1. Привить студентам экономическое мышление, экономические знания в объеме, необходимом для бакалавра;
2. Осветить теоретические основы предпринимательской деятельности в современных условиях;
3. Ознакомить студентов с методическими подходами мониторинга макро- и микросреды фирмы, обоснования организационно-правовой формы и организационной структуры управления предпринимательского формирования, ценовой политики и стимулирования сбыта продукции, внутрифирменного планирования в предпринимательстве;
4. Обучить студентов практическим навыкам принятия основных решений в предпринимательской деятельности.
Дисциплина «Предпринимательская деятельность» относится к числу базовых дисциплин Профессионального цикла отраслевой подготовки бакалавра по направлению «Профессиональное обучение (по отраслям)» (Б.3. В.4).
- студент должен знать историю развития предпринимательства и его роль в экономике; политику государства в области предпринимательства; показатели оценки деятельности фирмы и методику их расчета; практику предпринимательской деятельности и принципы управления;
- иметь общее представление о научных основах и путях повышения эффективности производства, экономии всех видов ресурсов.
- осуществлять финансовые вычисления.
- готовность принимать стратегические решения в развитии предпринимательства.
Знания, умения и компетенции, полученные в результате изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность» пригодятся студентам при изучении дисциплин «Менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Оценка бизнеса», «Основы инвестиционной деятельности».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (указывается в соответствии с ФГОС ВПО):
Код, компетенция
| Проявления компетенции
| Формы проверки компетенции
| Виды заданий для самостоятельной работы
|
ОК-4
Понимание истории становления различных типов культур
| Знать основы научного анализа.
Уметь использовать методы научного анализа в различных видах профессионально-педагогической деятельности.
Владеть навыками практического применения методов гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально-педагогической деятельности.
| Семинар, сравнительный анализ в форме таблицы
| Доклад, реферат по темам курса «Предпринимательская деятельность»
|
ОК-8
Готовность к позитивному, доброжелательному стилю общения
| Знатьосновы коммуникационного процесса
Уметьпользоваться навыками общения
Владетьготовностью к позитивному, доброжелательному стилю общения
| Дискуссия, диспут, дебаты
| Написание эссе
|
ОК-12
Владение правовыми и нравственными нормами экологического поведения
| Знатьосновы норм правого и нравственного поведения
Уметьприменять правовые и нравственные нормы экологического поведения
Владетьправовыми и нравственными нормами экологического поведения
| Педагогическая практика
| Отчет по педагогической практике
|
ОК-13
Владение способами защиты чести, достоинства, прав личности будущего рабочего (специалиста)
| Знатьправа человека и гражданина
Уметьотстоять свои права в определенной ситуации
Владетьнавыками аргументированного доказательства своих прав в соответствии с обязанностями гражданина
| Кейс-метод
| Составление деловых ситуаций по курсу «Предпринимательская деятельность»
|
ОК-18
Владение культурой мышления, знанием его общих законов, способностью в письменной и устной речи правильно (логически) оформить его результаты
| Знатьоснов общих законов культуры мышления
Уметь правильно и логически оформить результаты своей деятельности
Владетьспособностью в устной и письменной форме изложить результаты своей работы
| Эссе, деловые игры, научно-практическая конференция
| Написание эссе, докладов, статей
|
ОК-21
Готовность к практическому анализу логики различного рода рассуждений, владеет навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики
| Знать особенности построения аргументации, ведения дискуссий, полемики по актуальным проблемам экономики.
Уметь использовать методологический инструментарий для практического анализа различного рода рассуждений.
Владеть навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссий, полемики.
| Научно-практическая конференция, дискуссия, диспут, проведение «круглого стола»
| Написание доклада – резюме, содержащего обзор авторских методик исследования научной проблемы и обоснование собственной точки зрения
|
ОК-22
Способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности
| Знать содержание вопросов профессионально-педагогической деятельности
Уметь уловить смысл любого материала, содержащего профессиональные вопросы.
