Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Примерная тематика курсовых работ (проектов)

Курсовые работы по дисциплине не предусмотрены.

 

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература

1. Наумов В.Н. Организация предпринимательства: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.

2. Переверзев М.П., Лунёва A.M. Основы предпринимательства. - М.: Инфра-М, 2009. — 176 с.

3. Предпринимательство: Учебник / Под ред.М.Г.Лапусты. – 5-е изд. – М.: Инфра-М, 2010. – 667 с.

б) дополнительная литература

1. Авдашева С.Б. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий. – М.: Новый учебник, 2004. – 174 с

2. Егорова Е.Н., Логинова Е.Ю. Коммерческая деятельность. Конспект лекций. - М.: Эксмо, 2008. — 160 с.

3. Ершова И.В., Отнюкова Г.Д. Российское предпринимательское право. М.: Проспект, 2006

4. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). - М.: Норма, 2006

5. Попков В.П., Евстафьева Е.В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

6. Психология и этика делового общения. / Под ред. Лавриненко В.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с.

7. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. Уч. пос. для уч. ст. кл. – 2-е изд. Брянск: БГПУ, 1999-189 с.

В) программное обеспечение

1. MS Office

2. Internet Explorer

 

Г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Государственный комитет Российской Федерации по статистике - http://www.gks.ru.

2. Деловая пресса - http:/ www.businesspress.ru

3. Национальная торговая ассоциация - http:/ www.nta–rus.ru

4. Новости и технологии торгового бизнеса - http:/ www.torgrus.ru

5. РосБизнесКонсалтинг – http:/ www.rbc.ru;



6. Российская торговля - http:/ www.rtpress.ru;

7. СПС «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru

 

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины ноутбук, проектор, экран, компьютерный класс, интерактивная доска.

 

13. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Учебный курс «Предпринимательская деятельность» ориентирован на знакомство с полным циклом предпринимательской деятельности и включает подробное описание функций предпринимателя на каждой фазе этого цикла, а также средств, необходимых для их эффективного выполнения. Содержание и методы обучения должны быть направлены на формирование у обучающихся не только понимания логики предпринимательской деятельности, но и на освоение понятийных средств, позволяющих решать задачи создания собственного дела и обеспечения условий для его эффективного функционирования и развития.

Эффективное изучение дисциплины предполагает наличие базовых знаний (в пределах государственного образовательного стандарта) по истории, философии, социологии, политологии, культурологии, маркетинга, бухучета и менеджмента. В ходе изучения данного курса реализуются межпредметные связи с «Экономикой предприятия», «Прикладной экономикой», «Экономической теорией», «Маркетингом», «Менеджментом», «Информационными технологиями в документационном обеспечении управления», «Информационными технологиями в бизнес-планировании» и др.

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Варианты контрольных работ

Вариант 1.

1. Основные этапы исторического развития предпринимательства в России

2. Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательской деятельности.

3. Практическое задание:

Основным документом, регламентирующим деятельность предприятия, является устав. Составьте устав вашего предприятия, ответив на следующие вопросы:

Основные положения  
- наименование организации  
- организационно-правовая форма  
Участники  
Цели и предмет деятельности общества  
Место нахождение общества  
Уставный капитал  
- размер  
- чем сформирован уставный капитал  
Органы управления и контроля  
- высший орган управления  
- орган управления общества  
- срок действия исполнительного органа  

Вариант 2.

1. Виды и формы предпринимательской деятельности.

2. Роль торгового бизнеса в экономике страны.

3. Практическое задание:

Прежде чем зарегистрировать предприятие (фирму) необходимо определить какая организационно- правовая форма наиболее подходит для вас. Составьте сравнительную таблицу и выберите приемлемый вариант.

Параметры ООО ОАО ЗАО ИП ХТ ПК
1. Число участников            
2. Минимальный размер уставного капитала            
3. Участие юридических лиц            
4. Личное трудовое участие членов            
5. Выпуск и регистрация акций            
6. Отчуждение участником своей доли, акций, пая, взноса            
7. Прием третьих лиц в участники            
8. Исключение из числа участников            
9. Участие третьих лиц в органах управления и контроля            
10. Принятие решений общим собранием            
11. Периодичность распределения прибыли            
12. Порядок распределения прибыли            
13. Публичное раскрытие информации о деятельности            
14. Формирование специальных фондов            
15. Органы управления            
16. Органы контроля            
17. Система бухгалтерского учета            

1. Назовите основные преимущества каждой из организационно-правовых форм.

