Обратная связь
|
Направления 38.03.02 «Менеджмент» МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
«Деловое общение»
для студентов направлений 38. 03. 01 «Экономика»,
38.03.02 «Менеджмент»
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
Тверь 2015
Пьянова Л. В.
Деловое общение: Рабочая программа. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2015. – 96 с.
Одобрено кафедрой общегуманитарных дисциплин, протокол № 1 от «01» сентября 2015.
Шифр дисциплины по РУП:
Тверской филиал
Московского гуманитарно-экономического института, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Перечень планируемых результатов обучения по
дисциплине (модулю), соотнесенных
с планируемыми результатами освоения
образовательной программы.........................................3
|
|
|
Место дисциплины (модуля) в структуре
освоения образовательной программы.........................6
|
| 3.
| Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с
указанием количества академических или
астрономических часов, выделенных на контактную
работу обучающихся с преподавателем (по видам
учебных занятий) и на самостоятельную работу
обучающихся ..........................................................7
|
| 4.
| Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий.................................................11
|
| 5.
| Перечень учебно- методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)............................................................................33
|
| 6.
| Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоенич дисциплины (модуля).............................................................................37
|
| 7.
| Перечень ресурсов информационно-телекумманикационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)...............................38
|
|
|
|
| 8. Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля).......................................................39
9. Перечень информационных технологий, используемых
при осуществлении образовательного процесса по
дисциплине (модулю) , включая перечень
программного обеспечения и информационных
справочных систем (при необходимости)....................41
10. Описание материально-технической базы,
необходимой для осуществления образовательного
процесса по дисциплине (модулю).............................45
11. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).........................................................................47
11.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы...............................................................................47
|
|
|
|
|
| 11.2 Описание показателей и критериев оценивая компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.............................................50
|
|
| 11.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы...........................................51
|
| 11.4 Методические материалы, определяющие
процедуры оценивания знаний, умений, навыков и
(или) опыта деятельности, характеризующих этапы
формирования компетенций............................................80
|
| 11.5 Показатели и критерии оценивания сформированности
компетенций на различных этапах их формирования,
шкалы и процедуры оценивания.....................................82
11.6 Приложения...............................................................82
7. Инновационные оценочные средства................................59
8. Приложения..........................................................................65
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цель освоения дисциплины– раскрыть специфику делового общения как важной составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.
Основные задачи курса:
- целенаправленно подготовить студентов к использованию средств, методов и форм делового общения в профессиональной деятельности;
- формировать потребности в развитии коммуникативных способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
- формировать умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции делового общения;
- формировать личностные качества, необходимые для организации делового общения с руководством, клиентами и коллегами.
Программа курса включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: этика делового общения, деловое общение: виды и формы, психологические особенности публичного выступления, невербальные особенности процесса делового общения, спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности, конфликты и конфликтные ситуации, стрессы, имидж делового человека, документационное обеспечение делового общения.
На практических занятиях более подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как:
навыки ведения переговоров, проведения дискуссии, умение справляться со стрессом и разрешать конфликтные ситуации.
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы, таких как психологические приемы влияния на партнера, переговорное пространство, пословицы, поговорки, крылатые выражения в языке делового человека, межнациональные особенности невербального общения, условия успешности протекания спора, стрессы и стрессовые ситуации, фазы развития стресса, классификация стрессов, причины стрессового напряжения, способы избегания стрессовых ситуаций, механизмы психологического воздействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение, общие правила оформления документов.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Курс «Деловое общение» является одной из основных учебных дисциплин, формирующих у студентов знания, умения и навыки в области профессионального общения.
2. Место дисциплины (модуля)в структуре ООП
Курс «Деловое общение» входит в вариативную часть цикла Б.1, относится к дисциплинам по выбору студента блока общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, включенных в учебный план подготовки бакалавров по направлениям 38. 03. 01 и 38.03.02 профиль Московского гуманитарно — экономического института и изучается на 1 курсе.
