Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тест контроля знаний по «Психологии социальной работы».

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..…..4

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП………………………………….......….4

3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПИНЫ…………………......4

4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПИНЫ ………………………….……….…...6

4.1. Тематический план…………………………………...……………….…………………..6

4.2.1. Планы лекций…………………………………………………………………………...7

4.2.2. Планы семинарских занятий…………..……………………………………………….8

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………….…………….13

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ………………………………………………………………………..………..14

6.1. Формы самостоятельной работы студентов………………………………….………..14

6.2. Контроль самостоятельной учебной работы студентов…………...………….………14

6.3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………..…………………...……………………..14

6.3.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки знаний………………………………..……………….……………………………..14

6.3.2. Тематика рефератов…………………………….……………………………………..16

6.3.3. Вопросы к коллоквиуму…….………………….…………………………....................18

6.3.4. Тематика контрольных работ…………………….…………………………………….206.3.5. Тестовый контроль знаний …………………………………………………………….21

6. 4. Система итогового контроля знаний………………………………………………..…..23

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………………......25



8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПИНЫ………….……27

 

1. Цели освоения дисциплины.

Дисциплина «Психология социальной работы» позволяет раскрыть теоретико-ме-тодологические и практические вопросы психологии социальной работы. Основной целью освоения дисциплины является формирование знаний о предмете, структуре и функциях психологии социальной работы, раскрытие философско-социологических и теоретико-психологических ее основ. Важное место при изучении дисциплины занимают практические вопросы: психотехнологии диагностики, коррекции и реабилитации людей, нуждающихся в социально-психологической помощи, особенности социально-психологичес-кой работы с ними (на материале подростков, пожилых и инвалидов).

2. Место дисциплины в структуре ООП.

«Психология социальной работы» включена в вариативную часть профессионального цикла ОПП. Она опирается на такие дисциплины, как «Социальная психология», «Психология личности», «Психология семьи», «Психология развития и возрастная психология», «Педагогика».

Программа «Психология социальной работы» раскрывает основные вопросы содержания социальной работы; теоретические и практические аспекты деятельности социального психолога; сущность и содержание его профессионального долга.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Психология социальной работы» направлен на формирование компетенций:

общекультурных (ОК):

- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуациях (ОК-9);

профессиональных (ПК):

практическая деятельность:

- способность к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3);

- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

- способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

педагогическая деятельность:

- способностью к использованию дидактических приёмов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека (ПК-11);

- способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

- способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп "(ПК-14).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные понятия психологии социальной работы: человек, индивид, личность, индивидуальность, социализация, социально-психологическая адаптация, социально-пси-хологическая реабилитация;

- основные исторические вехи формирования социальной работы;

- особенности взаимосвязи социальной работы и психологии;

- предмет, структура и функции психологии социальной работы;

- философско-социологические основы психологии социальной работы;

- теоретико-психологические основы психологической практики социальной работы;

- психотехнологии диагностики в социальной работе;

- психотехнологии коррекции в социальной работе;

- психотехнологии реабилитации в социальной работе.

Уметь:
- понимать внутренний мир и внешняя реальность, целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность;

- поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность;

- видеть возможности человека, оценивать потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи;

- оказывать квалифицированную социально-психологическую помощь отдельным категориям населениям, испытывающим социальные трудности;

- расширять у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;

- стимулировать самоуважения клиентов и их уверенности в себе;

- проводить социально-психологическую работу с подростками, пожилыми и инвалидами.
Владеть:
- навыками содействия оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде;

- приемами решения психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации»;

- методикой оказания квалифицированной помощи клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;

- способами содействия актуализации творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов клиентов для выхода из кризисного состояния;

- приемами оказания социально-психологической помощи подросткам, пожилым и инвалидам.

 

4. Структура и содержание дисциплины «Психология социальной работы»

4.1.Тематический план учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет __3_зачетные единицы_108_ часов.