2. Для каких торговых предприятий наиболее приемлема каждая организационно-правовая форма?

3. Какое значение для сотрудника имеет организационно-правовая форма предприятия?

Вариант 3.

1. Этапы создания торгового предприятия.

2. Субъекты предпринимательской деятельности

3. Практическое задание:

Предприниматель собирается создать малое предприятие по изготовлению оконных рам, которые он планирует продавать по 5$ за штуку. (Все цифры условные). Предприниматель предполагает в первый год продать 16000 рам. Для простоты расчета будем считать, что у предприятия следующие статьи расходов:

Прямые расходы:

1. материалы для рам (2,5 $ за штуку)

2. арендная плата – 20000 $ в год

Определить предел безубыточности предприятия (точку с нулевой прибылью) двумя способами: графическим и арифметическим.

Рекомендуемая литература: 25,26,27,28,30.

Вариант 4.

1. Сущность производственного предпринимательства.

2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

3. Практическое задание:

Предприятие по производству нового сыра решило установить цену на свою продукцию методом «средние издержки + прибыль».

Финансовый анализ показал, что: Переменные затраты - 2 руб.50 коп. на 1 упаковку. Постоянные - 15 500 руб. Ожидаемый объем реализации - 3 000 упаковок. Планируемая прибыль - 25%

1. Рассчитайте цену одной упаковки сыра методом «средние издержки + прибыль» (округлите до сотых долей).

2. Определите точку безубыточности для этого предприятия (округлите до целых чисел).

Рекомендуемая литература:13,17,20.28.

Вариант 5.

1. Сущность коммерческого предпринимательства

2. Роль малого предпринимательства в экономике страны

3. Практическое задание:

На предприятии по выпуску бытовых электроплит «Горение» предполагаемый объем продаж в натуральном выражении по месяцам таков:

Объем продаж электроплит по месяцам

Месяц
Ед. продажи

 

Предполагается, что цена единицы изделия составит в 1 квартале - 2100 pуб.;

во 2 кв.- 2300 руб.; в 3 кв. - 2500 руб.; в 4 кв. - 3000 руб. Составить прогноз объема продаж за годовой период.

Вариант 6.

1. Малое предпринимательство, его регистрация, основные преимущества и недостатки

2. Классификация субъектов и объектов предпринимательской деятельности

3. Практическое задание:

Уставом производственного кооператива предусмотрено, что прибыль от хозяйственной деятельности кооператива должна распределяться между кооператорами не только с учетом паевого взноса, но и по результатам труда.

Паевые взносы всех пятерых кооперативов были в денежной форме, причем Иванов и Петров внесли по 15 тыс. руб.; Сидоров и Гришин имеют паи в размере по 10,0 тыс. руб. каждый, а кооператор Розенберг имеет пай в размере 20,0 тыс. руб.

Все кооператоры работают и выполняют установленные задания досрочно, т.е. Иванов на 105%, Петров и Гришин на 110 %, Сидоров выполняет в среднем по результатам года работу на 115 %, а кооператор Розенберг на 120%. Балансовая прибыль за вычетом всех платежей составляет 600 тыс. руб.

Сколько прибыли причитается каждому кооператору?

Вариант 7.

1. Этика предпринимателя: имидж и этический кодекс

2. Налогообложение индивидуального предприятия

3. Практическое задание:

Место расположение компании может оказать существенное влияние на развитие бизнеса.

Можно с уверенностью прогнозировать, что, к примеру, если фирма собирается реализовывать продукцию, которой торгует широкая сеть конкурентов, и при этом цена на эту продукцию не будет ниже цены конкурентов, а место расположения в отличие от конкурентов - где-то на окраине города, то клиентами этой фирмы станут только жители этой окраины.

Если предположить, что продукция достаточно специфическая и жители этой окраины не являются ее потребителями, то получится, что у фирмы собственно и не будет клиентов. Оцените месторасположение своего предприятия (или ближайшего магазина) с учетом следующих факторов:

Факторы Показатель
1. Арендная плата  
2. Наличие удобных подъездных путей Предположим, что совсем дешево, почти даром сдаются удобные помещения, но при этом к ним нет подъездных путей. Дорога проходит через заболоченную местность, постоянно грязь. Стоит ли построить новую дорогу?  
3. Величина транспортных расходов. Какой прок, от экономии на аренде, если транспортные расходы «съедят» имеющуюся экономию?  
4. Имидж места Не совсем логично давать рекламу о модной дорогой одежде, Если магазин расположен в не отремонтированном подвале  
5. Возможность привлечь квалифицированный персонал для работы в данном месте Не всякий сотрудник согласиться потратить 3 часа на то, чтобы добраться до работы и домой  

Вариант 8.

