Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

M1.В.ОД.2 Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды

Код и наименование дисциплины в соответствии с Учебным планом

1. Шифр и наименование направления подготовки / специальности:

050400 Психолого-педагогическое образование

2. Профиль подготовки / специализация/магистерская программа:

пр.1 Психология образования; пр.2 Психология и педагогика творческой деятельности

3. Квалификация (степень) выпускника: магистр

4. Форма обучения:очная

5. Кафедра, отвечающая за реализацию дисциплины:педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии

6. Составители программы:

Кривотулова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент

(ФИО, ученая степень, ученое звание)

7. Рекомендована:

научно-методическим советом факультета философии и____ психологии, протокол от 02.10.2014, № 1400-07

(наименование рекомендующей структуры, дата, номер протокола)

8. Учебный год: 2015/2016Семестр(ы): 1

 

  1. Цели и задачи учебной дисциплины:

Цель изучения учебной дисциплины

развитие профессиональной компетентности магистранта посредством освоения теории и практики проектирования и экспертизы образовательной среды, ведущих к научному осмыслению и пониманию этических и ценностно-смысловых основ профессиональной деятельности на основе развития общекультурных и профессиональных компетенций.

 

Основными задачами учебной дисциплины являются:



- формирование целостного представления у студентов о проектировании и экспертизе образовательной среды;

- формирование умений применять полученные знания при проектировании и экспертизе образовательной среды;

- создание условий для развития инновационного мышления студентов и психологической готовности к проектированию и экспертизе образовательной среды.

− освоение современных подходов к проектированию, моделированию и конструированию педагогической деятельности;

− усвоение форм и методов анализа и оценки педагогических проектов, процессов и результатов их реализации;

- выработка навыков самостоятельной работы с литературой по проблемам проектирования, моделирования, экспертизе образовательной среды.

 

  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Практикум по проектированию и экспертизе образовательной среды» относится к общенаучному циклу вариативной части обязательных дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (магистратура).

Приступая к изучению данной дисциплины, магистранты должны иметь теоретическую подготовку по основам психологии и педагогики.

У магистрантов должны быть сформированы компетенции:

- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

- способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска (ОК-9);

- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

Учебная дисциплина «Практикум по проектированию и экспертизе образовательных сред» является предшествующей для следующих дисциплин: «Практикум по орга-низации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности»

11. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

а) общекультурные (ОК ):

Магистрант должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения (ОК-4);

- способностью использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

- способностью проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях (ОК-9);

- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10);

- способностью выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11).

 

12. Структура и содержание учебной дисциплины

12.1 Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом —2 ЗЕТ / 72 часа

Виды учебной работы

Вид учебной работы Трудоемкость (часы)
Всего В том числе в интерактивной форме По семестрам
1 сем. № сем. …..
Аудиторные занятия    
в том числе: лекции          
практические    
лабораторные          
Самостоятельная работа      
Итого:    
Форма промежуточной аттестации зачет   зачет    

12.3. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины
Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды. 1.1 Основные понятия педагогического проектирования. Педагогический проект. Соотношений понятий «проективный», «проектный», «проектировочный» применительно к сфере образования. Соотношение понятий проектирование, прогнозирование, конструирование, моделирование.
    1.2 Субъекты и объекты проектной деятельности. Многообразие субъектов. Объекты проектирования и специфика предмета проектной деятельности.
2. Проектирование образовательной среды 2.1 Основные объекты педагогического проектирования. Проектирование содержания образования. Проектирование образовательной программы. Проектирование учебных планов. Логика проектирования образовательных систем. Проектирование педагогических технологий. Проектирование контекста педагогической деятельности.
    2.2 Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды. Структура среды. Возможности образовательной среды. Психологические закономерности восприятия образовательной среды.
    2.3 Уровни проектирования образовательной среды. Федеральный уровень. Региональный уровень. Локальный уровень. Микроуровень. Алгоритм проектирования среды.
    2.4 Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности. «Подводные рифы» проектной деятельности.
    2.5 Требования к участникам педагогического проектирования. Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования. Обучение проектной деятельности. .
3. Экспертиза образовательной среды 3.1 Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды. Определение объекта и предмета экспертизы. Психологическая диагностика образовательной среды общеобразовательных школ.
    3.2 Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере реальных образовательных учреждений г. Воронежа
    .

12.4 Междисциплинарные связи

№ п/п Наименование дисциплин учебного плана, с которым организована взаимосвязь дисциплины рабочей программы № № разделов дисциплины рабочей программы, связанных с указанными дисциплинами
Культурно-исторический и деятельностный подход в психологии и образовании 2.1;
Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды 2.1
Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления 2.2

12.5. Разделы дисциплины и виды занятий

п/п Наименование раздела дисциплины Виды занятий (часов)
Лекции Практические Лабораторные Самостоятельная работа Всего
    Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды   -     -        
Проектирование образовательной среды - -  
Экспертиза образовательной среды   -  
    - - -    
  Итого:   -  

 

13. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

(список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ и используется общая сквозная нумерация для всех видов литературы)

 

а) основная литература:

