Срок обучения – 4 года. Очная форма обучения. 2 семестр. Культурология
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
по направлениям подготовки
40.03.01 Юриспруденция
37.03.01 Психология
Квалификация (степень) «бакалавр»
Москва2014
Хохлова Ю.В.
Культурология. Рабочая программа учебной дисциплины. – М. :ТФ МГЭИ, 2014г.
Рекомендовано к публикации научно-методическим советом
Тверского филиала МГЭИ (протокол № 5 от 10.04.2014 г.)
Предназначено для студентов всех форм обучения по направлениям бакалавриата: 40.03.01 Юриспруденция, 37.03.01 Психология.
@ Тверской филиал МГЭИ, 2014
@ Хохлова Ю.В., 2014
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Планируемые результаты обучения
|
| 2. Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
| 3. Объем дисциплины и его распределение на виды работ студента
|
| 4. Содержание и структура дисциплины
|
| 5. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся
|
| 6. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
|
| 7. Перечень основной и дополнительной литературы
|
| 8. Перечень ресурсов информационно-коммуникационной сети «Интернет»
|
| 9. Методические указания по освоению дисциплины
|
| 10. Перечень информационных технологий, справочных систем, используемых в образовательном процессе
|
| 11. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса
|
|
ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Место дисциплины в структуре ООП. Курс «Культурология» относится к первому циклу учебного плана и преподается студентам по направлениям подготовки «Психология», в 1-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа). По направлению подготовки «Юриспруденция» –2-м семестре в объеме 2-х зачетных единиц (72 часа).
Освоение культурологии основывается на знаниях, приобретенных при изучении истории, философии, логики, социологии, правоведения и др.
Цель освоения дисциплины– изучение методологических и теоретических основ культурологии как науки, закономерностей культурных процессов в обществе с целью их учета в освоении обучающимися культурных ценностей в интересах профессиональной деятельности и повышения культуры личности студента.
Основные задачи курса: сформировать знания, навыки и умения самостоятельного освоения материальных и духовных ценностей культуры и отражения их в деятельности, общении ценностных ориентаций студентов; овладеть методикой оценки объектов культуры с позиции их ценности для мировой цивилизации, российского общества, личности; приобрести навыки применения знаний в области культуры поведения.
Программа курса состоит из 3-х разделов, включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы.
В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и семинарских занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: теоретические основы культуры, в том числе структура и функции культуры, история мировой и отечественной культуры: от первобытного общества до наших дней, функционирование культуры в обществе.
На семинарских занятиях продолжается углубленное теоретическое изучение наиболее важных разделов и тем, таких, как: динамика развития и функционирования культуры, особенности европейской культуры: от средневековья до наших дней, отечественная культура советского периода и современной России.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: основные подходы к изучению культурологии, задачи культурологии в современных условиях, отрасли культуры: экономическая, политическая, профессиональная, педагогическая, обыденная и специализированная культура, глобализация современных культурных процессов, верования в первобытном обществе, развитие образования, литературы, городской культуры, архитектуры в эпоху средневековья, первая научная революция и ее роль в развитии культуры, влияние крепостного права, великой смуты на развития культуры XVII в., влияние Европейского Просвещения на российскую культуру, культурное строительство в 30-е годы XX века, особенности культурных процессов в 1990-х гг., разделение труда и его значение для культурной эволюции человечества, культурное творчество в мыслительной и практической деятельности человека, ситуации опосредованного общения: телефон, факс, пейджер, Интернет и др.
Требования к результатам освоения дисциплины.В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология»,должны:
знать закономерности и этапы развития культуры, основные процессы в мировой и отечественной культурологии; основные понятия и категории культурологии; основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира;
уметь применять понятийно-категориальный аппарат культурологии, ее основные законы в профессиональной деятельности; ориентироваться в культурном процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;
владеть навыками целостного подхода к анализу проблем культуры; навыками выражения своих мыслей и мнения по актуальным проблемам культуры; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста.
Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология»следующей компетенции(согласно ФГОС ВПО):
-способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
(ОК-6).
В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Юриспруденция»,должны:
знать закономерности и этапы развития культуры, основные процессы в мировой и отечественной культурологии; основные понятия и категории культурологии; основы культурологии, способствующие общему развитию личности, обеспечивающие формирование мировоззрения и понимание современных концепций картины мира; основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста; сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления; понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции;
уметь применять понятийно-категориальный аппарат культурологии, ее основные законы в профессиональной деятельности; ориентироваться в культурном процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; формировать личную политическую позицию, осознавать меру своей ответственности за судьбу страны;
владеть навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм культуры, этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета; навыками целостного подхода к анализу проблем культуры; навыками выражения своих мыслей и мнения по актуальным проблемам культуры; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста.
Процесс изучения дисциплины «Культурология» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Юриспруденция»следующих компетенций(согласно ФГОС ВПО):
осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
обладание культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
наличие нетерпимого отношения к коррупционному поведению, уважительного отношения к праву и закону (ОК-6);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8).
способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
|
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе:
|
|
|
| Лекций (Л)
|
|
|
| Семинары (С), в т.ч. зачет
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Самостоятельная работа (всего),
в том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
|
|
|
| Решение практических ситуаций
|
|
|
| Подготовка научных докладов и сообщений
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации Зачет
|
|
|
| Общая трудоемкость
Зач. ед.
|
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Срок обучения – 4 года. Очная форма обучения. 2 семестр.
№
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| | лекции
| семинары
| практические
занятия
| Формир.комп
| Раздел I. Теоретические основы культуры
| | |
| Культурология как наука, ее функции, виды и типы
|
|
|
|
|
|
| ОК-1-3
| |
| Динамика развития и функционирования культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2,4
| | Раздел II. История мировой и отечественной культуры
| | |
| Культуры первобытного общества и древних цивилизаций
|
|
|
|
|
|
| ОК-2,4,5
| |
| Особенности европейской культуры: от средневековья до наших дней
|
|
|
|
|
|
| ОК-2,6
| |
| Зарождение отечественной культуры
|
|
|
|
|
|
| ОК-2-8
| |
| Культура Российской империи
|
|
|
|
|
|
| ОК-2-7
| |
| Отечественная культура советского периода и современной России
|
|
|
|
|
|
| ОК-2,8
| | Раздел III. Функционирование культуры в обществе
| | |
| Культура поведения и труда
|
|
|
|
|
|
| ОК-2,6-9
| |
| Культура личности
|
|
|
|
|
|
| ОкК3-9
ПК-19
| | | Зачет
| | | | | | | | | | Итого
|
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|