Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Особенности интервью с художниками, писателями и театральными деятелями

1. Сезоны передач – менялась ли концепция передачи и тактика ведущих на протяжении всей истории передачи?

На протяжении всей истории передач, тактика ведущих и концепция программы не менялись. Прямой зависимости от перехода на другой канал или смены сезона не обнаружено.

За время существования программы «Школа злословия» ведущие провели несколько сотен интервью с представителями творческих профессий. Например, свыше 30 писателей согласились стать гостями программы. Среди них были как известные медиаперсонажи, такие как Д. Донцова, М. Устинова, З. Прилепин, так и менее известные авторы, которых ведущие «открывали» телезрителю. Например, таким «открытием» стал брат ведущей Татьяны Толстой - Иван Толстой, написавший книгу «Открытый роман Пастернака «Доктор Живаго» между КГБ и ЦРУ». Именно выход книги и стал информационным поводом интервью. Хотя традиционно беседы в «Школе злословия» представляют собой интервью-портреты, где ведущие пытаются раскрыть гостей с разных и порой неожиданных сторон, однако не все эфиры можно назвать таковыми. Так, например, эфир с упомянутым И. Толстым не раскрыл личность гостя, вопросы не были посвящены жизни самого писателя, а акцентировались преимущественно на сюжете его книги, жизни Пастернака и предпосылках создания романа «Доктор Живаго». В этом интервью ведущие практически не участвовали в разговоре, эфир представлял собой монолог гостя, а одна из соведущих в начале беседы призналась, что книгу не читала.

2. Медийные гости – подтверждают ли ведущие укоренившийся образ известной личности или раскрывают его с иной стороны?



Совершенно противоположная ситуация происходила в интервью с известной писательницей Дарьей Донцовой. Ведущим удалось достигнуть поставленной цели, а именно – приоткрыть «завесу тайны» жизни известного человека и показать ее с новой стороны. Для достижения этого результата, ведущие задавали «неожиданные» вопросы. Например, первое, что спросили ведущие в начале интервью:

– Вы третий раз замужем. Как вы решили проблему непарных носков?

– Умеете ли Вы снимать показания счетчиков?

Такого рода вопросы вызывали удивление у гостьи и в тоже время помогали создавать непринужденную обстановку, в которой гость был максимально расслаблен и откровенен. Также, обращая внимание на детали, авторы программы добавляли красок в портрет гостя. Разговор получился многогранным: говорили о личной жизни, творчестве, политике, еде, быте, отношении мужа к популярности Дарьи, о болезни писательницы и о месте ее творчества в литературе.

3. Подготовленность. Насколько хорошо ведущие подготовились к эфиру, насколько продуманы и глубоки вопросы?

В интервью с Дарьей Донцовой большая часть вопросов была посвящена творчеству писательницы. Многие из них показывали то, что ведущие хорошо знакомы с работами гостьи и тщательно готовились к интервью:

– Почему Вы упускаете в своих произведениях местоимение «я»?

– Почему в ваших книгах так много «Макдональдса?»,

– Ваша героиня знает французский?

– В своих прошлых интервью вы часто говорите о своей болезни. Возможно, именно то, что ведущие по профессии сами являются писателями, интервью с коллегами у них получается профессиональным и не поверхностным.

Ведущие неоднократно показывали хорошее владение материалом и свою подготовленность к интервью. В каждом выпуске программы можно заметить, что они цитируют ответы гостя на предыдущие интервью или упоминают факты из его биографии. Например, в беседе с Н. Сафроновым, просят пояснить сказанную когда-то журналистам фразу: «Меня называют русским Казановой», а также упоминают факты из биографии гостя – написание портрета Путина, производство водки, темы его картин. В интервью с Волочковой ведущие так же подчеркивали, что изучали её поведение в предыдущих интервью, отмечая, что везде она ведёт себя одинаково.

4. Немедийные гости – как раскрывается образ гостя? Есть ли отличие от интервью с известной личностью?

Осведомленность и готовность ведущих подтверждает и другое интервью, которое они провели с известным писателем Захаром Прилепиным. В беседе ведущие обсуждают его книги, литературных персонажей, акцентируют внимание на деталях:

– У Вас в «Саньке» очень часто повторяется эпитет «красивый». Почему?

– Какие сцены в книге Вам нравятся самому?

