Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Психологическое обследование, методы психологического обследования

Психопрофилактика как один из основных видов работы детского практического работника.

 

Психопрофилактическая работа – вид деятельности практического психолога, разновидность психологической помощи, направленная на предупреждение возникновения различных отклонений в развитии детей и подростков, сохранение, улучшение, укрепление психического здоровья.

Содержание психопрофилактической деятельности в поддержке и укреплении психического и психологического здоровья детей и школьников.

Психопрофилактика –это специальный вид деятельности психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

 

Выделяют три уровня психопрофилактики.

I уровень – первичная профилактика.Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы: нормально развивающиеся, с проблемами развития и адаптации.

Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих первичную профилактику.

II уровень – вторичная профилактика.Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых уже обозначились проблемы. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача – преодолеть возникшие трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Психолог проводит коррекционные мероприятия с учениками, у которых были выявлены те или иные проблемы. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.



III уровень – третичная профилактика.Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися, направленными к нему педагогами.

 

Психологическая профилактика предполагает:

1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;

2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;

3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.

Итак, мы говорим о психологической профилактике в тех случаях, когда психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждениювозможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом и родителями важности психопрофилактики. Почему это происходит? Вероятно потому, что в детском саду, школе наблюдается большое количество явных проблем и с отдельными детьми, и с целыми коллективами, что взрослые не хотят думать о трудностях, которые еще только могут возникнуть. Психологическая служба не сможет развиваться и приносить ощутимую пользу образованию, основываясь на решении сиюминутных проблем. Психологическая служба может прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Иными словами, психолог начинает психопрофилактическую деятельность тогда, когда еще нет сложностей в работе с ребенком, классом и пр., но он предупреждает эти сложности как возможные.

В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от психолога. Психолог на основе своих знаний предусматривает то, что можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для обучения и воспитания детей в образовательном учреждении.

 

 

Психологическое обследование детей дошкольного возраста, методы психологического обследования.

Психологическое обследование, методы психологического обследования

Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо врачами,получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей являетсявыявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом.

В научной психологической практике существуют три принципиально разных источника получения информации: L-, Q- и Т-данные.

Первый источник - L-данные (Life record data), полученные путем регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский приводят основные требования к получению таких оценок:

1. Оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения.

2. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени.

3. Необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого.

4. Ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

Второй источник получения информации - Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся Миннесотский многопрофильный личностный перечень, 16-факторный личностный опросник Кэттелла и др.

Третий источник - Т-данные (Objective test data) - это данные объективных тестов, 12 основных групп которых, согласно Р. Б. Кэттеллу и В. Ф. Варбуртону, будут приведены при рассмотрении метода тестирования.

Практическая психология, используя все три источника получения данных, располагает основным арсеналом научных методов, таких как наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В зависимости от уровня научного познания - теоретического или эмпирического - методы определяются как теоретические или эмпирические. В педагогической психологии используются преимущественно эмпирические методы.

Наблюдение - основной, наиболее распространенный в психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным, - с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения заносятся в специальные протоколы, где отмечается фамилия наблюдаемого (наблюдаемых), дата, время и цель. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.

Беседа - широко распространенный в психологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ведущий беседу не сообщает о ее цели тому, кто изучается. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо скорописью, стенографированием (по возможности не привлекающими внимания беседующего). Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным, например предваряющим эксперимент, терапию и т.д.

Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т. д.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты - ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма - открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится не более 30-40 мин. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае оно должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке.

Эксперимент - центральный эмпирический метод научного исследования, получивший широкое распространение в практической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т. д.) и естественный эксперименту проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Одной из наиболее эффективных и распространенных в последние десятилетия (особенно в отечественной психологии) форм естественного эксперимента является формирующий эксперимент. В его ходе изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, в уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием.

Анализ продуктов деятельности (творчества) - метод, опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений рисунков и т. д. Однако в ходе научного исследования метод анализа продуктов деятельности (творчества) предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого специфического продукта (например, текста, рисунка, музыкального произведения).

В связи со спецификой работы с детьми дошкольного возраста, одни из названных выше методов используются чаще, другие - реже. Все большее распространение в практической психологии получает метод тестирования. В связи с большой не только профессиональной, но и этической ответственностью исследователя, использующего этот метод, рассмотрим его подробнее.

