающей среды.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятсяна:

o государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);

o трансферты (их стоимость не включается в ВВП, поскольку они являются результатом перераспределения национального дохода);

o выплаты процентов по государственным облигациям (т. е. обслуживание государственного долга).

Основными источниками доходов государства являются:

o налоги (включая взносы на социальное страхование);

o прибыль государственных предприятий;

o сеньораж (доход от эмиссии денег);

o доходы от приватизации.

Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо государственного бюджета. В зависимости от соотношения расходов и доходов сальдо государственного бюджет может быть:

1. положительным, когда доходы бюджета превышают его расходы, (профицит(излишек) государственного бюджета);



2. равно нулю, когда доходы равны расходам; такой бюджетназывается сбалансированным;

3. отрицательным, когда доходы бюджета меньше, чем расходы (дефицит государственного бюджета).

Бюджетный дефицит может быть профинансирован тремя способами. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов:

1. Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета – центральный банк увеличивает денежную массу, т. е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых правительство покрывает превышение своих расходов над доходами.

Недостаток данного способа состоит в том, что в долгосрочной перспективе увеличение денежной массы ведет к инфляции, т. е. это инфляционный способ финансирования.

2. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долгагосударство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Недостаткиданного способа:

o по долгам надо платить. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

o проявляется эффект вытеснения частных инвестиций. Экономический смысл эффекта вытеснения следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости от ставки процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.

3. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долгадефицит бюджета финансируется за счет внешнего заимствования.

Недостатки заключаются в следующем:

o необходимо возвращать долг и обслуживать его (выплачивать как саму сумму долга, так и проценты по нему);

o невозможно «построить» финансовую пирамиду для выплаты внешнего долга;

o необходимо отвлекать средства из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике;

o при дефиците платежного баланса возможно истощение золотовалютных резервов страны.

Таким образом, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют и свои достоинства, и свои недостатки. Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внутреннего или внешнего заимствования ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг, его виды и последствия.

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место).

Различают два вида государственного долга:

1.внутренний долг –результат выпуска государством ценных бумаг (облигаций);

2.внешний долг– результат займов у других стран и международных финансовых организаций.

Последствия государственного долга:

во-первых, снижается эффективность экономики, поскольку предполагает отвлечение средств из производственного сектора как на обслуживание, так и на выплату долга;

во-вторых, перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

в-третьих, происходит вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочной перспективе может привести к сокращению запаса капитала и уменьшению производственного потенциала страны, к валютному кризису и высокой инфляции;

в-четвертых, возлагается бремя выплаты долга на будущие поколения, что может способствовать снижению уровня их благосостояния.

Фискальная политика.

Фискальная (или бюджетно-налоговая) – это разновидность антициклической (стабилизационной) политики, направленной на стабилизацию экономики в краткосрочном периоде.

Целью фискальной политики являются стабильный экономический рост, полная занятость (отсутствие циклической безработицы) и стабильный уровень цен (отсутствие инфляции).

Инструменты фискальной политики – расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

o государственные закупки;

o налоги;

o трансферты.

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляют собой расходы государственного бюджета.

Налоги– основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой.

Изменение величины государственных закупок товаров и услуг оказывает влияние только на совокупный спрос, а изменение величины налогов и трансфертов – и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Снижение налогов увеличивает совокупное предложение, стимулируя деловую активность, а их рост сдерживает производство. Снижение трансфертов, наоборот, уменьшает совокупное предложение, а их увеличение, обусловливая уменьшение издержек фирм на производство единицы продукции, ведет к росту совокупного предложения.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики:

o стимул

o сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде. Она направлена на увеличение деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей.

Инструментами стимулирующей фискальной политики:

o увеличение государственных закупок;

o снижение налогов;

o увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме («перегреве» экономики), она направлена на сдерживание деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

o сокращение государственных закупок;

o увеличение налогов;

o сокращение трансфертов.

В зависимости от способа воздействия инструментов рассматриваемой политики на экономику различают:

o дискреционную; и

o автоматическую фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное законодательное изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Эти изменения находят отражение в основном финансовом плане страны – государственном бюджете.

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика основана на действии встроенных (автоматических) стабилизаторов.

Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых остается неизменной, но само наличие которых (встроенность в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

а) подоходные налоги, включающие в себя все виды налогов на доходы, в том числе налог на прибыль корпораций (заметим, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие оказывает прогрессивный подоходный налог);

б) косвенные налоги (в первую очередь налог на добавленную стоимость);

в) пособия по безработице;

г) пособия по бедности. (В США к встроенным стабилизаторам относятся также субсидии фермерам.)

В развитых странах экономика на две трети регулируется с помощью дискреционной фискальной политики, а на одну треть – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Контрольные вопросы и задания по теме:

1. Дайте характеристику налоговой системе России.

2. Сформулируйте принципы налогообложения.

3. По данным ниже приведенной таблицы определите тип налогообложения:

4.

5. Какие виды налогов используются в России?

6. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупный спрос.

7. Охарактеризуйте механизм воздействия налогов на совокупное предложение.

8. Нарисуйте кривую Лаффера. Какие две проблемы позволяет решить кривая Лаффера.

9. Дайте понятие госбюджета.

10. Раскройте основные виды расходов и доходов бюджета.

11. Охарактеризуйте состояние (сальдо) госбюджета и его виды.

12. Охарактеризуйте сальдо бюджета на разных фазах экономического цикла.

13. Раскройте содержание концепций госбюджета.

14. Перечислите преимущества и недостатки различных способов финансирования госбюджета.

15. Дайте экономическое обоснование государственного долга.

16. Государственный долг: виды и последствия.

17. В чем состоит сущность фискальной политики?

18. Перечислите виды фискальной политики.

19. В чем выражается сущность инструментов фискальной политики?

20. Раскройте содержание дискреционной фискальной политики.

21. Раскройте содержание автоматической фискальной политики. Что относят к встроенным стабилизаторам?

22. Охарактеризуйте влияние стимулирующей и сдерживающей фискальной политикина совокупный спрос.

23. Охарактеризуйте одновременное воздействие фискальной и монетарной политик.

24. Как проявляется эффект вытеснения частных инвестиций?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.