Много вопросов так же было посвящено биографии гостя, которые касались детства, политики, войны, критики, литературы. Так же, как и в ситуации с Дарьей Донцовой, интервью начинается с резкого и неожиданного вопроса, вводящего гостя в состояние растерянности и удивления:

–Чем Вам не угодил Гришковец?

– Как вы могли сказать про малосольный огурец – «безвольный?».

Ещё одним немедийным гостем можно считать художника Владимира Шинкарева. И хотя большинство интервью с представителями творческих сфер получались портретными, интервью с идеологом движения «Митьки» трудно отнести к таковым. В интервью сам гость принимал мало участия, большую часть эфира ведущие дискутировали друг с другом или же Авдотья Смирнова, которая давно знакома с Шинкаревым, рассказывала о нём. В процессе интервью обсуждались такие темы, как история движения «Митьки», развитие и деградация культуры, отношение публики к живописи и т.д. Личных вопросов от ведущих практически не последовало, поэтому само интервью больше напоминало проблемное, нежели интервью-портрет.

Несмотря на то, что и название передачи, и поведение ведущих традиционно настраивают гостей на определенный градус общения, передача не всегда его оправдывает. Так, ведущие в интервью не придерживаются единой тактики поведения, она будет меняться в зависимости от гостя, темы и, возможно, личных симпатий телеведущих. Ярким примером здесь будет сравнение двух интервью с театральными деятелями: балериной Анастасией Волочковой и режиссерами Кама Гинкасом и Генриеттой Яновской.

Интервью с последними состоялось в 10 сезоне программы в 2011 году. Будучи властными по характеру и в силу своей профессии людьми, театральные режиссеры Гинкас и Яновская стали яркими представителями доминантного типа собеседника. Напористые, уверенные, склонные к доминированию, они не позволяли ведущим перебивать себя и упорно настаивали на продолжении ответа. Так, Г. Яновская вмешалась в возникшую во время интервью полемику Т. Толстой с К. Гинкасом со словами: «Вы уходите от вопроса. Я договорю».

5. Ведение интервью. Поведение ведущих, этические, психологические и профессиональные аспекты, структура интервью.

Для интервью с Яновской и Гинкасом ведущие избрали пассивную (мягкую) модель поведения. Их тактика соответствовала тактике, рекомендованной Д. Федосеевым: «выдержка, спокойствие и такт – главное средство, чтобы справиться с таким типом собеседников». Ведущие не позволяли прерывать ход мысли собеседников, высоко оценивали их компетентность, вопросы задавали аккуратно и нечасто.

Испытать на себе первоначальный замысел «Школы злословия» удалось Анастасии Волочковой в 1 сезоне программы. Именно в этом интервью, ведущие отчаянно пытались «сорвать маску» с медийной личности и показать её с новой неожиданной стороны. Поведение ведущих кардинально отличалось от поведения в вышеупомянутом интервью. Ведущие избрали тактику соперничества, отчаянно пытаясь всеми способами «сорвать маску» с героини. Так, получав от Волочковой «шаблонные» ответы, ведущие прибегали к помощи неожиданных вопросов:

–А вы любите редьку с хреном?

–А что вы делаете, если ломаете ноготь?

Беседа здесь представляет собой словесную атаку: ведущие напористы, активны, скептически настроены, подвергают сомнению позицию и ответы собеседника, приводят противоположные аргументы, задавая уличающие вопросы, и буквально загоняют интервьюируемого «в тупик».

Так, например, проходил разговор о живописи А. Волочковой с ведущими, в котором, не сумев сориентироваться, гостья отказалась от своих слов:

- В картинах Шишкина есть что-то философское.

- Вы читали философию когда-нибудь?

- Нет.

- А почему Вы говорите, что эта картина пропитана философией? Вы знаете, что такое философия?

- Хорошо, я не философию люблю, а мысль.

- А какая мысль в картине «Мишки в лесу?» Вы видели её когда-нибудь в оригинале? Или только на обертке конфет?

- Нет. Хорошо, значит это не моя любимая картина.

В этом интервью ведущие психологически воздействуют на собеседника, применяют тактику «перекрестного допроса» и придерживаются модели жесткого поведения. Так же ведущие перефразируют вопросы, если гость ушёл от ответа, и прибегают к помощи уточняющих вопросов на односложные.

- Как Вы относитесь к сносу памятника Военторг?

- Может это хорошо.

- Что хорошо? Вы считаете, что памятники нужно сносить?

