Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Соотношение естественно - научного и герменевтического подходов в психологическом исследовании.

Сложность явлений, изучаемых психологией, неизбежно порождает многообразие подходов к изучению психологической реальности. Эти подхо­ды имеют различные идеалы научности в своей основе. Некоторые авторы говорят о том, что в пси­хологии существуют несколько парадигм научного исследования, по крайней мере, две — естественно - научная и гуманитарная. При этом нынешний мо­мент в развитии науки характеризуется как «борьба естественно - научной и гуманитарной парадигм». Слово «парадигма» используется здесь для обозна­чения определенной модели научного исследова­ния или подхода к изучению объекта. Чтобы не вно­сить терминологическую путаницу, откажемся от употребления термина «парадигма» в этом значе­нии.

Более удачно, на наш взгляд (и в терминологи­ческом и в содержательном аспектах), проблема ре­шена в работе В. Н. Дружинина (2002). Вместо по­нятия «парадигма» В. Н. Дружинин использует по­нятие «метод» для обозначения обобщенного подхода к изучению психологической реальности. Естественно - научный метод — подход к изучению психологической реальности, в котором широко используются количественные методы, для упоря­дочения объектов применяются шкалы большой мощности, для определения закономерностей, норм и др. — большие выборки. Герменевтический метод основывается на опыте и интуиции исследо­вателя и направлен на достижение понимания изу­чаемой реальности (правомерно сказать, что «по­нимающая психология» Дильтея должна была основываться на применении герменевтических методов). Далее В. Н. Дружинин выделяет пять уровней психической регуляции, соответствующие им отношения, психическую реальность, относя­щуюся к каждому уровню, а также способ описания данных, применяющийся при изучении психиче­ской реальности, относящейся к каждому из этих уровней (табл. 3.1).



По мысли В. Н. Дружинина, чем выше уровень пси­хической реальности, тем больше мощность герменев­тического метода в изучении психической реальности и тем меньше мощность естественно - научного метода.

Таблица 3.1

Связь уровней психической регуляции и способов их эмпирического описания (Дружинин, 2002)

Уровень Функция Отношение Предмет (психическая реальность) Способ описания данных (измерительная шкала)
Обеспечение психической регуляции. Регуляция дви­жений Психика — организм Субсенсорные процессы Шкалы отношений и интервалов
Регуляция опе­раций Психика — внеш­ние условия (среда) Сенсорно-перцептивные процессы, образы, эмоции и пр. Шкала интервалов
Регуляция дей­ствий Психика — задача Мышление, мотивации, принятие решений и пр. Шкала интервалов и порядка
Регуляция деятельности Психика — деятельность Структура целостной психики (сознание, подсоз­нание, личностные образования) Шкала порядка и классификации (номинативная шкала)
Регуляция жиз­недеятельности Психика — жизненный путь Уникальная, целостная, индивидуальная психика Сходство (размытие классификации) и описание отдельных случаев

 

Соотношение естественно - научного и герме­невтического методов в изучении психической реаль­ности В. Н. Дружинин изображает следующим обра­зом (рис. 3.2). j Соотношение между естественно - научным и гер­меневтическим методами в психологическом иссле­довании, понимаемое таким образом, помогает пре­одолеть крайности, в которые порой впадают некоторые современные методологи науки, когда говорят о ситуации

 


Рис. 3.2. Соотношение мощности герменевтического и

естественно-научного методов в изучении психической

реальности

 

в психологии как о борьбе есте­ственно-научной и гуманитарной парадигм. Пред­ложенная В. Н. Дружининым схема показывает, что естественно-научный и герменевтический подходы в описании психической реальности не враждебные, а взаимодополняющие. Такое представление вполне соответствует тем принципам и нормам научного познания, что характерны для неклассической науки.

Выдающиеся психологи XX в. как методологи науки

В этом параграфе мы воспользуемся определениями методологического знания разного уровня, которые были изложены в данной главе. Рассмотрим несколько общепсихологических теорий с точки зрения того, ка­кие методологические предпосылки были заложены в основу этих теорий и какие выводы для методологии науки могут быть из них сделаны. Влияние этих теорий на дальнейшее развитие психологии было настолько велико во многом потому, что выводы и следствия из этих теорий очень разносторонни и относятся к мето­дологическому знанию разного уровня (табл. 3.2).

Таблица 3.2






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.