Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Установите, какой из основных законов логики нарушен в следующих примерах. Свой ответ объясните и аргументируйте.

Нарушен ли закон непротиворечия в приведенных ниже ситуациях? Если нарушен, то в чем? Нарушен ли закон исключенного третьего?

1. Реклама продавца: «Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».

2. – Ты женат?

– И да, и нет.

– Не понимаю. Все-таки «да» или «нет»?

3. – Или пациент жив, или он умер.

– Я думаю, ни то, ни другое. Что-то среднее.

4. – Этот человек болен и в то же время не болен.

– Ну, так ты решил: ты женишься на Кате или Наташе?

– На Кате … или на Наташе?.. На обеих.

5. Решите задачи:

  • Грамматический вопрос. Если вы любите грамматику, то вас, может быть, заинтересует следующий вопрос. Как правильно сказать: «не вижу белый желток» или «белого желтка»?
  • Вопрос международного права. Предположим, что на границе между Соединенными Штатами Америки и Канадой произошла авиационная катастрофа. В какой из двух стран, по вашему мнению, должны быть похоронены уцелевшие пассажиры?

На нарушении какого логического закона построены эти задачи?

Установите, какой из основных законов логики нарушен в следующих примерах. Свой ответ объясните и аргументируйте.

1. На улице к молодому человеку подходит хорошенькая женщина.

– Извините, – говорит она, – но мне кажется, что вы отец одного из моих ребятишек.

Мужчина в ужасе:

– Я?

– Успокойтесь, – ответила она, – я учительница.

2. «О чем бы мы ни говорили с ребенком, мы не должны забывать, что он, жадно впитывая в себя наши слова, требует, чтобы в них была безупречная логика, и не прощает нам ни малейших ее нарушений.

Это очень наглядно показывает такой, например, эпизод.

Мать рассердилась и сказала трехлетнему Ване:



– Ты мне всю душу вымотал!

Вечером пришла соседка. Мать, разговаривая с нею, пожаловалась:

– У меня душа болит.

Ваня, игравший в углу, рассудительно поправил ее:

– Ты сама сказала, что я у тебя всю душу вымотал. Значит, у тебя души нету и болеть нечему».

(К.И. Чуковский. От двух до пяти)

3. Один молодой актер был приглашен сыграть в спектакле маленькую роль слуги. Во время действия, желая хоть как-то увеличить текст своей роли, он произнес:

– Сеньор, там явился немой… и он хочет с вами поговорить. Желая дать молодому исполнителю возможность исправить ошибку, его партнер ответил:

– А вы уверены, что он действительно немой?

– Во всяком случае, он мне сам так сказал…

4. Учитель: «Надеюсь, Том, я не увижу, что ты списываешь с чужой тетради». Том: «Я тоже на это надеюсь» (М. Твен).

5. Калиф Омар после захвата Александрии приказал сжечь Александрийскую библиотеку – богатейшее хранилище книг и свитков в тогдашнем мире. Обосновывая свой приказ, он привел следующий довод: «Книги этой библиотеки согласуются с Кораном или нет; если они согласуются с Кораном, они излишни и их следует сжечь; если же они не согласуются с Кораном, они вредны и их следует сжечь. Таким образом, в любом случае библиотеку следует сжечь».

6. Композитор Роберт Шуман в начале одного из своих сочинений написал указание для исполнителей: «Быстро, как только возможно», а через несколько тактов – «Еще быстрее».

7. А если я откажусь стать твоей женой, – прошептала она с замиранием сердца, – ты действительно покончишь с собой? Да, – ответил он с пафосом, – я всегда так поступаю в подобных ситуациях.

8. Семенов студент, ведь он сдает экзамены.

9. Четырехлетняя Оля, привезенная матерью к тетке в Москву, долго смотрела на нее и на дядю и наконец, во время чаепития, разочарованно и очень громко воскликнула:

– Мама! Ты говорила, что дядя сидит у тети Анюты на шее, а он все время сидит на стуле (К.И. Чуковский. От двух до пяти).

