Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Решить три задачи (по выбору)

Практическое занятие № 3

Анализ товарооборота торгового предприятия

Цель: раскрыть понятие товарооборота, его состава и роли в формировании результатов хозяйственной деятельности, разъяснить методику анализа и планирования товарооборота

Задачи:

- отработать навыки методики анализа объема и структуры товарооборота.

- отработать навыки методики планирования товарооборота торгового предприятия.

- изучить особенности планирования оборота товаров по отдельным товарным группам.

 

Продолжительность занятия – 2 часа

План проведения практического занятия

1. Ознакомление с тематикой, задачами и методикой проведения практического задания– 5 мин

2. Обсуждение вопросов по теме – 15 мин

3. Письменные ответы на тестовые задания, решение задач - 45 мин

4. Проверка и защита письменных работ, подведение итогов занятия - 15 мин

 

Методические указания по выполнению

Теоретические положения темы

Коэффициент полноты ассортимента - это отношение фактического количества разновидностей товаров, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню.

Розничный товарооборот - это продажа товаров и предоставление платных торговых услуг населению и предприятиям, организациям для удовлетворения их потребностей (индивидуальных или общих) в обмен на денежные доходы.

Устойчивость ассортимента - это наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.



Структура товарооборота - это удельный вес отдельных групп товаров в общем объеме оборота.

Точка безубыточности торгового предприятия - это такой объем его товарооборота при котором сумма полученного валового дохода (без НДС) равна сумме текущих затрат, то есть, достигается самоокупаемость деятельности

Вопросы для устного обсуждения

1. Анализ объема и структуры товарооборота.

2. Планирование товарооборота торгового предприятия.

3. Особенности планирования оборота товаров по отдельным товарным группам.

4. Емкость рынка региона и его оценка.

5. Ритмичность и равномерность выполнения плана оборота торгового предприятия, их оценка.

6. Услуги как фактор роста оборота.

7. Методические подходы к анализу ассортиментной структуры розничного товарооборота.

8. Критический объем деятельности торгового предприятия, его оценка.

 

3. Письменно дать ответы на тестовые вопросы и решить задачи

 

3.1. Ответить на тестовые вопросы

1. Получите ли Вы равнозначную сумму общего объема розничного товарооборота торгового предприятия путем суммирования:

а) оборота розничной торговли сети с оборотом предприятий ресторанного хозяйства;

б) реализации товаров населению и продажи товаров организации и учреждениям в порядке мелкооптовой реализации.

в) оборота розничной торговой сети и мелкооптовый оборота;

г) оборота по продаже товаров населению за наличные и в кредит.

2. Увеличение объема товарооборота не является следствием:

а) роста доходов населения;

б) рост производства товарной массы;

в) рост налоговых платежей;

г) рост спроса населения.

3. В емкость данного товарного рынка не входит:

а) количество товаров, произведенных в данном регионе;

б) возможный спрос населения других регионов;

в) общий объем спроса населения данного региона;

г) объем спроса организаций, учреждений и предприятий на товар для внутреннего потребления

4. Факторы, которые регулируются торговым предприятием и определяют объем товарооборота - это:

а) степень конкуренции;

б) уровень спроса на товары;

в) сложившийся уровень и структура потребления;

г) пропускная способность магазинов.

5. В состав розничного товарооборота не включаются:

а) продажу товаров населению в кредит;

б) продажу населению печатных изданий по подписке;

в) продажа авиационных и железнодорожных билетов;

г) продажа товаров на аукционах.

6. Конъюнктура потребительского рынка - это:

а) покупательские средства населения;

б) объем производства товаров народного потребления и запасов произведенной продукции;

в) общий объем розничного товарооборота, товарооборота городских рынков и платных услуг региона;

г) соотношение спроса и предложения при данных цен данный период времени.

7. Фактор, не регулируемый торговым предприятием, но являющийся определяющим для размера объема товарооборота - это:

а) степень конкуренции;

б) товарная специализация;

в) уровень культуры обслуживания;

г) уровень издержек обращения.

8. Какое значение коэффициента эластичности продажи от душевого дохода свидетельствует о наличии эластичного спроса?

а) 2,7;

б) 0,3;

в) 0,8;

г) 0,5.

9. Как определить объем товарооборота за год в сопоставимых ценах:

а) фактический объем продаж за год умножить на индекс цен;

б) фактический объем продаж за год разделить на индекс цен;

в) плановый объем продаж за год умножить на индекс цен;

г) плановый объем продаж за год разделить на индекс цен.

Решить три задачи (по выбору)

 

Задача 1.Проанализировать динамику розничного товарооборота в действующих и сопоставимых ценах, а также рассчитать сумму перерасхода, которые понесло население от роста цен. Решение оформить в таблице.

 

Таблица 7.1 Розничный товарооборот потребительского общества за отчетный год (тыс. грн.)