Владеть навыками подготовки и редактирования текстов по соответствующей тематике.
| Методика «Развитие критического мышления через чтение и письмо», семинар
| Анализ экономического текста, составление плана
|
ОК-24
Способность к когнитивной деятельности
| Знать сущность когнитивной деятельности.
Уметь задавать вопросы, формулировать гипотезы, делать выводы и строить прогнозы относительно дальнейшего развития изучаемого феномена.
Владеть навыками самостоятельной познавательной деятельности.
| Научно-практическая конференция, деловая игра, метод проектов
| Доклады, рефераты, разработка проектов
|
ОК-25
Способность обосновывать профессионально-педагогические действия
| Знать перечень конкретных профессионально-педагогических задач.
Уметь самостоятельно составить план проведения занятия и провести занятие по теме из курса финансовый менеджмент, решив при этом поставленные задачи.
Владеть способностью к моделированию стратегии и технологии общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.
| Имитация профессионально-педагогических ситуаций с поиском их оптимального решения, самостоятельное проведение студентами учебных занятий по заданной теме (под контролем преподавателя) с последующим самоанализом
| Составление плана проведения занятия. Профессионально-педагогический самоанализ.
|
ОК-26
Умение моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач
| Знать перечень конкретных профессионально-педагогических задач.
Уметь самостоятельно составить план проведения занятия и провести занятие по теме из курса прикладной экономики, решив при этом поставленные задачи.
Владеть способностью к моделированию стратегии и технологии общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач.
| Имитация профессионально-педагогических ситуаций с поиском их оптимального решения, самостоятельное проведение студентами учебных занятий по заданной теме (под контролем преподавателя) с последующим самоанализом
| Составление плана проведения занятия. Профессионально-педагогический самоанализ.
|
ОК-27
Готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности
| Знать возможные подходы к решению проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности.
Уметь анализировать информацию для решения возникающих проблем.
Владеть навыками оперативного принятия решений в профессионально-педагогической деятельности.
| Конференция, метод проектов
| Доклад, реферат, работа над кейсами по темам курса «Предпринимательская деятельность»
|
ОК-28
Владение процессом творчества (поиск идей, рефлексия, моделирование)
| Знать сущность и основные этапы процесса творчества.
Уметь генерировать идеи в процессе обучения, самостоятельно моделировать профессиональную ситуацию и комплексно её анализировать.
Владеть всеми составляющими процесса творчества.
| Метод проектов, презентация разработанных проектов
| Поиск предпринимательской идеи, разработка собственных проектов
|
ПК-1
Способность выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов)
| Знать научные основы обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом.
Уметь переложить свои знания, умения и компетенции на практику.
Владеть способностью к обучению рабочих (специалистов).
| Самостоятельное проведение занятий по темам курса под руководством преподавателя
| Составление планов и конспектов уроков, анализа класса и отдельного ученика, самоанализ
|
ПК-4
Способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе
| Знатьотраслевую нормативно-правовую базу
Уметь организовывать педагогическую деятельность
Владетьспособностью организовывать педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе
| Семинар
| Доклад, реферат
|
ПК-5
Способность анализировать профессионально-педагогические ситуации
| Знатьварианты профессионально-педагогических ситуаций
Уметьанализировать профессионально-педагогические ситуации
Владетьспособностью принимать грамотное решение в той или иной ситуации
| Педагогическая практика, психологические тренинги
| Составление психолого-педагогической характеристики учащихся, проведение психологических тестирований и бесед с их последующим анализом
|
ПК-15
Способность прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности
| Знать основы научного прогнозирования.
Уметь планировать свою профессионально-педагогическую деятельность, анализировать перспективы усвоения учебного материала аудиторией.
Владеть навыками прогнозирования собственной деятельности.
| Педагогическая практика, самостоятельное проведение занятий по темам курса под руководством преподавателя
| Составление планов учебных занятий и прогнозов результативности их проведения
|
ПК-18
Способность проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности
| Знать основы научного проектирования.