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Семин. Самост. раб.
  Раздел 1. Теоретико-психологические основы психологической практики социальной работы
Предмет, структура и функции психологии социальной работы     Фронтальный опрос; эссе
Философско-социоло-гические и антропологические основы психологии социальной работы   Реферат
Общепсихологические теории личности и их роль в развитии социальной работы   Кейс-стади
Типологии личности и их значение в содержании социальной работы   Реферат, Тест контроля знаний
  Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы
Психотехнологии диагностики в социальной работе Контрольная работа
Психотехнологии коррекции и реабилитации Коллоквиум
Содержание и особенности социально – психологической работы с различными группами населения Выполнение творческих заданий (семинарско-практические занятия №№ 2, 3)
Социально-психоло-гическая работа с семьей Выполнение творческих заданий (семинарско-практическое занятие № 4)
  ИТОГО     Экзамен
                   

4.2. Содержание разделов дисциплины

Планы лекций

 

Тема лекции Планы лекции
Раздел 1. Теоретико-психологические основы психологической практики социальной работы
Лекция 1. Предмет, структура и функции психологии социальной работы   1. Формирование социальной работы как науки и специфической социально- психологической деятельности. 2. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы. 3. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и функциональной школ в истории социальной работы. 4. Предмет, психологии социальной работы ее структура и функции. 5. Основные понятия и категории психологии социальной работы.
Лекция 2. Философско-социологи-ческие и антропологические основы психологии социальной работы 1. Проблема природы человека в истории философии 2. Основные концепции природы человека в современной философии. 3. Антропологические концепции и идеи в современной социологии. 4. Проблема цели и смысла жизни.
Лекция 3. Общепсихологические теории личности и их роль в развитии социальной работы 1.Теории личности У. Джеймса. 2.Психоаналитические теории (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер). 3.Бихевиористские концепции личности (Б. Скиннер, А.Бандура). 4.Теория личности Р.Кеттела. 5. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс). 6. Онтопсихология (А. Менегетти).
Лекция 4. Типологии личности и их значение в содержании социальной работы 1. Биологические и физиологические типологии личности. 2. Психологические типологии личности. 3. Индивидуальный подход в социально-психологической деятельности с клиентами психолога, социального педагога и социального работника.
Раздел 2. Практические вопросы психологии социальной работы
Лекция 5. Психотехнологии диагностики в социальной работе 1. Понятие психотехнологий диагностики . 2. Психодиагностические опросники, применяемые в социальной работе (общая характеристика). 3. Своеобразие психодиагностики детей и подростков.
Лекция 6. Психотехнологии коррекции и реабилитации 1. Основные психологические проблемы клиентов. 2. Психологическое консультирование и психотерапия – важнейшие методы работы с клиентами. 3. Основные подходы в коррекционно-реабилитационной и профилактической работе.
Лекция 7. Особенности социально – психологической работы с различными группами населения 1. Социально-психологическая работа с детьми и подростками 2. Социально-психологическая работа с пожилыми людьми 3. Социально-психологическая работа с военнослужащими
Лекция 8. Социально-психологичес-кая работа с семьей 1. Социальные проблемы семьи. Семейная система. 2. Семейные кризисы: их социально-психологическая профилактика. 3. Методы разрешения семейных конфликтов. 4. Социально-психологическое сопровождение малой семьи. 5. Психологическое сопровождение детей из неблагополучных семей. 6. Методы работы с членами семьи, пережившими утрату. 7. Реабилитация детей и взрослых – жертв насилия в семье.

Планы семинарских занятий

Семинарское занятие № 1

Тема: «Психология как научно-теоретический и практический базис социальной работы»

Цель: закрепление знаний теоретических основ психологии социальной работы.

Тип занятия: просеминар.

Время: 4 часа + 6 часов СРС.

 

Задание для самоподготовки:

I. Повторить лекции по темам №№ 1,2

II. Ознакомиться с содержанием рекомендуемой литературы.

III. Подготовить реферативные доклады по темам:

· Психологические теоретические предпосылки социальной работы (основные психологические теории и концепции).

  • Социально-психологические понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”.
  • Психологические теории социализации личности.
  • Социально-психологическая адаптация и дезадаптация личности (сущность, значение, этапы, уровни, факторы).
  • Социально-психологическая реабилитация (сущность, виды, инструментарий).

Ход занятия:

  1. Актуализация опорных знаний студентов по теме (фронтальный опрос).
  2. Тематические доклады студентов.
  3. Обсуждение тематических докладов и подведение итогов.
  4. Рефлексия занятия.

Рекомендуемая литература:

1. Гуслякова Л.Г., Демина Л.Д. Психология и социальная работа. Барнаул, Изд. БГУ, 1991.

2. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. Владивосток, Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004.

3. Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленок, М.: Просвещение, 1999.

4. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др.: Под общей ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

Форма отчетности: кейс с тематическими материалами; доклад на семинаре.

 

Семинарское занятие №2

Тема: «Исследование социально-психологических факторов и психологических условийформирования детской субкультуры» с учётом теории возрастного развития.

Цель: закрепление теоретических знаний и овладение методиками изучения социально-психологических факторов и психологических условий формирования детской субкультуры с учётом теории возрастного развития.
Время: 2 часа + 8 часов СРС.

 

Вопросы для самоподготовки:

1. Основные принципы и свойства научного исследования проблемы.

2. Современные социально-психологические факторы и условия формирования детской субкультуры.

3. Программа научного исследования (цель, объект, предмет, этапы, способы, диагностический комплекс) психологических факторов формирования детской субкультуры с учётом теории возрастного развития.

Форма проведения: семинар-практикум.
Форма отчётности: выступление на практическом занятии, сдача письменных работ.

Рекомендуемая литература:

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 224-228.

2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. – С.65-123.

3. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – С.516-526; С.621-657.

4. Фридман Л.М. Психология детей и подростков: Справочник для учителей и воспитателей. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. – С.83-85; С.142-147; С.267-269.

Ход занятия
Задание 1. На основании рекомендованной литературы и методики «психологическая мозаика» составить сравнительную таблицу, отражающую особенности и различия современных социально-психологических факторов и условий формирования детской субкультуры

Материалы для психологической мозаики Общий перечень факторов и условий Социально- психологические факторы Социально-психологические условия


Задание 2.

На основании собственных наблюдений и прочитанной литературы составьте перечень специфических социально-психологических признаков (целей, норм, системы ценностей, стереотипов поведения, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышление определённой номинальной и реальной группы подростков (например, рокеры, трансферы, фолкеры, хип-хоп, эмо и др.), позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Задание 3.
1. Составьте программу научного исследования (цель, объект, предмет, этапы, способы, диагностический комплекс), используя таблицу задания 1.
2. Разработайте психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по организации работы с учащимися, членами неформальных групп.
Рекомендуемый диагностический комплекс для изучения социально-психологических факторов и психологических условий формирования детской субкультуры с учётом теории возрастного развития:

1. Опросники ценностей, интересов, установок, мотивов: шкала оценки потребности в достижении; метод «Незаконченные предложения»; методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); ориентационная анкета Б. Басса для определения личностной направленности; опросник ценностей Олпорта-Вернона-Линдсея; опросник «Список личностных предпочтений» А. Эвардса; опросник мотивов Ю.Л. Ханина; опросник установок В.А.Ядова;

2. Методики изучения внутригрупповых отношений: метод социометрических измерений, социальное уличное анкетирование;

3. Методики изучения индивидуально-личностных особенностей психического развития детей: адаптированный тест школьной тревожности Филлипса; методика диагностики уровня социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; тест-опросник для выявления акцентуаций характера Г. Шмишека.

Семинарское занятие № 3

Тема: «Основы психологического консультирования детей, участников асоциальных формирований»
Цель: овладение методиками и технологиями развивающего и кризисного консультирования детей с ценностной дезориентацией.
Время: 4 часа + 8 часов СРС.


Вопросы для самоподготовки:

1. Общие принципы и развитие развивающего и кризисного консультирования.

2. Социально-психологическая карта ценностных дезориентацийдетей.

3. Перечень качеств эффективного консультанта по В.Колшеду.

4. Навыки эффективного консультирования. Научные модели психологической помощи ребёнку.

5. Профилактические программы обучения клиента жизненным навыкам.

Форма проведения: семинар-практикум, деловая игра.

Форма отчётности: выступление на практическом занятии, сдача письменных работ.

Рекомендуемая литература:

  1. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Изд-во Моск. ун–та, 1993. – С. 56-112.
  2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. – С.45-67; С.186-201.
  3. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. М.: Московский психолого-социальный институт. 2000. – С. 123-186.