Товарные группы Товарооборот в действующих ценах Индекс цен,% Товарооборот отчетного года в сравнительных ценах Темп изменения, %
предыду-щий год отчетный год в действую-щих ценах в сравни-тельных ценах
Продовольственные товары 5069,6 5 858, 6      
Непродоволь-ственные товары 1220,0 1394,9      
Итого            

 

Задача 2. Известны следующие данные по розничному торговому предприятию за два месяца:

Таблиця7.2

Исходные данные для анализа деятельности торгового предприятия

Показатели Октябрь Ноябрь
1. Розничный товарооборот в действующих ценах, тыс. грн.
2. Среднесписочная численность торговых работников, лиц.

 

Розничные цены выросли в ноябре по сравнению с октябрем в среднем на 21,5%.

Определить абсолютный прирост розничного товарооборота в ноябре по сравнению с октябрем: 1) общий; 2) вследствие роста цен; 3) вследствие увеличения численности торговых работников; 4) вследствие изменения производительности труда торговых работников.

Задача 3.Рассчитать влияние факторов на прирост товарооборота торгового предприятия в сопоставимых ценах, используя формулу балансовой увязки показателей розничного товарооборота.

 

Таблица 7.3 Исходные данные для расчета влияния факторов на прирост товарооборота торгового предприятия

Показатели Предыдущий год Отчетный год
1. Товарные запасы на начало 720,0 868,8
2: Поступление товаров 7408,8 8160,0
3. Товарооборот 7260,0 7924,4
4. Другое выбытия - 23,8
5. Товарные запасы на конец 868,8 1080,5

Задача 4. Для обеспечения нормальных результатов хозяйственной деятельности доходы предприятия не должны быть меньше, чем 619,5 тыс. грн. Средний уровень торговой надбавки составляет 19%.

Каким должен быть план товарооборота, который бы обеспечил покрытие издержек обращения и получения нормальной прибыли?

Задача 5. Определить объемы продаж обуви кожаной на плановый год для торгового предприятия на основе следующих данных:

остатки товаров на начало года - 129,8 тыс. грн.

план поступления - 726,5 тыс. грн.

норматив товарных запасов на конец года - 52 дня.

Задача 6. Определить прогноз товарооборота магазина в квартал исходя из обеспечения его безубыточной работы и получения целевого чистой прибыли в размере 200 грн. Постоянные расходы по расчетам составляют 460 грн. за квартал, сменные -12% к обороту. Уровень дохода от реализации товаров без НДС составит 32 % к товарообороту. Размер налога на добавленную стоимость по ставке, в настоящее время действует.

Задача 7. Сумма постоянных издержек обращения магазина составляет 5200 грн. Переменные затраты (без НДС) составляют 5,8% от розничного товарооборота. Средний уровень торговой надбавки 17 %. Необходимую прибыль для осуществления экономических и социальных программ - 1,8 тыс. грн. Определить точки безубыточности и подоходного товарооборота.

Задача 8. Рассчитайте товарооборот, который обеспечит безубыточную деятельность торговли предприятия на основе исходных данных (табл. 7.4).

 

Таблица 7.4 Исходные данные для определения безубыточного объема товарооборота

Показатели Единицы измерения Значение показателя
1. Сумма валовой прибыли в торговле по плану (без НДС) тыс. грн. 130,8
2. Уровень валовой прибыли (без НДС) в % к обороту 14,2
3. Сумма постоянных издержек обращения тыс. грн. 92,8
4. Уровень переменных издержек обращения в % к обороту 7,92
5. Безубыточный товарооборот тыс. грн.  

Объясните сущность точки безубыточности и покажите его на графике.

Домашнее задание

Задача 9. Определить возможные объемы продаж макаронных изделий для предприятия на основе ниже приведенных данных:

1. Розничный товарооборот по этой группе за отчетный год - 35,0 тыс. грн.

2. Численность населения, обслуживаемого потребительской кооперацией в районе снизится на - 2,5%.

3. Среднедушевой продажу макаронных изделий вырастет на - 3,05 %.

4. Прогнозный индекс цен - 1,09 раза.

Задача 10. Осуществить прогноз розничного товарооборота потребительского общества на плановый год по товарной группе «Хлеб и хлебобулочные изделия».

В отчетном году оборот по продаже хлеба и хлебобулочных изделий составил 61,2 тыс. грн. В плановом году планируется улучшить ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий в связи с чем средняя цена за один килограмм повысится с 3,10 грн. до 3,30 грн. Индекс численности населения в данном регионе составит 0,943. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий в среднем на душу населения останется на уровне отчетного года.

Индивидуальное задание повышенной сложности

Задача 11. Рассчитайте коэффициент ритмичности выполнения плана розничного товарооборота торговым предприятием за отчетный год.

 

Таблица 7.5 Исходные данные для расчета коэффициент ритмичности выполнения плана розничного товарооборота

Месяц Выполнение плана,% Месяц Выполнение плана, %
Январь 108,7 Август 102,8
Февраль 109,3 Сентябрь 103,9
Март 105,7 Октябрь 107,3
Апрель 111,1 Ноябрь 109,4
Май 108,7 Декабрь 108,4
Июнь 104,4 вместе 106,1
Июль 106,8    

Сравните рассчитан показатель с показателем прошлого года, который был равен 96,4%.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.