Ведущие так же иронизировали над героиней, пытаясь корректировать её речь и поведение: «Слог у вас какой-то ”деяния”. “Деяния” – это патетика… Ваш образ – ощущение, что слушаешь проповедь». Не остались без внимания и детали, например, закрытая поза Анастасии, которая показывала, что гостья напряжена и чувствует себя некомфортно. Так же ведущие использовали тактику резюмирования: «Вы сказали, что интересуетесь искусством, однако когда мы начали задавать по нему вопросы, выяснилось, что ничего об искусстве вы не знаете».

Сами ведущие позднее признались, что подобная манера поведения была вызвана попытками «снять маску» с героини и разглядеть за образом настоящего человека. Однако попытки остались безуспешными.

В похожей ситуации, что и Волочкова оказался художник Никас Сафронов. Будучи изначально настроенными против собеседника, ведущие и в ходе беседы не скрывали своей позиции. Даже начало самого интервью настраивает на напряженный тон беседы. Например, Татьяна Толстая встречает гостя следующей фразой: «Когда я смотрю на ваши полотна, создается впечатление что важно не ”как”, а “кого”…Я не очень понимаю, почему это живопись?». Когда же Никас Сафронов упомянул, что дружит с руководителями крупных фирм, ведущая задалась вопросом «А вы всегда с президентами общаетесь или с замами тоже?» Атакуя гостя уточняющими вопросами, резюмируя и перебивая, ведущие пытались воздействовать на собеседника эмоционально и загнать его в тупик. Однако сам гость оказался собеседником недоминантным, спокойным и робким, поэтому конфликтных ситуаций в программе не возникло. Накаляющуюся обстановку он разбавлял комплиментами ведущим, а от неудобных вопросов пытался уходить. Портрет этого художника ведущим также удалось раскрыть, возможно, показав гостя в не выгодном свете.

Большинство просмотренных мною интервью с театральными деятелями, писателями и художниками относились к портретным и достаточно полно раскрывали личности «художников». Однако, не все интервью, выходящие в программе «Школа злословия» являются таковыми. Например, для контраста можно проанализировать ряд интервью с политиками, чтобы рассмотреть разницу в создании творческого портрета художника при помощи интервью и раскрытии социального мировоззрения политика.

Г.В. Мельник считает, что имея дело с политиками и управленцами, надо быть готовым к тому, что желаемой информации можно не получить. Эта категория людей сдержана в своих высказываниях, мало рассказывает о своей личной жизни, закрыта. Речь их, с одной стороны, проста и доступна, с другой, завуалирована, личная позиция скрыта, оценки исключены. «За неоправданной образностью часто отсутствует содержание, конструктивная позиция, преобладают неформальные коды, наборы нелитературных языковых средств. Все это не только мешает общению, но и делает его не содержательным»[66].

Всё перечисленное выше подтверждалось в беседах с политическими деятелями, которые приходили в программу «Школу злословия». Среди них были лидеры партий, члены Общественной палаты и Госдумы, министры, президент Советского Союза Горбачёв и т.д. Будучи людьми властными, обладая хорошими ораторскими качествами, гости вели себя уверенно, находили ответ на любой вопрос и не теряли самообладание в ситуациях, когда атмосфера в студии накалялась. В отличие от «художников», абсолютно все политики были людьми закрытыми и неохотно рассказывали о себе.

Например, отказалась обсуждать личную жизнь основательница либеральной партии «Демократический союз» В.И. Новодворская. Она пресекала любые попытки ведущих раскрыть её как человека, отказывалась отвечать на личные вопросы и всегда возвращала разговор на обсуждение политических тем. На вопрос Смирновой: «Вы говорите здраво и интересно, но ведь есть и территория частной личной жизнь?», она ответила: «Да, но она не имеет никакого отношения к текущему моменту и любые попытки уйти в эту тему могут быть расценены аудиторией, как то, что в стране тишь да гладь. Мол, люди могут говорить о досуге, тряпках, кулинарии». На похожий личный вопрос о повадках кота, она так же отказалась отвечать. Новодворская оказалась очень закрытым человеком, и любой вопрос был переведен исключительно на политическую тему. Позже, в обсуждении между собой Смирнова и Толстая предположили, что люди, давно находящиеся в политике, начинают думать и говорить только о ней. Именно так и произошло в интервью с Новодворской. Даже отвечая на вопросы о любимой стране, писателе и имени кота гостья всё равно упоминает политику.