Ход занятия:

Задание 1. Повторите общие принципы развивающего и кризисного консультирования. На основании выше указанной рекомендованной литературы разработайте сравнительную таблицу консультирования группы детей: Групповое консультирование: (укажите группу)

Задание 2. Составьте социально-психологическую характеристику личностного развития ребёнка, члена неформальной группы или общности, используя список социально-психо-логических признаков:

1. Стереотипы поведения (примеры детских представлений и их практическая реализация): азарт, риск, неуравновешенность, отрешённость, необузданность, жестокость, независимость, хвастливость…

2. Моральные нормы (система общих правил поведения, основанная на критериях добра и зла, справедливости и несправедливости): гибкость, необязательность, независимость, непоследовательность, отказ, злость, агрессивность…

3. Вкусы (устойчивое свойство ощущений, чувств и поведения к явлениям и предметам действительности, к людям): подражание, подкрепление и научение через наблюдение за старшеклассниками, музыкальными идолами, спортивными кумирами, телевизионными персонажами, социально значимыми взрослыми (родителями, родственниками)…

4. Система отрицательных моральных ценностей (ценностные представления морального сознания в виде категорий, принципов, норм, правил, а также нравственные поступки людей, мотивы и чувства): открыто отрицательное отношение к нравственным ценностям общества, отказ от них (моральный цинизм); неопределённость нравственных позиций по всем вопросам морали; отрицание нравственных ценностей, неверие в их справедливость (моральный нигилизм); неуважительное отношение к людям; злостное и грубое нарушение общественного порядка, прав и свобод человека (хулиганство); создание собственных кумиров и идолов; сектантство.

Форма отчетности – заполненная карта-памятка и выступление на практическом занятии.

Задание 3. Создать микрогруппы студентов (по 2 человека) для деловой игры (консультант - клиент-ребёнок) для адаптации 2 методик или технологий развивающего и кризисного консультирования детей с ценностями отрицательной направленности личности. Разработать схему проведения консультирования. Обсудить предложенные методики.

Написать психологическое эссе «Как вы представляете себе идеальное терапевтическое сообщество для группового консультирования детей с отрицательными ценностями».

Задание для самостоятельной работы студентов (обязательные вопросы для закрепления изученного материала по темам лекций № 1-4; 6-9).

Задание: подготовить опорные конспекты мини-лекций (ответов на вопросы) предложенной тематики (объём по 1 стр.):

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что является механизмом развития самосознания?
  2. Какова может быть «цена» адаптации для ребёнка?
  3. В чём причина аффективных вспышек и конфликтов в детской среде?
  4. Каково содержание психологического и социального в понятии «детская субкультура»?
  5. Какова существует структура мотивов и потребностей личности ребёнка?
  6. Что такое внутренняя позиция подростка?
  7. Объясните понятие «внешняя взрослость» и «социальная взрослость».
  8. В чём причина кризиса самооценки современных детей?
  9. Объясните процесс переключения интересов подростка с частного и конкретного на отвлечённое и общее?
  10. Расскажите, как развивается интерес у ребёнка к психологическим переживаниям других людей и своих собственных?
  11. Как вы считаете, может ли детская субкультура быть искусственной задержкой личностного самоопределения подростков?
  12. Назовите круг интересов современного младшего школьника.
  13. Назовите круг интересов современного подростка.
  14. Назовите круг интересов современного старшеклассника.
  15. Какие вы можете предложить содержательные отношения, интересы и переживания для детей?
  16. Укажите основные виды психологической помощи детям с отрицательными духовными ценностями.
  17. Чем отличается с методологической точки зрения развивающее и кризисное консультирование?
  18. Каковы психологические последствия бездействия общества в становлении и развитии детской субкультуры?

Рекомендуемая литература:

1. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. К.: Укртехпрес, 1997. – 216 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. – 300 с.

3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию: Учебное пособие. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ-М», 2003. – 360 с.

4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 275 с.

5. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. Воронеж: МОДЭК, 2000. – 240 с.

6. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др./ Под общей ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

7. Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса // Мир психологии и психология в мире. 1994. № 1. – С. 39–40.

 

Семинарское занятие № 4

Тема: «Содержание и методы психологического сопровождения молодой семьи»

Цель: формирование компетенций психологического сопровождения молодых семей

Тип занятия: семинар – «круглый стол».

Время: 4 часа + 16 часов СРС.

 

Задание для самоподготовки:

I. Повторить лекции по темам №№ 8,9.10

II. Ознакомиться с содержанием рекомендуемой литературы.

III. Составить 2-3 проблемные ситуации, возникающие в молодых семьях (на основе анализа научной и художественной литературы, художественных фильмов, интерриоризации социального опыта.