10. Реклама: «Этот уникальный лекарственный препарат со стопроцентной гарантией избавит вас от лишнего веса. В случае неудачи деньги будут полностью возвращены».

11. Один из ученых пожаловался известному врачу, что он болеет артритом.

– А ваша мать болела артритом? – спросил врач.

– Нет.

– А отец?

– Тоже не болел.

– Нет у вас артрита, – заявил врач и, распростившись с пациентом, ушел без дальнейших объяснений.

12. – Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

– Нет и не существует.

– Это ваше убеждение?

– Да.

– Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.

(И.С. Тургенев. Рудин).

13. Лена говорит, что не списывала диктант, а Даша говорит, что Лена списывала.

14. «Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: “Это то, что следует проверить по документам”» (Ю.Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию).

15. Он не любит тебя, ведь подарки, которые он тебе дарит, недорогие.

16. Рассказывают, что некий врач из Тулузы, желая позабавиться, поместил в местной газете такое объявление: «В связи с отъездом за границу продаю дом и все имущество, в том числе редчайшую историческую реликвию, а именно череп Вольтера-ребенка».

7) * Подберите по одному примеру (из жизни или из литературы/прессы) нарушения каждого из 4-х основных законов логики. Нужно описать ситуацию (процитировать рассуждение), указать, какой закон нарушен, и объяснить, почему.

Например: Один торговец оружием в Древнем Китае так рекламировал свои товары: «Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».

В данном случае нарушен закон непротиворечия, так как не может существовать одновременно и щит непробиваемый и стрелы, которые пробивают все, что угодно. Продавец солгал. Если его стрелы пробивают все, что угодно, то и его щит они тоже могут пробить.

8) Используя знание законов логики, решите следующие занимательные задачи:

· Беллини или Челлини?

Знаменитые флорентийские мастера Челлини и Беллини изготовляли шкатулки и гравировали на них надписи. Если шкатулка была работы Беллини, то на крышке ее всегда значилось истинное высказывание, а если шкатулка была работы Челлини, то ее крышку украшало ложное высказывание. У них были сыновья, которые переняли у отцов секреты мастерства и также стали делать изящные шкатулки. Сыновья пошли по стопам отцов: наследники Беллини гравировали на крышках своих шкатулок только истинные высказывания, а сыновья Челлини – только ложные. Других мастеров по изготовлению шкатулок в Италии в то время не было.

Представьте, что вам в руки попала шкатулка, на крышке которой выгравирована надпись:

Чьей работы эта шкатулка: Беллини, Челлини или кого-нибудь из их сыновей?

· Тайна шкатулок Порции.

У Порции из комедии Шекспира «Венецианский купец» было три шкатулки: из золота, серебра и свинца. В одной из шкатулок хранился портрет Порции. Поклоннику предлагалось выбрать шкатулку, и если он был достаточно удачлив (или достаточно умен), чтобы выбрать шкатулку с портретом, то получал право назвать Порцию своей невестой. На крышке каждой шкатулки была сделана надпись, которая должна была помочь претенденту на руку и сердце Порции выбрать «правильную» шкатулку.

Предположим, что Порция вздумала выбирать мужа не по добродетелям, а по уму. На крышках шкатулок она приказала сделать следующие надписи:

На золотой: Портрет в этой шкатулке.

На серебряной: Портрет не в этой шкатулке.

На свинцовой: Портрет не в золотой шкатулке.

Своему поклоннику Порция пояснила, что из трех высказываний, выгравированных на крышках шкатулок, по крайней мере, одно истинно.

Какую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции?

 

Тема: Понятие.

1. Найдите и назовите все понятия в приведенных отрывках:

а) В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

 

б) Статья 3 Конституции РФ:

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

2. Из перечисленных признаков предмета выберите существенные:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.