№ п/п Источник
1. Бережная И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста монография. / И.Ф. Бережная. – Воронеж: Научная книга, 2012. – 219 с.
2. Педагогика : учебник по направлению 050100 Педагогическое образование / под ред. А.П. Тряпицыной. – Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2013. – 304 с.
3. Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 11-е изд., стер. – Москва : Академия, 2012. – 607, [1] с.
4. Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд., стер. – М. : Академия, 2012. – 490, [1] с.
5. Педагогика и психология высшей школы / Ф.В. Шарипов. – Москва : Логос, 2012 . 448 с. –. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119459
6. Педагогика : учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 10-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 607, [1] с.
7. Графические методы в практической психологии / Е.С. Романова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2011. – 400 с. – http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=104548

б) дополнительная литература:

в)информационные электронно-образовательные ресурсы:

№ п/п Источник
1. Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. – (http://www.lib.vsu.ru/).
2. Библиотека Гумер - Педагогика. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/index.php (дата обращения 25.08.2013).
3. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru (дата обращения 25.08.2013)
4. Педагогика. PedagogikaFine. – Режим доступа: http://www.pedagogikafine.ru/pedagog-440.html (дата обращения 25.08.2013)
5. Российский общеобразовательный портал. – Режим доступа: http://museum.edu.ru (дата обращения 25.08.2013).

 

14. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

15. Форма организации самостоятельной работы:

• изучение и систематизация официальных федеральных государственных документов – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ»

• изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

• подготовка докладов и рефератов;

• участие в научной сессии факультета философии и психологии, работе студенческих конференций разного уровня.

 

15.1 Задания для самостоятельной работы

Распределение заданий для самостоятельной работы по темам

 

Тема Задание Форма представления задания Кол-во часов
Теоретические основы проектирования и экспертизы образовательной среды 1. Изучить литературу по педагогическому проектированию и разработать алгоритм проектирования основных объектов: образовательной программы учебных планов педагогических технологий контекста педагогической деятельности (психолого-педагогической ситуации)   2. Подготовить дайджест научных публикаций по проблемам темы 3. Изучить и систематизировать официальные федеральные государственные документы – Федеральный закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 N2 273-ФЗ); Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО); нормативно-инструкционные и справочные материалы с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", глобальной сети "Интернет"; «Образовательный портал ВГУ» Выступление и Алгоритм   Устные сообщения   Тезисы конспекта ФЗ РФ «Об образовании», ФГОС направления «Психолого-педагогическое образование», Шаблоны учебного плана, рабочих программ, ФОС используемых в ВГУ.
Проектирование образовательной среды 1. Составить проектную заявку: Проектное предложение. Описание результатов (поэтапных). Процедуры оценки и показатели эффективности результатов проекта.   2. Подготовить рефераты по темам: Субъекты и объекты проектной деятельности. Многообразие субъектов. Основные объекты педагогического проектирования. Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды. Структура среды. Возможности образовательной среды. Психологические закономерности восприятия образовательной среды. Уровни проектирования образовательной среды. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Результаты проектной деятельности. Оценка результатов проектной деятельности. «Подводные рифы» проектной деятельности. Требования к участникам педагогического проектирования. Особенности проектного мышления. Особенности поведения и системы отношений участника проектирования.   3. Выполнение индивидуальных проектов: Проект образовательной программы. Проект учебного занятия Проект педагогической технологии. Представление и защита проектной заявки   Презентации, выступления   Защита индивидуальных проектов.    
Экспертиза образовательной среды   1. Подготовить доклады по темам: Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды. Определение объекта и предмета экспертизы. Психологическая диагностика образовательной среды общеобразовательных школ. Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования.   2. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере реальных образовательных учреждений г. Воронежа Выступления, презентации     Экспертное заключение

 

Примеры творческих заданий (1 семестр)
Докажите необходимость психологических и дидактических аспектов теорий развивающего образования при проектировании
Обоснуйте целесообразность построения эколого-личностной модели образовательной среды

 

Вопросы к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
Раскрыть основные категории педагогического проектирования и их соотношение.
Характеристика субъектов и объектов проектной деятельности. Специфика предмета проектной деятельности.
Алгоритм проектирования содержания образования.
Алгоритм проектирования образовательной программы и учебных планов.
Логика проектирования образовательных систем.
Проектирование педагогических технологий.
Проектирование контекста педагогической деятельности.
Психолого-педагогические основы проектирования образовательной среды.
Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования.
«Подводные рифы» проектной деятельности.
Требования к участникам педагогического проектирования.
Психодидактические аспекты экспертизы образовательной среды.
Экспертиза образовательной среды с помощью методики векторного моделирования. Организация и проведение экспертизы образовательной среды на примере конкретного образовательного учреждения г. Воронежа

 

Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации (зачет – 1 семестр)
Разработать проект "Рабочая программа по курсу......(магистрант определяет самостоятельно)"
Разработать проект "Дидактическая основа занятия с использованием одной из педагогических технологий (по выбору магистранта)

 

16. Критерии аттестации по итогам освоения дисциплины:

 

Оценка Критерии оценок зачета
Зачтено Магистрант демонстрирует знание материала в пределах программных требований, способен выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний
Не зачтено У магистранта отсутствуют знания программного материала и умения выполнять практические задания на основе полученных теоретических знаний.

Приложение А

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ГОУ ВПО ВГУ)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.