IY. Проанализировать 5 семейных конфликтных ситуаций из. Источника № 1.

Y. Разработать программу психологического сопровождения для молодой семьи, исходя из заданной конфликтной ситуации (выбрать одну из пяти).

 

Ход занятия:

  • Актуализация опорных знаний студентов (коллоквиум).
  • Анализ семейных конфликтных ситуаций (брейнсторминг).
  • «Круглый стол» - обсуждение проектов психологического сопровождения проблемных молодых семей.
  • Подведение итогов семинара.

 

Рекомендуемая литература:

  1. Ковалев В.Н., Лопатина Н.Н. Практикум по основам конфликтологии. Севастополь, Изд. СФ МГУ, 2007.
  2. Ковалев А.Г. Психология семьи. М.: Инфра, 2011.
  3. Сулимова Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. М.: Просвещение, 1996.
  4. Основы социальной работы. / Под ред. П.Д. Павленок, М.: Просвещение, 1999.
  5. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как психотерапевт / Пер. с англ. М.: Смысл, 1993. – 331 с.
  6. Психология социальной работы / О.Н. Александрова, О.Н. Боголюбова, Н.Л. Васильева и др. /Под общей ред. М.А. Гулиной. СПб.: Питер, 2002. – 352 с.

 

5. Образовательные технологии
Предполагается применение следующих типов лекций:
- информационная (способ передачи готовых знаний учащимся через монолог);
- проблемная (процесс познания студентов приближается к поисковой, исследовательской деятельности);
- лекция-визуализация (результат поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения);
- лекция с заранее запланированными ошибками (развивает у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию);
- лекция-пресс конференция (близка к соответствующей форме профессиональной деятельности со следующими изменениями, назвав тему лекции, преподаватель просит студентов письменно задать ему вопросы по данной теме).
На семинарских занятиях используются дискуссии, кейс-метод, анализ и решение ситуационных задач, брейнсторминг, деловые игры, научно-исследовательская работа (НИРС), проектные методы как средства активного профессионального обучения психологии.
*На занятиях используется мультимедиа (комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом, но и со звуком, графиком, анимацией, а также видео). Электронное сопровождение лекционного материала (выполнено в редакторе Power Point).

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

6.1. Формы самостоятельной работы студентов
* Самостоятельная подготовка студентами докладов к семинарским занятиям.

*Подготовка научных докладов, рефератов.
* Анализ деловых ситуаций (мини кейсов), решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений.
* Творческая работа:
- составление памяток, брошюр, рекомендаций и советов;

- написание эссе, писем-размышлений, сочинений.
*Составление словаря, глоссария по изучаемому вопросу.
* Участие в разработке и апробации социально-психологических игр и тренингов.

 

6.2. Контроль самостоятельной учебной работы студентов.


Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется через:
- консультации (установочные, тематические), в ходе которых студенты должны осмыслять полученную информацию, а преподаватель определить степень понимания темы и оказать необходимую помощь;
- следящий контроль осуществляется на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Он проводится в форме собеседования, устных ответов студентов, контрольных работ, тестов, организации дискуссий и диспутов, фронтальных опросов. Преподаватель фронтально просматривает наличие письменных работ, упражнений, задач, конспектов, картотеки.
- текущий контроль осуществляется в ходе проверки и анализа отдельных видов самостоятельных работ, выполненных во внеаудиторное время. Это, как правило, работы индивидуального характера;
- итоговый контроль осуществляется через систему экзамена. Экзаменационные билеты составлены с использованием письменной формы итогового контроля.

6.3. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

6.3.1. Перечень заданий для самостоятельной работы и контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Назовите основные причины формирования социальной работы как науки. Где и когда были организованы первые школы (курсы) по подготовке социальных работников?

2. Определите сущность и основные принципы диагностической школы в социальной работе, разработанные ее основательницей М.Ричмонд?

3. Проанализируйте несколько определений предмета социальной работы с точки зрения ее связи с психологией.

4. Обоснуйте необходимость психологической составляющей в системе социальной работы и раскройте ее основное содержание.

5. Каковы основные функции психологии социальной работы?

6. Назовите основные понятия психологии социальной работы и раскройте их связь.

7. Определите особенности и основные различия социализации детей и взрослых.

8. Раскройте понятия десоциализации и ресоциализации.