1. Этикет предпринимателя: нормы общения, ведение деловых бесед и телефонных разговоров. Деловой протокол.

2. Прекращение предпринимательской деятельности

3. Практическое задание:

Директор Российско-американского психологического Центра «Экопси» профессор М. Мелия дал предпринимателю следующую характеристику. «Пред­приниматель - своего рода пилигрим, осваивающий новые сферы бизне­са. Предприниматель заботится о своей прибыли, но при этом он удовлет­воряет явные или скрытые платежеспособные потребности. Для него ха­рактерно, во-первых, четкая ориентация на успех, на результат. Во-вто­рых, смелость, некоторая жесткость. Он идет на конкуренцию, соперниче­ство и потому в его характере есть черты агрессивности. В-третьих, эмо­циональная стабильность, «подкожный слой оптимизма». Он должен об­ладать высокой самооценкой, чтобы не быть ранимым. Это позволяет очень быстро оправляться от неудачи и тут же браться за новое дело. В-четвертых, предпринимателя отличает поразительная самостоятельность и инициативность, как ни странно, иногда даже неумение работать «в ко­манде». Должна быть некоторая степень здорового эгоизма. И, наконец, предприниматель - это обязательно творец, и это - главное».

Задание: Ранжировать перечисленные личностные качества предпринимателя по следующей схеме:

1. Выделить личностные характеристики предпринимателя

2. Создать экспертную группу из пяти человек

3. Провести оценку личностных качеств с помощью метода балльных оценок (по пятибалльной шкале)

Личностные качества предпринимателей Эксперты
№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5
           
           
           

 

4. Построить график

5. Сделать выводы.

Вариант 9.

1. Управление рисками и страхование предприятия

2. Основное содержание корпоративной культуры

3. Практическое задание:

Учредители общества с ограниченной ответственностью «А», «Б» и «В» образовали уставный капитал, внеся следующие паи:

· учредитель «А» внес 20,0 тыс. руб. обыкновенного паевого взноса;

· учредитель «Б» – 30,0 тыс. руб. обыкновенного паевого взноса;

· учредитель «В» – 50 тыс. руб., в том числе интеллектуальной собственностью в виде ноу-хау – 20,0 тыс. руб.

Как распределялась прибыль в сумме 300 тыс. руб. между учредителями общества с ограниченной ответственностью?

Вариант 10.

1. Краткая характеристика теорий о предпринимательстве.

2. Сущность внутрифирменного предпринимательства

3. Практическое задание:

На основе представленных данных рассчитать цены:

1). Предельную;

2). Безубыточности;

3). Целевую.

4). Определить результаты деятельности предприятия при каждом варианте цены.

Исходные данные:

Инвестированный капитал: 240000 у.е.

Ожидаемая рентабельность: 10 %

Переменные издержки на 1 шт.: 1050 у.е.

Постоянные издержки: 90 тыс. у.е.

Прогнозы продаж: а) пессимистический – 90 тыс.шт.

б) оптимистический – 150 тыс.шт.

Вариант 11.

1. Культура предпринимательства

2. Основное содержание предпринимательской тайны.

3. Практическое задание:

Коммандист Мореев В.П., пай которого в складочном капитале товарищества на вере «Друг» составляет 48%, обвинил участников товарищества в том, что методы их работы несовершенны и доходы далеки от максимальных. По этим причинам он потребовал избрать его на должность генерального директора, освободив при этом молодого и малоопытного Солодкова П.М.

В противном случае он пригрозил немедленно забрать свой пай и выйти из товарищества. К словам Мореева В.П. все участники отнеслись весьма спокойно и ничего менять не стали.

Почему? Изучите функционирование коммандитного товарищества и дайте подробное объяснение.

Вариант 12.

1. Внешняя и внутренняя предпринимательская среда

2. Правовые основы создания и функционирования малых предприятий в торговле

3. Практическое задание:

Макаронная фабрика заключила договор на поставку продукции в магазин «Калач» в количестве 100 тонн в течение года с помесячной оплатой товара. Каждый килограмм поставляемых макарон по цене 20 руб. приносит за один оборот 4,0 руб. прибыли. Магазин, затратив 4,0 руб. на подработку товара, продает макароны на 10 руб. дороже. Оборачиваемость оборотных средств фабрики и магазина различна: у фабрики каждый рубль оборачивается 6 раз в год, а в магазине – 5 раз. За срыв поставки товара фабрика платит штраф в размере 20 МРОТ, а магазин за необоснованный отказ от приема договорной продукции выплачивает 15 МРОТ.