Сложным для разговора оказался и бывший депутат Государственной думы Валерий Комиссаров. Будучи политиком и опытным телеведущим, он обладает хорошими ораторскими качествами. Ведущие неоднократно отмечали, что Комиссаров уходил от ответа, и озвучивали это гостю: «Вы уходите от вопроса в 24 стороны. Не знаю, где Вас этому научили – в журналистике или в Госдуме…Вы до сих пор не можете ответить на первый вопрос». Такая манера отвечать стала заметно раздражать ведущих, и они прибегали к помощи закрытых вопросов, требуя только конкретных односложных ответов: «Вы считаете, что всё на телевидении сакрально, да или нет?» или перебивая:

- Вы когда разбогатели – изменились?

- Когда я приехал в Москву…

- Я не спрашиваю как и когда. Изменились ли?

Для общения с гостем ведущие избрали позицию соперничества. Сам же гость был спокоен, уверен, в конфликтных ситуациях отшучивался. Комиссаров являлся собеседником мобильного типа: речь его была тороплива, и сам он легко ориентировался в процессе общения. Здесь, как и во многих интервью ведущие использовали технику оценки и озвучивали гостю мнение о нём: «Мне кажется, вы очень лукавый человек». Так же они, как и во многих интервью, пренебрегали этическими нормами, позволяя в адрес гостя резкие некорректные высказывания («Вы в своём уме?», «Он неадекватен!» «Зайчик мой», «Ау!»).

Сам гость охарактеризовал передачу «чистилищем» и «тёркой». Он посчитал, что ведущие не сумели услышать и понять его, а общение переходило от крайности в крайность.

Если в случае с творческими людьми, избранная тактика влияла на раскрытие личности, те же самые способы не всегда приводили к результатам. В независимости от того какую позицию выбирали ведущие, представители именно политической сферы оказались людьми неприступными и закрытыми.

Развеять миф об этом человеке – стало главной целью интервью с лидером Движения против нелегальной иммиграции, российским политиком националистического толка Александром Беловым (Поткиным), которую ведущие стали реализовывать с самого начала разговора. В общении с Александром они избрали жесткую модель поведения. Зацепившись за слова Александра, что тот хорошо знает русскую культуру, ведущие устроили «перекрестный допрос», атакуя собеседника вопросами исторического характера: «Вы сказали, что хорошо знаете русскую культуру. Мы начинаем с азов. Давайте, демонстрируйте свои знания». Каждый ответ воспринимался скептически и порождал уточняющие вопросы. Ведущие отчаянно искали противоречия в высказываниях собеседника, стремясь показать его как человека, который не знает и не понимает о чем говорит. Сам гость был закрыт, но в то же время спокоен и не поддавался давлению. Здесь, как и в интервью с В. Комиссаровым ведущие нарушали этические нормы и позволяли себе резкие высказывания («Фантастическое скотство!», «Что вы несёте?», «круглый невежда»).

Совершенно противоположную тактику поведения избрали ведущие для интервью с политическим деятелем Анатолием Чубайсом. И хотя, так же как в ситуации с Поткиным, основной целью интервью, по словам ведущих, стали попытки разрушить поддерживаемый журналистами образ этого человека, отношение ведущих к нему было доброжелательным. Они не скрывали, что испытывают симпатии к нему и в интервью собирались «очеловечить» сложившийся образ. Однако и здесь сам собеседник раскрывался неохотно: в ответах на вопросы иронизировал над собой, отшучивался. Будучи собеседником типа экстраверт, он был легок в общении, доброжелателен, однако на вопросы старался отвечать шуткой. Чтобы раскрыть собеседника, ведущие, как и в большинстве своих интервью, задают «неожиданные» вопросы, пытаясь создать непринужденную обстановку: «В кого Вы рыжий?», «А какое мороженое любите?», «Вы ночью храпите?». Не ожидая подобных вопросов, чередующихся с серьезными, гость воспринимал их как некий психологический ход.

Интервью с политиками не всегда получались портретными. В силу профессии, все гости в студии были сдержаны в высказываниях, избегали вопросов личного характера и, чаще всего, переводили разговор на профессиональную тему. В интервью с этой категорией людей, портрет гостей становился более очевиден, благодаря комментариям ведущих. Обсуждая собеседника в разговоре друг с другом, сами ведущие и создавали портрет своего собеседника.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.