9. В чем сущность половой социализации?

10. Разъясните смысл понятий дезадаптация и псевдоадаптация.

11. Назовите основные принципы реабилитации и раскройте их психологическое содержание.

12. Укажите основные персонологические концепции в психологии, являющиеся непосредственной теоретико – методологической основой психологической практики социальной работы. Обоснуйте Ваш ответ (на примере 1-2 концепций).

13. Раскройте особенности понимания личности в учении У.Джеймса. в чем значение этой концепции для психологической практики социальной работы?

14. Какова структура личности в учении З.Фрейда? Разьясните смысл основных понятий фрейдовского психоанализа («Оно», «Либидо», «Сверх -я», «эдипов комплекс», «сублимация» и др.).

15. В чем сущность фрейдовского понимания процесса социализации. Каковы его основные механизмы?

16. Проанализируйте основное содержание концепции З.Фрейда о тревоге и формах психологической защиты.

17. Какие, на Ваш взгляд, представления и идеи З.Фрейда являются наиболее обоснованными и имеют значение для психологической практики социальной работы?

18. Раскройте сущность учения К. Юнга о структуре личности. В чем его основное отличие от понимания личности З. Фрейдом?

19. Проанализируйте основное содержание учения К. Юнга о психологических типах и функциях. В чем его значение для социальной работы?

20. Укажите принципиальное отличие бихевиористской концепции личности (в частности Б.Скиннера) от психоаналитической персонологии. Каковы, на Ваш взгляд, сильные и слабые стороны бихевиоризма в понимании поведения человека и в чем его значение для социальной работы?

21. Раскройте основное содержание учения Р. Кеттела о личности. Дайте анализ «формулы поведения» Р. Кеттела. Каково значение его концепции в практике социальной работы?

22. Обоснуйте роль концепций типологии личности в психологической практике социальной работы. Укажите основания классификации учений о типологии личности.

23. Раскройте содержание и укажите основания типологии личности И.П.Павлова.

24. Определите вид и основания и назовите авторов типологий личности, в которых выделяются, в частности, следующие типы людей: эгофильный, генофильный, альтруистический, демонстративный, педантичный, застревающий.

25. Проанализируйте соотношение базисных измерений личности с типами темперамента и направленности (экстра - интроверсии) в концепции Г.Айзенка.

26. Укажите, кто из названных ниже психологов является автором типологии личности, в которой выделяются две основные группы людей – экстерналы и интерналы. В чем сущность данной типологии?

27. Каково соотношение типологий личности Э. Кречмера и П.Б.Ганнушкина?

28. Что такое психотехнологии? Дайте общую характеристику психотехнологий, используемых в социальной работе.

29. Раскройте основное содержание личностных опросников, разработанных Г. Айзенком.

30. Каковы особенности и значение опросника Р. Кеттела «16 личностных факторов» в социальной работе?

31. Сформулируйте основные принципы социально – психологической работы с отдельными группами населения.

32. Укажите основные цели и общие методы психосоциальной работы с пожилыми и инвалидами.

33. Назовите и охарактеризуйте основные функции социальных работников в работе с подростками, пожилыми и инвалидами. Выделите среди них функции социально-организационного и социально-психологического характера.


6.3.2. Темы рефератов
1. Болезни общества и психологические аспекты социальной работы.
2. Социология повседневности в структуре теории социальной работы.
3. Модель инструментария по исследованию социального здоровья.
4. Социально-психологический анализ пограничной ситуации.
5. Маргинал, маргинализация и маргинальность как объект социальной работы.
6. Интеллектуальный, культурный и образовательный потенциал в структуре социального здоровья.
7. Профессиональный статус личности и социальное здоровье.
8. Этнокультурный и семейный параметры социального здоровья индивида.
9. Медико-биологическая составляющая социального здоровья и проблема валеологии.

10. Психологическая социальная дезадаптация несовершеннолетних.

11. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита.

12. Глобальное и региональное в развитии цивилизации.
13. Человек и мир, их соотношение.
14. Смысл жизни и смысл социальной работы.
15. Человек в мире страданий. .
16. Экзистенциальная сущность маргинальности.
17. Онтологические и гносеологические подходы в теории социальной работы.
18. Экзистенциальная сущность социального действия в социальной работе.
19. Философия постмодернизма.
20. Теория социального действия М.Вебера.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.