Задание: Сделайте необходимые расчеты на основании приведенных данных, и разработайте договор купли-продажи.

Вариант 13.

1. Виды налогов и сборов, подлежащих уплате предпринимателями

2. Понятие и классификация предпринимательского риска

3. Практическое задание:

Используя аналитический и графический методы расчета безубыточности производства, определить безубыточную программу выпуска продукции, минимальный (безубыточный) объем продаж (точку безубыточности) и прибыль от реализации продукции по следующим данным:

Показатели Ед. изм. измерения Значения
Объем производства V, тыс. шт
Постоянные затра­ты, Спост, тыс. ден. ед.
Переменные затраты, Спер тыс. ден. ед.
Цена Р, ден. ед.

Сделать заключение.

Вариант 14.

1. Реорганизация предприятия

2. Типология предпринимательства

3. Практическое задание:

АО «Цветы» - преуспевающее предприятие, получающее ежемесячно на каждый рубль, находящийся в обороте, 20 % прибыли, решило приобрести помещение под торговый зал. Из большого количества предложений были выбраны следующие:

Местонахождение (в порядке предпочтения) Назначение Общая Площадь, кв. м Цена, руб. за 1 кв. м Примечание
Ул. Полянка Магазин Продажа
Ул. Солянка Магазин Аренда с предоплатой
Ул. Якиманка Магазин Аренда с ежемесячной оплатой

Какой вариант был выбран и почему?

 

Примерный перечень тем рефератов:

1. Повышение конкурентоспособности организации в условиях рынка

2. Бизнес-планирование как основа развития организации

3. Проблемы взаимодействия крупного и мелкого бизнеса в экономике

4. Современные типы хозяйственных объединений и основные тенденции их развития

5. Проблемы малого предпринимательства в РФ и пути их преодоления

6. Организационно-правовое регулирование поддержки предпринимательства в России

7. Предпринимательство и его роль в жизни общества и каждого человека.

8. Индивидуальный предприниматель: специфика деятельности и ограничения в ней.

9. Гражданский кодекс РФ о формах предпринимательской деятельности.

10. Правоотношения в предпринимательской деятельности.

11. Коммерческие юридические лица и их роль в предпринимательской деятельности.

12. Некоммерческие юридические лица и их роль в предпринимательской деятельности.

13. Современные информационные технологии в управлении предприятием

14. Самоменеджмент индивидуального предпринимателя

15. Особенности мотивации предпринимательской деятельности

16. Организационная структура предприятия на примере «_____»

17. Влияние стиля руководства на управление организацией

18. Анализ закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства.

19. Прогнозирование будущих изменений тенденций развития современного предпринимательства.

20. Становление и развитие форм предпринимательства.

21. Анализ и оценка эффективности предпринимательской деятельности.

22. Механизм создания и прекращения деятельности предприятия

23. Организация оплаты труда на предприятии.

24. Стратегия и тактика предпринимателей в условиях рынка.

25. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность.

26. Организация взаимоотношений предпринимателей с хозяйственными партнерами.

27. Система налогообложения физических и юридических лиц.

28. Сущность предпринимательской деятельности и пути ее развития в России.

29. Развитие учения о предпринимательстве в ХХ веке.

30. Определение сущности предпринимательской деятельности в законодательных актах РФ.

31. Формы и виды конкуренции в условиях перехода России к рыночной экономике.

32. Сущность и содержание деловой стратегии предпринимателя в условиях жесткой конкуренции.

33. Исследование и учет структуры потребностей на рынке при разработке деловой стратегии.

34. Роль руководителя в деятельности коммерческого предприятия.

35. Создание и регистрация частного (коллективного) предприятия.

36. Технико-экономическое обоснование коммерческого проекта и его структура (на примере конкретного коммерческого проекта).

37. Сферы деятельности и организационно-правовые формы частного предпринимательства.

38. Создание и организация малого бизнеса в России.

39. Формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Ярославской области.

40. Оценка эффективности деятельности предприятия (на примере конкретного предприятия).

41. Ценообразование в условиях рыночных отношений.

42. Виды и формы страхования коммерческих рисков.

43. Инновационная деятельность как одно из основных направлений развития малого и среднего бизнеса.

44. Равновесие предпринимательской фирмы.