Уметь планировать свою профессионально-педагогическую деятельность, анализировать перспективы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности
Владеть навыками проектирования собственной деятельности.
| Презентация и совместный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса
| Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса
|
ПК-19 Готовность к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач
| Знать систему целей и задач изучения курса «Предпринимательская деятельность».
Уметь самостоятельно спроектировать цели и задачи учебного процесса.
Владеть методикой профессионально-педагогического целеполагания.
| Презентация и совместный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса
| Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса
|
ПК-24
Способность организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд
| Знать основы учебно-производительного (профессионального) процесса
Уметь производительный труд учащихся
Владеть способностью организовать практические занятия, а также производительную деятельность учащихся
| Производственная и педагогическая практика
| Отчет по практике
|
ПК-25
Способность организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях
| Знать основы технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях
Уметь организовывать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях
Владеть способностью отслеживать технологический процесс в учебных мастерских, а также оценивать и анализировать результаты деятельности учащихся
| Производственная и педагогическая практика
| Отчет по практике
|
ПК-26
Готовность к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях
| Знать особенности анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях.
Уметь анализировать результаты финансово-хозяйственной деятельности.
Владетьосновами анализа и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях.
| Производственная практика
| Отчет по производственной практике
|
ПК-28
Готовность к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих (специалистов)
| Знать систему целей и задач изучения дисциплины «Предпринимательская деятельность».
Уметь самостоятельно спроектировать цели и задачи учебного процесса.
Владеть методикой профессионально-педагогического конструирования
| Презентация и фронтальный анализ разработанных студентом планов учебных занятий по темам курса
| Разработка стратегических и оперативных планов учебных занятий по темам курса
|
ПК-35
Готовность к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики
| Знатьосновные современные требования эргономики
Уметьорганизовывать рабочее время в соответствии с современными требованиями эргономики
Владетьспособностью обслуживать рабочее место в соответствии с требованиями эргономики
| Педагогическая практика, производственная практика
| Отчеты по практике
|
ПК-36
Готовность к производительному труду
| Знать основы теории производства в ее прикладном аспекте.
Уметь осуществлять простейшие операции в сфере производительного труда.
Владеть готовностью к производительному труду.
| Организация производственной практики
| Анализ основных аспектов деятельности предприятия: обзор выпускаемой продукции, анализ системы сбыта, изучение особенностей организационно-правовой формы, учредительных документов.
|
СК-1
Способен осуществлять сбор, анализ, обработку и интерпретацию данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| Знать основные методы сбора и обработки данных
Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных
Владеть методикой сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач
| Практическая работа
| Сбор сведений о конкретном предприятии, анализ основных производственных показателей
|
СК-2
Способность анализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса, выполнять анализ конкурентной среды отрасли на основе знания экономических основ поведения организации и представлений о различных структурах рынков.
| Знатьэкономические основы поведения предприятия на рынке, особенности структуры рынков.
Уметьанализировать поведение потребителей экономических благ, закономерности формирования спроса.
Владеть навыками анализа конкурентной среды отрасли.
| Семинар, практические занятия.
| Использование техники математического моделирования для исследования экономических явлений.
