Составление эскиза к аппликации Тема: Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника.
План.
1. Понятие аппликация. Её особенности.
2. Виды аппликации.
3. Значение аппликации для личностного развития ребёнка.
4. Последовательность выполнения работы по аппликации.
5. Материалы и оборудование для занятий аппликацией.
Домашнее задание:
Литература:
1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988.
2. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1982.
3. Малышева А.Н. Аппликация. - Ярославль, 2001.
Вопрос.
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников.
Аппликация(от латинского слова аррlicatiо — прикладывание) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.
Аппликация - это вид изобразительной техники, основанной на использовании однородных материалов.
Аппликация может выполняться из:
- бумаги;
- ткани;
- природных материалов (соломы, засушенных растений, тополиного пуха и др.).
Каждый материал имеет свои особенности, которые влияют на технику выполнения аппликации.
Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.
Техника прикрепления деталей к фону:
- наклеивание (всей плоскости детали или её части);
- пришивание.
Ещё есть понятие коллаж.
Коллаж - это сочетание абсолютно разнородных материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме.
Материал для коллажа доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, бумага, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д. Более того, дети, играя, применяют эти предметы, наделяя их определенным значением.
Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ
Основными признаками аппликации являются:
Ø силуэтность,
Ø плоскостная обобщенная трактовка образа,
Ø однородность (локальность) цветового пятна.
Немного хочется остановиться на истории аппликации и коллажа.
Возникновение аппликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.
Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Распространение получила вышивка аппликацией - гербы.
Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии.
На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности, в VI в. до н. э. Возродилось искусство силуэта во Франции по имени Этьена Силуэта.
В России конца XVIII — начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Искусство черного силуэта стало использоваться как украшение в домах русских дворян.
В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой.
Но не только художники-профессионалы занимались искусством аппликации. Народный умелец Капитон-Акакий (по приемному отцу Воробьев) не был профессиональным художником. Содержание работ Капитона-Акакия разнообразно: строения, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех стилей, веков и народов.
На рубеже двух веков — XIX и XX — искусство силуэта нашло отражение в творчестве таких художников, как М. Добужинский, Д. Митрохин и др. Особенно большой популярностью пользовались вырезки К. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с большим количеством фигур и деталей.
Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева.
Аппликации уделяли внимание известные художники зарубежных стран. Интересны и своеобразны аппликации французского живописца Анри Матисса. Одни из самых своеобразных произведений Анри Матисса — это его вырезки из бумаги, аппликации, или декупажи. Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка силуэты. В каждой аппликации он брал 4-—5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущность декоративности и богатства цвета как такового.
Издавна славились на Украине, в Белоруссии бумажные узорчатые вырезки — витинянки. Простые украшения, вырезанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезания — складывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вырезали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз,— хороводы. Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.
В Советском Союзе родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художники-флористы используют необычный для аппликации материал — засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, репчатого лука и др. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты создают без кисти и красок художники-флористы и как бы в новом виде продолжают вторую жизнь цветов.
Основателем этого нового вида изобразительного искусства является 3. А. Мамонтова.
Особое распространение коллаж получил в эпоху стиля модерн в XX веке.
В качестве образных средств в коллажах художники нередко использовали печатный материал: газеты, обои, этикетки. Примером могут служить работы Пабло Пикассо «Музыкальные инструменты» и «Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей».
Не оставили без внимания это нововведение и русские художники. Его применяли в своих работах Лентулов, Попова, Розанова, Гончарова.
Коллаж сегодня сформировался как самостоятельное явление, обрел свой художественный язык.
Вопрос.
В зависимости от содержания принято подразделять аппликацию на:
- предметную;
- сюжетно-тематическую;
- декоративную.
В предметной аппликации дети овладевают умением вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые передают обобщенный, условный образ окружающих предметов.
Сюжетно-тематическая аппликация предполагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна»).
Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические» растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.
На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента, В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате.
В декоративной аппликации может быть применена композиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера.
В зависимости от техники аппликации можно выделить также:
- плоскостную (срезание углов, разрезание, вырезывание по контуру и т.д.) аппликацию;
- полуобъёмную аппликацию (наклеивание части детали);
- объёмную аппликацию (скатывание форм из бумаги).
- обрывную аппликацию (обрывание).
Вопрос.
Аппликация как вид изобразительной деятельности изучался исследователями в аспекте формирования сенсорных процессов, овладения техническими навыками и умениями.
Гусарова И.Л. ( 50-е годы) раскрыла последовательность обучения детей навыкам вырезывания и наклеивания. На основе исследований были сформулированы программные задачи для каждой возрастной группы, намечено содержание занятий по аппликации в детском саду.
Богатеева З.А. рассматривала аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития (большое значение придавала орнаменту).
Пантелеев Г.Н. рассматривал аппликацию как декоративно-оформительскую деятельность (приобщение детей к декоративно-оформительской деятельности).
В аппликации как в одном из распространенных видов изобразительного искусства заложены большие потенциальные возможности для личностного развития ребёнка: формирования умственных, творческих способностей, становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.
На занятиях по аппликации и в самостоятельной деятельности дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим миром в других сферах жизни.
Процесс создания аппликации состоит из целого ряда последовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и технических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности
На занятиях дошкольники:
ü учатся различать геометрические фигуры, цвета;
ü устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги;
ü каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии;
ü у детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепления фигур на плоскости);
ü развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать округлые, прямоугольные, косоугольные, многоугольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).
Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.
Занятия аппликацией оказывают огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей - целенаправленно развивается чувство цвета.
На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.)» ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д.
На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудовых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножницы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положительного результата, преодолевая трудности и прилагая волевые усилия. У них формируется культура труда (заранее готовят необходимые материалы, приводят рабочее место в порядок, планируют последовательность выполнения задания, после занятия убирают материал и инструменты). У ребят совершенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.
На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается коллективизм, умение работать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях.
Вопрос.
Работа над аппликацией выполняется в определенной последовательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать.
Выбор натуры, сюжета, узора
Зарисовки с натуры — основной источник дли выбора темы, сюжета, узора аппликации.
Составление эскиза к аппликации
Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и соответствует ее размерам. В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции определяется положение фигур и предметов в пространстве.
Подбор бумаги
В аппликации большое значение придают подбору бумаги. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют).
|