3. Объём дисциплины (модуля) в зачетных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент»:
иметь представление о специфике делового общения; роли делового общения в профессиональной деятельности; влиянии знаний, умений и навыков в области делового общения на личностное развитие;
знать основные понятия делового общения; виды и формы делового общения; вербальные и невербальные особенности процесса делового общения; психологические особенности спора; причины возникновения и способы разрешения конфликтов; особенности имиджа делового человека и его влияние на процесс общения; этикет и культуру делового общения;
уметь ориентироваться в видах и формах делового общения, видах деловой корреспонденции; моделировать деловую беседу, переговорный процесс, публичное выступление, деловое совещание; пользоваться вербальными и невербальными средствами общения в целях достижения поставленной цели; предупреждать и разрешать возникшие конфликтные ситуации; моделировать собственный имидж;
владеть навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении на иностранном языке; навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыками литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке, навыками публичной и научной речи; навыками влияния на партнера в ходе деловой беседы, совещания, переговоров; создания благоприятного психологического климата в ходе делового общения; техники и тактики аргументирования; завоевания и удержания внимания аудитории во время публичного выступления; культуры спора; разрешения конфликтов; формирования позитивного имиджа; общения с
клиентами; корректировки общения; деловой переписки. Процесс изучения дисциплины «Деловое общение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Экономика»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ;
|
ОК - 1
| способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
|
ОК - 6
| способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ;
|
ОК - 9
| способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков;
|
ОК - 10
| умением критически оценивать личные достоинства и недостатки
|
ОК - 11
| осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
|
ОК -12
|
Процесс изучения дисциплины «Деловое общение» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Менеджмент»следующих компетенций (согласно ФГОС ВПО):
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения
| ОК - 5
| умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь
| ОК - 6
| готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе
| ОК - 7
| стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию
| ОК - 10
| умением критически оценивать личные достоинства и недостатки
| ОК - 11
| осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности
| ОК - 12
| способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации
| ОК - 19
|
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Всего
часов
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего),в том числе:
|
|
| Лекций (Л)
|
|
| Семинары (С)
|
| Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачет
|
|
| Самостоятельная работа (всего),в том числе:
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
| Реферат
|
|
| Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя
|
|
| Решение практических ситуаций
|
|
| Подготовка научных докладов и сообщений
|
|
| Вид промежуточной аттестации – зачет
| +
| +
| Общая трудоемкость, час
Зачетные единицы
|
|
|
|
|
заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестры
|
| Аудиторные занятия (всего),
в том числе
| 36/2
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Семинары (С)
| -
| -
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего),
в том числе
| 18/0,5
|
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| -
| -
| Другие виды самостоятельной работы
| 18/0,5
|
| Под контролем преподавателя
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| зачет
| зачет
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
4. Содержание дисциплины (модуля) структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий
1.1 Тематический план
Направления 38.03.01 «Экономика»
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| Формируемые
компетенции
| | лекции
| практические
занятия
| |
| Этика делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11,
|
| Деловое общение: виды и формы
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10, 11,
|
| Деловые переговоры
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11,
|
| Психологические особенности публичного выступления
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11,
|
| Невербальные особенности процесса делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11,
|
| Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
ПК-12
|
| Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11,
|
| Имидж делового человека
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11
|
| Документационное обеспечение делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
1,6,9,
10,11
|
| Зачет
|
|
| |
|
| | | Итого
|
|
|
| 18/10*
|
| |
Тематический план
направления 38.03.02 «Менеджмент»
| Наименование темы
| Количество часов
по учебному плану
| Количество
аудиторных часов
| Из них, час
| Самостоятельная
работа
| Формируемые
компетенции
| | лекции
| практические
занятия
| |
| Этика делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Деловое общение: виды и формы
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Деловые переговоры
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Психологические особенности публичного выступления
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Невербальные особенности процесса делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Спор, дискуссия, полемика: происхождение и психологические особенности
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Конфликты и конфликтные ситуации. Стрессы
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Имидж делового человека
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Документационное обеспечение делового общения
|
|
|
|
|
| ОК -
5,6,7,
10, 11, 12,19
|
| Зачет
|
|
| |
|
| | | Итого
|
|
|
| 18/10*
|
| |
Программа курса
|
|