|
СК-4
Способен проводить оценку инвестиционных проектов и различных финансовых инструментов в конкретных условиях инвестирования и финансирования
| Знать основные финансовые ин6струменты
Уметь осуществлять сбор, анализ и обработку данных в конкретной ситуации
Владеть способностью проводить оценку инвестиционных проектов в конкретных условиях
| Деловая игра, кейс-метод, «мозговой штурм»,
| Анализ бухгалтерской финансовой отчетности
|
СК-5
Способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий
| Знать систему критериев экономической эффективности
Уметь самостоятельно сформулировать управленческие решения, связанные с повышением экономической эффективности работы предприятия
Владеть способностью разрабатывать и обосновывать предложения по совершенствованию работы предприятия
| Деловые игры, решение задач, производственная практика
| Отчет по практике, составление бизнес-плана
|
СК-6
Способен анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций с целью подготовки сбалансированных управленческих решений
| Знать функциональные стратегии организации
Уметь анализировать взаимосвязи между различными функциональными стратегиями организаций
Владеть способностью принимать сбалансированные управленческие решения
| Производственная практика
| Отчет по практике
|
СК-8
Способен находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идеи, разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов)
| Знать правила и требования к составлению экономической документации при создании фирмы
Уметь составлять бизнес-план
Владеть способностью обосновывать и формулировать бизнес-идеи
| Производственная практика, защита бизнес-проекта
| Отчет по практике, бизнес-проект
|
Общая трудоемкость дисциплины составляет _______4________ зачетные единицы.
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела (в дидактических единицах)
|
1.
| Понятие предпринимательской деятельности.
| Сущность предпринимательства. Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах. Предпринимательство как явление и процесс. Функции предпринимательства
|
2.
| Этика предпринимательства.
| Сущность культуры предпринимательства. Предпринимательская этика и этикет.
|
3.
| Виды и формы организации бизнеса.
| Классификация предпринимательства. Предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг. Предпринимательская деятельность на рынке банковских услуг. Страховая деятельность. Посредническое предпринимательство. Предпринимательская деятельность образовательного учреждения.
|
4.
| Организация и регистрация нового предприятия.
| Общие условия создания собственного дела. Некоторые принципы создания собственного дела. Этапы создания собственного дела. Идея и цели создания собственного дела. Приобретение предприятия (бизнеса). Аренда предприятия. Франчайзинг. Государственная регистрация организации. Постановка на учет в налоговом органе. Открытие счетов в банках. Лицензирование деятельности предпринимателей. Разработка и регистрация товарного знака и знака обслуживания.
|
5.
| Назначение и структура бизнес-плана.
| Общая характеристика фирмы (резюме). Характеристика товаров (услуг). Рынок сбыта товаров (услуг). Конкуренция на рынках сбыта. План маркетинга. План производства. Организационный план. Риски в деятельности фирмы. Финансовый план. Приложения к бизнес-плану.
|
6.
| Инвестирование и его источники, внутренняя и внешняя среда функционирования фирмы.
| Инвестирование и его источники. Сущность предпринимательской среды. Экономическая свобода. Внешняя предпринимательская среда. Внутренняя предпринимательская среда.
|
7.
| Менеджмент и маркетинг в деятельности фирмы.
| Сущность менеджмента. Основное содержание общих целей и ограничений. Миссия организации: сущность, содержание. Нормативные требования к управлению и политика деятельности фирмы. Принципы, виды, типы и формы маркетинга. Маркетинг взаимодействия. Комплекс маркетинга и маркетинг-менеджмент в системе предпринимательства
|
8.
| Государственное регулирование предпринимательской деятельности.
| Виды, формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
|
9.
| Понятие об основах предпринимательского права.
| Предмет предпринимательского права. Методы правового регулирования. Принципы предпринимательского права. Система предпринимательского права. Источники предпринимательского права.
|
10.
| Налогообложение физических и юридических лиц.
| Виды налогов и сборов, подлежащие уплате предпринимателями. Элементы налогообложения. Налог на прибыль предприятий (организаций). Налог на добавленную стоимость. Акцизы. Налог на имущество предприятий (организаций). Налог с продаж. Налоги, поступающие в дорожные фонды. Меры и способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.
|
11.
| Анализ результатов деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.
| Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов от реализации продукции и услуг. Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен. Анализ инвестиционных и прочих внереализационных доходов и расходов. Методика анализа показателей рентабельности предприятия. Методика определения резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. Анализ использования прибыли на предприятии.
|
12.
| Перспективы развития малого бизнеса
| Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Уплата единого налога на вмененный доход для определения видов деятельности.
|