Тема: Профессиональная культура спортивного педагога
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курский государственный университет»
Программа магистерской подготовки
«Педагогическое образование в сфере физической культуры и спорта»
Кафедра педагогики
Учебная дисциплина
«Педагогика физической культуры»
Планы практических занятий
Курск 2015
Практическое занятие № 1
Тема: Педагогика физической культуры (ПФК) как область знаний и учебная дисциплина. Общая характеристика педагогического процесса
Вопросы для обсуждения:
1. Общественно-исторический характер и методологические основания педагогики.
2. Предмет и категории педагогики.
3. Отрасли педагогической науки и место ПФК среди них.
4. Методы научно-педагогических исследований.
5. Образование как ценность, процесс и результат деятельности.
6. Основные компоненты и закономерности педагогического процесса.
7. Этапы педагогического процесса.
8. Планирование и контроль в педагогическом процессе.
9. Педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Задание
1. Подготовить краткие устные сообщения по вопросам (см. Литература учебная).
2. Из источников списка «Актуальные статьи» выписать ключевые понятия, составить конспекты в объеме 1-2 тетрадных страниц, подготовиться к обсуждению сформулированных проблем.
Литература учебная
1. Педагогика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – Главы 1-2. Полностью отсканирован (каф. педагогики, ауд. 80)
2. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – Лекции 1-2. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Актуальные статьи
1. Бекасова С.Н. Опыт создания учебника «Педагогика физической культуры» // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 131-139. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
2. Начинская С. В., Масягина Н. В. Непрерывное образование в области физической культуры и спорта // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 171-175. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
3. Градусов В.А. Университетский спорт в системе ценностей современного общества // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 248-252. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
Практическое занятие № 2
Тема: Профессиональная культура спортивного педагога
Вопросы для обсуждения:
1. Структура и содержание педагогической культуры.
2. Педагогическое мастерство спортивного педагога.
3. Педагогические способности.
4. Педагогическая этика.
5. Культура речи преподавателя-тренера.
6. Стиль педагогического общения и руководства.
7. Личностная зрелость и профессиональная компетентность спортивного педагога.
Задание
1. Подготовить краткие устные сообщения по вопросам (см. Литература учебная).
2. Из источников списка «Актуальные статьи» выписать ключевые понятия, составить конспекты в объеме 1-2 тетрадных страниц, подготовиться к обсуждению сформулированных проблем.
Литература учебная
1. Педагогика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – Глава 3. Полностью отсканирован (каф. педагогики, ауд. 80)
2. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – Лекции 4, 8, 11. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Актуальные статьи
1. Хуббиев Ш.З., Намозова С.Ш. Требования к преподавателю физической культуры и спорта в условиях блочно-модульной и балльно-рейтинговой системы организации занятий со студентами СПБГУ // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 3-14. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
2. Панфилов О.П., Борисова В.В., Руднева Л.В., Алексеева А.А. Проблемы и технологии подготовки специалиста XXI века по физической культуре // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 171-175. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
3. Кишиков Р.В. К вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Серия «Педагогика и психология». – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. – С. 53-65. http://mggu-sh.ru/sites/default/files/k_voprosu_o_stile_deyatelnosti_prepodavatelya_vuza.pdf
4. Афтимичук О.Е. Феномен ритма общения в коммуникативной деятельности учителя физической культуры // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 114-120. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf.
Практическое занятие № 3
Тема: Особенности процесса обучения в сфере физической культуры
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность, функции, категории, виды и задачи обучения.
2. Закономерности и принципы обучения.
3. Организационные формы обучения.
4. Варианты классификации и содержание методов обучения.
5. Средства обучения.
6. Самостоятельная работа обучающихся в сфере физической культуры.
7. Компоненты и функции педагогического управления в процессе обучения.
8. Интеграция обучающих и воспитывающих воздействий.
9. Частная методика и ее проектирование в физической культуре.
Задание
1. Подготовить краткие устные сообщения по вопросам (см. Литература учебная).
2. Из источников списка «Актуальные статьи» выписать ключевые понятия, составить конспекты в объеме 1-2 тетрадных страниц, подготовиться к обсуждению сформулированных проблем.
Литература учебная
1. Педагогика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – Гл. 4 и 6. Полностью отсканирован (каф. педагогики, ауд. 80)
2. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – Лекции 3, 5, 6, 13. Интернет http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Актуальные статьи
1. Семененко М.А. Поиск новых форм, средств и методов организации занятий по физической культуре в СПБГУ // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 105-111. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
2. Бронский Е.В. Личностно-ориентированный подход в повышении оздоровительной эффективности уроков физической культуры // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 17-21. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
3. Сахарова М.В. Формы и способы организации самостоятельной работы студентов в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 206-209. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
Практическое занятие № 4
Тема: Особенности процесса воспитания в сфере физической культуры
Вопросы для обсуждения:
1. Сущность воспитания, его стороны и задачи.
2. Закономерности, принципы и средства воспитания.
3. Содержание и направления воспитания: умственное, гражданское, трудовое, нравственное, эстетическое, валеологическое, физическое.
4. Методы и средства воспитания.
5. Воспитательная деятельность педагога в процессе учебно-тренировочных занятий.
6. Спортивный коллектив как объект и субъект воспитания.
7. Воспитание личности в спортивном коллективе.
Задание
1. Подготовить краткие устные сообщения по вопросам (см. Литература учебная).
2. По источникам из списка «Актуальные статьи» выписать ключевые понятия, составить конспекты в объеме 1-2 тетрадных страниц, подготовиться к обсуждению сформулированных проблем.