45. Жизненный цикл предпринимательской организации.

46. Кадровое обеспечение предпринимательских организаций.

 

 

Программа экзамена по курсу

«Предпринимательская деятельность»

 

1. Экономические теории о сущности и роли предпринимательства.

2. Понятие и содержание предпринимательства

3. Цели и функции предпринимательства.

4. Принципы организации предпринимательской деятельности.

5. Характеристика субъектов предпринимательской деятельности; физические и юридические лица;

6. Гражданско-правовая характеристика индивидуального предпринимателя.

7. Права и обязанности индивидуальных предпринимателей, их личностные характеристики

8. Система мотивов развития предпринимательства.

9. Характеристика внешней и внутренней предпринимательской среды.

10. Хозяйственные товарищества: их основные виды, характеристика, особенности.

11. Производственные кооперативы: их характеристика, особенности функционирования.

12. Хозяйственные общества: их характеристика, виды, особенности

13. Акционерные общества. Характеристика, особенности функционирования.

14. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Характеристика, особенности функционирования.

15. Сущность малого предпринимательства. Критерии отнесения субъектов рыночной экономики к малому предпринимательству.

16. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике.

17. Преимущества и недостатки малого предпринимательства.

18. Приоритетные направления развития и формы государственной поддержки малого предпринимательства.

19. Налогообложение малых предприятий. Упрощенная и вмененная системы налогообложения.

20. Основные этапы создания собственного дела.

21. Источники средств при создании собственного дела

22. Разработка бизнес-плана при создании собственного дела. Структура и содержание.

23. Порядок государственной регистрации нового предприятия.

24. Лицензирование и сертифицирование предпринимательской деятельности.

25. Сделки: виды, характеристика, порядок реализации.

26. Договоры: виды, содержание, порядок заключения.

27. Лизинг как форма предпринимательства. Виды лизинговых договоров.

28. Сущность и содержание договоров франчайзинга и факторинга.

29. Ответственность предпринимателей за нарушение договорных обязательств.

30. Сущность предпринимательского риска. Факторы возникновения предпринимательского риска.

31. Классификация видов предпринимательского риска

32. Методы оценки предпринимательского риска.

33. Методы и способы минимизации предпринимательского риска. Страхование.

34. Сущность предпринимательской тайны. Система мер по защите предпринимательской тайны.

35. Сущность культуры предпринимательства, ее основные элементы.

36. Деловая этика предпринимателей.

37. Ответственность предпринимателей, сущность, значение, формы.

38. Основные формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

39. Меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

40. Возможные причины и формы прекращения предпринимательской деятельности.

41. Сущность и виды реорганизации предпринимательских организаций.

42. Несостоятельность (банкротство) организации. Процедуры банкротства. Ликвидация организации.

 

Критерии оценки

 

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Предпринимательская деятельность» включает текущий и итоговый контроль. Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения нового материала, стимулирования учебной работы обучающихся и совершенствования методики проведения занятий. Он может проводиться в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем. Оценка ставится на основании следующих критериев:

• 5 (отлично) - если студент в полном объеме выполнил все задания (или ответил на все поставленные вопросы), проявив самостоятельность и знания межпредметного характера.

• 4 (хорошо) - если студент выполнил задания, и в них содержатся недочеты или одна не грубая ошибка; при ответе на поставленные вопросы имел незначительные замечания и поправки со стороны преподавателя.

• 3 (удовлетворительно) - если студент выполнил задания более чем на 50 % и работа содержит недочеты или две-три негрубые ошибки или две грубые ошибки; при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему значительную помощь в виде наводящих вопросов.

• 2 (неудовлетворительно) - если студент выполнил работу менее чем на 50 % или работа содержит более двух грубых ошибок; при ответе на поставленные вопросы преподаватель оказывал ему постоянную помощь, если студент показал полное незнание вопроса, отказался отвечать или не приступил к выполнению работы.

Итоговый контроль имеет целью определить степень достижения учебных целей. По результатам итогового контроля оценка ставится на основании следующих критериев:

• 5 (отлично) - за умение использовать знания в нестандартных, самостоятельных, творческих заданиях.

• 4 (хорошо) - за четкое, осмысленное использование знаний в типовой работе.

• 3 (удовлетворительно) - за общее понимание материала, знание путей решения задач и применение основных формул

• 2 (неудовлетворительно) - за механическое воспроизведение теоретического материала, если студент показал полное незнание вопроса, отказался отвечать или не приступил к выполнению работы.

 

 

Интерактивные формы занятий






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.