Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Составление эскиза к аппликации

Тема: Аппликация как вид художественной деятельности дошкольника.

План.

1. Понятие аппликация. Её особенности.

2. Виды аппликации.

3. Значение аппликации для личностного развития ребёнка.

4. Последовательность выполнения работы по аппликации.

5. Материалы и оборудование для занятий аппликацией.

Домашнее задание:

 

Литература:

1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М., 1988.

2. Гусакова М.А. Аппликация. - М., 1982.

3. Малышева А.Н. Аппликация. - Ярославль, 2001.

 

Вопрос.

Аппликация считается разновидностью художественной де­ятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обу­чения в детском саду» для дошкольников.

Аппликация(от латинского слова аррlicatiо — прикладыва­ние) — один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Аппликация - это вид изобразительной техники, основанной на использовании однородных материалов.

Аппликация может выполняться из:

- бумаги;

- ткани;

- природных материалов (соломы, засушенных растений, тополиного пуха и др.).

Каждый материал имеет свои особенности, которые влияют на технику выполнения аппликации.

На­пример, бумага, солома, засушенные растения, береста прикреп­ляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархат­ную бумагу без клея.

Техника прикрепления деталей к фону:

- наклеивание (всей плоскости детали или её части);

- пришивание.

Ещё есть понятие коллаж.

Коллаж - это сочетание абсолютно разнородных материа­лов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме.



Материал для коллажа доступен как младшему, так и старшему дошкольному возрасту: бусинки, пуговицы, бу­мага, вырезки из журналов, кусочки ткани и т.д. Более того, дети, играя, применяют эти предметы, наделяя их определен­ным значением.

 

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ

Основными признаками аппликации являются:

Ø силуэтность,

Ø плоскостная обобщенная трактовка образа,

Ø однородность (локальность) цвето­вого пятна.

 

Немного хочется остановиться на истории аппликации и коллажа.

Возникновение апп­ликации относится к древнейшим временам и связано с появлением стежка, шва на одеждах из шкур животных.

Многие столетия аппликация находит широкое применение и распространение не только в Азии, но и в Европе: Италии, Испании, Германии, Франции. Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Распространение получила вышивка аппликацией - гербы.

Подлинного расцвета аппликационные работы достигли в XVI в. в Италии и Испании в церковном одеянии.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги. Связана она с началом производства бумаги. Наиболее молодым видом аппликации считались черные силуэты, вырезанные из бумаги. Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности, в VI в. до н. э. Возродилось искусство силуэта во Франции по имени Этьена Силуэта.

В России конца XVIII — начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Искусство черного силуэта стало использоваться как укра­шение в домах русских дворян.

В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Ф. П. Толстой.

Но не только художники-профессионалы занимались искус­ством аппликации. Народный умелец Капитон-Акакий (по при­емному отцу Воробьев) не был профессиональным художником. Содержание работ Капитона-Акакия разнообразно: строения, деревья, птицы, люди, домашние предметы, орнаменты всех сти­лей, веков и народов.

На рубеже двух веков — XIX и XX — искусство силуэта нашло отражение в творчестве таких художников, как М. Добужинский, Д. Митрохин и др. Особенно большой популярностью пользова­лись вырезки К. Кругликовой. Она создавала картины со сложной композицией, с большим количеством фигур и деталей.

Этому редкому искусству посвятила свой талант советская художница Е. Е. Лебедева.

Аппликации уделяли внимание известные художники зарубеж­ных стран. Интересны и своеобразны аппликации француз­ского живописца Анри Матисса. Одни из самых своеобразных произведений Анри Матисса — это его вырезки из бумаги, аппликации, или декупажи. Матисс окрашивал белые листы бумаги яркой гуашью, а затем вырезал из нее без предварительного рисунка силуэты. В каждой аппликации он брал 4-—5 тонов, но подбирал их так, чтобы выразить сущ­ность декоративности и бо­гатства цвета как такового.

Издавна славились на Ук­раине, в Белоруссии бумажные узорчатые вырезки — витинянки. Простые украшения, вы­резанные из цветной бумаги, которые имеют четкие, чисто графические формы. Наиболее простой способ вырезания — скла­дывание бумаги пополам. Из бумаги, сложенной пополам, вы­резали деревья, вазы, птиц, а из бумаги, сложенной в несколько раз,— хороводы. Увлекались этим чаще всего девушки и женщины, работая ножницами без предварительного рисунка.

В Советском Союзе родился новый жанр в искусстве, получивший название флоризм. Художни­ки-флористы используют необычный для аппликации материал — засушенные растения, солому, тополиный пух, мох, оболочки от чеснока, репчатого лука и др. Интересные пейзажи, натюрморты, портреты создают без кисти и красок художники-флористы и как бы в новом виде продолжают вторую жизнь цветов.

Основателем этого нового вида изобразительного искусства является 3. А. Мамонтова.

Особое распространение коллаж полу­чил в эпоху стиля модерн в XX веке.

В качестве образных средств в колла­жах художники нередко использовали печатный материал: га­зеты, обои, этикетки. Примером могут служить работы Пабло Пикассо «Музыкальные инструменты» и «Композиция с гроз­дью винограда и разрезанной грушей».

Не оставили без внимания это ново­введение и русские художники. Его применяли в своих рабо­тах Лентулов, Попова, Розанова, Гончарова.

Коллаж сегодня сформировался как самостоятельное явле­ние, обрел свой художественный язык.

 

Вопрос.