Тестирование в строгом смысле слова есть психодиагностическая процедура, и «... пользователь психодиагностическими методиками берет на себя ряд обязательств, вытекающих из фморально-этического кодекса психолога» .

Различные типы тестов Т-источника, или объективные тесты, как уже отмечалось, сгруппированы Р. Б. Кэттеллом, В. Ф. Варбуртоном в 12 групп, которые, с одной стороны, иллюстрируют их разнообразие, а с другой - масштабность данного метода исследования (В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский). Эти группы включают:

1. Тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способы и т. д.).

2. Тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта).

3. Тесты на восприятие.

4. Опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т. д.).

5. Мнения (выявление отношений к другим людям, нормам и т. д.).

6. Эстетические тесты (выявление предпочтений картин, рисунков и т. д.).

7. Проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят.

8. Ситуационные тесты (изучение выполнения задания в разных ситуациях - индивидуально, в группе, в соревновании и т. д.).

9. Игры, в которых наиболее полно проявляются люди.

10. Физиологические тесты (ЭКГ, КГР и т. д.).

11. Физические тесты (антропометрические).

12. Случайные наблюдения, т. е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т. д.).

 

Учитывая возрастную специфику дошкольников, следует особенно тщательно подходить к вопросу организации обследования детей в условиях ДОУ.

Рассмотрим рекомендации к процедуре обследования ребенка дошкольного возраста.

· Установление эмоционально положительного контакта и взаимопонимания психолога с ребенком

· Создание интереса и внимательного отношения ребенка как к ситуации в целом, так и к самому экспериментатору

· Непринужденный разговор, спокойный, доброжелательный тон, одобрительное отношение экспериментатора к ребенку

· Обследованию следует придать характер обыкновенной игры или беседы

· Ни в коем случае не следует подчеркивать особое значение процедуры, ее необычность, исключительность

· Следует дать ребенку время освоиться в новой ситуации, привыкнуть к новому помещению, рассмотреть то, что его заинтересовало

· Ребенка необходимо называть по имени, не забыв также сразу же назвать себя

· Предложить рассмотреть новые книжки с картинками или несложную интересную игрушку

· Экспериментатор всегда должен иметь в запасе привлекательный игровой материал

· Недопустимо спешить с началом обследования и задавать интересующие экспериментатора вопросы до того, как ребенок освоиться в непривычной ситуации

· Можно прибегнуть к совместному рисованию или игре, причем взрослый может не только побуждать ребенка, но и сам начать игровые действия, постепенно привлекая ребенка

· Стараться сглаживать затруднения ребенка

· У ребенка не должно возникать ощущения неуспеха

· Не следует отрывать ребенка от интересной для него деятельности ради обследования

· Учитывать возможное влияние деятельности ребенка, непосредственно предшествующей обследованию

· Наличие специального помещения, по возможности лишенного ярких или необычных предметов, которые могут надолго привлечь внимание ребенка

· Предусмотреть детали обстановки

· Следует соразмерить общий темп обследования с индивидуальными особенностями ребенка

· Контроль за состоянием ребенка, учет возможных колебаний его настроения и мотивации необходимы на протяжении всей процедуры обследования

· Не стоит прибегать к использованию или обещанию каких-либо наград

Как уже говорилось выше, современная практическая психология располагает большим количеством методов для проведения обследования. Каждый из перечисленных методов имеет свои достоинства и недостатки в каждой конкретной ситуации. Психологу образовательного учреждения дается право выбора конкретных методов, которые обеспечат качественный и достоверный результат его исследовательской деятельности.

Этапы психологического обследования

I. Подготовительный этап. Осознается проблема и необходимость ее решения. Изучается литература, формулируются задачи обследования. Формулируется гипотеза - возможный ответ на проблему. Осуществляется подбор методов, их сочетание, взаимодополняемость.

II. Исследовательский этап. С помощью различных методов собираются фактические данные, проводятся этапы и серии исследований.

III. Обработка данных. Анализ каждого зафиксированного факта, выделение повторяющихся явлений. Установление связи «факт - гипотеза». Нахождение повторяющихся существенных закономерностей, статистическая обработка, составление таблиц, графиков.

IV. Установление данных, формулировка выводов (интерпретация).

V. Устанавливается правильность или ошибочность гипотезы.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.