Литература учебная
1. Педагогика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – Главы 7-9. Полностью отсканирован (каф. педагогики, ауд. 80)
2. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – Лекция 7. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Актуальные статьи
1. Пельменев В.К. Социальные ценности физической культуры в жизни человека // Вестник РГУ им. И. Канта. – 2006. – № 5. Педагогические и психологические науки. – С. 25-29. http://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-tsennosti-fizicheskoy-kultury-v-zhizni-cheloveka
2. Елканова Т.М., Варзиев С.Х. Дисциплина «Физическая культура» как средство формирования этико-аксиологического компонента общегуманитарного базиса образования // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 157-163. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
3. Хуббиев Ш.З. Влияние занятий по физической культуре и спорту на интеллектуальное развитие // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 51-57. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
4. Григорьев В.И. Усиление клубной работы – стратегический путь развития студенческого спорта // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 19-26. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
5. Ямалетдинова Г.А. Проектирование студентами индивидуальной программы здорового стиля жизни // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: материалы V международной научно-практической конференции / под ред. В.С. Макеевой. – Орел: Госуниверситет-УНПК, 2012. – С. 85-89. http://gu-unpk.ru/file/chair/tris/science/RRSRSRyoRRS_V_RRRR.RRSSRR-RSRRS.RRRS_19-23_RRSRRS_2012.pdf
Практическое занятие № 5
Тема: Педагогические технологии, инновации и творчество
В сфере физической культуры
Вопросы для обсуждения:
1. Педагогические технологии в сфере ФК.
2. Проблемное обучение.
3. Активные методы обучения.
4. Педагогические инновации в сфере ФК.
5. Педагогическое творчество в сфере ФК.
6. Факторы продуктивности педагогической деятельности в сфере ФК.
Задание
1. Подготовить краткие устные сообщения по вопросам (см. Литература учебная).
2. Из источников списка «Актуальные статьи» выписать ключевые понятия, составить конспекты в объеме 1-2 тетрадных страниц, подготовиться к обсуждению сформулированных проблем.
Литература учебная
1. Педагогика физической культуры: учеб. для студентов вузов / под общ. ред. В. И. Криличевского, А. Г. Семёнова, С. Н. Бекасовой. – М.: КНОРУС, 2012. – Глава 5. Полностью отсканирован (каф. педагогики, ауд. 80)
2. Ямалетдинова Г.А. Педагогика физической культуры и спорта: курс лекций. – Екатеринбург: Изд‑во Урал. ун-та, 2014. – Лекции 9, 10, 12. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/29008/1/978-5-7996-1183-5_2014.pdf
Актуальные статьи
1. Геращенко И. Г., Зубарев Ю. А., Шамардин А.И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 4. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/1998n4/p24-26,39-42.htm
2. Когтев Р.Н., Полякова Е.Р., Кузнецова Н.Л. Инновационная концепция физической культуры // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 86-97. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
3. Глухова Т.И., Зубченко Л.В., Кирилаш А.Р., Малый А.Т. Творчество как педагогическая проблема // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2008. – № 11. http://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-kak-pedagogicheskaya-problema
4. Новикова Н.Т., Коваль Т.Е., Черкасова И.Б. Информационно-коммуникационные технологии как важная составляющая инновационного подхода в организации занятий физической культурой и спортом // Физическая культура и спорт в системе высшего образования: сборник научно-методических работ. – М.: Изд-во «Перо», 2012. – С. 45-50. http://www.sport.spbu.ru/pdf/science/sbornik_12-13.pdf
Вопросы к зачету
1. Общественно-исторический характер и методологические основания педагогики.
2. Предмет и категории педагогики.
3. Отрасли педагогической науки и место ПФК среди них.
4. Методы научно-педагогических исследований.
5. Образование как ценность, процесс и результат деятельности.
6. Основные компоненты и закономерности педагогического процесса.
7. Этапы педагогического процесса.
8. Планирование и контроль в педагогическом процессе.
9. Педагогические условия совершенствования учебно-воспитательного процесса.
10. Понятие о профессиональной культуре спортивного педагога.
11. Структура и содержание педагогической культуры.
12. Педагогическое мастерство спортивного педагога.
13. Педагогические способности.
14. Педагогическая этика.
15. Культура речи преподавателя-тренера.
16. Стиль педагогического общения и руководства.
17. Личностная зрелость и профессиональная компетентность спортивного педагога.
18. Сущность, функции, категории, виды и задачи обучения.
19. Закономерности и принципы обучения.
20. Организационные формы обучения.
21. Варианты классификации и содержание методов обучения.
22. Средства обучения.
23. Самостоятельная работа обучающихся в сфере физической культуры.
24. Компоненты и функции педагогического управления в процессе обучения.
25. Интеграция обучающих и воспитывающих воздействий.
26. Частная методика и ее проектирование в физической культуре.
27. Сущность воспитания, его стороны и задачи.
28. Закономерности, принципы и средства воспитания.
29. Содержание и направления воспитания: умственное, гражданское, трудовое, нравственное, эстетическое, валеологическое, физическое.
30. Методы и средства воспитания.
31. Воспитательная деятельность педагога в процессе учебно-тренировочных занятий.
32. Спортивный коллектив как объект и субъект воспитания.
33. Актуальные проблемы физического воспитания современной молодежи.
34. Воспитание личности в спортивном коллективе.
35. Педагогические технологии в сфере ФК.
36. Проблемное обучение.
37. Активные методы обучения.
38. Педагогические инновации в сфере ФК.
39. Педагогическое творчество в сфере ФК.
40. Факторы продуктивности педагогической деятельности в сфере ФК.
|