В зависимости от содержания принято подразделять аппликацию на:

- предметную;

- сюжетно-тематическую;

- декоративную.

В предметной аппликации дети овладевают уме­нием вырезать из бумаги и наклеивать на фон отдельные предметные изображения, которые передают обобщенный, условный образ окружающих предметов.

Сюжетно-тематическая аппликация предпо­лагает наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимосвязи в соответствии с темой или сюжетом («Цыпленок клюет зерна»).

Декоративная аппликация — вид орнаменталь­ной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геомет­рические» растительные формы, обобщенные фигуры птиц, жи­вотных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления.

На этих занятиях ребенок учится стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется де­коративная аппликация с ленточной и центрально-лучевой композицией. В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, со­стоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента, В центрально-лу­чевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимо­сти от того, на предмете какой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате.

В декоративной аппликации может быть применена ком­позиция в виде цветочного букета или красочного вазона. Такие украшения часто встречаются в украинских, польских вырезках из разноцветной бумаги при составлении настенных украшений крупного размера.

 

В зависимости от техники аппликации можно выделить также:

- плоскостную (срезание углов, разрезание, вырезывание по контуру и т.д.) аппликацию;

- полуобъёмную аппликацию (наклеивание части детали);

- объёмную аппликацию (скатывание форм из бумаги).

- обрывную аппликацию (обрывание).

Вопрос.

Аппликация как вид изобразительной деятельности изучался исследователями в аспекте формирования сенсорных процессов, овладения техническими навыками и умениями.

Гусарова И.Л. ( 50-е годы) раскрыла последовательность обучения детей навыкам вырезывания и наклеивания. На основе исследований были сформулированы программные задачи для каждой возрастной группы, намечено содержание занятий по аппликации в детском саду.

Богатеева З.А. рассматривала аппликацию как вид декоративно-прикладного искусства, как средство эстетического развития (большое значение придавала орнаменту).

Пантелеев Г.Н. рассматривал аппликацию как декоративно-оформительскую деятельность (приобщение детей к декоративно-оформительской деятельности).

В аппликации как в одном из распространенных ви­дов изобразительного искусства заложены большие потенциальные возможности для личностного развития ребёнка: форми­рования умственных, творческих способностей, становления его нравственных представлений, трудовых умений, художественного вкуса.

На за­нятиях по аппликации и в самостоятельной деятельности дети приобретают навыки графического и пластического изображения предметов, овладевают умением в силуэтной форме, образно, творчески перерабатывать свои впечатления, получаемые при знакомстве с окружающим ми­ром в других сферах жизни.

Процесс создания аппликации состоит из целого ряда по­следовательно выполняемых действий, требующих от ребенка достаточно высокого уровня развития изобразительных и тех­нических умений, а также сосредоточенности, настойчивости, выдержки, аккуратности, самостоятельности

На занятиях дошкольники:

ü учатся различать геометрические фигуры, цвета;

ü устанавливать соот­ношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ори­ентироваться на листе бумаги;

ü каждый ребенок практически усваивает понятие о ритме, симметрии, гармонии;

ü у детей совершенствуется глазомерная функция, умение оценивать и исправлять путем анализа допущенные ошибки (до закрепле­ния фигур на плоскости);

ü развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся груп­пировать округлые, прямоугольные, косоугольные, много­угольные фигуры, правильно называть величинные понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.).

Эти зна­ния дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Занятия аппликацией оказывают огромное воздействие на развитие художественного вкуса детей - целенаправленно развивается чувство цвета.

На занятиях происходит озна­комление с различными видами бумаги (рисовальная, чертеж­ная, оберточная, гофрированная, настольная и др.)» ее качест­венными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промо­каемой или водонепроницаемой.

Работая с бумагой и другими материалами и инструмен­тами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инстру­ментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д.

На занятиях дошкольники овладевают целым рядом трудо­вых умений, связанных с обработкой материала (складывание, вырезание, наклеивание), применением инструментов (ножни­цы, клей, кисточка и т. д.). Дети должны научиться работать аккуратно, планомерно, стремиться к достижению положи­тельного результата, преодолевая трудности и прилагая воле­вые усилия. У них формируется культура труда (заранее гото­вят необходимые материалы, приводят рабочее место в поря­док, планируют последовательность выполнения задания, по­сле занятия убирают материал и инструменты). У ребят совер­шенствуются и координируются движения рук, формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность.

На занятиях по аппликации у дошкольников воспитывается коллективизм, умение работать в коллективе, руко­водствуясь при этом не только личными интересами, но и инте­ресами своих сверстников. Дошкольники получают возможность проя­вить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радо­сти от достижения положительного результата при совместных усилиях.

 

Вопрос.

Работа над аппликацией выполняется в определенной после­довательности, о которой необходимо всегда помнить и которую следует обязательно соблюдать.

Выбор натуры, сюжета, узора

Зарисовки с натуры — основной источник дли выбора темы, сюжета, узора аппликации.

Составление эскиза к аппликации

Несложные аппликации выполняют без эскиза. Аппликации со сложным сюжетом, большим количеством деталей делают по эскизу. Эскиз к будущей работе выполняется в карандаше и со­ответствует ее размерам. В эскизе особое внимание уделяют его общей композиции. С помощью композиции определяется поло­жение фигур и предметов в пространстве.

Подбор бумаги

В аппликации большое значение придают подбору бумаги. Площадь и цвет фона (светлый или темный) влияют на цвет аппликации (усиливают или ослабляют).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.